Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста
Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста
В раннем возрасте основой становления личности является предметно-игровая деятельность. Миновав ее, невозможно рассчитывать на полноценное взросление человека. Игры для детей являются сложным многофункциональным и познавательном процессом, а не просто развлечением или веселым времяпрепровождением. Благодаря играм, у ребенка вырабатываются новые формы реагирования и поведения, он адаптируется к окружающему его миру.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста»
«Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста»
Составил:
педагог-психолог Попкова Е.А.
В раннем возрасте основой становления личности является предметно-игроваядеятельность. Миновав ее, невозможно рассчитывать на полноценное взросление человека.
Игры для детей являются сложным многофункциональным и познавательном процессом, а не просто развлечением или веселым времяпрепровождением. Благодаря играм, у ребенка вырабатываются новые формы реагирования и поведения, он адаптируется к окружающему его миру.
Через игру ребенок развивается физически, умственно и эмоционально. Через игру он творит свой реальный жизненный опыт, приобретаемый в общении со взрослым, в собственной практической деятельности. Игроваядеятельность проходит длинный путь развития. Элементы игры появляются в младенческом возрасте, со временем складываются ее высшие формы – сюжетно-ролевая игра.
Зарождается игра как предметно-игровая деятельность. Игра с элементами воображаемой ситуации предшествуют этапы игры младенца: ознакомительный и отобразительный.
На первом году жизни игрушка у ребенка выступает в том же качестве, что и любой другой предмет, с которым можно манипулировать: ребенок перекладывает ее с места на место, стучит ею. Если взрослый не переводит эти действия на более высокий игровой уровень, ребенок на долгие годы застревает на таком способе исполнения предметов. Если малышу показывают как нужно играть, открывают ему смысл сюжетной игры, то в конце первого года жизни он начинает усваивать игровое значение предметов: кормит куклу, укладывает спать, одевает.
На втором году жизни круг игрушек расширяется, возникает перенос действия с одного предмета на другой. Например, если годовалый ребенок укладывал спать только ту куклу, что убаюкивала мама, то в полтора года может и медведя и собачку, которые у него есть в игровом уголке.
На втором году жизни у ребенка расширяется сфера взаимодействия с окружающим миром. Нарастает потребность его совместной деятельности совзрослым. Наблюдая мир взрослых, малыш выделяет их действия. Опыт, приобретенный в действиях с игрушками и в повседневной жизни дает ребенку отображать действия взрослых. Теперь действия направляются не на получение результата, а на выполнение понятной условной цели. Ребенок переходит к сюжетно-отобразительному этапу игры.
В конце второго и на протяжении третьего года жизни диапазон отображаемых в игре действий расширяется (большее количество предметов). Изменения носят не только количественный, но и качественный характер. Игровые действия перестают быть случайными. Действия постепенно обобщаются и становятся условными: ребенок некоторое время качает куклу, считая, что она уснула – укладывает ее в кровать.
На данном этапе развития игровой деятельности появляется еще одно кардинальное изменение игры – введение замещений. Замещения возникают в проблемной ситуации: что делать, когда кукла хочет есть, а ложки нет? С помощью взрослого ребенок находит подходящий предмет – карандаш. Постепенно ребенок начинает варьировать игру взрослого, вносить элементы новизны. Истинное замещение возникает только тогда, когда ребенок называет предмет – заместитель в соответствии с его новой функцией. Использование предметов- заместителей обогащает детскую игру, расширяет возможности моделирования действительности и способствует развитию знако-символической функции сознания.
Следует подчеркнуть роль слова в развитии замещающих действия с игрушками. В начале перенос действия с одного предмета на другой происходит на невербальном уровне: ребенок может осуществить замещение, но правильно назвать его еще не в состоянии.
Так он может помешивать предметы в кастрюле, занимаясь приготовлением пищи, но на вопрос взрослого, что он делает, ответит: «Там пирамидки и палочки». Его игровое использование и реалистическое название не совпадают. Малыш смутно осознает смысл замещения. Это происходит все постепенно.
К трем годам жизни дети играют свободно. К этому возрасту относятся появление элементов ролевого поведения, то есть складываются предпосылки сюжетно-ролевой игры, которые интенсивно развиваются на протяжении всего дошкольного детства.
Сюжетно-ролевая игра имеет социальную природу и строится на все более расширяющемся и усложняющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новые сферы деятельности, которые осваиваются ребенком в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Ребенок встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющимися в отношения.
Сюжетно-ролевая игра предполагает создание воображаемой ситуации, которую составляет сюжет. Сюжет – это сфера деятельности, которая моделируется детьми в игре. Игра зарождается как предметно-игровая деятельность, проходя ознакомительный и отобразительный этапы, когда действия с предметами носят манипулярный характер. С интересом ребенка, направленным на получение результата от действий с предметом, приходит этап предметно-игровой деятельности. Действие становится условным, в результат – воображаемым. Это ребенок переходи к сюжетно-обобразительному этапу игры.
Научное представление о поэтапном развитии игровой деятельности дают возможность вырабатывать более четкие рекомендации по руководству игровой деятельности детей с различных возрастных группах.
Таким образом, игра – легкая и радостная для ребенка деятельность. Она наиболее естественный и продуктивный способ обучения маленьких детей. В ней создаются наиболее приятные условия развития наглядно-образного мышления, речи, закладываются основы творчества и предпосылки становления сюжетно-ролевой игры – ведущей деятельности в дошкольном возрасте.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(180) "Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий"
["seo_title"] => string(80) "razvitie_rechi_u_detei_rannego_vozrasta_v_igrovoi_deiatelnosti_na_osnove_innovat"
["file_id"] => string(6) "503562"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1552916341"
}
}