kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие навыков культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности в условиях дошкольной образовательной организации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание культуры поведения – очень актуальная проблема в настоящее время, и она должна решаться всеми теми, кто имеет непосредственное отношение к детям. То, чему мы научим ребёнка сейчас, в будущем будет его и нашей жизнью. Дошкольники должны научиться контролировать свои эмоции, планировать свои действия и соблюдать общепринятые нормы поведения.

Одним из эффективных средств формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста является игра. Использование игр в воспитании детей дошкольного возраста изучали Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко и многие другие. Воспитательные моменты игровой деятельности раскрыты А.К. Бондаренко, А.И. Матусик, С.Л. Новоселовой, Е.В. Зворыгиной, Е.О. Смирновой и др.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие навыков культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности в условиях дошкольной образовательной организации»

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

Ростовской области

«Зерноградский педагогический колледж»

Допущена к защите

« » ____________ 20 г.

Зам.дир.по УР

/_________/Е.И.Ковалева


Защищена с отметкой: _________

Протокол ГИА № __________

от « » ___________20 г.


ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема: Развитие навыков культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности в условиях дошкольной образовательной организации

44.02.01 Дошкольное образование



Выполнила:

Студентка группы «Д-51А»

Раджабова Эльвира Халидиновна


Руководитель:

Дорошенко Анна Александровна,

преподаватель профессионального цикла




Допущена к защите:

____________________

подпись руководителя


2025

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7

1.1 Сущность и определение понятий «культура», «культура поведения», особенности поведения детей старшего дошкольного возраста 7

1.2 Психологические особенности формирования культуры поведения у детей страшего дошкольного возраста 11

1.3 Игра как средство формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста 16

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 22

2.1 Анализ опыта педагогов-практиков по проблеме исследования 22

2.2 Опытно-педагогическая работа по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41

ПРИЛОЖЕНИЕ







ВВЕДЕНИЕ

Воспитание культуры поведения – очень актуальная проблема в настоящее время, и она должна решаться всеми теми, кто имеет непосредственное отношение к детям. То, чему мы научим ребёнка сейчас, в будущем будет его и нашей жизнью. Дошкольники должны научиться контролировать свои эмоции, планировать свои действия и соблюдать общепринятые нормы поведения.

Более детально дошкольное образование регулируется Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно ч. 4 ст. 10 данного Закона, дошкольное образование относится к первому из четырех уровней системы образования России [23].

Для воспитания культуры поведения Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие условия, как позитивный настрой, пример взрослых, создание для развития личности ребенка в творческой, доброжелательной, дружеской обстановки, связь с семьей. В ФГОС ДО есть важная образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» [22].

Кардинальные социально-экономические преобразования современного общества с особой остротой ставят проблему формирования культуры поведения у дошкольников. Интерес к проблеме формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста обусловлен низким воспитательным потенциалом семьи. Перед дошкольными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, нравственных качеств и культуры поведения.

Исследуемая проблема нашла отражение в работах А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, С.Г. Якобсон, Л.И. Божович, А.М. Виноградовой, С.Н. Карповой и др. В их работах раскрывается сущность основных понятий морального воспитания, определяются методы и приемы нравственного воспитания дошкольников.

Данная проблема рассматривалась многими исследователями (С.В. Петерина, В.Г. Нечаева, ТА. Маркова, Р.И. Жуковская, СА. Козлова, Г.Н. Година, Э.Г. Пилюгина и др.).

Одним из эффективных средств формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста является игра. Использование игр в воспитании детей дошкольного возраста изучали Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко и многие другие. Воспитательные моменты игровой деятельности раскрыты А.К. Бондаренко, А.И. Матусик, С.Л. Новоселовой, Е.В. Зворыгиной, Е.О. Смирновой и др.

Следовательно, всё вышесказанное определяет актуальность нашего исследования и определили выбор темы исследования «Развитие навыков культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности в условиях дошкольной образовательной организации».

Объект исследования: культура поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия формирования и развития навыков культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Цель исследования: теоретически обосновать и практически выявить эффективные педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.

Гипотеза: процесс формирования навыков и развития культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста будет успешным если:

- воспитатель владеет теоретическими знаниями об особенностях формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации;

- воспитатель организует игровую деятельность с целью формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста;

- воспитателем будут созданы система НОД и комплекс игр и включены в совместную деятельность педагогов и дошкольников в основных режимных моментах дошкольного учреждения.

Исходя из цели и гипотезы исследования, нами определены задачи :

- выявить сущность понятий «культура», «культура поведения», особенности поведения детей старшего дошкольного возраста;

- рассмотреть психологические особенности формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста;

- изучить игру как средство формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста;

- провести анализ опыта педагогов-практиков по проблеме формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста;

- организовать и провести опытно-педагогическую деятельность по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Методологические основания исследования: научные труды учёных А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, С.Г. Якобсон, Л.И. Божович, А.М. Виноградовой, С.Н. Карповой, которые в своих работах раскрывают сущность основных понятий морального воспитания, определяют методы и приемы нравственного воспитания дошкольников. Исследования Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой, Н.Я. Михайленко, которые раскрывали особенности использования игр в воспитании детей дошкольного возраста.

Методы исследования:

- теоретические: изучение и анализ методической, педагогической научной литературы по проблеме исследования;

- эмпирические: анализ опыта педагогов-практиков;

- практические: диагностирование, педагогическое наблюдение, методы анализа и интерпретации результатов, беседа с родителями и воспитателем..

Практическая значимость исследования заключается в том, что был осуществлен подбор диагностического материала, игр и упражнений по развитию навыков культуры поведения, разработка технологических карт игровой деятельности с элементами методов и приемов развития и формирования культуры поведения, родительского собрания по теме: «Культура поведения в старшем дошкольном возрасте», подбор рекомендаций родителям «Как формировать культуру поведения у дошкольника»

Апробация исследования проходила в рамках студенческой научно-практической конференции по исследовательской деятельности «Первые шаги в науку» на базе ГБПОУ РО «ЗернПК», 03.03.2025 г.

База исследования: МБДОУ Детский сад № 3 «Аленушка» ст. Егорлыкская, старшая группа.

Структура дипломной работы: введение, две главы (теоретическая и практическая), заключение, литература, приложение.
















ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


1.1 Сущность и определение понятий «культура», «культура поведения», особенности поведения детей старшего дошкольного возраста


Федеральная образовательная программа дошкольного образования направлена на приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.

Цель духовно-нравственного направления воспитания по ФОП ДО — формирование способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально-ответственному поведению [21].

В соответствии с ФОП ДО, формирование ценностно-смыслового отношения ребёнка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором проявляется личная социальная инициатива ребёнка в детско- взрослых и детских общностях.

Важной составляющей социального воспитания является освоение ребёнком моральных ценностей, формирование у него нравственных качеств и идеалов, способности жить в соответствии с моральными принципами и нормами и воплощать их в своем поведении. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство - уважение к человеку, к законам человеческого общества [21].

О.С. Газман, дает следующее определение: «культура» – это необходимый минимум общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможна как социализация, так и оптимальное развитие генетически задуманных дарований личности человека [5, с. 10].

В.А. Сластенин рассматривает культуру поведения через такие ее компоненты, как культура общения, культура речи, культура внешности и бытовая культура [17, с. 122].

Т.И. Бабаева дает следующее определение: «культура поведения – широкое, многогранное понятие, раскрывающее сущность моральных норм в системе наиболее значительных, жизненно важных отношений к людям, к труду, к предметам материальной и духовной культуры [2, с. 18].

С.В. Петерина культуру поведения рассматривает как «совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности» [13, с. 12].

Таким образом, из представленных определений можно сделать вывод, что культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.

И.Н. Курочкина отмечает, что культура поведения детей старшего дошкольного возраста включает три составляющих:

- культура деятельности – сформированное у ребенка умение следить за порядком, чистотой того места, где он занимается какой-либо деятельностью: трудовой, игровой, учебной;

- культура общения – подразумевает сформированное у ребенка умение уважать окружающих, учитывать их мнение и желания в ущерб собственных, знание вежливых правил общения с взрослыми и сверстниками;

- культурно-гигиенические навыки – представляют собой сформированные у ребенка и закрепленные в его поведении навыки опрятности, аккуратности, умение содержать в чистоте свое тело и одежду, необходимость следования которым продиктовано не только нормами чистоты, но и нормами человеческих отношений [8, с. 61].

Таким образом, культура поведения старшего дошкольника понимается как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Выделяют следующие структурные компоненты культуры поведения детей старшего дошкольного возраста: культура деятельности – предполагает умение ребенка следить за порядком, культура общения – означает умение уважать окружающих, культурно-гигиенические навыки – ребенок умеет быть опрятным аккуратным.

Б.П. Пузанов считает, что к старшему дошкольному возрасту у детей появляется более широкое понимание социальных связей, вырабатывается умение оценивать поведение других детей и взрослых. Старший дошкольник в основном осознает свою принадлежность к детской группе, начинает понимать важность социально значимых дел. То есть у ребенка формируется определенное понимание и оценка социальных явлений, ориентация на оценочное отношение взрослых через призму конкретной деятельности [15, c. 77].

По мнению И.В. Максимовой, характерным для детей старшего дошкольного возраста являются формирующиеся общественная направленность, коллективизм. Они проявляются и в реальных детских взаимоотношениях, и в высказываниях, и в оценке поступков сверстников, и в целенаправленности совместной деятельности всех членов детского коллектива, начинает складываться общественное мнение, на которое в известной мере может опереться воспитатель. Дети могут осудить поведение сверстников — их эгоистические поступки, недобросовестное отношение к делу — и высказать одобрение хорошего поведения товарища. 

К концу старшего дошкольного возраста дети уже воспринимают правила как норму поведения, отмечает И.В. Максимова. У детей накапливается опыт коллективной жизни, устойчивее коллективные связи. Это проявляется и в совместных играх, и в труде, и в общих радостях [9, c.56].

Как считает И.В. Максимова, приобретение опыта совместной практической деятельности, в процессе которой дети усваивают навыки организованного поведения, совместного труда и согласованных действий в игре на основе общего замысла, содействует развитию активности, инициативы, уверенности в своих силах. Однако еще нередки, особенно у детей шестого года жизни, конфликты, неумение сговариваться, распределять роли в игре. 

И.В. Максимова отмечает, что старшие дошкольники (особенно это выражено у детей седьмого года жизни) проявляют интерес к явлениям общественной жизни. Они постоянно обращаются с вопросами к воспитателю, родителям, стремясь утвердиться в своих знаниях, установить взаимосвязь между фактами, событиями. Вопросы свидетельствуют о большом интересе детей к реальной действительности, к отдельным фактам героического прошлого нашей Родины. Конечно, все эти приобретения детей происходят при решающей роли целенаправленного воспитания и обучения в детском саду и благоприятных условиях семейного воспитания [9, с. 59].

Таким образом, как утверждает Н.Ф. Голованова, у детей старшего дошкольного возраста постепенно происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному правилами и нормами. Дети активно обращаются к правилам при регулировании своих взаимоотношений со сверстниками. Старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле, могут привести соответствующие конкретные примеры из личного опыта и литературы. В оценке сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении собственного поведения более снисходительны и недостаточно объективны [6, c.76].

Итак, в данном параграфе мы раскрыли сущность понятий «культура», «культура поведения», особенности поведения детей старшего дошкольного возраста и пришли к выводу, что культура - это необходимый минимум общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможна как социализация, так и оптимальное развитие генетически задуманных дарований личности человека. В то время, как культура поведения подразумевает совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Раскрывая особенности поведения детей страшего дошкольного возраста мы выяснили, что в процессе социокультурного развития ребенок осваивает и активно воспроизводит социальный опыт, приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, развивает способность общаться и взаимодействовать, ориентироваться в системах социальных норм и правил.

В следующем параграфе изучим психологические особенности формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.


1.2 Психологические особенности формирования культуры поведения у детей страшего дошкольного возраста


Старший дошкольный возраст — возраст возникновения воли как способности сознательно управлять своим поведением, своими внешними и внутренними действиями, т.е. произвольности. В процессе воспитания и обучения под влиянием требований взрослых и сверстников у детей формируется умение подчинять свои действия той или другой задаче, добиваться достижения цели, а также преодолевать возникающие трудности. Они овладевают умением контролировать свою позу, например, сидеть спокойно на занятиях так, как этого требует воспитатель [8].

Ребенок дошкольного возраста управлять своим памятью, мышлением. Управлять процессом запоминания и припоминания дошкольник может, достигнув четырехлетнего возраста, и он начинает ставить собой специальную запомнить поручение понравившийся ему и др.

Е.И. Тихеева отмечает, что «сознательное управление поведением только начинает складываться в дошкольном детстве. Волевые действия соседствуют с действиями непреднамеренными, импульсивными» [20, с. 52].

Главное в управлении своим поведением — уметь остановить то, что происходит как бы само собой, задержать импульсивный ответ, привычную реакцию на тот или иной раздражитель. Без этой способности невозможно выполнять указания взрослого, следовать нормам поведения, сосредоточиться на каком-нибудь деле и довести его до конца, планировать свои действия. Все эти действия требуют произвольности поведения, то есть способности владеть и управлять собой, отмечает Е.И. Тихеева [20, с. 56].

По мнению Е.И. Тихеевой, на протяжении дошкольного детства меняются как сами волевые действия, так и их удельный вес в общей картине поведения. В старшем дошкольном возрасте ребенок становится способным к сравнительно длительным волевым усилиям, хотя и сильно уступает в этом отношении детям школьного возраста. Для дошкольника старшего возраста характерны появление и развитие волевых действий, но сфера их применения и их место в поведении остаются ограниченными.

Формированием культуры поведения необходимо заниматься систематически и планомерно, приучение старших дошкольников к культурному поведению от случая к случаю не дает устойчивых результатов, утверждает Е.И. Тихеева [20, с. 57].

Как считает Е.И. Тихеева, результат использования методов будет эффективным при соблюдении следующих требований:

– любой метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка и не нарушающим его прав;

– метод должен быть реально осуществимым и логически завешенным. Каждый метод должен быть весомым и значимым;

– для использования метода должны быть заранее подготовлены условия и средства его реализации;

– метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации; – методы воспитания необходимо применять тактично;

– при подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества;

– проектируя и подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка;

– применение методов нравственного воспитания требует от педагога терпения и терпимости;

– преобладание методов, предполагающих обучение ребенка различным способам действия;

– применение методов в комплексе, во взаимосвязи [20, с. 59].

Е.И. Тихеева считает, что формирование личности дошкольника является целостным процессом. Организация жизнедеятельности детей, пример взрослых, его требования и педагогическая оценка конкретной воспитательной ситуации все воздействует на ребенка и его внутренний мир. Начиная работу по формированию культуры поведения, педагог, обязан знать, какие правила, старшие дошкольники знают и выполняют и в чем имеют пробелы [20, с. 61].

К старшему дошкольному возрасту, как утверждает И.Н. Курочкина, у детей формируется комплекс навыков, который помогает им проявлять культуру поведения. Навыки и привычки — это автоматизированные действия, благодаря которым человек совершает многие поступки быстро и легко, не обращаясь постоянно к контролю сознания.

Процесс выработки навыков происходит в жизни ребёнка каждодневно. Дошкольники учатся следить за своими вещами, за своим внешним видом, выполнять гигиенические процедуры, пользоваться столовыми приборами, вести себя в соответствии с нормами и правилами общения, с учетом ситуации общения: дома, в детском саду, на улице, со знакомыми людьми, с незнакомыми людьми и т. д. Все это выступает базисом для формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста [8, с. 72].

По мнению Е.О. Смирновой, у детей дошкольного возраста формируются первичные этические инстанции, такие как моральное сознание и моральные оценки, которые помогают формировать моральную регуляцию поведения.

