Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий
Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий
Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так актуально заботиться о своевременном формировании речи детей, начиная с раннего детства. Развитие речи детей раннего возраста обусловлено определенными закономерностями. Ребенок рождается с готовым аппаратом речи, но не говорит. Обусловлено это не только недоразвитием всей нервной системы и центра речи, но и рядом других причин:
новорожденный не владеет навыком пользования своим аппаратом речи, ему надо этот навык приобрести;
у него нет содержания для речи, ему надо это содержание накопить;
ему незнакомы словесные формы речи, он должен с ними познакомиться;
речь связана с проявлением мышления и обусловлена им;
язык развивается в условиях социального общения между людьми; между новорожденным и окружающими его людьми социальные связи еще не установились, их надо установить.
Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение для дальнейшего его развития. С момента рождения ребенок, общаясь с окружающими, развивает все свои силы и способности. Проявления развития ребенка особенно ярки в области языка. Легкость и быстрота, с которыми ребенок при благоприятной педагогической обстановке овладевает речью, поистине изумительны. По данным Е.А.Аркина, рост словаря характеризуется следующими количественными особенностями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий»
Опыт работы
в группе раннего возраста
«Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности
на основе инновационных технологий»
Паспорт опыта
Наименование опыта
Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельностина основе инновационных технологий
Заведующий МБДОУ
“Д/С №16»”
Спирина Лариса Анатольевна
Адрес
291300 Город Касимов, Рязанская область, улица 50 лет СССР, дом № 16
Руководитель опыта
Соколова Марина Юрьевна заместитель заведующий по ВМР
Разработчики опыта
Воспитатель: Шестакова Ольга Викторовна
Цель опыта
Поиск инновационных подходов к решению проблемы развития речи детей раннего возраста в условиях внедрения ФГОС.
Срок реализации опыта
Один год, с повторением нового набора детей
Ожидаемые результаты
Для детей: Создание условий для развития речи у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности на основе инновационных технологий. Формирование памяти, мышления, воображения и внимания.
Для родителей: Наглядное информирование, открытые просмотры, консультации, привлечение родителей к участию в жизни ребенка в ДОУ
Для педагогов: Повышение эффективности развития речи детей раннего возраста, приёмы развития мелкой моторки руки в игровой деятельности, в усовершенствованной, модернизированной и адаптированной к различным ситуациям и условиям форме.
Содержание
Введение
Теоретические аспекты речевого развития детей.
Актуальность, новизна опыта.
Цель, задачи опыта.
Принципы речевого развития.
Методы речевого развития детей раннего возраста.
Создание условий для речевого развития детей раннего возраста.
Целевые ориентирыречевого развития детей раннего возраста.
Методы и приемы речевого развития детей раннего возраста.
Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста.
Приложение.
«…Воспитание речи есть всегда воспитание мысли.
Одно неотделимо от другого».
К. И. Чуковский
Введение
Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так актуально заботиться о своевременном формировании речи детей, начиная с раннего детства. Развитие речи детей раннего возраста обусловлено определенными закономерностями. Ребенок рождается с готовым аппаратом речи, но не говорит. Обусловлено это не только недоразвитием всей нервной системы и центра речи, но и рядом других причин:
новорожденный не владеет навыком пользования своим аппаратом речи, ему надо этот навык приобрести;
у него нет содержания для речи, ему надо это содержание накопить;
ему незнакомы словесные формы речи, он должен с ними познакомиться;
речь связана с проявлением мышления и обусловлена им;
язык развивается в условиях социального общения между людьми; между новорожденным и окружающими его людьми социальные связи еще не установились, их надо установить.
Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение для дальнейшего его развития. С момента рождения ребенок, общаясь с окружающими, развивает все свои силы и способности. Проявления развития ребенка особенно ярки в области языка. Легкость и быстрота, с которыми ребенок при благоприятной педагогической обстановке овладевает речью, поистине изумительны. По данным Е.А.Аркина, рост словаря характеризуется следующими количественными особенностями.
1 год – 9 слов;
1год 6 месяцев – 39 слов;
2 года – 300 слов;
3 года – до 1500 слов.
Теоретические аспекты речевого развития детей
В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования заложен чёткий принцип организации образовательного процесса, в основе которого лежит игра.
Советские психологи (Л.С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребёнка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития. В игре все стороны личности ребёнка формируются в единстве и взаимодействии.
В современной дошкольной педагогике выделяются разные виды игр, передающие детям определённые знания и умения: дидактические, подвижные, игры драматизации, музыкальные игры- забавы, где игровые действия заранее предусмотрены правилами игры. Во многих из этих игр содержание обучения как бы вплетается в игровой сюжет, интересный и близкий детям по их жизненному опыту. Предлагаемый игровой сюжет предусматривает такое поведение детей, которое обеспечивает усвоение новых знаний, умений, нравственных правил. Дети, действуя в воображаемой ситуации, незаметно для себя усваивают заложенный в них учебный речевой материал.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, таким образом, осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.
Учитывая современные подходы и требования к образовательному процессу, необходимо создавать условия для игры в дошкольном образовательном учреждении таким образом, чтобы она способствовала формированию у ребёнка любознательности, инициативности, воображения, мышления, стимулировала к развитию речевой активности.
Исследования отечественных ученых – педагогов и мой тридцатилетний опыт работы с детьми показывает, что ранний возраст это период первоначального ознакомления с окружающим миром, это время стремительного развития познавательных и речевых способностей ребенка, поэтому тема моей педагогической деятельности «Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий» является актуальной на данном этапе.
Актуальность возникновения опыта связана с тем, что внедрение федеральных государственных стандартов дошкольногообразования определило требования к условиямреализации основной образовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования")
Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты. Овладение речью – одно из главных достижений в развитии ребенка раннего возраста. Учитывая важность данной проблемы, в детском учреждении необходимо уделять особое внимание речевому развитию детей раннего возраста.
Новизна опыта использование инновационных технологий в раннем возрасте для развития речи.
Целью моей педагогической деятельности стал поиск инновационных подходов к решению проблемы развития речи детей раннего возраста в условиях внедрения ФГОС.
Для достижения цели был выдвинут ряд приоритетных задач:
1.Развитие ручной умелости и совершенствование точных, сложнокоординированных движений всех звеньев руки – плеча, предплечья и особенно кисти и пальцев рук. 2.Развивать речь детей. 3.Развивать внимание, воображение, память, мышление детей. 4.Совершенствовать зрительное восприятие, развитие зрительно-моторной координации, формирование плавности и точности движений. 5.Обогащать словарь детей за счёт разучивания новых пальчиковых игр, расширять знания детей по основным лексическим темам. 6.Создавать благоприятный эмоциональный фон общения. 3. Принципы речевого развития
Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.
Принцип коммуникативно-деятельностного информационного подхода к развитию речи.
Принцип развития языкового чутья и элементарного осознания явления языка.
Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи.
Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
Принцип обеспечения активной языковой практики.
Принцип тесной взаимосвязи национального и общечеловеческого в речевом развитии малышей.
Принцип тесного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.
Принцип насыщенной предметно-игровой среды по речевому развитию малышей.
Методы речевого развития детей раннего возраста
Наглядные методы:
Наблюдение за живыми объектами: кошкой, собакой, птицей и т.д.
Наблюдения в природе; экскурсии на участок старшей группы, на огород, спортивную площадку дошкольного учреждения и т.д.
Рассматривание игрушек, предметов и картин.
Изобразительная наглядность.
Практические методы:
Дидактические игры;
Дидактические упражнения;
Хороводные игры;
Игры – драматизации; инсценировки;
Игры – сюрпризы;
Игры с правилами.
Словесные методы:
Чтение потешек, забавлянок, стихов, сказок с использованием наглядности;
Чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности.
Создание условий для речевого развития детей раннего возраста
Речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности. Вся мебель в групповой комнате единая по стилю, простая по форме и имеет современный силуэт. Оборудование в группе следует размещено так, чтобы воспитателю удобно было подойти к каждому ребенку во время игр и занятий. Размещая мебель, старались максимально освободить площадь пола для игр и подвижной деятельности детей. Дети раннего возраста познают мир, исследуя его с помощью органов чувств. Поэтому для малышей и создали пространство для речевого, игрового и сенсорного развития, которое включает в себя:
Игровое пособие «Волшебный коврик» для развития моторных, сенсорных, речевых и мыслительных способностей детей. Функции данного пособия: развивающая, диагностическая, коммуникативная, игротерапевтическая, развлекательная.
Различные виды дидактических игр: лото, домино, мозаика, складные кубики с разрезными картинками.
Наборы картинок для группировки по 3-4 в каждой группе (реалистические изображения): животные, животные с детенышами, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода, игрушки.
Наборы парных картинок (предметные) для сравнения, той же тематики.
Наборы парных картинок типа «лото» (из 2-3 частей), той же тематики.
Разрезные (складные) кубики с предметными картинками, разделенными на 2-4 части.
Разрезные картинки, разделенные на 2 части по прямой.
Серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации)
Сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку – сказочной, социобытовой), крупного формата.
Звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки); уголок ряжения с зеркалом – необходимый атрибут речевого развития детей. Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платки, накидки, юбки, которые любовно сшили для детей их мамы. Уголок ряжения пополняется за счет внесения новых атрибутов: бус, шапочек, лент, бантов и т.д.
Книжная зона в групповой комнате особенно нравится малышам и способствует развитию речи детей. Дети раннего возраста очень серьезно относятся к «чтению» книг. В нем находиться 3-4 экземпляра одинаковых по содержанию книг в толстом переплете, к ним по содержанию сюжета могут подключаться игрушки для обыгрывания, например: читаем про мишку, к книжкам ставим игрушку мишку и т.д. Интимность и теплоту обстановки создает светильник. Под включенным «солнышком» малышам очень нравится рассматривать иллюстрации, слушать любимые сказки, перелистывать страницы фотоальбома с фотографиями членов семьи.
Театральная зона включает: театр игрушки, настольный театр, плоскостной, бибабо, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр, театр «на кеглях», «на палочках», «на перчатке», театр «заводных игрушек».
В соответствии с ФГОС дошкольного образованияцелевые ориентирыречевого развития детей раннего возраста следующие: — владеет активной речью, включенной в общение; — может обращаться с вопросами и просьбами; — понимает речь взрослых; — знает названия окружающих предметов и игрушек; — стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; — проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки; — эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
Данные ориентиры отражают согласованные ожидания общества относительно речевого развития детей раннего возраста и представляют собой возрастной портрет ребенка. Владение активной речью, включенной в общение, рассматривается как условие полноценного личностного развития малыша. Задача педагога — развивать такой тип общения, в процессе которого побуждать ребенка к выполнению различных движений, действий, к речевому взаимодействию.
С детьми 2-го и 3-го года жизни непосредственно образовательная деятельность, в основном, проводится в таких формах: - наблюдения реальных объектов и предметов ближайшего окружения; - инсценирование с помощью игрушек реальных и сказочных ситуаций; - рассматривание изображений знакомых предметов на картинках (узнавание, называние, составление рассказов); - чтение художественной литературы (рассказов, сказок и т.д.). Исходя из форм взаимодействия, наиболее актуальными будут такие методы работы, при помощи которых дети активно общаются и проявляют самостоятельность, интерес к речевой деятельности.
Методы и приемы речевого развития детей раннего возраста: 1. Чередование хоровых ответов с индивидуальными (малыши предупреждают зайчонка об опасности; утешают или баюкают куклу; при этом они должны быть убеждены в необходимости того, что делают). Хоровых ответов должно быть достаточно много. Так, новую куклу приглашают в группу сначала все дети, затем самые маленькие, затем только мальчики, и т.д. 2. Разнообразные задания, предполагающие ответ действием: найдите, покажите, выберите, принесите и т.д. Эти задания не только оживляют занятие, дают возможность детям подвигаться, но и позволяют воспитателю выяснить, имеется ли данное слово, речевой оборот в пассивном словаре ребенка. 3. Специальные задания, побуждающие ребенка принять воображаемую ситуацию. «Кто-то спрятался в раздевалке» или «Мы все с вами зайчики» и т.д. Это вызывает у детей эмоциональный отклик, предупреждает утомление, способствует формированию игровых навыков и умений. 4. Разнообразные имитационные упражнения, связанные с прослушиванием стихотворений, коротких рассказов, потешек («Заинька, приходи…», «Тили-бом!», «Ладушки, ладушки»). Слово в сочетании с жестом чрезвычайно важны в становлении умственной и речевой деятельности.
