kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие мышления у детей на всех этапах дошкольного детства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит информацию для родителей о том, как развивается мышление у детей дошкольного возраста, и какие условия необходимо создавать для его более эффективного развития.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие мышления у детей на всех этапах дошкольного детства»

Развитие мышления у детей на всех этапах дошкольного детства

Важной составляющей психического развития человека является его мышление, оно тесным образом связано с речью. Без мышления невозможна социализация человека.

Выделяют следующие виды мышления, характерные для детей дошкольного возраста:

  1. наглядно-действенное мышление.

Преобладает в возрасте от 1 до 3 –х лет. Оно невозможно без опоры на представление, отражающее условия, в которых задана цель деятельности. Предполагается, что ребенок наблюдает зрительно за разными ситуациями. На основании этого опыта выбирает нужное действие. В 2 года у малыша действие происходит почти сразу же, он идет методом проб и ошибок. В 4 года он сначала думает, а потом действует.


Игры на развитие наглядно-действенного мышления.


  • Разбери и сложи матрешку

Цель: развивать восприятие величины, координацию движений, мелкую моторику.

Оборудование: двухсоставная (трехсоставная) матрешка.

Ход игры: предложите ребенку разобрать и собрать матрешку.


  • Разбери и сложи пирамидку

Цель: развивать восприятие величины, координацию движений, мелкую моторику.

Оборудование: пирамидка из трех (четырех) колечек.


  • Цветные кубики (цветные карточки)

Цель: развивать восприятие цвета, учить различать и называть цвета.

Оборудование: кубики, карточки из цветного картона (четыре цвета) – два красных, два синих, два зеленых, два желтых.

Ход игры: перед ребенком кладут четыре карточки и просят показать такую, какая находится у взрослого в руке. Затем предложите показать карточки: «Где красная? Где зеленая?» Далее предложите назвать цвет каждой карточки.


  • Б усы

Цель: развивать восприятие цвета, формы и величины.

Оборудование: различные бусины и шнурок.

Ход игры: на первом этапе достаточно нанизывать бусины одного цвета вместе с ребенком. Затем задания усложняют и работают с формой и величиной.

  • Открывание и закрывание баночек или контейнеров

  • различной величины.

  • Собирать разрезные картинки из двух-трех частей.

  • Игры типа «Покорми мишку», «Уложи спать куклу», где руководящая роль у взрослого, но без подавления инициативы ребенка.


  1. Наглядно-образное мышление.

Наиболее развито в возрасте с 4 до 7 лет. Характеризуется тем, что решение поставленных задач осуществляется без участия практических действий. Они сопоставляют ситуацию с теми моделями и схемами, которые встречали ранее. Этот вид мышления тесно связан с речью.

Дети:

  • выделяют основные черты и особенности, характеризующие предмет;

  • запоминают соотнесение предмета с другими;

  • способны нарисовать схематично предмет или описать его словами.


Игры на развитие наглядно-образного мышления.


  • Сюжетные картинки

Цель: развивать мышление, операцию синтеза, внимание, речь.

Ход игры: используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Детям дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение дети составляют рассказ по картинкам.

Усложнение:

Предложить детям для просмотра первую и последнюю картинки, дети должны придумать рассказ, что случилось в середине. 


  • «Что лишнее?»

Цель: развивать мыслительные процессы обобщения, выделение существенных признаков.                                   

Ход игры: подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку (животные, транспорт, летает, прыгает, мягкое, холодное и т.п.), а четвертая картинка – лишняя. Предложите детям найти лишнюю картинку. Спросите, почему они так думают, и чем похожи картинки, которые они оставили.    

Усложнение: предложить детям картинки из 6-8 предметов.


  • «Профессии»

Цель: развивать мышление, внимание, речь.

Ход игры: взрослый показывает детям картинки с профессиями людей и просит назвать, чем занимаются люди определенной профессии. Например, доктор – лечит людей, строитель – строит дома, учитель – учит чему-либо детей в школе и т.д. Можно заменить показом мимикой и пантомимикой.

Усложнение: можно предложить детям большее количество профессий.


