kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие речи детей в группе раннего развития с использованием пальчиковых игр и инновационных технологий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пальчиковые игры и инновационные технологии как средство развития речи у детей в группе раннего развития.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи детей в группе раннего развития с использованием пальчиковых игр и инновационных технологий»

Развитие речи детей в группе раннего развития с использованием пальчиковых игр и инновационных технологий



Кустанова Раушан Алпамышевна – воспитатель группы раннего развития д/с ТОО «Sweet baby», г. Костанай


Формирование хорошей устной речи, ее развитие – одна из важнейших задач дошкольного образования. Дети младших групп должны получать от среды возможность играть. В группе необходимо размещать большое количество игр и пособий для развития мелкой моторики. Особое значение уделяется театрализованным (пальчиковым) играм.

Для развития речи детей в группе раннего развития необходимо создавать определенную предметно-речевую среду, которая будет способствовать формированию не только правильной, но и хорошей устной речи. При этом развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде.

С целью повышения работы с детьми раннего возраста по развитию речи необходимо уделять особое внимание созданию предметно-развивающей и речевой среды, а именно:

  • разработать картотеки словесных игр,

  • картотеки потешек и других форм литературного творчества,

  • сделать подборку предметных картинок, серии сюжетных картинок,

  • картотеки пальчиковых игр и др.


Особое внимание развитию речи в группе детей раннего возраста можно уделить именно пальчиковым играм как одном из средств развития речи.

В процессе работы над развитием речи малышей необходимо:

  • многократно повторять слова и короткие предложения, как на занятиях, так и в режимных моментах;

  • задавать вопросы, побуждающие детей к словесным высказываниям;

  • использовать инсценировки с помощью игрушек или персонажей сказок, а также игровые ситуации.


В процессе игровой деятельности все стороны личности ребёнка формируются в единстве и взаимодействии.

Между речью и игрой существует закономерная обратная (двусторонняя) связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. В таком случае ребёнок посредством слов  обозначает свои действия, тем самым осмысливая их. Словами он пользуется для того, чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.   

Многие исследования педагогов показывают, что ранний возраст – это период первоначального ознакомления с окружающим миром, это время стремительного  развития  познавательных и речевых способностей ребенка, поэтому тема моей  педагогической деятельности «Развитие речи детей в группе раннего развития с использованием пальчиковых игр и инновационных технологий» является актуальной  на данном этапе.

Именно в раннем возрасте ребенок получает от взрослого сведения словесным путем: ему много рассказывают, объясняют, читают.

 Что касается предметно-развивающей среды в группе раннего развития особое место занимают:

  • книги — игрушки,

  • книги — раскладушки,

  • книги - картинки,

  • книжки — малышки.


Все это, конечно же, сразу привлекает внимание детей. Они с радостью рассматривают красочные картинки, иллюстрации.

Одна из инновационных технологий, применяемая в моей практике – технология пальчиковых игр.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Одновременно малыш учится концентрировать внимание и правильно его распределять. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. При выполнении пальчиковых упражнений у малыша развиваются воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «пересказать руками» целые истории - сказки. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в будущем благоприятно скажется на навыках письма.

Эффект  сочетания инновационных технологий по развитию речи у детей раннего возраста в игровой деятельности проявляется в значительном побуждении ребенка к формированию и развитию речи.

На сегодняшний день известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев», - писал Сухомлинский В.А. Это значит, чем больше ребенок умеет, и стремиться делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее, что, в конечном счете, напрямую оказывает влияние на развитие его речи.

Все мыслительные процессы сознания, как осознанные, так и неосознанные, отражаются на мелких движениях пальцев, положении рук и жестикуляции. Степень развития речи детей находится в прямой зависимости от уровня сформированности мелкой моторики рук. Развивать мелкую моторику посредством пальчиковых игр необходимо начинать с раннего возраста. Замечено, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.

Многие исследователи, такие как: М. Я. Аксенова [1], М. С. Рузина [2], Т. А. Ткаченко [3], Е.А. Янушко [4], придерживаются мнения о важности развития пальцевой моторики (пальчиковых игр), описывают пальчиковые игры, связанные с развитием мелкой моторики рук, придерживаясь точки зрения о том, что развитие мелкой моторики рук связано с развитием речи и способствует ее развитию.

Если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика рук, то и речь развивается правильно, а интенсивное развитие речи в раннем возрасте, по мнению Д Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими ложкой, ручкой, карандашом и пр.

Поэтому развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук в работе с детьми должно быть приоритетным.

Таким образом, в результате разучивания пальчиковых игр развивается не только речь детей, но и мелкая моторика пальцев рук, которая оказывает не только благоприятное влияние на развитие, но и подготавливает руку ребенка к навыкам рисования и в дальнейшем к письму.


Список использованной литературы:

  1. Аксенова М. Я. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи // Дошкольное воспитание, 1990. №8. - с.62-65

  2. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых. СПб. 2000.

  3. Ткаченко Т.А. "Использование физкультминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи". - М., 1989.

  4. Янушко Е.А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года)». Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика – Синтез, 2007.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Кустанова Раушан Алпамышевна

Дата: 27.03.2022

Номер свидетельства: 603420

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Инновационные речевые технологии в воспитании и развитии дошкольников с интеллектуальной недостаточностью"
    ["seo_title"] => string(107) "innovatsionnyieriechievyietiekhnologhiivvospitaniiirazvitiidoshkolnikovsintielliektualnoiniedostatochnostiu"
    ["file_id"] => string(6) "283636"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453867194"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) ""Применение современных, инновационных и развивающих технологий в развитие мелкой моторики рук у детей с ТМНР""
    ["seo_title"] => string(80) "primenenie_sovremennykh_innovatsionnykh_i_razvivaiushchikh_tekhnologii_v_razviti"
    ["file_id"] => string(6) "611627"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1660139988"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Программа дошкольной подготовки "Школа будущего первоклассника". Раздел логопеда "
    ["seo_title"] => string(90) "proghramma-doshkol-noi-podghotovki-shkola-budushchiegho-piervoklassnika-razdiel-loghopieda"
    ["file_id"] => string(6) "223268"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1437476871"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства