kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. Этот период характеризуется интенсивным развитием музыкальных способностей.

Проблема совершенствования теории и методов музыкального воспитания и развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста остается всегда актуальной. Она постоянно находится в центре внимания педагогов - практиков и исследователей. Важность и значение ее решения подчеркивается в ФГОС ДО, с введением которого, впервые в истории нашей культуры, дошкольное детство стало самоценным уровнем образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Развитие музыкальных способностей детей

старшего дошкольного возраста


Автор:

Куликова Л.В., музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад «Берёзка» р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области»


Проблема способностей человека одна из первостепенных теоретических проблем в психологии и педагогике и важнейшая практическая проблема.

Предпосылками способностей являются «природные задатки» - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы и мозга, составляющие природную основу развития способностей [3, с. 35].

Способности развиваются только в деятельности, и нельзя говорить об отсутствии у человека каких-либо способностей до тех пор, пока он не испробует себя в данной сфере. Нередко интересы к тому или иному виду деятельности указывают на способности, которые могут проявиться в будущем [6, с. 60].

Б.М. Теплов, рассматривая понятие «способность» выделяет три основных признака. Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие способность не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Музыкальные способности – это индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие лёгкость и быстроту обучения новым способам и приёмам деятельности. В психологии под музыкальными способностями понимаются индивидуально-психологические особенности личности, включающие природную слуховую чувствительность, обуславливающую анализ естественных, речевых или музыкальных звуков; развившиеся в труде и социальном общении субъективное отношение к речевым и музыкальным интонациям, выраженное в виде эмоциональной реакции.

Для того чтобы способности проявились, их носителю нужно прикладывать много труда. В отличие от способностей, природные задатки могут долгое время сохраняться и без специального тренинга. Например, абсолютный слух может оставаться у человека на протяжении всей жизни без занятия музыкой [11, с. 44].

В структуре способностей очень важны творческое отношение личности к выполняемой деятельности, психологическая готовность учиться и трудиться, осознание своих способностей, критичность и самостоятельность их оценки.

На основании выше изложенного можно сделать вывод о том, что способности, которыми располагает каждый человек, развиваются из его задатков, природных предрасположенностей, которые находятся в скрытом, потенциальном виде до тех пор, пока он не начнет заниматься какой-либо конкретной деятельностью.

Прежде чем рассматривать вопросы, связанные с развитием музыкальных способностей, рассмотрим само понятие «развитие», которое является ключевым понятием в возрастной психологии.

Согласно Интернет-Ресурсу: Развитие – процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему. Развитие – процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека. Почти все исследователи сходятся в том, что развитие можно определить как изменение во времени. Ю.Н. Карандашев выделил основные подходы к определению понятия «развитие»:

-Развитие как рост

-Развитие как созревание

-Развитие как совершенствование

-Развитие как универсальное изменение.

-Развитие как качественное, структурное изменение.

-Развитие как количественно-качественное изменение. Данное определение наиболее полно раскрывает суть понятия «развитие».

-Развитие как изменение, влекущее за собой новые изменения.

Таким образом, системный подход к развитию предполагает изучение того, что, как, в какую сторону, с какими изменениями, по каким причинам развивается в психике и личности человека – биосоциального существа на протяжении всей жизни.

Музыкальные же способности в своем развитии образуют систему со сложными динамическими связями между отдельными способностями. В структуре способностей музыкальных выделяются способности основные, общие и специальные.

К основным музыкальным способностям, необходимым для всех видов музыкальной деятельности, можно отнести:

-ладовое чувство – способность переживать отношения между звуками как выразительными и содержательными;

-музыкально-слуховые представления – способность прослушивать в «уме» ранее воспринятую музыку, составляющую основу для музыкального воображения, формирования музыкального образа и развития музыкального мышления;

-музыкально-ритмическое чувство – способность воспринимать, переживать, точно воспроизводить и создавать новые ритмические сочетания, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Наряду с ладовым чувством оно образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку [12].

К общим музыкальным способностям относятся:

-музыкальная память – способствует накоплению музыкальных впечатлений и слухового опыта, существенно влияющих на формирование музыкальных способностей, а также на психическую деятельность слушателя, исполнителя, композитора и педагога; органически включаясь в профессиональную деятельность, она обуславливает способ музыкального мышления (вокальный или конкретно-инструментальный);

-психомоторные способности – проявляются в возможности музыканта при исполнении передать свое понимание содержания музыкального произведения, выражаются в мастерстве и виртуозности [14, с. 85-88].

Итак, рассмотрев такие понятия, как «способность», «развитие» и «музыкальные способности», выяснилось, что музыкальные способности, в отличие от природных музыкальных задатков, могут и должны развиваться, и поскольку развитие музыкальных способностей – это одна из главных задач музыкального воспитания детей, можно перейти к рассмотрению вопроса, связанного с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. Именно в этом возрасте педагог находится с ребенком в самых близких отношениях, принимает в его развитии самое деятельное участие.

На протяжении первых 7 лет ребенок проделал огромный путь развития. Из беспомощного существа, полностью зависящего от взрослого, он превратился подлинного субъекта деятельности. Обладающего чувством собственного достоинства, переживающего богатый спектр эмоциональных процессов от восторга до вины и стыда, сознательно выполняющего нормы и правила поведения в обществе [18, 209].

К концу дошкольного возраста ребенок представляет собой в известном смысле личность. К этому периоду он уже много достиг в межличностных отношениях. Он умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам. У него достаточно развиты рефлексивные способности [17, 456].

В этом возрасте существенным достижением в развитии личности ребенка выступает преобладание мотива «Я должен» над мотивом «Я хочу».

Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства – психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Она включает компоненты: интеллектуальный, эмоционально-волевой, «внутренняя позиция» ребенка [17,249].

В старшем дошкольном возрасте, отмечают все психологи, продолжается интенсивное сенсорное (сенсорный – чувствующий) развитие, причём процессы ощущения, восприятия, представления развиты у детей значительно лучше, чем мышление. Дети хорошо различают особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков, а также форму, величину и цвет предметов.

И все же, как отмечают психологи, игра остается ведущим видом деятельности в период дошкольного детства. В игре у детей развивается произвольное внимание и произвольная память. Игровая ситуация и действия с ней оказывают постоянное влияние на умственное развитие ребенка дошкольного возраста. Игра, как ведущая деятельность, имеет особое значение для развития рефлексивного мышления. В контексте игры происходит и развитие музыкальных способностей.

Анализ литературы по проблеме особенностей музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста позволил выявить специфические возрастные особенности развития музыкальных способностей.

Педагоги В.И. Логинова и П.Г. Саморукова считают, что к концу старшего дошкольного возраста ребенок может более сосредоточенно слушать музыкальные и литературные произведения, рассматривать произведения изобразительного искусства, а также более глубоко их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному, доброму и осуждать зло. У ребенка развивается музыкальный и поэтический слух. Он не только замечает выразительно-изобразительные средства в различных произведениях искусства, но и умеет объяснить их необходимость в данном жанре, осознанно воспринимая жанровое своеобразие различных видов искусства. У детей появляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам музыкальных, литературных и изобразительных произведений. Активно развиваются художественно-творческие способности: дети сами придумывают загадки, сочиняют стихи, сказки, песни, пляски, создают аппликацию, рисуют, лепят. У них появляется оценочное отношение к творческим проявлениям, как своих сверстников, так и своим собственным [7, с. 104].

Ребенок-дошкольник приобщается к искусству исходя из своих личных особенностей, своих чувств, своего творчества, эмоционального контакта с произведением искусства.

Понимание музыкального искусства, как целостного духовного мира, дающего ребенку представление о действительности, о ее закономерностях, о нем самом, возможно через формирование музыкальных способностей, развитие которых остается актуальным в современном музыкальном воспитании [11, с. 44].

Таким образом, все выше перечисленное еще раз доказывает необходимость развития музыкальных способностей в дошкольном возрасте, поскольку именно этот период является наиболее сензитивным и если не руководить музыкальным развитием ребенка, то эти спонтанные проявления останутся нереализованными.

Итак, рассмотрев возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, мы переходим к анализу условий развития музыкальных способностей непосредственно в музыкально-практической деятельности детей данного возраста.

Рассмотрим особенности развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Взаимосвязь и взаимозависимость прогрессивных изменений личности и музыкально-эмоционального развития, роль музыки в эстетическом, интеллектуальном, нравственном развитии детей доказана исследователями в области педагогики, психологии, музыкознания, теории и практики музыкального воспитания.

Система музыкального воспитания и развития связывает воедино воспитание эстетического восприятия музыки и развитие исполнительских возможностей детей. Ознакомление с лучшими образцами музыкального творчества служит основой нравственного воспитания дошкольника средствами этого искусства, основой формирования музыкального вкуса.