5. Народные игры, в процессе которых водящий показывает какое-то движение, а все повторяют. («Ровным кругом друг за другом, эй, ребята, не зевать…» или «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»). 6. Драматизации и инсценировки. Чаще всего их проводят при ознакомлении с художественной литературой. Задача педагога – научить детей не только говорить текст от лица того или иного персонажа, но и изображать этот персонаж жестами, мимикой, движениями. Например, инсценировка «Кто в домике живет». Воспитатель вносит игрушки, «поселяет» в домик поочередно. Когда в домике несколько игрушек, спрашивает детей: «Так кто в домике живет?» дети называют, совместно с воспитателем можно обыграть. 7. Рассматривание картинок (называние, описание). Это и показ крупных картин (коллективное обсуждение), и рассматривание картинок мелкого формата самими детьми (индивидуальная работа), оба методических приема имеют свои положительные стороны. Цель – подведение детей к пониманию слов и умению простым звукоподражанием назвать предмет. 8. Перебежки. 3-4 картинки развешены в разных концах группы, дети и воспитатель переходят от одной картинке к другой, чтобы поговорить о ней. (Где уточка? «Кря-кря», — она кричит. Покажите, где уточка»). Речь идет не о картинках, развешенных постоянно, а о часто меняющихся, картинках по тематике занятия. По этому типу можно использовать находящуюся в группе мебель, предметы (Где диван? Пойдемте сядем на диван. Петенька, покажи нам, где окно. Давайте подойдем к окну). Этот же метод можно использовать и на прогулке, там дети будут знакомиться со значением других слов (скамейка, куст, песок, дерево и т.д.). 9. Выставка игрушек. В разных местах делаются небольшие полочки, на которых расставляются игрушки. Воспитатель вместе с детьми переходит от одной к другой, описывая и рассказывая совместно с детьми об игрушке. Так же как картинки бывают разной сложности, так и выставку игрушек можно усложнять, в зависимости от развития речи детей и задач воспитателя. На одной полочке можно поставить знакомые игрушки, которые они легко могут назвать, на другой – новые, или знакомые игрушки, выполняющие действия (кошка пьет из миски молоко, собачка едет на грузовике и т.д.). Или на всех полочках выставлен мишка, но на одной он играет в мяч, на другой – несет флаг и т.д.). 10. Волшебный мешочек. Хотя этот метод известен и применяется всеми педагогами, он пользуется неизменным успехом у детей и способствует как развитию понимания, так и развитию активной речи. Для этого используются мелкие игрушки, различные бытовые мелочи, картинки. Воспитатель достает предметы из мешочка, или предлагает это сделать детям, усложнив задачу, можно проделать какие-то действия с предметом, описать его, разыграть игровую ситуацию. 11. Я спрячу, а ты поищи. Для этого следует подобрать игрушки так, чтобы некоторые из них были в 2-3 экземплярах, игрушек должно быть значительно больше, чем участвующих детей. Прятать игрушки следует так, чтобы они были видны детям, по-настоящему в этом возрасте малыши еще не умеют искать. Когда ребенок найдет игрушку, нужно спросить как она называется, какая по цвету, т.е. задавать наводящие вопросы. 12. Принеси и назови. Набор игрушек раскладывается на столе, педагог просит ребенка принести ту или иную игрушку, приучайте каждого малыша показывать эту игрушку остальным детям и называть ее. Можно усложнить прием, проговаривая шепотом имя ребенка или спрашивая детей, кто сейчас принесет игрушку. 13. Позови. Дети, подражая воспитателю, должны сказать то или иное слово, чтобы вызвать какое-нибудь интересное для них действие. (Танечка, позови собачку, скажи: «Иди, иди ко мне»). Затем можно выставить несколько игрушек, предложить ребенку позвать понравившуюся. Можно заменить игрушки картинками, слово «иди» — словом «дай». 14. Передай другому. Один из детей получает игрушку, картинку, палочку, коробочку и т.п. Он должен передать это кому-нибудь из детей по указанию воспитателя или по собственному выбору. Предмет необходимо назвать, по возможности описать. 15. Игры с природным материалом (песком, водой, деревом, а также бумагой). Они оказывают огромное влияние на развитие речевой и познавательной активности ребенка, потому что он может смотреть на них, манипулировать, экспериментировать.
Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста
Формулировка “Инновационные технологии” может предполагать новые подходы к работе над развитием речи, а так же помогающие воспитателю в работе.
Почему сегодня мы прибегаем к инновационным технологиям?
Основным критерием «инновационности» педагогической технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счет ее применения. На мой взгляд, любая инновация, используемая в педагогической практике, относится к так называемым «микроинновациям», поскольку ее использование не меняет базисную организацию процесса развития речи, а лишь локально модифицирует ее составляющую.
Именно в раннем возрасте ребенок получает от взрослого сведения словесным путем: ему много рассказывают, объясняют, читают.
Поэтому мы обратились к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народному фольклору, одному из действенных и ярких средств, таящих огромные дидактические возможности.
Понятие "фольклор" в переводе с английского языка означает - народная мудрость и представляет собой словесное, устное художественное творчество, которое возникло в процессе становления, формирования речи человека. Соответственно, переоценить влияние народного фольклора на развитие ребенка практически невозможно. Чем раньше мы начинаем знакомить малыша с народным фольклором, чем чаще мы будем это делать, тем больше шансов на то, что ваш ребенок раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции. А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.
В фольклоре задолго до возникновения педагогики как науки уже была выработана народная педагогика - система воспитания человека от его рождения до перехода в мир иной.
М.Н. Мельников в своей книге «Русский детский фольклор» пишет: «Народная педагогика еще в глубокой древности выработала приемы воспитания ребенка в колыбельный период, строго дозировала познавательный материал, вводимый в этом возрасте, определила роль радостных эмоций для воспитания жизнерадостного человека, значение основ нравственности, закладываемых в раннем возрасте…»
Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир — яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами — в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора. Мною разработана картотека, на основе народного фольклора, для речевого развития детей раннего возраста, которая исходит из моего опыта и состояния практики на уровне государственных стандартов, анализа литературных источников по рассматриваемому вопросу и связана со значительным распространением проблемы формирования речевых навыков у детей раннего возраста.
В основу картотеки речевого развития заложен фольклор для детей, созданный взрослыми, включающий в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки.
Поэзия пестования, материнская поэзия открывается колыбельными песнями, назначение которых убаюкать, усыпить младенца. Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких, его забавляют песенками и короткими стишками - пестушками. Их назначение—вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции. Пестушки - произведения, предназначенные для сопровождения физическихупражнений и гигиенических процедур, необходимых для младенца. Ритмичные, весёлые приговоры,соединённые с приятными для ребёнка поглаживаниями, бодрыми или плавнымидвижениями ручек и ножек,которым обучают его взрослые, доставляли удовольствие иразвивали как физически, так и эмоционально. За ними следуют потешки-стишки и стихи к первым играм с пальцами, ручками, ножками. В потешках, первых играх с маленькими детьми, поэтические произведения соединяются с драматическим сюжетом, в котором персонажами становятся пальчики, ручки, ножки младенца, руки того, кто его забавляет.
Позднее наступает черед прибауток - песенок и стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием.
Фольклорно-игровые занятия с малышами — деятельность специфическая и требует профессиональных знаний и умений в области народного искусства. Педагог должен знать уровень развития своих воспитанников и преподносить произведения адекватно этому уровню, не занижая возможности детского восприятия. В связи с этим мною больше используется словесных, наглядных, игровых методов в ознакомлении с народными произведениями, варьируются методические приемы. Отбирая произведения фольклора для совместной деятельности с детьми раннего возраста, учитываю, чтобы они отражали все стороны жизни человека, развития взаимоотношений с окружающей действительностью общения со взрослым. В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
В предметно-развивающей среде моей группы «Колобок» особое место занимает мини-музей «Моя игрушка» - инновационная педагогическая технология познавательного развития детей на основе фольклорного речевого материала.
Задачами музейной технологии являются: формирование детско - взрослой совместной деятельности на материале музейной практики, освоение нового типа занятий, формирование профессиональной компетентности воспитателя - музейного педагога, обогащение предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения, развитие познавательных способностей и познавательной деятельности, развитие речи и расширения словарного запаса, воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению, воспитание культуры поведения.
Технология помогает закрепить простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра. В мини - музее размещены книги — игрушки, книги — раскладушки, книги - картинки, книжки — малышки. Здесь же размещены фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений. Все это сразу привлекает внимание детей. Они с радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержания знакомых потешек.
Одна из инновационных технологий, применяемая в моей практике – технология пальчиковой гимнастики.
Н.А.Бернштейн писал: «Представление, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание человека». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно влияют на развитие детской речи. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. А именно: выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Одновременно малыш учится концентрировать внимание и правильно его распределять. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. При выполнении пальчиковых упражнений у малыша развиваются воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказать руками» целые истории. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыками письма.
Технология пальчиковой гимнастики удачно сочеталась с народным фольклором. С этой целью создан банк пальчиковых игр, которые направлены на устранение имеющихся проблем речевого развития детей, на развитие мелкой моторики.
Обучение правильному звукопроизношению тесно связано с развитием мелкой моторики. Мелкая моторика напрямую связана с речью и сказывается не только на ее развитии, но и на предотвращении и устранении дефектов,
кроме того, напрямую влияет на способность ребенка учиться
- чем "умнее" руки, тем умнее и малыш. Хорошие результаты
дает методика Марии Монтессори. В последнее время эта методика стала очень популярна в детских центрах развития по всему миру. Основными принципами этой методики являются самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Наша же задача только помогать ребенку реализовывать себя и свою индивидуальность. Никакого принуждения.
Виды игр по Монтессори:
- шнуровки;
- игры с водой;
- игры с пересыпанием (крупа, песок);
- игры с прищепками, бусами;
- мозаика;
- вкладыши;
- пазлы;
- пальчиковые игры;
- лабиринты и мн. др.
Знакомство детей с миром театра начинается с кукольного, как наиболее близкого детям раннего возраста.
Основными требованиями к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте являются: разнообразие и содержательность тематики соответствующая данному возрасту; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, т. е. во все формы организации педагогического процесса; формирование интереса, к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально-игровой деятельности; взаимодействие детей с взрослыми.
Использую театрализацию в разных видах деятельности пед. процесса: в режимных моментах, например, в воспитании КГН персонаж - кукла покажет, как правильно мыть руки, пользоваться полотенцем (фото 1); во время еды к ним в гости приходит Бабушка - Сказушка из театра «Куклы на платках» и показывает, как правильно держать ложку, пользоваться салфеткой; перед сном споёт колыбельную (фото 2).
Использую персонажи - игрушки в адаптационный период, куклы отвлекают детей, помогают им расслабиться, снять напряжение, вызывают у детей положительные эмоции (фото 3).
Также использую персонажи - игрушки, как сюрпризные моменты во время занятий; для организации сюжетно - ролевых, подвижных игр.
У нас в группе создан театральный уголок, где имеются различные виды театров:
Настольный: театр резиновых игрушек, театр кружек, театр пирамидок, конусов. Настольный театр помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи. Он прост и доступен, не требует определённых умений, дети сами действуют с игрушками - персонажами, охотно перевоплощаются в действующих персонажей (Собака Жучка, кошка, мышка и т. д.), пытаются передать характер героя (мимикой, изменяя интонацию), повторяют запомнившиеся фразы. (фото 5)
Однако дети в этом возрасте не могут развить и обыграть весь сюжет, так как не достаточен опыт игровых действий. Для расширения игрового опыта я использую индивидуальную работу с детьми, знакомлю детей с разнообразными видами театров, также разыгрывая небольшие представления.
С помощью театрализованной деятельности малыши учатся внимательно слушать, понимать, запоминать, действовать с предметами - игрушками, узнавать их свойства, осваивают мимику, учатся сочувствовать, отличать хорошее от плохого.
При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребенок становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Таким образом, игра – драматизация оказывает большое воздействие на развитие речи ребенка. Он впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Во время игры в кукольный театр интенсивно развивается речь, в том числе, диалогическая, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас.
Театр рукавичек: надев на руку рукавичку - персонаж ребёнок пытается словом, интонацией, выражением лица, жестикуляцией оживить его, дать ему настроение, характер. (фото 6).
Театр картинок (фланелеграф): фланелеграф предназначен специально для того, чтобы дети не только слушали сказку, но и видели ее героев. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающими, действующими, они получать еще большее удовольствие
Самым любимым театром для наших детей стал пальчиковый театр.
Уникальность этого театра в том, что маленькие куколки – герои, сделанные с душой, несут в себе творческую энергию и отражают частичку сердца, которая передается малышу. Вот такие прекрасные создания есть у нас в группе. Мир пальчиковых кукол – волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, познает мир, и все окружающее его пространство. Знакомство с театром пальчиковых кукол начинается с формирования умений детей управлять движениями собственных пальцев, а чуть позже обучаются элементарным действиям с куклами. Сначала воспитатель, надев куклу на указательный палец, подходит к малышу, и этот поросенок или мишка «говорит» с детьми, немножко шалит, ласкается, ободряет и утешает, просит что-либо сделать. Чуть позже ребятам предлагается утроить настоящий театр, проиграв простой сюжет, небольшие стишки или разыграв любимую сказку, например «Колобок» (фото7). Большое чудо оживает в крошечных детских ручках: пальчик - персонаж начинает шевелиться, танцевать, подпрыгивать, создается ощущение того, что он – живой актер.
Так незаметно для себя малыши становятся более раскрепощенными, самостоятельными у них зарождается интерес к миру прекрасного. И главное, они раскрывают свое «Я» благодаря ему, главному психотерапевту – его величеству Театру.
В чём польза кукольного пальчикового театра?
Инсценировка сказок и различных сюжетов собственного сочинения при помощи фигурок пальчикового театра обладает несомненной пользой для ребенка:
пальчиковый театр развивает мелкую моторику рук (ведь при выборе очередности выхода персонажей на сцену и во многие другие моменты постановки нужна точная, скоординированная работа пальчиков);
стараясь не пропустить «выход» своего персонажа, малыш вырабатывает способность к концентрации внимания;
заучивая реплики героев и стремясь не перепутать их во время спектакля, ребенок тренирует память;
театральные постановки развивают фантазию и воображение, особенно, если речь идёт о сценках-импровизациях;
обогащается словарный запас, построение предложений становится более правильным и развернутым;
в процессе перемещения персонажей по сцене развивается пространственное мышление (такие важные понятия как «лево» и «право», вниз и верх, предыдущий и следующий отрабатываются в игровой ненавязчивой форме);
возможность самовыражения на сцене развивает артистические и творческие способности
выступая перед публикой, малыш приобретает уверенность в себе, становится более общительным.
А главное при помощи фигурок пальчикового театра перед малышом открывается удивительный мир сказки, которую он может по своему желанию создавать и переделывать. Тут у ребенка полная свобода выбора: он может стать просто зрителем или подающим надежды актером, режиссером и автором сценария постановки. Это совсем не развлечение, а сложное исследование, ведь у малыша появляется возможность разыграть и проанализировать на сцене множество представляющихся ему необычными или непонятными ситуаций.
Это могут быть проблемы, связанные с общением со сверстниками, родителями, воспитателями, отражение страхов и тревог ребенка, разбор уже случившихся конфликтов и поиск правильного выхода из них. Задавая ребенку создать импровизацию на ту или иную педагогически-неоднозначную ситуацию. Мы сможем лучше понять малыша, мотивы и причины того или иного его поведения. Даем тему, например: «Маленький цыпленок не захотел слушаться маму и ушел далеко в лес один». (фото 8) Задавая малышу наводящие вопросы: Что случилось с цыпленком? Страшно ли ему стало в чаще, или он продолжил весело гулять? Кого он встретил по пути? Как он нашел дорогу к дому? При помощи инсценировок можно проиграть и важные изменения в жизни ребенка, такие как поход в детский сад, обретение новых друзей. По ходу постановки мы сможете подсказать ребенку правильную модель поведения в разных ситуациях.
Миниатюрные пальчиковые актеры станут незаменимыми помощниками в воспитании. Они помогут и отругать в случае необходимости, и разъяснить важные моменты. Ведь высказанная иносказательно мораль не вызывает отторжения и обиды на якобы несправедливую строгость, зато со стороны гораздо лучше видно, какой зверь ведет себя нехорошо, неправильно.
Пальчиковый театр, помимо прочего, это еще и возможность пообщаться с ребенком вне привычной схемы ребенок-воспитатель, играя на равных вы станете ближе друг другу, а малыш сможет на какое-то время почувствовать себя самостоятельным и взрослым.
Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.
Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.
Куклотерапия – это метод комплексного воздействия на детей для обогащения и закрепления знаний, которые педагоги и родители преподносили в разных видах деятельности.
Задачи куклотерапии: совершенствование мелкой моторики руки и координации движений; развитие посредством куклы способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять.
Куклы совершенствуют у детей мелкую моторику, массажируют мышцы пальцев, помогают осваивать все то, с чем их знакомили, развивая детей. Мы предлагали детям поздороваться с куклой за руку, помять ладошки, посмотреть, во что она нарядилась, рассказать, что больше всего понравилось, глядя на куклу. В свою очередь кукла могла и успокоить ребенка, и подбодрить.
Постоянный разговор с ребенком. С ребенком необходимо постоянно говорить, многократно проговаривая все обычные ситуации (одевание и раздевание, умывание, еда, прогулка, подготовка ко сну, раскладывание игрушек по местам, уборка со стола, подметание пола и др.). Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении книжек, просмотра мультфильмов и проч. О чем говорим с малышами? Обо всем, что попало в их поле внимания и вызвало интерес, а также о том, что мы преднамеренно включили в программу совместных наблюдений.
При этом взрослый часто обращается к ребенку, задает вопросы. Но не следует требовать от малыша немедленного ответа. Взрослый задает вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопрос сам. После того, как ребенок много раз услышал название предмета, брал его, ощупывал и рассматривал, действовал с ним, можно попросить малыша принести (показать, найти, подать) знакомый предмет или совершить с ним какое‑либо действие.
Необходимо помнить, что речь – особая деятельность ребенка. Она не существует как речь ради речи, речь возникает в какой-либо деятельности, сопровождает ее и существенно влияет на ее протекание. При этом и сама речь совершенствуется. В каждой совместной с детьми деятельности мы стараемся предусмотреть ситуации, которые незаметно для малыша вовлекут его в речевое общение.
Приведем примеры различных ситуаций.
Пример: воспитатель вяжет для куклы шапочку. Несколько детей заинтересовались действиями воспитателя, подходят, спрашивают:
-Что ты делаешь?
-Я вяжу. Вяжу для нашей куклы шапочку. Вяжу на спицах из ниток. Спицы длинные, острые, потрогайте. Какого цвета нитки у меня в корзинке?
-Красные, синие, …(рассматривают, трогают нитки)
-Нитки мягкие, пушистые, шерстяные. Теплая, нарядная получится шапочка, кукле Кате будет тепло гулять. Из красных ниток какого цвета шапочка получится? Как вы думаете, понравится Кате такая шапочка? Что скажет нам Катя?
Дети вспоминают:
-Моя мама тоже вязала шапочку и рукавички.
-А моя бабушка вязала из ниток шарфик.
-Теплый шарфик связала бабушка? Какого цвета твой шарфик? И т.д.
Затем воспитатель на глазах у детей может сделать из ниток помпончики и поиграть с детьми.
Умывание
-Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку – вот так. А сейчас давай умоем лицо – вот так. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с ручек – вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал.
Сборы на прогулку
- Сейчас мы пойдём гулять. Найди, где у нас лежат штанишки. Вот они. Давай наденем штаны – вот так. Сначала на одну ногу, потом на другую ногу. Теперь застегнем пуговицу. Покажи, где пуговичка. Неси кофту. Ой, какая красивая, теплая кофточка. А это что на кофте? Карман. Найди, где на кофте спрятался мишка. Правильно, вот он. А где цветочек? Тут. Давай наденем кофточку.
И т. д.
Во время укладывания детей на сон можно поговорить о чистом, красивом белье, как приятно положить головку на мягкую подушку со свежей наволочкой, какие замечательные сны приснятся, вспомнить названия предметов постельного белья, обязательно спеть колыбельную песенку.
Вопрос слушателям: О чем можно говорить детям во время приема пищи?
Итак, ребенок постоянно слышит речь взрослого и таким образом узнает много новых слов и выражений. А так как речь сопровождает значимую для ребенка ситуацию, смысловые значения слов и их сочетаний лучше запоминаются, крепче откладываются в сознании ребенка.
Речевая политика воспитателя.
К речи воспитателя предъявляются особые требования. (Какие?) Она должна быть правильной, четкой, неторопливой, эмоционально окрашенной, выразительной, спокойной, доброжелательной. Воспитатель всегда внимательно и заинтересованно выслушивает ребенка, вовлекает детей в разговор на определенную тему, помогает ребенку вступить в контакт со сверстниками и взрослыми.
Наблюдения.
С огромным вниманием ребенок наблюдает самые простые, незначительные, с точки зрения взрослого человека, явления и события. Но для малышей это грандиозные открытия, неиссякаемый источник новой информации.
Темы для наблюдений в природе подробно изложены в программе по всем временам года «Чем удивит и очарует осень, зима, весна, лето». В чем заключается участие взрослого в детских наблюдениях? Педагог ведет наблюдение вместе с детьми и комментирует все происходящее.
На прогулке:
Навещаем любимую березку, обязательно здороваемся с ней, называем ласково, поглаживаем ствол:
Здравствуй, березонька-красавица! К тебе пришли наши ребятки: и Саша, и Ваня, и Сонечка, и Катюша…(называем всех детей по именам). Посмотрите, как березка машет нам веточками – это она здоровается с нами, приглашает в гости. Покажите, как березка здоровается. Весна пришла, наша березка одевается в листочки. Какие листочки у березки? (маленькие, зеленые, душистые) А еще березка нарядилась в сережки. Как красиво они свисают с веточек!
Посмотрите, какая сегодня погода. Да, дождик идет. Надевайте капюшоны. А я раскрою зонтик. Вот так. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Это лужа. В луже водичка. Дождик капал, капал – и получилась лужа. Пойдем дальше. Вот дерево. Посмотри, что это такое под деревом? Это листики упали. Вот желтый лист. А этот листик какого цвета? Красный листик. Много листьев. Покажите, как много листиков.И т. д.
Таким образом, нацеленность наших разговоров с детьми на активизацию речи малышей положительно влияет на пополнение словарного запаса, начинает бурно увеличиваться активный словарь, и прежде всего за счет употребления слов, сопровождающих те моменты его жизни, когда он активно действует. Словарь малыша пополняется за счет существительных, глаголов, наречий, прилагательных, предлогов, часто употребляемых окружающими его людьми (далеко, близко, высоко, низко, больно, скользко, сыро, грязно; горячий, холодный, тяжелый, пушистый, острый, большой, маленький, добрый, красивый и т.д.).
Огромное значения для развития познавательной активности и речи имеют игры-экспериментирования .
Для своих опытов ребенок выбирает объекты, принадлежащие к разным сферам:
рукотворной, т.е. созданной руками человека,
миру живой природы (растения, звери, насекомые, рыбы и т.д.)
миру неживой природы (камешки, песок, вода, земля, снег и т.д.)
Например, с водой можно организовать множество игр. Варианты:
Знакомство со свойствами воды:
-Вода разливается, она жидкая. Ее можно собрать тряпочкой или губкой.
-Вода бывает горячая, теплая и холодная. Попробовать на ощупь. Как из горячей воды сделать теплую?
-Вода чистая, прозрачная, через нее все видно. Сравнить стакан воды со стаканом молока.
-Вода не пахнет, у нее нет запаха, дать понюхать.
-Воду можно наливать и переливать. Дать детям возможность самим наливать воду.
-Воду можно окрасить, добавив в нее краситель (чай, кофе, гуашь, зеленку…).
