Развитие мышления у детей на всех этапах дошкольного детства
Развитие мышления у детей на всех этапах дошкольного детства
Материал содержит информацию для родителей о том, как развивается мышление у детей дошкольного возраста, и какие условия необходимо создавать для его более эффективного развития.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие мышления у детей на всех этапах дошкольного детства»
Развитие мышления у детей на всех этапах дошкольного детства
Важной составляющей психического развития человека является его мышление, оно тесным образом связано с речью. Без мышления невозможна социализация человека.
Выделяют следующие виды мышления, характерные для детей дошкольного возраста:
наглядно-действенное мышление.
Преобладает в возрасте от 1 до 3 –х лет. Оно невозможно без опоры на представление, отражающее условия, в которых задана цель деятельности. Предполагается, что ребенок наблюдает зрительно за разными ситуациями. На основании этого опыта выбирает нужное действие. В 2 года у малыша действие происходит почти сразу же, он идет методом проб и ошибок. В 4 года он сначала думает, а потом действует.
Оборудование: пирамидка из трех (четырех) колечек.
Цветные кубики (цветные карточки)
Цель: развивать восприятие цвета, учить различать и называть цвета.
Оборудование: кубики, карточки из цветного картона (четыре цвета) – два красных, два синих, два зеленых, два желтых.
Ход игры: перед ребенком кладут четыре карточки и просят показать такую, какая находится у взрослого в руке. Затем предложите показать карточки: «Где красная? Где зеленая?» Далее предложите назвать цвет каждой карточки.
Б усы
Цель: развивать восприятие цвета, формы и величины.
Оборудование: различные бусины и шнурок.
Ход игры: на первом этапе достаточно нанизывать бусины одного цвета вместе с ребенком. Затем задания усложняют и работают с формой и величиной.
Открывание и закрывание баночек или контейнеров
различной величины.
Собирать разрезные картинки из двух-трех частей.
Игры типа «Покорми мишку», «Уложи спать куклу», где руководящая роль у взрослого, но без подавления инициативы ребенка.
Наглядно-образное мышление.
Наиболее развито в возрасте с 4 до 7 лет. Характеризуется тем, что решение поставленных задач осуществляется без участия практических действий. Они сопоставляют ситуацию с теми моделями и схемами, которые встречали ранее. Этот вид мышления тесно связан с речью.
Дети:
выделяют основные черты и особенности, характеризующие предмет;
запоминают соотнесение предмета с другими;
способны нарисовать схематично предмет или описать его словами.
Ход игры: используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Детям дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение дети составляют рассказ по картинкам.
Усложнение:
Предложить детям для просмотра первую и последнюю картинки, дети должны придумать рассказ, что случилось в середине.
«Что лишнее?»
Цель: развивать мыслительные процессы обобщения, выделение существенных признаков.
Ход игры: подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку (животные, транспорт, летает, прыгает, мягкое, холодное и т.п.), а четвертая картинка – лишняя. Предложите детям найти лишнюю картинку. Спросите, почему они так думают, и чем похожи картинки, которые они оставили.
Усложнение: предложить детям картинки из 6-8 предметов.
«Профессии»
Цель: развивать мышление, внимание, речь.
Ход игры: взрослый показывает детям картинки с профессиями людей и просит назвать, чем занимаются люди определенной профессии. Например, доктор – лечит людей, строитель – строит дома, учитель – учит чему-либо детей в школе и т.д. Можно заменить показом мимикой и пантомимикой.
Усложнение: можно предложить детям большее количество профессий.
«Найди пару»
Цель:развивать элементы логического мышления, память, речь.
Ход игры:сообщите детям о том, что сегодня будем продолжать подбирать предметы на картинках друг к другу чем - либо связанные между собой. У каждого ребенка карточка, на каждой - 4 предмета. Предлагаем детям внимательно рассмотреть все предметы на картинках и выбрать только те предметы, какие образуют смысловую пару. А лишние предметы закрыть фишками
Усложнение: найти пару не из 4 предметов, а из 8-12 предметов.
Словесно-логическое мышление.
Начинает формироваться в возрасте 6 лет. Самый сложный процесс мышления для детей. Здесь ребенок оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами.
Игры на развитие словесно-логического мышления.
«Летает – не летает»
Цель: развивать элементы словесно-логического мышления.
Оборудование: мяч.
Ход игры: взрослый предлагает детям быстро назвать предметы, которые летают, когда он скажет слово «летает», а затем назвать предметы, которые не летают, когда он скажет слово «не летает».
«Съедобное – не съедобное»
Игра проводится по аналогии с предыдущей. Педагог произносит слова «съедобное», «не съедобное».
«Будь внимательным»
Цель: развивать элементы словесно-логического мышления, слуховое восприятие.
Ход игры: взрослый говорит ребёнку: «Я буду называть слова, одно слово сюда не подходит. Слушай внимательно и назови лишнее слово».
Например, матрешка, неваляшка, чашка, кукла; стол, диван, цветок, стул и т.д. После каждого выделенного «лишнего» слова попросите ребенка объяснить, почему это слово не подходит в данную группу слов.
«Чем похожи и чем отличаются»
Цель: развивать зрительное восприятие, внимание, мышление и речь.
Ход игры: взрослый поочередно прикрепляет к магнитной доске каждую пару картинок и предлагает детям найти сходство и различие между изображенными предметами.
«Нелепицы»
Цель: развить речь, внимание, мышление.
Оборудование: карточка к заданию.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей, просит ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Предлагается ответить, как бывает на самом деле.