Консультация для родителей:
«Развитие мелкой моторики».
Подготовила педагог – психолог Филиала детский сад «Ромашка» МБДОУ детского сада «Солнышко» Новичкова Татьяна Сергеевна
Многие специалисты утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребёнок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев» В. А. Сухомлинский
Умение владеть пальцами кистями рук необходимо человеку в течение всей жизни. Для этой важной цели необходимо стимулировать работу пальчиков ребёнка, начиная с раннего возраста.
«Движения руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бехтер
Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.
Уровень развития мелкой моторики является одним из важных показателей готовности ребёнка к обучению в школе.
Движение пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций, таких как мышление, память, внимание.
Развитие мелкой моторики рук ребёнка:
Развитие памяти;
Развитие координации;
Развитие мышления;
Развитие воображения;
Развитие словарного запаса;
Развитие наблюдательности;
Улучшение психического состояния;
Улучшение работы внутренних органов.
Виды пальчиковых игр:
Пальчиковые игры с предметами;
Игры со стихотворным сопровождением;
Игры – манипуляции;
Пальчиковые игры на основе сказок;
Пальчиковые кинезиологические игры;
Пальчиковые игры с элементами самомассажа;
Су – джок терапия.
Средства развития мелкой моторики:
Тренажёры для развития мелкой моторики (плетение, застёжки);
Игры с пластилином (скатать шарик, колбаску, разделить, отщипнуть..);
Игры с конструктором, мозаикой;
Игры с пуговицами – пуговичный массаж (перетереть пуговицы между ладонями, найти самую большую, маленькую..);
Игры с крупами (пересыпать крупу, отгадать какая крупа в мешочке..):
Игры с бумагой (складывание фигур, вырезание, склеивание..);
Игры со счётными палочками, спичками;
Шнуровки;
Рисование;
Массаж кистей рук и пальцев. Массажёры.
Рисование.
Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Особое внимание стоит уделить штриховке и рисованию по клеточкам. Все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль движений руки. Помогают образованию связи «рука – глаз». Всё это будет ему хорошим помощником в школе.
Лепка.
Применение в работе нетрадиционных техник лепки способствует развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь развивает речь и мышление ребёнка. А самое важное – дети чувствуют себя первооткрывателями, создателями чего – то нового и получают огромное удовольствие от результатов своего труда.
Игры с пластилином:
мнём, отщипываем;
надавливаем и размазываем;
скатываем шарики;
раскатываем колбаски:
режем кусочки;
лепим картинки;
готовим обед.
Шнуровки.
развивают сенсомоторную координацию;
развивают пространственное ориентирование;
способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»;
формируют навыки шнуровки;
способствуют развитию речи;
развивают творческие способности.
В играх со шнурованием также развиваются глазомер и внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, а это, в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становление речи.
Заключение.
Развитие мелкой моторики и тактильно – двигательного восприятия у детей не только способствует речевому развитию, но и позволяет детям овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, лучше адаптироваться в практической жизни, научить понимать многие явления окружающего мира.
Не зря существует выражение, что наш ум находится на кончиках наших пальцев. Поэтому если мы хотим, чтобы наши дети были умными и способными, то необходимо развивать мелкую моторику!