«Развитие музыкальных и творческих способностей посредством музыкальных игр».
«Развитие музыкальных и творческих способностей посредством музыкальных игр».
Путь развития музыкальности каждого человека не одинаков. Поэтому не следует огорчаться, если малыш пока не хочет петь или танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение покажется далеким от совершенства, а движения смешны и угловаты. Количество накопления обязательно перейдёт в качество. Для этого потребуется время и терпение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Развитие музыкальных и творческих способностей посредством музыкальных игр».»
Выступление на методическом совете
«Развитие музыкальных и творческих способностей посредством музыкальных игр».
Музыкальный руководитель:
Шамбарова С.Е.
2021-2022 уч.год
«Развитие музыкальных и творческих способностей посредством музыкальных игр».
С давних времён музыка считалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности (т. е. физиологические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Все мы от природы музыкальны. Об этом должен знать каждый взрослый! Именно от него зависит, каким станет в дальнейшем ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром.
«Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание» — пишет о развитии ребёнка педагог и психолог Масару Ибука, автор книги «После трёх уже поздно».
Время, которое не было использовано для формирования интеллекта, развития творческих, музыкальных способностей ребенка, будет безвозвратно потеряно.
Путь развития музыкальности каждого человека не одинаков. Поэтому не следует огорчаться, если малыш пока не хочет петь или танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение покажется далеким от совершенства, а движения смешны и угловаты. Количество накопления обязательно перейдёт в качество. Для этого потребуется время и терпение.
Не «вешайте» ребёнку ярлык «немузыкальный», если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить. Под руководством взрослого ребенок учится сопереживать и фантазировать в процессе восприятия музыки, он стремится проявить себя в пении, танце, игре на музыкальных инструментах.
Постепенно, у детей в процессе музыкальной деятельности, формируются способности: мелодический слух, точное самостоятельное пение несложных песен, чувство движения, ритма, динамики, музыкальная восприимчивость и музыкальная память. Опыт показал, насколько полезно вовлекать детей в их самостоятельную деятельность, воспитывать творческое отношение к музыке.
Организованная музыкальная деятельность в детском саду способствует развитию интереса, фантазии, непосредственности в пении, игре, танце. В свободное время, дети устраивают игры с пением, самостоятельно музицируют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления в группе.
Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкальные игры. Основное назначение музыкальных игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных в процессе музыкальной деятельности.
Педагогическая ценность музыкальных игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности.
Успех музыкального воспитания, осуществляемого в детском саду, во многом зависит от постановки воспитания в семье.
Именно в семье, в ее традициях кроются истоки музыкального дарования ребенка. В семье завершается процесс закрепления, приобретенного в детском саду.
Взрослые должны знать, что для развития самостоятельной музыкальной деятельности нужны условия, где бы ребенок мог самостоятельно музицировать, организовывать различные музыкальные игры, прослушать аудиозапись с любимым произведением. Необходимо создать ребенку эти условия. В настоящее время выбор игр, детских музыкальных инструментов, дисков, музыкальных файлов в интернете очень велик. Организовывать музыкальные игры нужно под руководством взрослого, иначе не будет результата. Можно поучаствовать в игре вместе с ребенком, помочь ему, оказать поддержку. Но не больше! Детям предоставляется право быть самостоятельными. Практика показывает - чем больше доверяешь, тем сознательнее, отзывчивее, добросовестнее становятся дети. Ребёнку обязательно следует предоставить возможность самому выбрать игру, распределить роли, инструменты.
Совместные игры взрослого и детей.
«Слушаем музыку»
Цель: развивать музыкальную память, обогащать высказывания детей об эмоционально-образном содержании музыки.
Игровой материал: 4—5 картинок, иллюстрирующих содержание знакомых детям музыкальных произведений (это могут быть и инструментальные пьесы).
Ход игры: дети и взрослые рассаживаются полукругом, перед ними на столе располагают картинки так, чтобы они хорошо были видны всем играющим. Проигрывают какое-либо музыкальное произведение. Вызванный должен найти соответствующую картинку, назвать произведение и композитора, написавшего эту музыку. Если ответ правильный, все хлопают.
«Догадайся, что звучит»
Цель: развивать слуховое внимание, музыкальную память, закреплять знание музыкальных инструментов.
Игровой материал: детские музыкальные инструменты.
Ход игры: взрослый, с музыкальными инструментами, звучание которых хорошо известно детям, садится сзади. Играя поочерёдно на инструментах, предлагает ребёнку определить, что звучит?
«Дудочка»
Цель: развитие артикуляционной моторики, активация мышц губ.
Игровой материал: аудиозапись со звучанием дудочки (по выбору).
Ход игры: взрослый (показывая дудочку губами, говорит «Посмотри, какую дудочку я могу сделать губами».
Под музыку вытягивают губки» «дудочкой играет», на окончание звучание музыки губы приводят в нормальное положение. «Дудочка замолчала».
«Воробышки»
Цель: развивать образное мышление, самостоятельно начинать движение и менять его с окончанием музыки.
Игровой материал: аудиозапись по выбору.
Ход игры: Дети стоят на своих местах – «в гнездах».
Утром воробышки просыпаются – потягиваются,
расправляют крылышки, чистят клювики, выпрыгивают из гнездышек и летят. «Полетели» под музыку, и воробышки свободно под музыку летают по залу. Как только музыка прекращается, дети быстро занимают свои места -«в гнёзда»
«Космонавты»
Цель: воспитывать интерес к музыкальным играм, учить ориентироваться в пространстве.
Игровой материал: обручи или мел для рисования кружков, аудиозапись по выбору.
Ход игры:
В разных концах площадки или комнаты кладут 4 – 5 больших обручей (или чертят круги). Это – посадочные места ракет, готовых отправиться в полет. Кружки можно обвести контурами ракет. Дети и взрослые берутся за руки, идут по кругу (под музыку) и хором произносят:
Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам,
На какую захотим – на такую полетим!
Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!
С последним словом все разбегаются и стараются быстрее занять места (вбежать в кружок, обруч) в одной из ракет.
Опоздавшие игроки, собираются в центре круга, а занявшие места объявляют свои маршруты (например: Земля – Луна – Земля; Земля – Марс – Земля и т. д.). Затем все собираются в общий круг, берутся за руки.
Игра повторяется несколько раз.
Используемая литература:
Белкина В. Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль, Академия развития, Академия К0, 1998. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. – М., 1968. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - С-Пб, Союз, 1997. Зимина А. Музыкальные игры и этюды в детском саду. - М., 1971. Игра дошкольника /Под ред. С. Л. Новосёловой – М. : Просвещение, 1989. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре – М. : Просвещение, 1982.