Просмотр содержимого документа
«Развитие и формирование певческого дыхания у детей дошкольного возраста как основа вокальной работы»
Формирование певческого дыхания у детей дошкольного возраста.
Пение – одно из основных средств музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Данные физиологии и психологии свидетельствуют о том, что из всех факторов, влияющих на сложный процесс пения, дыхание следует считать одним из решающих. Ни один из навыков выразительного исполнения (напевность, дикция, интонирование и др.) не может правильно развиваться вне связи с развитием правильного певческого дыхания.
Практика показала, что прямое воздействие на певческое дыхание детей трудно осуществимо. Дети дошкольного возраста не могут понять, что значит «дышать глубже», «вдохнуть глубже», и после показа и пояснения правильного дыхания иногда начинают производить не те движения, которые нужны, а противоположные, мешающие пению.
Поскольку прямое воздействие на певческое дыхание затруднено, в практике работы с детьми применяются приемы косвенного воздействия - прием «упражнения дыхания вне пения - дыхательная гимнастика».
Несомненно, что дыхательная гимнастика, содействуя укреплению дыхания, а следовательно и всего организма ребенка, косвенно влияет на певческое дыхание. Однако, она не разрешает поставленный вопрос.
Следовательно, навык певческого дыхания может формироваться и развиваться только в процессе вокальной деятельности, то есть пения.
Следует упомянуть о способе развития певческого дыхания посредством применения «вокальных упражнений», проводимых в плане развития дыхания, приучения детей к своевременному вдоху. Этот прием широко используется в практике школьной работы. Но для дошкольников пение «неэмоциональных», лишенных художественных образов упражнений – прием, не соответствующий особенностям психики ребенка.
В начале работы с детьми, успешное решение поставленной задачи невозможно без учета анатомо-физиологических особенностей ребенка дошкольного возраста, так и особенностей его психики. Необходимо также учитывать существенные отличия процесса дыхания в пении от процесса дыхания вне пения. Сравнение особенностей певческого и обычного дыхания ребенка указывает на то, что дети, в отличии от взрослых, в пении не пользуются другими движениями дыхательного аппарата, кроме обычного дыхания.
Характеристика жизненного дыхания ребенка дошкольного возраста профессора С. Архина: «Слабость мускулатуры, приводящей в движение грудную клетку, не позволяет детям развить значительную силу при дыхании, отсюда незначительная глубина детского дыхания, которая возмещается частотой… Ритм дыхания, в связи с несовершенством руководящего дыханием нервного аппарата, несовершенен у детей».
В процессе жизненного дыхания пение вносит существенные коррективы: умение вдохнуть в начале песни, не перегружая дыхания, и, что особенно важно, экономно расходовать выдох, чтобы воздуха хватило на всю музыкальную фразу, а не выдыхать весь запас воздуха с первыми звуками: каждый новый вдох брать между фразами или словами, но ни в коем случае не в середине слова. Вот основные моменты, которые характеризуют правильное пользование дыханием в пении.
Каким же должно быть, с анатомо-физической точки зрения, дыхание ребенка, чтобы процесс пения протекал правильно?
Нижнереберно - диафрагмальное дыхание – это тип дыхания, при котором процесс пения может протекать правильно. При этом типе дыхания, как указывает профессор С. Левидов, «… получается максимальная возможность эластичного выдоха, медленного и постепенного расходования заключенного в легких воздуха, что в пении является моментом чрезвычайно важным».
Как показывает моя практика, дети с правильным певческим и жизненным дыханием встречаются редко. Гораздо чаще наблюдаются различные от них отклонения: дети - астматики.
Включая в репертуар народные напевные песни, песни – потешки, и наблюдая их воздействие на дыхание ребенка, я пришла к выводу, что в мелодии каждой напевной песни имеются отдельные звуки большей длительности, чем остальные. Выпевая их, ребенок упражняется в торможении выдоха, в медленном и постепенном расходовании заключенного в легких воздуха. За выдохом, искусственно удлиненным протяжным звуком, естественно, следует более глубокий вдох.
Пение напевных песен, удлиняя выдох и углубляя вдох, активизирует главную дыхательную мышцу – диафрагму, и вырабатывает при этом умение постепенного расходования воздуха. Таким образом, напевные песни являются певческим материалом, который может способствовать выработке нужных качеств певческого дыхания.
Систематичность и последовательность в работе над дыханием может быть осуществлена у дошкольников через напевные песни, соответствующим образом подобранные. Принцип подбора – учет моментов, затрудняющих и облегчающих процесс развития дыхания.
В процессе опыта и наблюдения мной было установлено, что при пении напевных песен процесс выработки правильного певческого дыхания есть, в то же время, процесс выработки навыка напевности.
Этим выводом определялся доступный прием контроля: наличие у детей напевности в исполнении песен должно указывать на достаточное владение правильным певческим дыханием.
Развитие навыка напевности тесно связано с развитием вокальной дикции. Степень трудности песен определяется и степенью ее трудности для вокальной дикции.
Анализ текста вокальной песни определяет, что она тогда отвечает своему назначению, когда имеет «поющийся» текст (например, «На горе-то, калина», «Петушок», «Береза» и т.д.).
Желательно, чтобы в тексте согласные редко соединялись по две (тексты, не имеющие сдвоенных согласных, легче для вокальной дикции, так как дошкольнику с неокрепшим дыханием трудно произносить две, а тем более три рядом стоящие согласные, после чего тянуть, выпевать последующую за ними гласную). Так же, соединение согласных по две, расположенных перед протяжным звуком, следует считать моментом, затрудняющим дыхание и обуславливающим его неправильное использование.
Для развития напевности, а тем самым правильного певческого дыхания, необходимо подбирать такие напевные песни, музыкальные фразы которых имели бы окончанием не восьмую, а четвертную или половинную длительность. Такой ритмический рисунок фраз в песне давал бы возможность делать глубокий вдох после удлиненного выдоха. Народные песни «Гуси», «Петушок», «Во поле береза стояла» - яркие образцы песен такого характера.
Песни, в которых музыкальные фразы имеют разную длительность, трудны для дыхания ребенка, так как нарушают неокрепший ритм дыхания. Особенно это важно для начала занятий.
Более легкими для дыхания следует считать песни, в которых протяжный звук - в начале фразы или ближе к началу; более трудными – песни, в которых этот звук в конце или ближе к концу.
Напевная песня, на которой возможно развитие певческого дыхания дошкольника, должна иметь фразы одинаковой длины, оканчивающиеся на половинную или четвертную длительность. Текст песни должен быть легко поющимся. Трудности песни определяются, кроме длины фраз и направления мелодии (восходящее или нисходящее), во-первых, трудностью ее текста для вокальной дикции, во-вторых, расположением протяжного звука. Песни должны быть расположены по принципу постепенного усложнения для певческого дыхания.
Принцип постепенности и систематичности рациональной тренировки должен быть выдержан не только в подборе материала на определенное время, но и в построении каждого занятия как индивидуального, так и с целой группой.
Совместную деятельность с детьми, я строю следующим образом: первыми помещаю напевные песни как основу для тренировки дыхания, располагая их в последовательном нарастании трудности. Песни с кантиленным запевом и быстрым припевом ставлю после напевных песен, как переход к подвижным песням. Подвижные песни, требующие более тренированного дыхания - помещаю в конце.
В развитии навыка певческого дыхания, а тем самым и навыка напевности, немаловажным следует считать и правильное применение показа и указаний педагога. Показывать ли детям дыхание тогда, когда они берут его неверно, не там, где нужно? Когда и какие возможны указания? Форма показа и указаний меняется, в зависимости от той или иной стадии развития правильного дыхания.
В процессе обучения возможно выделить 3 этапа в развитии певческого дыхания ребенка – дошкольника. Для первого этапа характерен автоматизм в процессах как жизненного, так и певческого дыхания; второй этап характеризуется первыми попытками произвольных движений дыхательной мускулатуры; на третьем – возможны, в достаточной мере, произвольные движения дыхательных мышц.
На первом этапе, то есть когда у большинства детей певческое дыхание еще автоматично, указания должны быть направлены, в первую очередь, к тому, чтобы помочь ребенку в освоении навыков правильной артикуляции: правильного движения рта, губ, нижней челюсти и т.д. Указания должны научить ребенка «тянуть» звук – «песню надо петь, а не говорить». Таким образом, в этот период указания не должны быть направлены прямо к исправлению сделанных ошибок в дыхании, а лишь косвенно воздействовать на развитие дыхания ребенка. Главными же факторами, укрепляющими дыхание в этот период, следует считать: особенно тщательный подбор песен и постепенное нарастание трудности для дыхания; рациональное, с точки зрения его воздействия на дыхание, построение каждого занятия.
Когда у ребенка, в результате предыдущей работы, станут возможны произвольные движения дыхательной мускулатуры, тогда, в случае ошибок в дыхании, возможны показ и указания иной формы («послушай, как я пою, и спой так, как я»). В этот период указания такого рода не только возможны, но и необходимы.
Планомерная работа над напевными песнями, в плане развития певческого дыхания, способствует выработке у детей чистоты интонации и более правильной дикции. Работа над развитием дыхания позволяет добиться хороших результатов в борьбе с нарушением вокально-слуховой координации.
Из всего вышесказанного, при планировании работы с детьми дошкольного возраста над формированием и развитием певческого дыхания, следует учитывать следующие рекомендации:
Для детей дошкольного возраста напевные песни могут быть полезным вокальным материалом для развития правильного певческого дыхания. Практический путь решения этого вопроса – отбор и распределение напевных песен в последовательном нарастании.
При исполнении напевных песен в плане развития дыхания вырабатывается не менее значительный навык – напевность.
Вопрос о методах и приемах развития других певческих навыков – дикции, интонирования, правильного звукоизвлечения и др. – не может решаться вне связи с решением вопроса о методах развития навыка певческого дыхания.
С решением проблемы воспитания певческого дыхания пение может стать одним из видов дыхательной гимнастики.
Работа над развитием дыхания должна вестись с учетом индивидуальных особенностей дошкольников.
Список использованной литературы.
Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов [Текст, иллюстрации]/Е.С. Анищенкова. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 58 с.
Виноградов К.П. Работа над дикцией в хоре. [Текст]/ К.П. Виноградов - М., 1967. – 94 с.
Горбина Е.В. Лучшие попевки и песенки для музыкального развития малышей [Ноты, текст]/Е.В. Горбина. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 48 с.
Дубровская С.В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой [Текст]/С.В. Дубровская. – М.: РИПОЛ классика, 2010. – 64 с.
Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. [Текст]/ В.В. Емельянов - СПб.: Изд. «Лань», 2003. – 59 с.
Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. [Текст]/Г.П. Стулова - М., 1992. – 396 с.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(266) "Конспект музыкального занятия в детском саду «Пение как основной вид музыкальной деятельности детей. Программы для усвоения певческих навыков»"
["seo_title"] => string(80) "konspekt_muzykalnogo_zaniatiia_v_detskom_sadu_penie_kak_osnovnoi_vid_muzykalnoi_"
["file_id"] => string(6) "584282"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1625034224"
}
}