Без приобретения навыков невозможно было бы ни учиться, ни работать, ни обслуживать себя в быту. Навыки дают возможность экономить силы, а также достигать лучшего результата в достижении поставленной цели. Именно поэтому в работе с дошкольниками необходимо обращать особое внимание на их выработку. Для этого деятельность в дошкольном образовательном учреждении должна быть организована таким образом, чтобы старшие дошкольники постоянно накапливали опыт правильных нравственных отношений, систематически упражнялись в совершении положительных поступков. Содержанию поступков всегда должна соответствовать и внешняя форма их проявления [18, с. 34].

С.В. Петерина выделяет следующие три этапа процесса формирования навыков культурного поведения:

1) Устанавливается определенный круг требований, вычленяются конкретные способы действий, «образы поведения», подлежащие усвоению детьми; формирование опыта культурного поведения осуществляется одновременно с вхождением ребенка в новый образ жизни.

2) Происходит объединение отдельных действий, навыков и закрепление их.

3) Происходит закрепление формируемых навыков, применение их в разнообразных условиях [13, с. 52].

Первый этап связан с выработкой положительного эмоционального отношения к деятельности, которая связана с культурой поведения, к детскому саду, группе, научение необходимым способам действий и упражнение в них. На данном этапе используется система упражнений, игр-занятий, показы способов действий, «образа поведения» в повседневной жизни, играх.

Второй этап направлен на закрепление навыков, обусловливает их усвоение. Здесь широко используются упражнения, игры-инсценировки, бытовая деятельность, обобщенные указания, этические беседы, использование фотопособий, художественной литературы.

На третьем этапе происходит закрепление культурного поведения в различных условиях (упражнения в различных ситуациях, контроль, пример) [13, с. 54].

По мнению С.Г. Якобсона, при формировании культуры поведения дошкольников необходимо придерживаться определенных этапов. Автор выделил следующие два этапа:

1) Упражнение в поощряемом обществом поведении для накопления опыта;

2) Объяснение детям, как и в каких ситуациях, необходимо себя вести так, чтобы получить одобрение со стороны взрослых и сформировать у них предвосхищение. Методика предвосхищения выполняет роль стимула к достойному поведению. На данном этапе создаются условия для того, чтобы ребенок получал удовлетворение от хорошего поведения и проводится работа, направленная на осознание детьми значимости правил культурного поведения [26, с. 71].

Таким образом, рассматривая психологические особенности формирования культуры поведения у детей страшего дошкольного возрасат, мы пришли к выводу, что для дошкольника старшего возраста характерны появление и развитие волевых действий, но сфера их применения и их место в поведении остаются ограниченными. Формированием культуры поведения необходимо заниматься систематически и планомерно. Данный процесс происходит в три этапа: 1) устанавливается определенный круг требований, вычленяются конкретные способы действий, «образы поведения», подлежащие усвоению детьми; формирование опыта культурного поведения осуществляется одновременно с вхождением ребенка в новый образ жизни; 2) происходит объединение отдельных действий, навыков и закрепление их; 3) происходит закрепление формируемых навыков, применение их в разнообразных условиях.

В следующем параграфе рассмотрим игру как средство формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.




1.3 Игра как средство формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста


В Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО) игра занимает центральное место в жизни ребёнка, является преобладающим видом его самостоятельной деятельности [21].

Некоторые аспекты, которые подчёркиваются в программе:

Важность игры. В ней закладываются основы личности ребёнка, развиваются психические процессы, формируется ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации.

Функции игры, среди которых: обучающая, познавательная, развивающая, воспитательная, социокультурная, коммуникативная, эмоциогенная и другие.

Цели игровой активности. Они распределяются по образовательным направлениям работы с детьми:

Дидактические. Знакомство и расширение представлений о мире вокруг, отработка умений и навыков, развитие навыков трудовой деятельности.

Развивающие. Развитие внимания, речи, процессов мышления, памяти, формирование умения наблюдать, проводить сравнительный анализ, сопоставлять, стимуляция воображения, творческого видения, фантазии.

Воспитательные. Формирование инициативности, нравственных и волевых качеств, партнёрства, общительности.

Социально-коммуникативные. Приобщение к соблюдению правил, принятых в социуме, развитие умения контролировать свои эмоциональные проявления, способности общаться с товарищами и взрослыми [21].

Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра имеет социальный характер, так как ее содержанием становится отражение разнообразных взаимоотношений между людьми: «Игра социальна по своему содержанию именно потому, что она социальна по своей природе, по своему происхождению, то есть возникает из условий жизни ребенка в обществе» [25, с. 12].

Многочисленные исследования отечественных специалистов в области дошкольного образования (Р.И. Жуковская, Д.В. Менджирицкая, Н.Я. Михайленко, А.П. Усова и др.) доказывают, что игре, как любому другому виду деятельности, ребенка необходимо обучать. Без целенаправленного руководства игра не может выполнить функцию воспитания, поскольку ее основные структурные элементы осваиваются в процессе специально организованного обучения [10].

Как отмечает Х. Штольц, игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных общественных качеств ребенка являются первоочередными.

Важной особенностью игры как формы жизни детей дошкольного возраста является ее проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность и игра.

По мнению Х. Штольца, игра является той формой организации жизнедеятельности дошкольников, в условиях которой педагог может, применяя различные методы, формировать личность ребенка, ее общественную направленность [24].

С.Л. Новоселова утверждает, что при организации игры как средства воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста необходимо соблюдать следующие условия:

  • эмоционально объяснить цель предстоящей деятельности, ее необходимость;

  • вызвать у дошкольников желание в ней участвовать;

  • обеспечить активность каждого участника в процессе деятельности;

  • привлечь детей к ее планированию, распределению работы, точно определить обязанности;

  • четко выделить этапы работы и дать возможность детям пережить чувство удовлетворения полученными промежуточными результатами и достигнутым общим успехом [11, с. 92].

По мнению Т.А. Рычашковой, в игровой деятельности дошкольников проявляются такие волевые качества, как ответственность, целеустремленность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей. Игра хороша тогда, когда дети сами ее организуют, умеют руководить, подчиняться, оказывать помощь.

Огромную роль для формирования культуры поведения играют театрализованные игры. Например, с детьми готовят постановку сказки «Репка», в ходе разбора которой обращают внимание на правила семейного этикета: вся семья и домашние животные, и даже маленькая мышка поднялись на одно общее дело – помочь деду-кормильцу вытащить репку. Сама постановка сказки, выступление с ней перед другими детьми и родителями внесут осознание многих правил поведения в общественных местах, затрагивают правила поведения зрителей в театре. Вспоминаются также правила гостевого этикета: в гости пришли родители, их надо принять и развлечь [16, с. 12].

С.Г. Якобсон считает, что дидактические игры, главная цель которых – обучение дошкольников, очень хороши при отработке правил и норм этикета. Задания в подобных играх могут быть самыми разнообразными: подбери из карточек цветовую гамму своего костюма; составь по картинкам костюм для прогулки, посещения театра, встречи гостей; разложи на полотне карточки с посудой и столовыми приборами для сервировки чайного, обеденного, праздничного стола; выбери на карточках подарок маме, другу, бабушке и пр.

По мнению С.Г. Якобсона, большой интерес у дошкольников вызывают настольно-печатные игры. Например, игра-лото «Как мы одеваемся» поможет отработать навыки детей в культуре внешнего вида; игра «Настольный телефон», в которой на полотне будут двигаться фишки, а участники отвечать на вопросы, связанные с этикетом телефонного разговора, укрепит приобретенные знания о правилах телефонного общения [26, с. 64].

В.В. Бархатова отмечает, что для усвоения детьми более трудных правил культурного поведения целесообразно использовать коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки. Они помогают воспитателю выровнять уровень овладения навыками каждым ребенком группы [3, с. 16].

Через игры-занятия воспитатель может в увлекательной форме не только раскрыть содержание требований в необходимой последовательности, но и связать их с конкретными поступками дошкольников, это дает возможность закрепить их положительное отношение к их выполнению в повседневной жизни, утверждает В.В. Бархатова.

По мнению В.В. Бархатовой, игровые приемы, используемые воспитателем и вызывающие у детей положительные эмоции, обеспечивают более высокую восприимчивость ребенком культурных правил поведения. Педагог ненавязчиво вырабатывает интеллектуально-эмоциональное отношение детей к конкретным правилам общественного поведения, закрепляет их в опыте, побуждает малышей к доброжелательным действиям. При этом процесс воспитания получается очень естественным, ребенок не ощущает себя его объектом [3, с. 18].

Как считает Л.А. Абрамян, планируя содержание нравственно направленных игр, воспитателю необходимо основываться на своих наблюдениях за детьми. Прослеживая изменения в развитии поведения детей, корректировать содержание игр с учетом конкретных условий и возможностей детей.

Приобретенные и усвоенные в игре навыки культурного поведения дети используют в новых для них жизненных ситуациях. Постепенно эти навыки переходят в устойчивую привычку, отмечает Л.А. Абрамян [1, с. 55].

По мнению Л.Ф. Островской, воспитание культуры поведения – важнейшая сторона процесса становления личности, освоение человеком моральных ценностей. Оно включает в себя формирование нравственных качеств и способность жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда нравственные убеждения воплощаются в реальных делах и поступках [12, с. 201].

Таким образом, игра – это средство формирования у дошкольников представлений и понятий культуры поведения, а также одно из наиболее эффективных средств формирования поведения детей. Она является одним из способов познания окружающего мира и дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами.

Итак, в данной главе мы рассмотрели теоретические основы формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности, в ходе чего раскрыли сущность определений «культура», подразумевающую необходимый минимум общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможна как социализация, так и оптимальное развитие генетически задуманных дарований личности человека.

Выяснили, что «культура поведения» - это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Также изучили особенности поведения детей страшего дошкольного возраста и выяснили, что к старшему дошкольному возрасту у детей появляется более широкое понимание социальных связей, вырабатывается умение оценивать поведение других детей и взрослых. У детей старшего дошкольного возраста постепенно происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному правилами и нормами. Дети активно обращаются к правилам при регулировании своих взаимоотношений со сверстниками.

Далее мы изучили психологические особенности формирования культуры поведения у детей страшего дошкольного возраста и выяснили, что на протяжении дошкольного детства меняются как сами волевые действия, так и их удельный вес в общей картине поведения. В старшем дошкольном возрасте ребенок становится способным к сравнительно длительным волевым усилиям, хотя и сильно уступает в этом отношении детям школьного возраста. Для дошкольника старшего возраста характерны появление и развитие волевых действий, но сфера их применения и их место в поведении остаются ограниченными. Формированием культуры поведения необходимо заниматься систематически и планомерно.

В третьем параграфе мы рассмотрели игру как средство формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста и пришли к выводу, что игровая деятельность в период дошкольного детства является одним из эффективных средств воспитания культуры поведения у дошкольников. Как способ познания окружающего мира, она дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Нельзя забывать о дисциплинирующем значении игры, так как соблюдение установленной дисциплины является важным условием выполнения этикетного правила.

В следующей главе опишем опытно-педагогическую работу по формированию культуры поведения в процессе игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.












ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


2.1 Анализ опыта педагогов-практиков по проблеме исследования


В данном параграфе проведем анализ опыта педагогов-практиков по формированию культуры поведения в процессе игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Рассмотрим опыт воспитателя МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №7 г. Славянск-на-Кубани, Таран Натальи Борисовны, которая считает, что играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, ребенок учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным [19].

Поэтому в своей работе Н.Б. Таран для обеспечения эмоционального благополучия ребенка организует:

- Утро радостных встреч, когда дети называют друг друга ласковым именем, желают добра, улыбаются, настраиваются на доброе событие дня.

- Индивидуальные беседы на интересующие детей темы. Или так называемые “Задушевные посиделки”, где дети и взрослые рассказывают интересные истории из своей жизни (смешные и грустные, иногда и трагичные). Эти минуты дружественной близости взрослых с ребенком неоценимы, воспринимаются ребенком как знак доверия и уважения.

- Сочинение детьми творческих рассказов о себе, о своей семье с последующим составлением книг и оформлением её рисунками.

- Персональные творческие выставки детей повышают статус ребенка в группе, способствуют развитию интереса к нему других детей, вызывают желание детей к творчеству [19].

- Предметно-развивающая среда в группе (уголок уединения, разновеликие ширмы, подиум, ёмкости личных вещей, рамки для рисунков в группе, оборудование для самостоятельной деятельности, оборудование для режиссерских и ролевых игр); направлена на обеспечение индивидуальной комфортности детей [19].

По мнению Натальи Борисовны, развитию коммуникативной компетентности ребенка способствуют:

- Элементы психогимнастики на занятиях по изодеятельности, ознакомлению с окружающим.

- Специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций “Облако настроения”, “Зеркало” и т.п..

- Пуговичный массаж в сочетании с заданиями на эмоциональное проявление.

- Игры драматизации.

- Театрализованный игры.

- Просмотр спектаклей,

- Чтение художественной литературы с последующим обсуждением характера героев, их настроения, поступков [19].

Для формирования культуры поведения у детей Н.Б. Таран проводит:

Дидактические игры (выбери что правильно, а что неправильно).

- Разбор ситуаций с обсуждением как бы ты поступил.

- Специальные игры на общение «Связующая нить», «Скульпторы».

- Игры тренинги «Спасаем друзей», элементы сказкатерапии.

Как отмечает Наталья Борисовна, в результате проводимой работы дети, в своем большинстве, находятся в положительном эмоциональном состоянии, имеют собственное мнение, самостоятельно выбирают друзей, игрушки, виды деятельности, положительно относятся к окружающим людям, стараются учитывать мнения других людей, стремятся к совместной деятельности, знают способы взаимодействия и выхода из конфликтных ситуаций и многие умеют это делать [19].

Также мы рассмотрели опыт педагога-практика Копниной Екатерины Сергеевны, воспитателя МБДОУ Детский сад Колокольчик г. Смоленск. [7]

Направление, в котором работает воспитатель - это формирование коммуникативных навыков дошкольников через сюжетно-ролевую игру.

Сюжетно-ролевая игра является наиболее важным средством для развития коммуникативных способностей дошкольников. В этой игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Дети учатся играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, формируется умение слушать собеседника, решать конфликтные ситуации. Организация сюжетно-ролевой игры уже подразумевает вступление детей в контакт, в общение, как со сверстниками, так и с взрослым, и чем чаще организуется игра, тем больше возникает желание поиграть еще и еще. [7]

В своей педагогической деятельности по формированию культуры поведения посредством сюжетно-ролевой игры Екатерина Сергеевна определила задачи:

- учить детей принимать игровые задачи поставленные сверстниками, договариваться по поводу игрового взаимодействия;

- учить детей анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать;

- обучать детей позитивным приёмам общения;

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Для решения поставленных задач создала игровой центр:

В младшей группе - сюжетные игры были расположены, открыто в игровой среде;

В средней группе - сюжетные игры расположила в коробках, для того, чтобы развивать у детей умение самим планировать свою деятельность. Также предметы заместители, литературу по теме [7].

Екатерина Сергеевна практическим путем выявила что, игра будет насыщенно яркой, продолжительной, если спланировать работу по всем четырем компонентам, предложенных комплексным методом руководства игрой, разработанный группой авторов под руководством Светланы Леонидовны Новоселовой:

1. Обогащение опыта, ознакомление с окружающим в активной деятельности (для переноса знаний в игру).

2. Обучение детей способам игрового воспроизведения действительности.

3. Организация предметно-игровой среды.

4. Активизирующее общение взрослого с ребенком в процессе игры [7].

На начальном этапе разучивания игры воспитатель расширяет представление детей  об окружающем мире. Использует методы и приемы: беседы, чтение художественной литературы, загадывание загадок, наблюдение, целевые прогулки, экскурсии, встреча с интересными людьми.

Работа на этом этапе проводится со всей группой.

Для расширения представлений детей использует: беседу; чтение произведений художественной литературы; просмотр мультфильмов.

После расширения представлений об окружающем мире работает над изменением предметно - игровой среды, вместе с детьми и родителями изготавливаем ролевые атрибуты; необходимое игровое оборудование; игрушки – самоделки с участием детей, игрушки заместители.

Обращение к предметам-заместителям ставит детей перед необходимостью переименовать данный предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Таким образом, в игре появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий [7].

Далее Е.С. Копнина в совместных играх с детьми на этом этапе работает над задачами воспитания культуры поведения. Это способствует формированию у детей организованности и ответственности, умения контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми, они учатся ориентироваться на партнеров-сверстников, прислушиваться к их мнению. [7]

В процессе своей работы уделяет большое внимание формированию дружеских и тёплых отношений детей друг к другу. Предоставление свободы в организации игровой деятельности способствует налаживанию дружеских отношений между детьми. В таких условиях дети меньше конфликтуют друг с другом, более того, начинают участвовать в решении общих проблем.

На заключительном этапе прорабатывает задачи по  коммуникативному развитию: упражнять детей принимать игровые задачи поставленные сверстниками, договариваться по поводу игрового взаимодействия; упражнять детей в умении анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать.

Для проведения анализа сформированности культуры поведения у детей Екатерина Сергеевна предлагает использовать диагностические методики:

1. Наблюдение за деятельностью детей во время сюжетно-ролевых игр;

2. Методика «Два домика» (Ц. Д. Марцинковская);

3. Методика «Лесенка» (В. Г. Щур); [7]

Рассмотрим опыт воспитателя ГУО «Ясли-сад №7» г. Вилейки, Бочкаревой Людмилы Александровны, которая в своей работе  заметила, что у некоторых воспитанников группы  наблюдаются трудности в сфере культуры поведения, а именно, проявляется излишняя робость, замкнутость, нежелание следовать правилам или требованиям взрослых, конфликтность, недостаточное развитие игровых умений. 

 По мнению Л.А. Бочкаревой, качественное развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте является непременным условием полноценного формирования культуры поведения дошкольника [4].

Учитывая важность данной проблемы,  свою работу Людмила Александровна осуществляет в двух направлениях:

1. Создание необходимой предметно – развивающей среды для сюжетно-ролевых игр.

2. Непосредственное руководство играми детей.

При организации сюжетно-ролевых игр Л.А. Бочкарева учитывает индивидуальные и личностные особенности каждого ребенка, дает детям максимальную степень свободы и ни в коем случае не подавляет их фантазию [4].

Чтобы создать условия в группе для развития сюжетно-ролевой игры Людмила Александровна составила примерный перечень игровых тем; роли, которые могут выполнять дети; игровые действия.

Сюжеты игр детей в больницу не будут для них новыми, но сюжетные варианты, которые можно в них отразить, станут интересными и даже неожиданными, если используются в ситуации игр на другие темы.

В руководстве игрой автор использует методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности. Среди них важное место занимает непосредственное участие  в сюжетно-ролевой игре это: выполнение ведущей или второстепенной роли; учет индивидуальных особенностей детей; оказание детям помощи в реализации знаний, полученных на занятиях, путем напоминаний, советов, предложений, подбора игрового материала, беседы-разговора по поводу замысла игры, развития ее содержания, подведения итогов [4]. 

 Длительные сюжетно-ролевые игры создают благоприятные возможности для  качественно иных по своей структуре взаимоотношений детей, чем в обычных играх, способствуют формированию культуры поведения.         

 Как утверждает Л.А. Бочкарева, положительных результатов в работе можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями. Совместно с семьями воспитанников автор старается обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье, воспитывает интерес детей к сюжетно-ролевым играм, в которых они учатся общаться, проигрывать различные проблемные ситуации, так как  сюжетно-ролевые игры развивают у детей навыки волевой регуляции и самоконтроль [4].

Проанализировав опыт Л.А. Бочкаревой можно сделать вывод, что сюжетно-ролевые игры в качестве ведущего педагогического средства способствуют эффективности формирования культуры поведения дошкольников. При чем, эффективное влияние сюжетно-ролевых игр в данном процессе становится возможным при создании продуманной предметно-игровой среды и, когда сюжеты игр моделируют жизненные ситуации.

Таким образом, мы провели анализ опыта педагогов-практиков Н.Б. Таран, Е.С. Копниной и Л.А. Бочкаревой, из которого выяснили, что для формирования культуры поведения у детей страшего дошкольного возраста эффективным является опора на ведущую деятельность данного возрастного периода, то есть, организация игровой деятельности. Педагоги предлагают использовать специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций “Облако настроения”, “Зеркало” и т.п., игры драматизации, театрализованные игры, дидактические игры (выбери что правильно, а что неправильно), специальные игры на общение «Связующая нить», «Скульпторы», игры тренинги «Спасаем друзей», элементы сказкатерапии.

В следующем параграфе опишем опытно-педагогическую работу по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.


2.2 Опытно-педагогическая работа по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности


Опытно-педагогическая работа по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности проводилась на базе МБДОУ Детский сад № 3 «Аленушка» ст. Егорлыкская Ростовской области.

В ходе беседы с воспитателем группы мы выяснили, что многие воспитанники достаточно общительны, находят общие темы для разговора в группе, проявляют любезность и открытость, стараются находить подход к сверстникам. Также отметили, что есть дошкольники, которые не особо внимательны по отношению к другим, могут перебивать во время разговора, в спорных ситуациях проявляется эгоистическая тенденция, не уступают сверстникам, способны создавать конфликтные ситуации, при этом могут проявить сочувствие к тем детям, к которым испытывают симпатию.

В исследовании принимали участие 25 детей страшей группы, из них 16 мальчиков и 9 девочек. Она осуществлялась в несколько этапов.

1. Начальный этап, на котором проводилась первичная диагностика уровня сформированности культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.

2. Основной этап, на котором была организована и проведена игровая деятельность, направленная на формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.

3. Заключительный этап, выявляющий эффективность проведенного мероприятий по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

На основании проведенного исследования теоретических основ формирования культуры поведения у детей страшего дошкольного возраста мы выяснили, что в данном процессе неотъемлемой частью является формирование коммуникативных навыков, которые помогают детям взаимодействовать с окружающими, выражать мысли и чувства, понимать других людей. Исходя из этого мы на начальном этапе провели диагностическую работу по методике А.М. Щетининой, Л.В. Кирс «Неоконченные ситуации» (Приложение 1).

В ходе диагностического исследования воспитанникам была дана установка: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи». В каждом случае нам нужно было добиваться от ребенка мотивировки ответа. Для анализа результатов учитывался характер поступка и его аргументации. По особенностям придуманного ребенком поступка героя ситуации можно судить о степени принятия им нравственной нормы, а по характеру аргументации поступка - об осознании этой нормы. Затем для аналитической обработки результатов и получения количественных показателей были выделены три уровня развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возврата: низкий, средний и высокий.

Полученные результаты диагностической работы мы занесли в карту наблюдений №1 (Приложение 2).

После анализа полученных данных мы выяснили следующее:

У 12 воспитанников выявлен высокий уровень развития коммуникативных навыков, дети способны придумать поступок героя, адекватный социально принятой этической норме, смогли объяснить этот поступок с позиций нормы.

У 5 детей был выявлен средний уровень, в ходе диагностической работы воспитанники домысливали поступок, соответствующий общепринятой норме, но не могли аргументировать его.

И у 8 дошкольников выявлен низкий уровень, дети придумывали окончание ситуации, в которой герой совершает поступок, не отвечающий социальной нравственной норме.

Результаты диагностического исследования по методике А.М. Щетининой, Л.В. Кирс «Неоконченные ситуации» мы отобразили в диаграмме 2.1:

Диграмма 2.1 «Результаты диагностической работы по методике А.М. Щетининой, Л.В. Кирс «Неоконченные ситуации» в старшей группе на начальном этапе», в %


Исходя из диаграммы мы видим, что данные диагностики свидетельствуют о следующем: у 8 детей (32%) – низкий уровень развития коммуникативных навыков; у 5 детей (20%) – средний уровень; у 12 детей (48%) – высокий уровень развития коммуникативных навыков.

