«Развитие музыкальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
«Развитие музыкальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Двигательное двухголосие». технология является одной из форм арт-терапии, арт-педагогики, музыкотерапии, как активная релаксация. Её применение в работе направлено на развитие музыкально-творческих способностей дошкольников, одной из наиболее актуальных современных задач музыкального развития ребёнка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Развитие музыкальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»»
«Развитие музыкальных и творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста»
Одной из инновационных форм в работе «Художественно-эстетического развития» дошкольников является музыкально-педагогическая технология нашего современника Татьяны Анатольевны Боровик «Хор рук. Двигательное двухголосие». технология является одной из форм арт-терапии, арт-педагогики, музыкотерапии, как активная релаксация. Её применение в работе направлено на развитие музыкально-творческих способностей дошкольников, одной из наиболее актуальных современных задач музыкального развития ребёнка. Технология «Хор рук» соответствует требованиям предъявляемым ФГОС ДО - «…развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка…», позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира.«Хор рук. Двигательное двухголосие» может применяться как на занятиях, так и на досугах и праздниках, с детьми и взрослыми на совместных мероприятиях, в зависимости от поставленных задач. Эта технология направлена на развитие двигательной фантазии детей, способствует развитию чувства ритма, развивает чувство ансамбля, слаженности общего действия. Форма «двигательного двухголосия», заложенная в основе технологии, активизирует внимание и способности подражания, а также развивает слуховое восприятие и творческое воображение. Она является одним из универсальных способов подбора и накопления художественно-пластических и двигательных навыков, способна считаться одной из форм развития ассоциативно-образного мышления, при условии, что некоторые исполняемые жесты бывают прокомментированы. Простота в исполнении позволяет быть в роли ведущему любому ребёнку, в том числе и тому, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок, стремится не показывать личной инициативы. Именно данная форма предлагает каждому из детей попробовать себя в роли лидера. Пластическое соучастие с музыкой направлено на рецептивное восприятие музыки, когда музыкальная ткань и проживание образа при помощи пластических произвольных движений имеет своей целью гармонизацию психологических функций организма ребёнка. Погружение в программное содержание музыкального произведения, когда ребёнок представляет себя цветком, бабочкой, листиком, снежинкой и т.д. несёт огромный эстетический комплекс художественного погружения в мир, миросозерцание и понимание себя неотъемлемой и прекрасной частицей мира. Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в которой все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих «дирижёров». «Первую двигательную партию» исполняет руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего ведущего - «дирижёра», «вторую» - другая (стоящая позади них), соответственно копируя движения стоящего ведущего - «дирижёра». Основные этапы освоения техники «Хора»:
Начинать работу надо с «одноголосия», идя от простого к сложному, для того, чтобы детям проще было вникнуть в процесс. Музыкальный руководитель выполняет роль дирижёра, а ребята роль хора. Хор зеркально повторяет движения за дирижёром.
Место «дирижёра» можно предложить занять одному из детей.
После того, как дети с уверенностью будут справляться с «одноголосием», можно начать работу над «двухголосием». Здесь дошкольники делятся на две партии, где поначалу ведущими дирижёрами выступают один из детей и один взрослый.
Накопив опыт двигательных навыков, и справившись с застенчивостью, дети самостоятельно выступают в роли дирижёров всех партий.
Для более глубокого восприятия музыки и развития творческого воображения детей, используем дополнительные атрибуты, которые закрепляются на запястье детей либо перчатки, к которым можно прикрепить: снежинки, листья, цветы, бабочек, птиц и др. В зависимости от музыкального образа, темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции.
Таким образом результатом использования технологии «Хор рук. Двухголосье»:
Дети и воспитатели владеют элементарными навыками двигательного двухголосия с различными предметами.
Дети активны и раскрепощены, в их действиях нет страха и неуверенности.
Дети усвоили элементарные музыкальные знания, развивая музыкально-творческие способности, познавали себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой.
Дети научились импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе основанных на занятии движений, а также придумывать собственные, оригинальные движения.
Обогащена и пополнена развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала.