Просмотр содержимого документа
«Развитие речи – одна из важнейших задач современного дошкольного образования.»
Галимова Гулия Рафаэлевна,
Воспитатель,
МБДОУ «Сабинский детский сад №5 «Бэлэкэч»,
Республика Татарстан
Развитие речи – одна из важнейших задач современного дошкольного образования.
Родной язык - святой язык, отца и матери язык,
Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве я постиг!
Г.Тукай
Современное дошкольное образование в настоящее время претерпевает существенные перемены. Одним из важных вопросов, стоящих перед педагогами детских садов, является речевое развитие ребенка – дошкольника, знание им родного языка. И кому же, как ни нам, воспитателям, прививать любовь к родному языку, помогать детям постигать удивительный мир великого татарского языка. Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. В настоящее же время идет снижение речевой активности детей, причинами которой является:
- резкое ухудшение здоровья детей;
- глобальное снижение общего уровня культуры в обществе;
-существенное уменьшение объема общения взрослых и детей из-за занятости родителей, их неподготовленность в вопросах воспитания;
- недостаточное внимание педагогов к вопросам речевого развития детей.
Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально благоприятный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками и взрослыми. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.
Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Для того чтобы понять сущность речевой готовности к школьному обучению, мы должны четко представлять, что же входит в содержание способностей устной речи и какие компоненты самые важные для изучения речи. Своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.
В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.
В период от рождения ребенка до 7 – 10 лет формируются и активно развиваются речевые умения и навыки.
Различают четыре вида речевых умений:
Умение говорить, т. е. излагать свои мысли в устной форме;
Умение аудировать (понимать речь в ее звуковом оформлении);
Умение излагать свои мысли в письменной речи;
Умение читать (понимать речь в ее графическом изображении).
Задачи речевого развития в дошкольном возрасте включают:
формирование звуковой культуры, фонематического слуха;
развитие лексики;
формирование грамматики речи;
развитие связной речи дошкольников;
обучение детей дошкольного возраста общению и речевому этикету;
знакомство с различными жанрами детской литературы на родном языке.
Речевые упражнения, словесные игры, чтение и обсуждение литературных произведений, инсценировки, игры-драматизации, коллективные рассказы, игры-соревнования, литературное творчество, индивидуальная работа с ребенком – все виды образовательной деятельности должны повторяться, чтобы дети могли прочно усвоить произношения звуков и слогов, новые слова и их значения, а также грамматические правила.
Важную роль в речевом развитии детей является включение родителей в образовательный процесс. Рекомендуются следующие формы работы с семьей:
мастер-класс;
круглый стол;
семинар-практикум;
родительский клуб;
интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»;
индивидуальные консультации;
обучающие презентации.
Важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников - создание речевой развивающей среды. Грамотная речь педагога является одной из важнейших составляющих, т. к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания на родном языке .
Исходя из практики, можно порекомендовать советы родителям по развитию родной татарской речи у детей дошкольного возраста:
Необходимо расширять словарный запас ребенка;
Развивать умение воспринимать отрывки текста на слух и воспроизводить их;
Чтобы добиться положительных результатов в вопросе развития уровня речи ребенка, следует применять такие методы, как наглядный, словесный, практический, основанный на игровой деятельности. Все это возможно делать в домашних условиях при наличии должной заинтересованности со стороны родителей. С ребенком необходимо постоянное общение, причем, речь взрослых должна быть литературно грамотной и логичной. Изучение алфавита и звукового состава языка в раннем возрасте приведет к быстрому освоению книжных текстов, а чтение вызовет интерес к литературе. В детском саду ребенок получит возможность развиваться творчески и научится вести грамотные диалоги. Таким образом, совместная работа детского сада и семьи в вопросах речевого развития будет успешно решать программные задачи и будетнаправлена на подготовку подрастающего поколения к полноценному и успешному обучению в дальнейшем.
Список литературы:
1.Курганская Л.М. Я умею. Ты умеешь. Мы умеем говорить! Диагностика речевого развития дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений, студентов пед. училищ и пед. факультетов вузов. – Белгород, 2004. – 62 с.