Развитие произвольной регуляции поведения у детей дошкольного возраста
Развитие произвольной регуляции поведения у детей дошкольного возраста
Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста актуально, так как оно является важным условием учебной деятельности будущего первоклассника.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, через которую происходит формирование различных сторон личности дошкольника, в том числе и произвольности поведения.
В процессе формирования произвольного поведения значительную роль играет взрослый (родитель, педагог), который помогает ребенку осознавать поставленные задачи. Если дошкольник по инструкции взрослого научится контролировать себя, видеть результат своего действия, то у него не возникнет трудностей в школьном обучении.
Поэтому развитие саморегуляции и произвольности очень важно в дошкольный период детства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие произвольной регуляции поведения у детей дошкольного возраста»
Картотека игр на развитие произвольной регуляции поведения детей дошкольного возраста
Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста актуально, так как оно является важным условием учебной деятельности будущего первоклассника.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, через которую происходит формирование различных сторон личности дошкольника, в том числе и произвольности поведения.
В процессе формирования произвольного поведения значительную роль играет взрослый (родитель, педагог), который помогает ребенку осознавать поставленные задачи. Если дошкольник по инструкции взрослого научится контролировать себя, видеть результат своего действия, то у него не возникнет трудностей в школьном обучении.
Поэтому развитие саморегуляции и произвольности очень важно в дошкольный период детства.
Игра «Изобрази явление»
Цель: развитие произвольности, самоконтроля, эмоциональной выразительности и воображения.
Ход игры:
Педагог и дети перечисляют приметы осени: дует ветер, качаются деревья, падают листья, идет дождь, образуются лужи.
Педагог показывает движения, которые соответствуют этим явлениям:
«Дует ветер» - дует, вытянув губы.
«Качаются деревья» - покачивает вытянутыми вверх руками.
«Падают листья» - выполняет плавные движения руками сверху вниз.
«Идет дождь» - выполняет мелкие движения руками сверху вниз.
«Появляются лужи» - смыкает руки в кольцо перед собой.
Когда дети запомнят показанные движения, объясняются правила игры: пока звучит музыка, дети бегают, танцуют, как только музыка прекращается, дети останавливаются и слушают, какое явление назовет воспитатель. Дети должны выполнить движения, которые соответствуют данному явлению.
Игра «Зоопарк»
Цель: развитие произвольности, самоконтроля, внимания и эмоционально-выразительных движений.
Ход игры:
Педагог говорит:
А теперь попробуйте изобразить движения различных животных. Если я хлопну в ладоши один раз - прыгайте, как зайчики, хлопну два раза - ходите вразвалочку, как
медведи, хлопну три раза – «превращайтесь» в аистов, которые умеют долго стоять на одной ноге. Начинаем игру.
Игра: «Да» и «нет» не говори»
Цель: развитие произвольности и самоконтроля, внимания и речи.
Ход игры:
Дети садятся на стульчики. Педагог говорит:
- Я задам каждому из вас вопрос. Отвечая на него, вы не должны употреблять слова «да» и «нет».
Воспитатель поочередно задает детям следующие вопросы:
- Ты сейчас дома?
- Тебе 6 лет?
- Ты учишься в школе?
Ты любишь смотреть мультфильмы?
У тебя есть брат?
Ты вчера ходил в детский сад?
Ты умеешь кататься на велосипеде?
- Кошки умеют лаять?
- Яблоки растут на елке?
- Сейчас ночь? И т.п.
Если ре6енок употре6ляет при ответе слова «да» или «нет», педагог повторяет вопрос.
В ходе игры каждому ребенку можно предложить ответить на 1-3 вопроса.
Игра: «Слушай команду»
Цель: развитие произвольности и самоконтроля.
Ход игры:
Дети движутся по залу под музыку. Внезапно музыка прерывается. Педагог шепотом произносит команду (поднять правую руку, присесть, подпрыгнуть, сесть на стульчик и т.п.).
Дети выполняют команду, включается музыка, игра продолжается.
Игра: «Минута тишины»
Цель: развитие самоконтроля, временного восприятия.
Ход игры:
Детям предлагается точно одну минуту посидеть в тишине, при этом никто не должен разговаривать, ходить по группе тоже запрещается. Секундомер можно дать одному ребенку и показать, когда он должен будет сказать, что минута прошла. Можно усложнить – не разговаривать и не двигаться. С каждым разом время увеличивается.
Игра: «Кричалки – шепталки – молчалки»
Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилам волевой регуляции.
Ход игры:
Необходимы три силуэта ладони, сделанные из разноцветного картона: красный, желтый, зеленый. Это – сигналы. Когда педагог поднимает зеленую ладонь – «кричалку» - можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтую – «шепталку» - можно тихо передвигаться и шептаться; красную – «молчалку» - дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалкой».
Игра: «Вопрос – ответ»
Ход игры:
Взрослый задает ребенку вопросы, а ребенок должен ответить на них, но не сразу, а только тогда, когда взрослый скажет ему: «Говори». Это научит ребенка сдерживаться, контролировать свою природную импульсивность.
Горка спичек.
Перед ребёнком вываливается коробок спичек в одну кучку. Предлагается по - очереди вытаскивать по одной спичке, чтобы не сдвинулись остальные (в игру могут играть до 6 детей).