Накопление музыкальных впечатлений развивает у детей музыкальные потребности, интересы и способности. Обучение исполнительской деятельности осуществляется тем успешнее, чем больше развита у детей способность эстетически воспринимать музыку [9, с. 91].

Сущность развития ребенка заключается в его поэтапном проникновении в человеческую культуру через слова - понятия, через развитие возможности взаимодействовать с окружающим миром всеми существующими в культуре способами, в том числе и музыкальными. Дошкольный возраст – возраст образных форм сознания, сенсорных эталонов. Музыкальная деятельность, как самая эмоциональная, наиболее глубоко содействует развитию ребенка несмотря на то, что ее средства и логику действий ребенок открывает вместе со взрослыми. Поэтому в музыкальном воспитании дошкольника исключительно важна грамотная организация восприятия музыкальных произведений.

Каждый ребенок по-своему переживает разнообразные музыкальные состояния. Обучение необходимо строить как совместную художественно-творческую деятельность педагога и ребенка на основе логического разнообразия личностных отношений детей к исполняемому. Интерпретация художественных образов в исполнительской и продуктивной творческой деятельности ребенка зависят от наличия знаний, умений и навыков, а также от индивидуального отношения к ним под влиянием состояния, настроения, характера каждого. Особое внимание, в связи с этим, следует уделить возрастным особенностям ребенка-дошкольника [5].

Наиболее существенными особенностями музыкального развития являются: слуховое ощущение, музыкальный слух, качество и уровень эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера, простейшие навыки, действия в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве.

Музыкальные способности создаются в постоянной практической деятельности. Основными видами музыкальной деятельности можно считать слушание музыки; исполнение музыки; сочинение музыки.

Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. Но это не является показателем слабости или отсутствия способностей. Комплекс способностей, требующихся для занятий музыкальной деятельностью (музыкальность) не исчерпывается тремя способностями, но составляют основное ядро музыкальности. Музыкальность человека зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения [15, 163].

Таким образом, музыкальные способности развиваются в практической деятельности, в доступных детям дошкольного возраста музыкальных видах деятельности. Музыкальная деятельность дошкольников существенно отличается от музыкальной деятельности взрослых, можно отметить, что она носит несколько условный характер: дети импровизируют музыкальные попевки, занимаются музыкальным творчеством, сочинением музыки. Однако это еще нельзя назвать творчеством в полном смысле этого слова, так как продукт творчества предполагает абсолютную новизну, которой нет в детских импровизациях. То же можно сказать и о детском музыкальном исполнительстве. В старшем дошкольном возрасте присутствует и пение и игра на детских музыкальных инструментах, однако если сравнивать с профессиональным исполнительством, то детское является лишь его элементами.

Период детства характеризуется интенсивным развитием музыкальных способностей, в современных условиях развития дошкольного образования появилось много программ для реализации этой задачи.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что содержание существующей системы музыкально-художественного образования дошкольников обеспечивает в должной мере развитие музыкальных и творческих способностей. Образовательное учреждение должно обеспечивать оптимальные условия психологического развития, а музыка наиболее эффективный способ повышения уровня развития творческих способностей, формирования художественно-эстетического вкуса, реализация потенциальных возможностей детей в музыкальной деятельности.

Диагностика уровня музыкального развития детей дошкольного возраста является важной составляющей работы педагога. Систематическая (два раза в год) проверка музыкальных способностей и навыков музыкальной деятельности дошкольников дает возможность педагогу проследить динамику музыкального развития каждого ребенка и группы в целом и, при необходимости, уделить больше внимания тем детям, у которых наблюдается отставание по каким-либо позициям. Ежегодные диагностические исследования позволяют руководителю выявить недочеты и собственной педагогической деятельности, скорректировать ее в нужном направлении [15, с. 103].

Диагностические исследования должны проводиться в процессе музыкальных занятий по подгруппам. На индивидуальных занятиях с детьми данные диагностики при необходимости уточняются.

Итак, рассмотрены особенности развития музыкальных способностей старшего дошкольного возраста на основе анализа множества программ по музыкальному воспитанию и образованию, составленных в соответствие ФГОС ДО, согласно которым должна проводиться диагностика (мониторинг) уровня музыкального развития детей дошкольного возраста, что является важной составляющей работы педагога в образовательном учреждении.

Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. Этот период характеризуется интенсивным развитием музыкальных способностей.

Проблема совершенствования теории и методов музыкального воспитания и развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста остается всегда актуальной. Она постоянно находится в центре внимания педагогов - практиков и исследователей. Важность и значение ее решения подчеркивается в ФГОС ДО, с введением которого, впервые в истории нашей культуры, дошкольное детство стало самоценным уровнем образования.

Выводы:

1. Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.

2. В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительства, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально - ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах.

3. Период детства характеризуется интенсивным развитием музыкальных способностей, и поддержка развития творчества и музыкальных способностей детей является приоритетной задачей. В современных условиях развития дошкольного образования появилось много программ для реализации этой задачи. Ознакомление с лучшими образцами музыкального творчества служит основой нравственного воспитания дошкольника средствами этого искусства, основой формирования музыкального вкуса. Накопление музыкальных впечатлений развивает у детей музыкальные потребности, интересы и способности. Обучение исполнительской деятельности осуществляется тем успешнее, чем больше развита у детей способность эстетически воспринимать музыку.

Развивая музыкальные способности детей старшего дошкольного возраста, необходимо объединять усилия родителей, педагога, с целью обеспечения эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни малышам и в детском саду, и дома.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип/ Г.С. Абрамова. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 672 с.

2. Артоболевская, А.К. Первая встреча с музыкой [Текст] / А.К. Артоболевская – М. : Современный композитор, 2015. – 254 с.

3. Баринова, М.Н. О развитии творческих способностей [Текст] / М.Н. Баринова. – СПб.: Речь, 2018. – 178 с.

4. Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду [Текст] / Н.А. Ветлугина, А.М. Кенеман. – М.: Просвещение, 2017. – 244 с.

5. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст] / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 2018. – 203 с.

6. Вопросы музыкальной педагогики [Текст] : сб. ст. Вып. 2 / ред. - сост. В.И. Руденко. – М.: Город, 2017. – 176 с.

7. Гейнрихс, И. Музыкальный слух и его развитие [Текст] / И. Гейнрихс. - М.: ЭКСМО, 2018. – 198 с.

8. Дергунская, В.А. ФГОС дошкольного образования о музыкальном развитии ребёнка / В.А. Дергунская// Справочник музыкального руководителя. – 2014. – №2 ].

9. Железнов, С.А. Развитие музыкальных способностей [Текст] / С.А. Железнов. - М.: Глянц, 2018. – 288 с.

10. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учебн. для студ.высш.учеб. заведений / А.Н. Зимина. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2000. – 304 с.

11. Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца [Текст] : кн для учителя / Д.Б. Кабалевский. – М.: Просвещение, 2014. – 287 с.

12. Калашников, М.М. К вопросу о сущности понятия способностей в педагогике и психологии / М.М.Калашников [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/viewer_images/15931497/f/1.png

13. Кононова, Н.Н. Музыкально-дидактические игры для дошкольников [Текст] / Н.Н. Кононова. – М.: Просвещение, 2018. – 177 с.

14. Масленков, Б.А. Дальние пределы человеческой психики [Текст]. / Б.А. Масленков. – СПб.: Изд. Группа «Евразия», 2017. – 430 с.

15. Методика музыкального воспитания в детском саду [Текст] / под. ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Пежагогика, 2018. – 163 с.


16. Михайлов, М.О. Развитие музыкальных способностей детей [Текст] / М.О. Михайлов. – Ярославль: Издательство педагогического университета, 2017. – 214 с.

17. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.



4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста

Автор: Куликова Лариса Владимировна

Дата: 01.08.2024

Номер свидетельства: 654575

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Музыкально театрализованная деятельность как способ развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(80) "muzykalno_teatralizovannaia_deiatelnost_kak_sposob_razvitiia_tvorcheskikh_sposob"
    ["file_id"] => string(6) "650466"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1715662271"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Музыкально-театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(139) "muzykal-no-tieatralizovannaia-dieiatiel-nost-kak-sriedstvo-razvitiia-tvorchieskikh-sposobnostiei-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "338967"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1470816869"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(274) "Мастер – класс для педагогов «Развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрального искусства»"
    ["seo_title"] => string(80) "master_klass_dlia_pedagogov_razvitie_muzykalno_tvorcheskikh_sposobnostei_detei_s"
    ["file_id"] => string(6) "646669"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1709443705"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "«Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность,как средство развития творческих способностей детей""
    ["seo_title"] => string(80) "muzykal_no_ritmichieskaia_i_tantsieval_naia_dieiatiel_nost_kak_sriedstvo_razviti"
    ["file_id"] => string(6) "444886"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1513535039"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Мастер-класс для педагогов ДОУ по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(94) "mastierklassdliapiedaghoghovdouporazvitiiuchuvstvaritmaudietieistarshieghodoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "296900"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456119203"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства