Музыкально театрализованная деятельность как способ развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Музыкально театрализованная деятельность как способ развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Консультация для музыкальных руководителей ДОУ "Музыкально-театрализованная деятельность как способ развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Музыкально театрализованная деятельность как способ развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Музыкально-театрализованная деятельность как способ развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Автор: Е. Г. Прокопченко Место работы: МДОАУ детский сад № 20
г. Свободного Амурской области Должность: музыкальный руководитель
Музыкально-театрализованная деятельность – это самая эффективная форма музыкального воспитания, способствующая формированию творческой личности ребёнка. Через театрализованную игру ребёнок получает больше информации об окружающем мире, у него развивается память и воображение, он переживает различные эмоциональные состояния, а самое основное – учится творить.
Музыкально-театрализованная деятельность в детском саду – самый распространённый вид детского творчества и форма развлечения, которая тесно связана с музыкальным развитием детей. Она является самым популярным и увлекательным направлением. В этой деятельности дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявляют любознательность, они становятся более раскрепощёнными и общительными, учатся четко формулировать и излагать свои мысли.
Музыкально-театрализованная деятельность превращается для них в настоящий праздник. Музыка помогает передать характер персонажей в движении, герои поют, танцуют. Происходит обогащение музыкальными впечатлениями, пробуждается творческая активность, целеустремлённость, усидчивость, формирует эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховое представление, чувство ритма. Детям нравится самим обыгрывать песни, разыгрывать действия сказок, знакомые литературные сюжеты. Музыка вызывает радостные эмоции, развивает память, речь детей, эстетический вкус, способствует проявлению творческой инициативы, становлению личности ребёнка, формированию у него нравственных представлений, снимает зажатость и скованность, развивает чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность, умение использовать интонацию, выражающую основные чувства, формируется уважительное отношение друг к другу. Очевидно, что музыкально-театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. Театрализованная деятельность способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальный подход к каждому ребёнку.
В современном обществе актуален вопрос развития детского интеллекта. Родители и педагоги стремятся дать детям как можно больше знаний, зачастую забывая о задачах развития способностей чувствовать, думать, творить, а самое главное общаться. Ведь использование детьми разнообразных средств выразительности речи – это важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.
Современные дети больше знают, чем их сверстники несколько лет назад, у них лучше развито логическое мышление, многие владеют основами компьютерной грамотности. При этом они гораздо реже удивляются, восхищаются, радуются и сопереживают. Душа ребёнка спит. Самый короткий путь к эмоциональному раскрепощению ребёнка – учить его чувствовать, передавать свои эмоции, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь слушателей, развивать у него художественное воображение, фантазирование, сочинительство.
Легче всего это сделать через театрализованную деятельность, поскольку она сочетает возможности нескольких видов искусств — музыки, литературы, танца, актёрской игры, а также сосредотачивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, тем самым создает условия для воспитания целостной творческой личности. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Театр – это игра, чудо, волшебство, сказка!
Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребёнку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребёнок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них: на капризную Принцессу, озорного Буратино, добрую Дюймовочку, гостеприимную Муху- Цокотуху или злого Паука. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Играя различные роли в спектаклях, незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно театрализованная деятельность связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка.
Таким образом, театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительной речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству.
Вот уже три года я занимаюсь театрализованной деятельностью. Основную цель, которую я перед собой поставила, представляет собой формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности.
Также, на мой взгляд, театрализованная деятельность поможет ребёнку легче воспринимать окружающий мир и действительность, находить правильные ответы на интересующие его вопросы, правильно поступать в тех или иных ситуациях и войти в окружающую нас действительность развитой и полноценной личностью.
Задачами своей театрализованной деятельности я ставлю:
— совершенствование навыков воплощения в игре и определенных переживаний
— приветствие устойчивого интереса к литературному слову, театру и устному народному творчеству
— развитие способности детей воспринимать художественный образ
— развитие творческих способностей ребенка.
Поставленные задачи решаются на занятиях по театрализованной деятельности, содержание, формы и методы проведения которых преследуют одновременное выполнение нескольких основных направленностей:
Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);
Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций и т.д.);
Учить детей сочинять коллективную сказку, добавляя свои предложения;
Согласованно взаимодействовать в процессе театрализации, проявляя свою индивидуальность;
Развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение и способность к свободным образным импровизациям.
Театрализованные занятия развивают у ребёнка правильную речь, память и мышление. На занятиях я не раз видела, как бывает трудно даже способным детям выразить свои мысли. Когда я стала заниматься с детьми, то поняла, что каждый из детей по-своему талантлив, что каждый может проиграть одну и ту же роль, но по-разному, и поэтому каждому ребёнку просто необходимо дать слово (возможность выступить), чтобы он как можно раньше смог сбросить с себя этот груз «зажатости». А затем у каждого ребёнка наступает такой момент, когда он может то, чего не мог раньше, – и это победа.
Предполагаемые умения и навыки детей:
1. Умеют действовать согласованно;
2. Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц;
3. Запоминают данные позы;
4. Запоминают и описывают внешний вид любого ребёнка;
5. Знают артикуляционные упражнения;
6. Умеют строить простейший диалог.
Ожидаемые результаты:
1. Дети будут уметь инсценировать с помощью педагога знакомую сказку.
2. Дошкольники получат представление о театре и театральной культуре.
3. У детей сформируется устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, желание участвовать в спектакле по сюжету знакомой сказки.
4. Воспитанники смогут импровизировать образы сказочных героев, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию).
5. У детей сформируется умение строить ролевые диалоги и согласовывать свои действия с другими детьми в ходе спектакля.
6. Умение свободно держаться на сцене.
7. Дети станут дружнее, зародится чувство партнерства.
8. Повысится интерес родителей к жизни детей в ДОУ.
Принципы обучения
Театрализованная деятельность – благодатная почва для развития творческих способностей ребёнка. Знакомясь с современными идеями развивающего образования, я уяснила для себя их суть, стараясь придерживаться ее главных принципов: развитие, творчество, игра. Педагог сможет способствовать развитию творческого воображения ребёнка, его творческих способностей посредством основных принципов обучения:
Принцип целенаправленности. Я учитываю, что цели и задачи моей работы строятся на единой концепции государственной политики в области дошкольного образования.
Принцип доступности. Опираясь на него, я учитываю возрастные особенности, потребности, интересы, уровни подготовленности детей, их небольшой жизненный опыт.
Принцип наглядности обучения. Я продумываю:
— дидактические цели исследования наглядности,
— методику показа,
— количество наглядности и последовательность демонстрации,
— сочетание определенных видов наглядности,
— включение детей в анализ наблюдаемых объектов,
— соблюдение требований культуры показа и к оформлению наглядности.
Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Определяю ведущие цели обучения: познавательную, воспитательную, развивающую.
В процессе работы побуждаю детей к самостоятельному поиску импровизации.
Принцип прочности. Все сформированные умения и навыки применяю на практике; осуществляя индивидуально-дифференцированный подход в процессе каждого занятия. Использую различные формы организации театрализованной деятельности.На музыкальных занятиях я учила детей понимать язык музыки:слышать начало и окончание музыкальных фраз и целых музыкальных построений, анализировать прослушанное, используя комплекс средств музыкальной выразительности. В движениях, при исполнении пластических этюдов и танцевальных композиций учила передавать настроения и чувства героев, создавать целостный музыкальный образ. Все средства, используемые мной на музыкальных занятиях, были направлены на то, чтобы помочь ребенку лучше понять музыку, глубже проникнуть в ее содержание, а потом музыка помогала детям выразительнее исполнить тот или иной образ.
Таким образом, для развития творческих способностей необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по музыкально-театрализованной деятельности.