Исходя из анализа результатов начального этапа исследования, мы приступили к основной части, в ходе которой разработали и провели комплекс НОД с использованием игр и игровых моментов, направленных на формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Нами были проведены занятия, направленные на формирование культуры поведения у детей старшего дошкольно возрасат посредством реализации сюжетно-ролевых игр «Кафе», «Поликлиника», «Почта», «Строители», воспитательными задачами которых являются: воспитание уважительного отношения к людям разных профессий, формирование доброжелательных взаимоотношений в коллективе, воспитание культуры поведения в общественных местах.

В ходе проведения сюжетно-ролевой игры «Кафе» (Приложение 3) на этапе мотивации мы предложили воспитанникам побывать в кафе. После этого провели беседу о том, для чего люди ходят в кафе, какие есть правила поведения в общественных местах, кто работает в кафе, чем занимается администратор, какие обязанности у официанта, что такое меню.

Затем предложили детям побыть в роли сотрудников кафе и перешли к распределению ролей, определив некоторых воспитанников официантами, других поварами, один ребенок был в роли кассира, администратором выступил воспитатель.

При определении игровых целей мы уточнили у детей, чем занимаются официанты, повара, кассир. На что воспитанники ответили, что повара будут готовить заказы на кухне, официанты вежливо принимать заказы, приносить еду и обслуживать посетителей, кассир должен считать деньги и отдавать чеки.

Далее мы перешли к созданию игровой обстановки: воспитанников переодели в спецодежду и костюмы в соответствии с их ролью. В ходе игровой деятельности дошкольникам необходимо было выстраивать диалог между собой, как в одном из коллективов кафе, где дети в роли официантов должны были обращаться к кассиру с просьбой посчитать, сколько должны оплатить посетители одного из столиков. После того, как официанты расчитывают посетителей, гости должны были поблагодарить за обслуживание и оставить свой отзыв в книге жалоб и предложений.

В завершении мы провели с воспитанниками беседу о том, что понравилось, а что нет в ходе проведения игры, исходя из чего выяснили, что дошкольникам было интересно попробовать себя в роли сотрудников кафе, они старались соблюдать правила, вежливо общаться со своими сверстниками.

Следующее занятие предполагало проведение сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» (Приложение 4). На организационно-мотивационном этапе мы знакомили воспитанников с профессией врача-педиатра, работающего в детской поликлинике, а также с фармацевтом, который работает в аптеке, где родители могут купить необходимые лекарства.

Затем подробно объяснили детям, что в поликлинике есть регистартор, выдающий направления, объясняющий как записаться на прием к врачу и в какой кабинет необходимо пройти, врач-педиатр принимает больного, обследует, выписывает рецепт, фармацевт продает лекарства по назначению, а больной - пациент, который приходит на прием к врачу и выполняет затем назначения врача. После этого напомнили воспитанникам о правилах поведения в общественных местах.

Далее перешли к организации игровой деятельности, где распределили детей по ролям: врачи, фармацевт и регистраторы, дошкольников, которые остались без роли определели пациентами и предложили им выбрать любую куклу, которая будет выступать в роли ребенка.

Воспитатель объясняет дальнейшие действия: «сначала мы идем в регистратуру и берем карточку или талончик для записи. После идем на прием к врачу, в кабинете у которого нужно спокойно и не торопясь рассказать о том, что беспокоит и что болит. Врачи в этом время осматривают горло, слушают, назначают лечение. После чего необходимо тправиться в аптеку, где фармацевт продаст лекарства по назначению врача».

Таким образом, в ходе проведения данной сюжетно-ролевой игры воспитанники углубили свои знания о профессии работников поликлиник и аптек. Проведенное занятие было направлено на развитие активного речевого общения детей в процессе игровой деятельности, расширение и обогащение словарного запаса. Мы заметили, что использование наглядного материала и методически правильно организованная игровая деятельность позволяет достигнуть поставленной цели, так как посредствуом сюжетно-ролевой игры дети выстраивают диалоги со сверстниками, учатся вежливо обращаться и проявлять уважение друг к другу.

Следующее занятие было проведено посредством сюжетно-ролевой игры «Почта» (Приложение 5). На организационно-мотивационном этапе мы рассказали воспианникам о важности профессии почтальона, о том, что с помощью почты можно отправлять письма друзьям и посылки, после чего предложили поиграть и попробовать себя в роли сотрудников почты.

На основном этапе провели беседу с дошкольниками с целью усвоения ими знаний о том, что почтальон разносит письма получателям, оператор по работе с клиентами отвечает на вопросы посетителей, продает конверты, марки, принимает оплату, для которой необходим бланк - документ оплаты посылки или письма, среди сотрудников есть еще водитель, который развозит почту, также есть начальник, контролирующий работу всех сотрудников почтового отделения.

Мы подготовили рабочее место, на котором разместили бланки на оплату писем, конверты, листочки для писем, марки, печать и клей. Машину водителя создали образно из стульчиков.

Затем распределили роли: несколько воспитанников стали почтальонами, операторами по работе с клиентами, посетителями почты, один ребенок был в роли водителя и еще один в роли начальника.

Педагог дала следующую установку: «водитель будет развозить и привозить новые посылки и письма, затем доставлять их. Начальник почты должен следить за порядком своих сотрудников, хвалить их за хорошую работу, а также заполнять какие-то важные документы. Клиенты будут стоять в очередях, общаться между собой и обращаться к операторам с целью отправить письмо или посылку».

После проведения игры мы отметили, что некоторым воспитанникам понравилось быть в роли начальника, а некоторые сообщили, что хотели бы попробовать себя в роли оператора по работе с клиентами, так как этим детям нравится помогать другим при решении вопросов и продавать марки, конверты, объяснять, как заполнят документы. Данное занятие было направлено на формирование представлений дошкольников о работе почтового отделения, закрепление умения самостоятельно распределять роли и действовать согласно принятой роли, а также на воспитание уважительного отношения и навыков взаимовыручки и взаимопомощи в игре.

Заключительное занятие предполагало организацию сюжетно-ролевой игры «Мы строители» (Приложение 6), для реализации которого мы подготовили материалы и оборудование: детская палатка, набор кукольной посуды, набор лего, искусственные деревья, набор деревянных грибочков.

В ходе занятия нами была организована виртуальная экскурсия по улицам города Мастеров, в котором нет детского сада. Поэтому мы предложили воспитанникам начать строительство сада, но прежде познакомили детей с профессиями архитектора и строителя.

Мы продемонстрировали дошкольникам проект детского сада, рассказали о том, из каких материалов его нужно строить, что будет находиться вокруг здания, после чего приступили к выполнению постройки по чертежу с использованием плоскостных геометрических фигур. Выполнив задание, мы рассказали детям о том, что в честь праздника, посвященного открытию нового детского сада, можно разрезать красную ленточку.

По окончании занятия дошкольники поделились своими впечатлениями, большинство воспитанников получили положительные эмоции от пребывания в роли строителей. Мы отметили, что в процессе работы с геометрическими фигурами дети много общались, уступали друг другу, прислушивались к мнению сверстников, предлагали свои идеи, при этом уважительно относились друг к другу, старались не перебивать. Занятие было направлено на развитие творческого воображения, способности согласовывать собственный игровой замысел с замыслом сверстников.

Мы можем сделать вывод о том, что проведенная работа в течение занятий показала, что в группе стало большее количество детей, проявляющих любознательность, активность в участии в игровой деятельности и деятельности по формированию коммуникативных навыков и навыков культуры поведения.

Для повышения уровня педагогической грамотности родителей в вопросах развития культуры поведения у детей среднего дошкольного возраста была проведена консультация на тему: «Культура поведения детей в процессе игровой деятельности», где мы рассказали родителям о важности воспитания культуры поведения у старших дошкольников, о том, что компонентном культуры поведения является культура общения, которая выражается во взаимном обмене репликами и беседе. Также отметили, что эффективным средством формирования культуры поведения является сюжетно-ролевая игра, на основании этого каждый родитель получил памятку (Приложение 7).

Также на основном этапе мы разработали сборник сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста (Приложение 8).

Для выявления результативности проводимого исследования по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста на третьем этапе опытно-педагогической работы нами было повторно проведено диагностическое исследование, повторяющее всю логику и последовательность начального этапа. Результаты отображены в карте наблюдений №2 (Приложение 9).

Данные, полученные после диагностики по методике методике А.М. Щетининой, Л.В. Кирс «Неоконченные ситуации» мы отобразили в диаграмме 2.3:

Диаграмма 2.2. «Результаты диагностической работы по методике А.М. Щетининой, Л.В. Кирс «Неоконченные ситуации» в старшей группе на заключительном этапе», в %

Данные диагностики свидетельствуют: у 3 детей (12 %) выявлен низкий уровень развития коммуникативных навыков (на начальном этапе эксперимента их было 8); у 6 детей (24%) – средний уровень (на начальном этапе эксперимента было 5 детей); у 16 детей (64%) – высокий уровень развития коммуникативных навыков (на начальном этапе эксперимента было 12 детей).

Таким образом, по результатам исследования, можно сделать вывод, что включение в деятельность детей сюжетно-ролевых игр благоприятно влияет на формирование культуры поведения и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Итак, во второй главе мы провели анализ опыта педагогов-практиков, исходя из которого выяснили, что в качестве ведущего педагогического средства, способствующего формированиую культуры поведения, выступает организация сюжетно-ролевых игр, так как в данном процессе возможно создать продуманную предметно-игровую среду и использование сюжета игр при моделировании жизненных ситуаций.

Далее была проведена опытно-педагогическая деятельность по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста на базе старшей группы МБДОУ Детский сад № 3 «Аленушка» ст. Егорлыкская, которая проводилась в три этапа:

На первом этапе мы выявили уровень сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста и спроектировали дальнейшую педагогическую деятельность.

На втором этапе нами была проведена работа с детьми по формированию культуры поведения у старших дошкольников, в ходе которой мы реализовали четыре занятия посредством организации сюжетно-ролевых игр, провели работу с родителями (проведение консультации, выдача рекомендаций в виде памятки), создали сборник с сюжетно-ролевыми играми, направленными на формирование культуры поведения и дополнили им развивающую предметно-пространственную среду в группе.

На третьем этапе было проведено повторное обследование с целью выявить эффективность нашей работы по формированию коммуникативных навыков у детей.

Мы можем утверждать, что добиться положительного результата в процессе формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста позволит организация сюжетно-ролевых игр и систематическая работа воспитателя в данном направлении.







ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека, но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. Программа дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлением, формирование взаимоотношений с людьми.

Дошкольный возраст — это возраст игры. Дошкольники много и с удовольствием играют и легче принимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму. Сюжетно-ролевая игра дошкольника – своеобразная форма участия их в жизни взрослых. Очень важно, какие именно стороны жизни воспроизводят дети в своих играх. Подражая трудовой деятельности и взаимоотношениям взрослых людей, ребенок проникается их чувствами, содержанием их труда, усваивает законы общества, в котором он живет. Сюжеты игр чрезвычайно разнообразны. Они зависят от эпохи, в которой живут дети, быта семьи, географических и производственных условий, их окружающих.

Игра самым различным образом влияет на воспитание ребенка в зависимости от того, что именно, какие черты поведения людей отображаются в ней. Важно, чтобы ребенок отображал в игре то, что впоследствии появится в его собственном поведении - доброжелательное отношение к людям, взаимная помощь, правдивость, честность, уважение к старшим, любовь к труду, всё это может быть воспитано у ребенка в правильно организованной игре.

Воспитание нравственных норм поведения – активный процесс, в котором задействован и взрослый и ребёнок. Подражая взрослым, ребенок практически воспроизводит те отношения, которые он наблюдает. Вместе с этим, он сам проникается соответствующим отношением к другим людям.

Поэтому целью данного исследования является: теоретически обосновать и практически выявить эффективные педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.

Перед исследованием был поставлен ряд задач.

Для решения первой задачи мы раскрыли сущность определений «культура», «культура поведения», рассмотрели особенности поведения детей старшего дошкольного возраста. Понятие культуры подразумевает необходимый минимум общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможна как социализация, так и оптимальное развитие генетически задуманных дарований личности человека.

Понятие «культура поведения» определяется как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

При изучении особенностей поведения детей старшего дошкольного возраста мы пришли к выводу, что в данном возрастном периоде у детей появляется более широкое понимание социальных связей, вырабатывается умение оценивать поведение других детей и взрослых, а также происходит переход к поведению, опосредованному правилами и нормами.

Для решения второй задачи мы изучили психологические особенности формирования культуры поведения у детей страшего дошкольного возраста и выяснили, что в старшем дошкольном возрасте ребенок становится способным к сравнительно длительным волевым усилиям. Для дошкольника старшего возраста характерны появление и развитие волевых действий, но сфера их применения и их место в поведении остаются ограниченными. Формированием культуры поведения необходимо заниматься систематически и планомерно.

Для решения третьей задачи мы рассмотрели игру как средство формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста и пришли к выводу, что игровая деятельность как способ познания окружающего мира дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами.

Для решения четвертой задачи мы провели анализ опыта педагогов-праактиков, на основании которого пришли к тому, что для формирования культуры поведения у детей страшего дошкольного возраста эффективным является опора на ведущую деятельность данного возрастного периода, то есть, организация игровой деятельности. Педагоги предлагают использовать специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций, игры драматизации, театрализованные игры, дидактические игры, специальные игры на общение, игры тренинги, элементы сказкатерапии.

Для решения пятой задачи мы организовали опытно-педагогическую работу по формированию культуры поведения детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности, которая проводилась в три этапа:

На начальном этапе нами была проведена диагностическая работа по методике «Неоконченные ситуации» (А. М. Щетинина, Л. В. Кирс), из результатов которой пришли к выводу, что необходимо провести комплекс мероприятий по улучшению показателей.

Для этого на основном этапе провели сюжетно-ролевые игры «Каеф», «Поликлиника»; «Почта», «Мы строители», консультацию для родителей по теме формирования культуры поведения посредством организации сюжетно-ролевых игр. В конце нашей работы была проведена повторная диагностика, мы пришли к выводу, что использование сюжетно-ролевых игр повышает уровень развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста и благоприятно влияет на формирование навыков культуры поведения.

По результатам нашей работы можно сказать о целесообразности внедрения комплекса сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, задачи, поставленные в начале работы были решены, цель исследования достигнута, а гипотеза подтверждена.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Абрамян, Л.А. Игра дошкольника / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова. – М.: Наука, 2019. – 164 с. - Текст: непосредственный

  2. Бабаева, Т.И. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду: игровые ситуации, игры, этюды: учебно-методическое пособие / Т.И. Бабаева, Л.С. Римашевская. - Спб: Детство-Пресс, 2012. - 217 с. - Текст: непосредственный

  3. Бархатова, В.В. Воспитание культуры поведения / В.В. Бархатова // Дошкольное воспитание. – 2009. – №11. – С.16-19. - Текст: непосредственный

  4. Бочкарева, Л.А. Использование сюжетно-ролевых игр для социализации дошкольников / А.Л. Бочкарева. – Режим доступа: https://sad7vileyka.schools.by/ - (Дата обращения: 05.05.2025) – Текст: электронный

  5. Газман, О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века / О.С. Газман // Новые ценности образования. - 2018. - № 6. - С. 10-38. - Текст: непосредственный

  6. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н.Ф. Голованова. - СПб.: Речь, 2004. - 189 с. - Текст: непосредственный

  7. Копнина Е.С. Опыт работы «Формирование коммуникативных навыков дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры» - Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/opyt-raboty-po-teme-formirovanie-socialno-komunikativnyh-navykov-doshkolnikov-cherez-syuzhetno-rolevuyu-igru.html/ - (Дата обращения: 06.05.2025) – Текст: электронный

  8. Курочкина, И.Н. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебное пособие / И.Н. Курочкина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2018. - 134 с. - Текст: непосредственный

  9. Максимова, И.В. Педагогические условия воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста / И.В. Максимова, Н.В. Полянская // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф.  - СПб.: Реноме, 2013. - 98 с. - Текст: непосредственный

  10. Михайленко, Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры / Н.Я. Михайленко // Дошкольное воспитание. – 2018. – №4. – С. 38-46. - Текст: непосредственный

  11. Новоселова, С.Л. Воспитание дошкольника в игре / С.Л. Новоселова. – М., 2004. – 190 с. - Текст: непосредственный

  12. Островская, Л.Ф. Культура поведения – показатель воспитанности / Л.Ф. Островская // Воспитатель и дети. – М.: Просвещение, 2019. – 317 с. - Текст: непосредственный

  13. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: кн. для воспитателя детского сада / С.В. Петерина. - М.: Просвещение, 2016. - 96 с. - Текст: непосредственный

  14. Портянкина, А.Н. Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения / А.Н. Портянкина // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 1. – С. 11-16. - Текст: непосредственный

  15. Пузанов, Б.П. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста: учебное пособие / Б.П. Пузанов. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 283 с. - Текст: непосредственный

  16. Рычашкова, Т.А. Упражнения по закреплению культуры поведения / Т.А. Рычашкова // Дошкольное воспитание. – 2019. – №3. – С. 12-18. - Текст: непосредственный

  17. Сластенин, В.А. Педагогика: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2025. - 227 с. - Текст: непосредственный

  18. Смирнова, Е.О. Общение и его развитие в дошкольном возрасте / Е.О. Смирнова. - М.: Юрайт, 2025. - 163 с. - Текст: непосредственный

  19. Таран, Н.Б. Прикоснись к сердцу ребенка / Н.Б. Таран. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/ - (Дата обращения: 05.05.2025) – Текст: электронный

  20. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. - М.: Юрайт, 2025. - 161 с. - Текст: непосредственный

  21. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028). - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/ - (Дата обращения: 25.02.2025) - Текст: электронный

  22. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155) - Режим доступа: https://ntf-iro.ru/wp-content/uploads/2023/04/FGOS-DO-na-17.02.2023.pdf - (Дата обращения: 22.02.2025) - Текст: электронный

  23. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ // Принят Государственной Думой 21.12.2012 года, одобрен Советом Федерации 26.12.2012 года. – М.: Просвещение, 2012. – с. 212. – Текст: непосредственный

  24. Штольц, Х. Как воспитать нравственное поведение? / Х. Штольц. – М., 2001. – 200 с. - Текст: непосредственный

  25. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - 2-ое издание. – М.: ВЛАДОС, 2016. – 383 с. - Текст: непосредственный

  26. Якобсон, С.Г. Моральное воспитание в детском саду: пособие для воспитателей детских садов / С.Г. Якобсон. – М.: Изд. дом «Воспитание дошкольника», 2003. – 112 с. - Текст: непосредственный








ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Методика «Неоконченные ситуации»

Авторы - А.М. Щетинина, Л.В. Кирс

Цель: изучение особенностей принятия и осознания детьми нравственной нормы.

Возрастной диапазон: 5-7 лет

Инструкция: Ребенку говорят: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи». В каждом случае нужно добиваться от ребенка мотивировки ответа.

Ситуации:

        1. Дети строили город. Оля не хотела играть. Она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать игрушки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила. Что ответила Оля? Почему?

        2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут к ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила. Что ответила Катя? Почему?

        3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша - зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, - сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ей ответила. Что ответила Саша? Почему?

        4. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила. Что ответила Маша? Почему?

        5. Петя принес в детский сад игрушечный самосвал. Всем детям захотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя. Что сделал Петя? Почему?

        6. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера. Что сделала Вера? Почему?

7. Таня и Оля играли в «дочки-матери». К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть. Мы тебя не возьмем, ты еще маленький» - ответила Оля. А Таня сказала. Что сказала Таня? Почему?

8. Коля играл в «лошадки». Он бегал и кричал: «Но, но, но!» В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста, Света никак не может заснуть» Коля ей ответил. Что ответил Коля? Почему?

9. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша. Что сделал Саша? Почему?

Обработка результатов: В процессе анализа результатов учитывается характер поступка и его аргументации. По особенностям придуманного ребенком поступка героя ситуации можно судить о степени принятия им нравственной нормы, а по характеру аргументации поступка - об осознании этой нормы.

Критерии оценивания:

Высокий уровень: ребенок придумывает поступок героя, адекватный социально принятой этической норме, умеет объяснить этот поступок с позиций нормы.

Средний уровень: ребенок домысливает поступок, соответствующий общепринятой норме, но не может аргументировать его.

Низкий уровень: ребенок придумывает окончание ситуации, в которой герой совершает поступок, не отвечающий социальной нравственной норме.






Приложение 2

Карта наблюдений №1

Показатели развития коммуникативных навыков на начальном этапе

Ф.И. ребенка

Высокий уровень

(3 балла)

Средний уровень

(2 балла)

Низкий уровень

(1 балла)

Мирослав А.

3



Иван Б.

3



Константин Г.

3



Захар Т.


2


Алексей Д.



1

Людмила С.



1

Богдан К.

3



Аделина М.

3



Надежда Л.



1

Даниил К.


2


Михаил О.

3



Егор Б.



1

Арина С.

3



Вячеслав С.



1

Александр С.

3



Елизавета С.

3



Тимур Д.


2


Иван Ф.


2


Амир Г.


2


Варвара Г.

3



София Я.



1

Ксения Я.

3



Станислав Б.



1

Ева В.

3



Вадим Д.



1











Приложение 3-6

Конспекты НОД




Приложение 7

Консультация для родителей + памятка




Приложение 8

Сборник сюжетно-ролевы игр, направленных на формирование навыков культуры поведения


















Приложение 9

Карта наблюдений №2

Показатели развития коммуникативных навыков на заключительном этапе

Ф.И. ребенка

Высокий уровень

(3 балла)

Средний уровень

(2 балла)

Низкий уровень

(1 балла)

Мирослав А.

3



Иван Б.

3



Константин Г.

3



Захар Т.

3



Алексей Д.


2


Людмила С.



1

Богдан К.

3



Аделина М.

3



Надежда Л.

3



Даниил К.

3



Михаил О.

3



Егор Б.



1

Арина С.

3



Вячеслав С.


2


Александр С.

3



Елизавета С.

3



Тимур Д.


2


Иван Ф.

3



Амир Г.


2


Варвара Г.

3



София Я.


2


Ксения Я.

3



Станислав Б.


2


Ева В.

3



Вадим Д.



1




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Раджабова Эльвира Халидиновна

Дата: 31.05.2025

Номер свидетельства: 670943

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Использование народного фольклора  в формировании нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(116) "ispol-zovaniie-narodnogho-fol-klora-v-formirovanii-nravstviennykh-chuvstv-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "241285"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445205542"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Организация игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
    ["seo_title"] => string(116) "orghanizatsiia-ighrovoi-dieiatiel-nosti-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos-do"
    ["file_id"] => string(6) "251309"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447230533"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(277) "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста к объектам природы через экспериментально-исследовательскую деятельность "
    ["seo_title"] => string(164) "razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-k-obiektam-prirody-chieriez-ekspierimiental-no-issliedovatiel-skuiu-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "192431"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427458972"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "Проект: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей   группе  «Мишутка»  в соответствии с ФГОС  дошкольного  образования»."
    ["seo_title"] => string(156) "proiekt-orghanizatsiia-razvivaiushchiei-priedmietno-prostranstviennoi-sriedy-v-starshiei-ghruppie-mishutka-v-sootvietstvii-s-fgos-doshkol-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "308812"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458667365"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Познавательно-игровой проект для детей старшей группы «Азбука дорожного движения» "
    ["seo_title"] => string(93) "poznavatiel-no-ighrovoi-proiekt-dlia-dietiei-starshiei-ghruppy-azbuka-dorozhnogho-dvizhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "102038"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402475977"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства