«Развитие двигательной активности детей раннего возраста в процессе подвижных игр»
«Развитие двигательной активности детей раннего возраста в процессе подвижных игр»
Движение — это жизнь, а жизнь — это движение!
Древнегреческий философ Аристотель Подвижные игры, являются формой организации жизни детей, имеют большое значение в развитии двигательной активности детей. В раннем возрасте, когда малыши только начинают овладевать основными движениями, возрастает потребность в двигательной активности, ее смене. Однако, я заметила, что движения у детей раннего возраста недостаточно координированы. Малыши часто неуклюжи, им тяжело сохранять равновесие и правильно выполнять некоторые виды движений (лазание, подпрыгивание, перешагивание и др.). Одним из средств развития движений и способом удовлетворения двигательной потребности детей раннего возраста является подвижная игра. Она привлекает детей своей игровой основой, сюжетом, эмоциональностью, способствуют развитию интереса к двигательной деятельности. В подвижных играх дети приобретают определенный двигательный опыт, а также опыт партнерского взаимодействия с другими детьми и взрослыми.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Развитие двигательной активности детей раннего возраста в процессе подвижных игр»»
Выступление из опыта работы
«Развитие двигательной активности детей раннего возраста в процессе подвижных игр»
2 слайд
Движение — это жизнь, а жизнь — это движение!
Древнегреческий философ Аристотель Подвижные игры, являются формой организации жизни детей, имеют большое значение в развитии двигательной активности детей. В раннем возрасте, когда малыши только начинают овладевать основными движениями, возрастает потребность в двигательной активности, ее смене. Однако, я заметила, что движения у детей раннего возраста недостаточно координированы. Малыши часто неуклюжи, им тяжело сохранять равновесие и правильно выполнять некоторые виды движений (лазание, подпрыгивание, перешагивание и др.). Одним из средств развития движений и способом удовлетворения двигательной потребности детей раннего возраста является подвижная игра. Она привлекает детей своей игровой основой, сюжетом, эмоциональностью, способствуют развитию интереса к двигательной деятельности. В подвижных играх дети приобретают определенный двигательный опыт, а также опыт партнерского взаимодействия с другими детьми и взрослыми.
3 слайд
Рассматривая важность проблемы развития двигательной активности детей раннего возраста в процессе проведения подвижных игр, определила следующие задачи:
1. Способствовать укреплению и оздоровлению организма детей.
3. Способствовать созданию условий для радостных эмоциональных переживаний у детей раннего возраста.
4. Способствовать формированию умения действовать в коллективе сверстников.
4 слайд
Основной формой организации подвижных игр и двигательных упражнений с детьми раннего возраста согласно ФГОС ДО является совместная партнерская деятельность взрослого с детьми, которая предполагает: - добровольное присоединение детей к деятельности (по желанию); - открытый временной промежуток (каждый работает в своем темпе); - свободное общение и перемещение детей; - педагогическая поддержка.
5 слайд
Позвольте Вам напомнить то, чтобы научить детей играть в подвижную игру, необходимо выполнить ряд этапов.
- На первом этапе взрослый выполняет роль ведущего, является примером для подражания.
- Следующий этап - этап совместной двигательной деятельности с детьми (дети уже знают подвижную игру или упражнение, выполняют его самостоятельно, активно).
- На третьем этапе дети проявляют самостоятельность и активность в подвижной игре или двигательном упражнении при небольшой помощи взрослого (предложение атрибутов, косвенное регулирование игрой, поощрение).
Таким образом, дети начинают проявлять больше активности и инициативы в двигательной деятельности.
6 слайд
В работе с детьми раннего возраста необходимо использовать разнообразные подвижные игры как по содержанию, так и по организации детей, и по сложности согласования движений. - Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности детей, быть доступным и интересным для них. К примеру, игры с метанием и прыжками более сложны для детей раннего возраста, чем основанные на ходьбе, ползании и беге. Еще сложнее игры, построенные на сочетании нескольких видов движений. Поэтому следует подбирать игры, чтобы двигательные задания в них, даже основанные на одном и том же движении, усложнялись постепенно.
7 слайд
При отборе подвижных игр – руководствуюсь соответствием содержания игровых действий, правил возрастным особенностям детей, их представлениям, умениям, навыкам, знаниям об окружающем мире, их возможностям в познании мира.
- Игровые образы использую понятные и интересные для детей. Это знакомые образы (кот, птичка), и неизвестные, с которыми легко познакомить, используя картинку, игрушку, сказку, книжку (медведь, лиса, заяц и др.).
- В работе с детьми раннего возраста подбираю игры с небольшим художественным текстом, который подсказывает детям движения и заменяет в игре правила («По ровненькой дорожке», «Зайка беленький сидит» и др.).
8 слайд
- Разнообразие двигательных заданий обеспечиваю за счет того, что в нескольких играх одно и то же движение выполняется при разном построении и в разных ситуациях. Например, ходьба может быть в одной игре группой, в другой врассыпную, в третьей – взявшись за руки. Выполнение движений в разных игровых ситуациях имеет большое значение для развития координации движений малышей, ориентировки их в пространстве, а также способствует воспитанию их активности и самостоятельности.
- Выбираю подвижную игру в соответствии с ее определенной воспитательной задачей. К примеру, чтобы научить детей двигаться на большой площади, для этой цели использую сюжетные игры: «Самолеты», «Солнышко и дождик».
- При выборе игры учитываю общее состояние группы. Если малыши возбуждены, то провожу малоподвижную игру. Если же необходимы активные действия, то предпочитаю игры, в которых движения разнообразны и меняются в соответствии с сюжетом и правилами («Самолеты, на посадку», «Мой веселый звонкий мяч» и др.). - Выбор игры также зависит от погоды, температуры (в групповой комнате или на участке), одежды детей, имеющегося оборудования.
- При выборе игры учитываю в какое время дня она проводится.
9 слайд
Не менее важное значение имеет самостоятельная деятельность детей в течение дня. У ребенка сильная потребность в движениях, однако, чтобы они не были бесцельными и случайными, целенаправленно контролирую двигательную активность каждого ребёнка, периодически корректируя ее, дозируя время. Утром до завтрака даю детям возможность поиграть самостоятельно. Для этого нужно внести различные игрушки, атрибуты. Можно провести простые игры спокойного характера с небольшими группами детей или индивидуально. Утренняя гимнастика может быть заменена на более подвижную игру. Игровая форма проведения утренней гимнастики целесообразна в начале учебного года и когда в группе много новых детей, впервые пришедших в детский сад. Подвижные игры и двигательные упражнения включаю в режимные моменты в течение дня как со всей группой, так и с подгруппой. При этом фиксирую внимание на том, чтобы каждый ребенок поучаствовал в подвижной игре. Также слежу за общим состоянием детского организма во избежание его утомляемости. Для детей третьего года жизни в дни, когда проводится организованная деятельность по развитию движений, длительность подвижных игр может быть 6-8 минут. В другие дни общая длительность может доходить до 10-15 минут.
10 слайд
На утренней прогулке провожу разные по характеру подвижные игры. После продуктивной деятельности провожу игру с более активными действиями. После организованной деятельности по двигательной активности и по восприятию смысла музыки игры провожу в середине прогулки. Учитываю одежду детей в зимний период. Тяжелая одежда и обувь затрудняет движения малышам. В этот период возможны самые простые игры с несложными движениями, чаще всего с ходьбой и не слишком быстрым бегом. На участке зимой следует создать условия для самостоятельной двигательной деятельности: расчистить площадку от снега, вынести санки для катания кукол, лопаты. На вечерней прогулке использую игры малой подвижности. Для этого использую игры с текстом, хороводные. Их длительность от 5 до 10 минут.
11 слайд
Подвижные игры обязательно включаю в организованную деятельность двигательной активности. Их провожу с целью повышения физиологической нагрузки. Так как проведение игр ограничивается рамками занятия, подбираю знакомые малышам, не требующих длительного объяснения. Ежедневно провожу игры-забавы, которые побуждают детей к двигательной активности, такие как: «К мишке (зайке, киске) в гости», «Игра с воздушными шарами», «Мыльные пузыри», «Идёт бычок качается», «Ладушки», «Игра в снежки», и т.д. Детей раннего возраста предварительно знакомлю с предметами, движениями, которые буду использовать в игре. Малышам даю возможность потрогать, рассмотреть игрушки, пособия. Считаю, что такая подготовка не даст ребятам отвлекаться во время игры, поможет им настроится на выполнение задания.
Перед началом игры малышей привлекаю к расстановке пособий. Так, например, перед проведением игр «Птички в гнёздышках», «Воробушки и автомобиль» можно обратиться к ребятам с предложением поиграть. Начиная расставлять стульчики, пояснять детям, что это гнездышки. Затем попросить детей постарше помочь принести стулья. Малыши, подражая взрослому и старшим, тоже идут за стульями.
12 слайд
Дети очень любят играть в подвижные игры, однако даже хорошо знакомую игру не могут организовать самостоятельно. В раннем возрасте все разнообразие возникающих отношений может быть реализовано лишь в совместной деятельности со взрослым. В организации подвижных игр с детьми раннего возраста использую следующие методы и приемы: - Словесные: обращены к сознанию детей, помогают осмысливанию представленной перед ними задачи и сознательному выполнению двигательных упражнений, играют большую роль в усвоении содержания и структуры упражнений, самостоятельном их применении в различных ситуациях (текст, который позволяет регулировать правила игры, объяснения, поощрения). Детям объяснение веду поэтапно, т.е. в ходе игровых действий. Оно может иметь форму двигательного рассказа. Например, игра «Воробышки и кот»: «Лежит кот на лавочке, греется на солнышке. Очень хочется ему поймать какую-нибудь птичку. А в это время воробышки расправили крылышки и полетели искать зернышки…». - Наглядные: обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного представления о движении, активизирующие развитие его сенсорных способностей (игровые атрибуты, картинки). - Практические: обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного представления о движении, активизирующие развитие его сенсорных способностей (наглядный пример, тактильно-мышечная наглядность выражается в непосредственной помощи взрослого для уточнения движения ребенка). Метод пассивных движений. Например, при обучении прыжкам даю малышу возможность ощутить мышечное состояние, связанное с отрывом ног от земли.
13 слайд
Для того, чтобы сюжет игры был принят малышом, даю изображаемому образу характеристику, «немая» игрушка должна заговорить.
Таким образом создается игровая ситуация. Объяснение игры краткое и понятное, интересное и эмоциональное. Все средства выразительности: интонация голоса, мимика, жесты, а в сюжетных играх и имитация должны найти подходящее применение в объяснениях для того, чтобы выделить главное, создать атмосферу радости и придать целенаправленность игровым действиям. Таким образом, объяснение игры – это инструкция, и момент создания игровой ситуации. С целью сохранения игровой ситуации в процессе поясняю происходящее, направляю действия детей, изменяю интонацию голоса, выделяю с ее помощью главное, что малыш должен усвоить. Объяснение игры детям раннего возраста часто совпадает по времени (идет почти параллельно) с началом самой игры.
14 слайд
От меня, как от воспитателя требуется большая находчивость при организации и проведения игры. Привлекаю внимание малышей, демонстративно играю мячом, сопровождая движения стихами: «Мой веселый звонкий мяч…», или кружусь, держась за руки с именинником или куклой и напевая песенку «Каравай»; или, подойдя к детям, таинственным голосом предлагаю посмотреть, чьи ушки торчат за кустиком. Очень важно, чтобы воспитатель был в игре не только исполнителем ответственной роли, но и наряду с ребенком «цыпленком», «воробышком», «зайкой». Малыши охотно выполняют требования, когда воспитатель сам активно участвует в игре, показывая пример правильного выполнения движений. При организации подвижных игр особое внимание уделяю детям, которые недавно пришли в детский сад и еще не освоились в коллективе. Не требую обязательного участия всех детей в игре, однако взяв за руку малыша, могу предложить ему вместе побегать, подбадриваю их. Важным условием, вызывающим у малышей интерес к подвижной игре, является непосредственное участие воспитателя в игре. Педагогу часто приходится совмещать руководство игрой с выполнением роли. Малыши воспринимают воспитателя как активного участника игры, и в то же время прислушиваются к замечаниям по выполнению движений, правил игры. Дети раннего возраста стараются подражать взрослому в выполнении движений. Активное, заинтересованное участие воспитателя в игре доставляет малышам большую радость, способствует вовлечению в игру всех детей, активизирует их действия.
15 слайд
Дети раннего возраста медленно усваивают необходимые навыки. С детьми третьего года жизни целесообразно повторять новую игру 3-4 раза подряд, после чего переключаться на другую известную игру, а затем снова вернуться к повторению разучиваемой игры. Двигательная активность усилится, если при повторении игр их несколько видоизменять и усложнять. Игру можно усложнить, немного изменив правила, повысив требования к их выполнению, включив в нее новые движения (пройти или пробежать, перешагнуть или пролезть), изменив их темп. Элементы новизны повышают интерес детей к игре, побуждая их к большей активности. Так, в игру «Поезд» могут быть внесены следующие дополнения: сначала дети просто двигаются друг за другом – едут на поезде, по указанию воспитателя поезд может двигаться то быстрее, то медленнее. При следующих повторениях игры педагог предлагает детям во время остановки поезда выйти погулять на лужайку, собрать цветы, ягоды, грибы и т.д. Новые игры с детьми раннего возраста рекомендуется повторять 2-3 дня подряд. В дальнейшем игры надо чередовать с другими, используя при повторении различные варианты. Хорошо знакомые детям игры можно проводить через 7-10 дней. В этом случае дети снова проявляют к ним интерес. Проявление интереса и активности в подвижной игре зависит от предварительной подготовки воспитателя. Провожу предварительную работу, чтобы дети имели представление о сюжете игры. Это и чтение художественной литературы, и рассматривание картинок и иллюстраций, и наблюдение за животными и птицами, наблюдение за явлениями природы, за деятельностью людей. Для эффективной организации и проведения подвижных игр и двигательных упражнений необходимо умелое обыгрывание спортивного оборудования, атрибутов, игрушек. Например, надевая шапочку-маску говорю: «Я сейчас надену шапочку и превращусь в маму-курочку, а вы будете моими детками-цыплятками…», или «сейчас я кому-нибудь надену шапочку, и у нас будет зайчик… Ловите его!».
16 слайд
Одним из основных условий, полноценного физического развития ребенка, является создание предметно-развивающей среды в группе. Она создает оптимальные условия для самостоятельной двигательной деятельности ребенка. Для удовлетворения потребности детей в движениях, создала в группе уголок физического развития, который способствует: - приобретению двигательного опыта и физических качеств, координации, гибкости; - правильному формированию опорно-двигательной системы организма; - развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики рук; - закреплению навыка выполнения основных движений (ходьба, бег, подскоки, повороты); - овладению подвижными играми.
17 слайд
Один из приемов повышения эффективности использования физкультурного оборудования - создание новизны. Разнообразие двигательной деятельности обеспечиваю за счет объединения детей в совместных движениях с одним пособием («упряжка» для лошадки, обруч, мяч на двоих). Использование имеющихся физкультурных пособий и оборудования в группе способствует эффективной организации педагогического процесса, позволяющей успешно решать задачи двигательной активности.
18 слайд
В рамках данной темы была организована работа с родителями. Через анкетирование и в индивидуальных беседах выяснила, что большинство родителей не помнят, а может и не знают подвижных игр. В родительской группе стала рекомендовать им разучить с детьми дома подвижные игры, игры-забавы, повторить разученные в саду. Разработала консультация для родителей: «Гимнастика для малышей с маминой помощью», «Вместе с мамой» и др. Была составлена картотека подвижных игр и игр-забав для детей раннего возраста. При участии родителей подобраны и изготовлены соответствующие атрибуты: маски, дорожки, веселая гусеничка, эмблемы и т.д. В результате проведенной работы, родители: научились организовывать игры с детьми дома, оборудовали мини-уголки для физического развития в домашних условиях, повысился интерес родителей к здоровому образу жизни.
19 слайд
Таким образом можно сделать вывод о том, что проблема развития двигательной активности через подвижные игры значима, т.к. ребенок раннего возраста приобретает и накапливает двигательный опыт, связанный с выполнением определенных упражнений, направленных на освоение основных движений, координацию и равновесие. Данные выводы основаны на полученных результатах наблюдений за развитием и поведением детей раннего возраста, анализа мониторинга, заболеваемости и посещаемости ДОУ. У детей повысился интерес к двигательной деятельности, желание играть, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Вся многообразная двигательная деятельность детей проходит под руководством воспитателя. От него зависит создание спокойной обстановки, поддержание жизнерадостного настроения детей, рациональная занятость каждого ребенка, необходимая смена деятельности, дозировка ее, соблюдение всего двигательного режима.