  • «Найди пару»

Цель: развивать элементы логического мышления, память, речь.

Ход игры: сообщите детям о том, что сегодня будем продолжать подбирать предметы на картинках друг к другу чем - либо связанные между собой. У каждого ребенка карточка, на каждой - 4 предмета. Предлагаем детям внимательно рассмотреть все предметы на картинках и выбрать только те предметы, какие образуют смысловую пару. А лишние предметы закрыть фишками

Усложнение: найти пару не из 4 предметов, а из 8-12 предметов.


  1. Словесно-логическое мышление.


Начинает формироваться в возрасте 6 лет. Самый сложный процесс мышления для детей. Здесь ребенок оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами.


Игры на развитие словесно-логического мышления.


  • «Летает – не летает»

Цель: развивать элементы словесно-логического мышления.

Оборудование: мяч.

Ход игры: взрослый предлагает детям быстро назвать предметы, которые летают, когда он скажет слово «летает», а затем назвать предметы, которые не летают, когда он скажет слово «не летает».


  • «Съедобное – не съедобное»

Игра проводится по аналогии с предыдущей. Педагог произносит слова «съедобное», «не съедобное».


  • «Будь внимательным»

Цель: развивать элементы словесно-логического мышления, слуховое восприятие.

Ход игры: взрослый говорит ребёнку: «Я буду называть слова, одно слово сюда не подходит. Слушай внимательно и назови лишнее слово».

Например, матрешка, неваляшка, чашка, кукла; стол, диван, цветок, стул и т.д.  После каждого выделенного «лишнего» слова попросите ребенка объяснить, почему это слово не подходит в данную группу слов.


  • «Чем похожи и чем отличаются»

Цель: развивать зрительное восприятие, внимание, мышление и речь.

Оборудование: магнитная доска; магниты; 8 пар предметных картинок: мухомор – подосиновик, платье – юбка, ваза – кувшин, заяц – кролик, кот – рысь, трамвай – троллейбус, аист – лебедь, ель – лиственница.

Ход игры: взрослый поочередно прикрепляет к магнитной доске каждую пару картинок и предлагает детям найти сходство и различие между изображенными предметами.

  • «Нелепицы»

Цель: развить речь, внимание, мышление.

Оборудование: карточка к заданию.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей, просит ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Предлагается ответить, как бывает на самом деле.


  • «Скажи наоборот»

Цель: развить мышление, внимание, умение подбирать слова-антонимы.

Ход игры: взрослый предлагает детям назвать слова противоположного значения, например, большой – маленький.

Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый и т. д.



Это лишь малая часть игр, в которые можно играть совместно с малышом дома.

Желаю удачи!


Учитель-дефектолог: Емельянова Л.В.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие мышления у детей на всех этапах дошкольного детства

Автор: Емельянова Лариса Викторовна, Усова Татьяна Валентиновна

Дата: 16.03.2024

Номер свидетельства: 647214

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Развитие речи в дошкольном возрасте. "
    ["seo_title"] => string(40) "razvitiie-riechi-v-doshkol-nom-vozrastie"
    ["file_id"] => string(6) "159587"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421926205"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) ""Развитие логического мышления через дидактические игры у детей второй младшей группы""
    ["seo_title"] => string(94) "razvitiieloghichieskoghomyshlieniiachieriezdidaktichieskiieighryudietieivtoroimladshieighruppy"
    ["file_id"] => string(6) "270564"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1451198543"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "«Развитие игровой деятельности средствами макетирования» "
    ["seo_title"] => string(64) "razvitiie-ighrovoi-dieiatiel-nosti-sriedstvami-makietirovaniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "169883"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423482038"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Индивидуальная траектория профессионального развития на период с 2016 -2019 гг."
    ["seo_title"] => string(80) "individual_naia_traiektoriia_profiessional_nogho_razvitiia_na_pieriod_s_2016_201"
    ["file_id"] => string(6) "390566"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1486813225"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_muzykalnogo_vospriiatiia_u_detei_doshkolnogo_vozrasta_v_razlichnykh_vid"
    ["file_id"] => string(6) "593159"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1638335629"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства