kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие музыкальных творческих способностей у детей среднего школьного возраста посредством обучения игре на синтезаторе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие музыкальных творческих способностей у детей среднего школьного возраста посредством обучения игре на синтезаторе в детском объединении "Ансамбль электронной музыки "Джуно" МБУ ДО "Дворец пионеров и школьников г. Курска"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие музыкальных творческих способностей у детей среднего школьного возраста посредством обучения игре на синтезаторе»


Развитие музыкальных творческих способностей у детей среднего школьного возраста посредством обучения игре на синтезаторе


Щербенева Элла Валентиновна -

педагог дополнительного образования, заведующий отделом МБУ ДО «Дворец

пионеров и школьников»


Для раскрытия творческого потенциала детей дошкольного и школьного возраста, их самореализации в современных условиях научно-технического прогресса необходимо создавать особые условия для развития творческого потенциала каждого ребенка. Творчество оказывает огромное влияние на личностное развитие и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем. Такими особыми условиями в учреждении дополнительного образования детей является обучениемузыкальному искусству, непосредственно и сильно воздействующему на человека уже в первые годы его жизни.

Особенность музыки как вида искусства, по выражению Д. Шостаковича, в том, что это «прекрасный своеобразный язык».Восприятие и анализ современной музыки рассматривается всегда в комплексе, но внимание акцентируется на том, как ощущаем мы музыку "изнутри".

Звуковыми средствами можно выразить существенные процессы жизни. Примером этому является знаменитый цикл Антонио Вивальди "Времена года", в котором композитор сумел мастерски изобразить грозу, зной, журчание ручьёв, лай собак, шелест листьев, пыльный знойный ветер, пение птиц, дождь, холод.Наш современник, композитор электронной музыки Вангелис, рисует музыкальными звуками настоящие космические картины. Слушая его композицию "Пульсар" ("Мерцающая звезда"),нам представляется тёмное небо, звёзды, яркие вспышки, летящие кометы, пульсирующее мерцание звезды.Но при этом каждый слушатель видит свою картину, погружаясь в завораживающие, порой внезапно резкие высокие звуки, звучащие на фоне низких, глубоких, протяжных тембров.При прослушивании у детей обычно возникают разные ассоциации, значит, идет мыслительный процесс, работает фантазия. Однако есть дети, у которых не получается что-то представить и охарактеризовать музыку. Это говорит о том, что у ребёнка слабо развито воображение, фантазия, ассоциативное мышление. Такой ребёнок ограничен в восприятии нашего многообразного, богатого мира. Чтобы помочь ему в этом, я развиваю его воображение, фантазию, ассоциативное мышление, и здесь помогают занятия музыкальной звукописи.

Средствами воплощения музыкальных образов являются музыкальные звуки.

Все на свете дети знают,

Звуки разные бывают:

Стук колёс и шум станка,

Лёгкий шелест ветерка.

Это звуки шумовые.

Только есть ещё другие:

Не шуршания, не стуки -

Музыкальные есть звуки.

Музыкальные инструменты (скрипки, трубы, фортепиано, аккордеон) издают различные музыкальные звуки. В 20 веке дружное музыкальное семейство пополнилось еще одной большой семьей электронными инструментами.

С появлением электромузыкальных инструментов, синтезаторов, компьютеров значительно расширились возможности создания музыки, в которой композиторы запечатлевали образы других, внеземных цивилизаций.Композитор Эдуард Николаевич Артемьев в своем творчестве создает образы Вселенной с помощью новых, синтезированных музыкальных тембров. В пьесе «Мозаика» Э.Н. Артемьев, используя акустические возможности синтезатора, передает красочность и гармонию Вселенной, создает образ пространства странной, таинственной среды. После прослушивания этого произведения у детей возникает желание увидеть этот непознанный мир и осознать в нем себя.Каждая планета имеет своё характерное звучание. Поэтому обучающиеся, предварительно прочитав устное описание планет или посмотрев тематическое видео, стараются самостоятельно выбрать для себя планеты и подобрать к ним музыкальные звуки, с помощью которых создается целая музыкальная картина – звукоизобразительность. Обучающиеся детского объединения электронной музыки "Джуно"дают ей название «Космическая фантазия».

Основная форма обучения музыке в учреждении дополнительного образования детей – занятия, на которых я стараюсь развивать способности учащихся чувствовать, выявлять их творческий потенциал, проявляющийся лучше всего  в самостоятельных действиях. При обучении игре на электронном синтезаторе проявлению исследовательских действий детей способствует использование таких приемов, как разделение клавиатуры, подбор звуков, наложение звуков, их воспроизведение, что одновременно развивает их звуковые представления, ассоциативное мышление, воображение. Этому хорошо способствуют и технические возможности самого музыкального инструмента – синтезатора,способного передать с помощью шумовых, музыкальных и синтезированных звуков мягкий напев ручейка, слабый шепот ветра в бамбуковых зарослях, нежное звучание флейты, щебет птиц, звучание мажорных арпеджированных пассажей на скрипках в высоком регистре на фоне низких, глубоких мажорных аккордов в басу, что в результате создает широкий диапазон звучания. Так обучающиеся детского объединения электронной музыки «Джуно» воспроизводят живую планету –Земля.

Описывая газовый гигант Сатурн,ребята используют холодновато-металлические звуки, ассоциирующиеся с большим гулом, звуки ветра, грома, множество шумовых, звенящих, бьющихся звуков, с помощью которых слышится вся мощь небесных ветров, перерастающих в космические ураганы. Луна, несмотря на то, что она для нас является небесным фонарем, в звуковом представлении ребят изображена тёмной. Здесь обучающиеся, используя приём разделения клавиатуры, исполняют низкие, протяжные, синтезированные звуки в низком регистре, как основное фоновое звучание с эффектами взрыва, порыва ветра, разряда молнии, различные шумовые звуки в среднем и высоком регистрах. В результате на занятиях создается атмосфера увлеченности, заинтересованности, творчества. Такие проблемно- поисковые технологии развивают воображение и эмоционально - эстетическое восприятие человека, ведут к возникновению чего‐то нового, оригинального.

Творчество во все времена высоко ценилось. Творческий ребенок – думающий ребенок, у которого развито восприятие окружающего мира.У таких детей, как показывает диагностика, развивается позитивное отношение ко всему происходящему, они становятся более чуткими, доброжелательными, отзывчивыми, , успешными личностями.

Если исходить из того, что каждый ребенок талантлив, индивидуален, то именно музыка как искусство помогает «зажигать» своей неповторимостью, формировать эстетические вкусы.Приобретенные же впроцессе обучения навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию и нравственно-эстетическому воспитанию детей.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Щербенева Элла Валентиновна

Дата: 15.09.2020

Номер свидетельства: 557535


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства