Просмотр содержимого документа
«Развитие речи. Старшая группа. "Литературный калейдоскоп".»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
«Литературный калейдоскоп»
Цель: Закрепить знание сказок. Развивать диалогическую речь. Развивать интонационную выразительность речи, память, внимание, логическое мышление. Развивать умение выполнять различные игровые задания. Воспитывать умение слушать своего товарища.
Ход занятия:
У сказки чистая душа,
Как ручеёк лесной,
Она приходит не спеша
В прохладный час ночной.
Родной народ её творец,
Народ-творец, народ-мудрец,
В неё мечту вложил,
Как золото в ларец.
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Назовите, каких сказочных героев вы знаете? Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие по сказкам. Давайте отгадаем загадку:
Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке покатился.
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел.
Кто это?
Дети: Колобок
Воспитатель: Непоседе-Колобку стыть бы на окошке, но решил он: «Убегу, разомнусь немножко».
Пусть он укажет нам путь к сказкам.
Куда он покатится, туда мы и пойдем.
Посадить на стул игрушку зайчика. Посмотрите, зайчик сидит и плачет. Давайте спросим его, о чем он плачет.
(Дети спрашивают)
Зайчик: Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а лисы — ледяная. Попросилась она ко мне жить, да меня же и выгнала.
Воспитатель: Дети, кто догадался, в какую сказку мы попали?
Дети: «Заячья избушка»
Воспитатель: Посмотрите, на картинки к сказке. Расставьте героев по порядку. Кто первый пришел на помощь к зайке? Кто второй? Кого не хватает?
Наш колобок покатился дальше. Куда же он нас приведет? Чей-то домик на пути.
Угадайте, чей:
Ждали маму с молоком,
А впустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети?
Дети: Козлята.
Воспитатель: Верно. Посмотрите, все ли в этой сказке верно? Кто в сказке лишний?
Дверь в домике закрыта. Надо вспомнить, какую песенку пела мама-коза, когда хотела войти?
Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла —
Молочка принесла;
Бежит молочко по вымечку,
из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю.
Воспитатель: Проход открылся, мы можем двигаться дальше. В какую сказку нас приведет колобок на этот раз?
Сидит девочка в корзине
У мишки за спиной.
Он, сам того не ведая,
Несет её домой.
Дети: Это сказка «Маша и медведь».
Воспитатель: Как в сказках называют медведя? (Михаил, Миша Косолапый, Михайло Потапыч, Дедушка Миша, Топтыгин и т. д.)
Воспитатель: Медведь огорчился, что Маша не осталась у него жить.
Давайте поиграем с ним, порадуем его.
Игра «У медведя во бору»
Воспитатель: В сказочном лесу живут разные звери, и у каждого есть сказочное прозвище. А вы их знаете? Сейчас я начну, а вы продолжите:
Мышка-…норушка;
Лягушка-…квакушка;
Зайчик-…побегайчик;
Лисичка-…сестричка
Волк-…зубами щелк.
А теперь наоборот. Я назову прозвище, а вы догадайтесь о ком речь:
Косолапый-…медведь;
Косой-…заяц;
Кумушка-…лиса;
Быстрые ноги, короткий хвост-…заяц.
Воспитатель: Наш колобок покатился дальше. Куда же он нас приведет?
Петушок с котом дружили,
Дружно жили, не тужили.
А хитрющая лиса,
Всё испортить вдруг решила.
Притаившись под окном,
Петушка в ловушку заманила.
Воспитатель: В какую сказку привел нас колобок?
Дети. «Кот, петух и лиса». Вспомните, какой музыкальный инструмент захватил с собой кот, когда отправился выручать петушка.
Дети: Гусли.
Воспитатель: Ну вот, наше путешествие заканчивается. Наш колобок, наверное, сильно устал, пусть он немножко отдохнет и поиграет с нами.
Мы по сказке походили,
В ней все круто изменили (идут на месте)
Мы ногами топали, (топают)
Мы в ладоши хлопали (хлопают)
Будут в сказке помнить нас.
Наклонились мы на «раз», (наклонились)
На «два» поднимались, (выпрямились)
Всем поулыбались. (улыбнулись)
И опять потопали (топают)
И ручками похлопали (хлопают)
Вот какие молодцы,
Вот какие удальцы! (руки на пояс)
Воспитатель: Наш колобок отдохнул и может показать нам дорогу обратно. Ну вот, мы и вернулись. Вы, ребята, молодцы, вы, ребята, удальцы .А теперь, давайте еще раз вспомним, с какими же сказками мы сегодня повстречались?
В какой сказке вам понравилось больше всего? (ответы детей) На этом наше занятие закончено. Спасибо!