Вопрос слушателям: В какие еще игры можно поиграть с водой? С бумагой?
Все эти игры решают несколько задач, в том числе - расширение и обогащение словаря.
Предметно-манипулятивная игра как форма познавательной деятельности.
Предметно-манипулятивная игра является одной из основных форм игровой деятельности ребенка 1,5-3 лет. Она обеспечивает полноценное развитие его мышления и формирование мелкой моторики рук (что способствует развитию речи). Такого рода игра не имеет конкретной цели и, в отличие от сюжетной, не является попыткой воспроизведения или имитации чего-либо – для ребенка ценны и интересны производимые им действия и результат сами по себе. Первое знакомство малыша с изобразительными материалами тоже носит характер предметных манипуляций и может не иметь собственно изобразительных целей. Тем не менее значение этого этапа освоения мира трудно переоценить с точки зрения развития малыша.
В распоряжении детей постоянно должны быть следующие игрушки:
-игрушки-каталки (на палочке и с веревочкой), игрушки, заводящиеся ключом;
-пирамидки на конусной основе из 4-5 колец;
-матрешки 3-4 местные;
-формочки-вкладыши;
-конструкторы «Лего» и др.;
-сборно-разборные игрушки;
-мозаика крупная и мелкая;
-озвученные игрушки (свистки, бубны, барабаны, погремушки и др., неваляшки);
-куклы двух размеров (с комплектом одежды, мебели, посуды);
-крупные мягкие игрушки (2-3 на группу);
-автомобили большие и маленькие;
-мячи большие и маленькие, кегли
-разрезные картинки (2 части);
-парные картинки;
-лото «Малышам»;
-формочки, совки, ведерки для игр с песком;
-бусы крупные для нанизывания.
Применение ИКТ в речевом развитии детей раннего возраста
Современную жизнь невозможно представить без компьютерных технологий. Достоинства компьютерного обучения несомненны, а необходимость овладения компьютерной грамотой тем, кому предстоит жить в ХХI веке, очевидно. Одним из основных процессов, характеризующих современное общество, является информатизация. Владение новыми информационными технологиями становятся в один ряд с такими качествами как умение читать и писать. Современное дошкольное образование является первой ступенью в единой системе образования России. Это положение закреплено в Федеральном законе "Об образовании" и в Государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС). Одним из требований принципов и задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста является вариативность и разнообразие содержания организационных форм дошкольного образования с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников. Нам, педагогам-дошкольникам следует адаптироваться к новому информационному веку. Сегодня почти все педагоги используют компьютеры, как для самообразования, так и для поиска новой информации, обмена опытом, на занятиях для обучения детей. Использование компьютера открывает для педагога неограниченные возможности, новые перспективы в поиске улучшения образовательного процесса. В своей работе можно использовать компьютер как средство:
создания электронной библиотеки
электронного портфолио
копилки дидактических игр
создание презентаций для родителей и детей
В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка. Ведь именно от уровня развития речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие детей. Думаю, многие согласятся, что современные родители мало и неохотно читают своим детям, не побуждают их к диалоговой речи, поэтому речь детей не отличается особой выразительностью, дети зачастую допускают в своей речи аграматизмы (нарушение способности пользоваться грамматическим строем речи), ограничиваются односложными ответами. Для повышения речевого развития к нам в помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации. Одна из важнейших линий познавательно-речевого развития ребенка состоит в последовательном переходе от более элементарных форм мышления к более сложным. Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
глубже постигаются понятия числа и множества;
быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;
тренируется эффективность внимания и память;
раньше овладевают чтением и письмом;
активно пополняется словарный запас;
развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.
уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;
воспитывается целеустремленность и сосредоточенность;
развивается воображение и творческие способности;
развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.
Дети раннего возраста активно стремятся к познавательному и интеллектуальному общению со взрослыми. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к педагогу: "Зачем?", "Почему?". Дети проявляют интерес к играм, разработанных для интерактивной доски, предпочитают разные виды игр. Для этого используют различные методы и приемы: - метод обобщения, анализа, сравнения, классификации, формулировка понятий. При подготовки к НОД использую электронные ресурсы учебного назначения:
Можно сформулировать требования, предъявляемые к педагогу, работающему с применением И.К.Т:
владеть основами работы на компьютере;
основами работы в Интернет;
иметь навыки работы с мультимедийными программами.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фотографическом, но и в ассоциативном виде в память детей. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время на запоминания нового, высвобождает ресурсы здоровья детей, что прописано в ФГОС. Практика показала, что при условии систематического использования презентаций в сочетании с традиционными методами развития ребенка, у детей значительно возрастает интерес к познавательной и игровой, речевой деятельности. Применение компьютера влияет на мотивацию детей, проявляет свою оригинальность, задать вопросы, что в свою очередь благоприятно влияет на развитие речи. Это объясняется наличием элементов занимательности и игры, что является сильнейшим средством повышения мотивации. Информационные технологии позволяют не только воссоздать реальную обстановку, но и показывать процессы, которые в реальности не могут быть замечены. Ведь мультимедиа дает возможность представить информацию не традиционно, а с помощью фото, видеографики, анимации, звука. Детей привлекает новизна данных занятий. В группе создается обстановка реального общения, при которой дети стремятся выразить своими эмоции от увиденного своими словами, с желанием выполняют предложенные задания, проявляют стойкий интерес к новому. Для большей эффективности презентации строятся с учетом индивидуальных возрастных особенностей, в них включаются анимационные картинки, элементы игры, сказки. Организация воспитательно - образовательного процесса с использованием ИКТ в непосредственно образовательной деятельности способствует высокой степени эффективности для развития всех сторон речи. Это долгая, непрерывная работа, которая подготавливает детей к жизни в условиях неограниченного доступа к информации. Таким образом, применение ИКТ в дошкольном обучении необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, всестороннему развитию детей. И какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно – коммуникативные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.
Таким образом, деятельность по развитию речи детей раннего возраста в игровой деятельности я начала строить исходя из уникальности каждого ребёнка, используя личностно-ориентированный подход на основе инновационных технологий: народной педагогики, основанной на фольклоре, музейной педагогики, включающей систему духовно-нравственного воспитания детей на основе фольклорного речевого материала и технологии пальчиковой гимнастики. В результате целенаправленной и систематической работы в специально подготовленной предметно-пространственной среде по развитию речи с использованием фольклора позволило заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его речевого и общего развития в дошкольный период детства.
На основе диагностики нервно-психического развития детей по разработке К.Л. Печоры подведены результаты формирования активной речи детей раннего возраста на основе инновационных технологий.
При исследовании понимания речи (пассивная речь) в возрастном периоде 2 года, ребёнку предлагался рассказ в двух частях без показа о событиях, бывших в опыте ребёнка. После небольшой паузы, малышам задаю вопросы в конце каждой части рассказа. Малыши отвечали на вопросы соответствующие содержанию.
Исследуя активную речь, при общении дети пользовались трёхсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения. В возрасте 2 года и 2 года 6 месяцев малыши в беседе (во время деятельности или режимных процессов) иногда употребляли многословное предложение - более трёх слов, и употребляли вопросы: где? куда?
В возрастном периоде от 2 года 6 месяцев до 3 лет проводила непринуждённые беседы с малышами, например, на тему: «Моя любимая игрушка», «Как я помогаю маме» и другие. У детей прослеживается употребление придаточных предложений, ребёнок хотя бы раз употреблял вопрос «почему?» или «когда?
Эффект сочетания инновационных технологий по развитию речи у детей раннего возраста в игровой деятельности проявляется в высокой мотивации детей к участию в музыкальных мероприятиях, проводимых в МБДОУ, отзывы и оценки родителей.
Малышам необходима положительная оценка их деятельности
В период обучения эмоциональная поддержка со стороны взрослого, положительная оценка достижений необходимы малышам. Поэтому старайтесь отмечать любые, даже самые скромные, достижения и успехи. В случае неудачи не акцентируйте на ней внимание. Скажите, например: «Потом еще раз попробуем», «В следующий раз обязательно получится», «Ты старался, – молодец!». Чтобы малыши развивались быстрее и увереннее, хвалите их почаще.
Заключение Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Исследования отечественных психологов и педагогов доказали, что овладение речью не просто что- то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность, поэтому важное значение в педагогическом процессе дошкольного учреждения отводиться речевому развитию детей. В работе по развитию речи детей младшего дошкольного возраста ведущее значение имеет не только формирование фонетической и грамматической сторон речи, но и формирование лексического запаса ребенка, на основе которого проводиться работа по развитию правильной устной речи.
Результаты повторной диагностики речи детей раннего возраста показали, что дети, которые имели низкий уровень развития речи, выполнили все задания и показали средний уровень. Словарь активизировался, дети стали употреблять в речи не только существительные и глаголы, но и прилагательные, наречия. Предложения стали включать не два слова, а четыре-пять слов, с включением обращений, однородных членов предложения.
Результаты работы доказывают, что при реализации комплекса предложенных педагогических условий, дети раннего возраста достигают достаточно высокого уровня развития речи в процессе игровой деятельности.
Подводя итог, хочется сказать следующее: я рассказала о тех игровых технологиях, которые, исходя из опыта, показали большую результативность. Но все это индивидуально, и порою для каждого ребенка в отдельности приходится подбирать такую игру, которая его заинтересует, в которую он будет играть с удовольствием.
«Достигает тот, кто делает», - утверждают мудрецы.
Делайте, и вы добьетесь успехов в достижении цели. А наша цель – это воспитание грамотного, всесторонне развитого подрастающего поколения.
Литература
Бердянская М.Э. Критерии развития детей раннего возраста / М.Э.Бердянская, О.Е.Громова // Управление дошкольным учреждением. – 2003. – № 3.
Сотникова, В.М. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДУ / В.М.Сотникова, Т.Е.Ильина. – М, Издательство «Скрипторий», 2003.
Волосова, Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели) / Е.Б.Волосова. – М. Линка-Пресс, 1999
Павлова, Л.Н. Раннее детство: Развитие речи и мышления / Л.Н.Павлова. – М., Мозаика-Синтез, 2000.
Павлова, Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром / Л.Н.Павлова. – М., «Просвещение», 1987.
Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г.С.Швайко. – М. «Просвещение», 1983.
Педагогические условия психофизического благополучия детей раннего возраста: под редакцией Л.Н.Павловой. – М., 1994.
Новотворцева, Н.В. Развитие речи детей 2 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В.Новотворцева. – Ярославль. «Академия развития», 1997.
Дубинина Д.Н. Мир вокруг меня / Д.Н.Дубинина. – Мн. Национальный институт образования. 2006.
Белая, К.Ю. Занятия с малышами в детском саду. Модель воспитания детей раннего возраста / К.Ю.Белая. – М. Линка-Пресс, 2002.
Любина, Г.А. Рука развивает мозг / Г.А.Любина. – Мн. Научно-методический центр учебной книги и средств обучения, 2002.
Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду // Дошкольное воспитание. 1991. № 5.
Калинина Т.В. Управление ДОУ // Новые информационные технологии в дошкольном детстве. М.: Сфера, 2008.
Управление инновационными процессами в ДОУ. М.: Сфера, 2008.
Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. 2005.
Белая К.Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ //Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2011. №4. С 12-13.
Калинина Т.В. Управление ДОУ // Новые информационные технологии в дошкольном детстве. М.: Сфера, 2008. 36 с. С.23.
Крапивинко А.В. Технологии мультимедиа и восприятия ощущений. М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2009. 271 с.
Шаманская Н. Интерактивные методы //Дошкольное воспитание. 2008. №8.
Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(225) ""Развитие речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий""
["seo_title"] => string(80) "razvitiie_riechi_u_dietiei_ranniegho_i_mladshiegho_doshkol_nogho_vozrasta_v_ighr"
["file_id"] => string(6) "473410"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1529058586"
}
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(244) "Повышение качества дошкольного образования, путем нетрадиционных форм и методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста "
["seo_title"] => string(148) "povyshieniie-kachiestva-doshkol-nogho-obrazovaniia-putiem-nietraditsionnykh-form-i-mietodov-obuchieniia-i-vospitaniia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
["file_id"] => string(6) "201612"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1429094294"
}
}