МБОУ ДОД
«Центр эстетического воспитания и образования детей»
Тема: «ОХРАНА ДЕТСКОГО ГОЛОСА»
Автор:
Фоменко Вера Анатольевна
Педагог дополнительного образования
г.Кингисепп
октябрь 2013
ОХРАНА ДЕТСКОГО ГОЛОСА.
К. Д. Ушинский
«В песне есть нечто воспитывающее душу
и в особенности чувство».
Вокальное творчество является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития личности. В процессе пения развиваются не только музыкальные способности, но и происходит общее развитие ребенка, развивается речь, происходит накопление знаний об окружающем, ребенок учится общаться со сверстниками в вокальном коллективе, взаимодействовать в едином процессе творчества. Поскольку пение является и психофизиологическим процессом, связанным с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и др., необходимо соблюдать правильный режим голосообразования, чтобы ребенок испытывал ощущение комфорта, пел легко, с удовольствием.
Голос ребенка – естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Педагог не должен забывать о том, что детский певческий аппарат требует бережного отношения к себе, так как анатомически и функционально он только начинает складываться. Обучение детей певческим умениям связано с задачей очень осторожного развития детского голоса и сохранения его естественного звучания. И чтобы избежать ошибок, необходимо с ответственностью подходить к учебному процессу, с учетом физиологии детского голоса. В противном случае неправильная методика может нанести вред детскому организму. При нарушении гигиенических норм появляется напряжение гортани, а это приводит к серьезным заболеваниям голосового аппарата, к усталости голоса, который будет звучать неестественно - тяжело и некрасиво. Охрана детского певческого голоса является одной из главных здоровьесберегающих задач музыкального воспитания.
Детский голос обладает особыми качествами, отличными от качеств голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие и тонкие по сравнению со связками взрослых, небо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное. Отсюда особое звучание детских голосов, прежде всего в младших группах. Гортань с голосовыми связками в 2-3,5 раза меньше, чем у взрослого. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый. Заботясь о формировании певческого голоса ребенка, необходимо оберегать его от громкого, форсированного звучания. Громкое пение («пение-крик») ставит под угрозу здоровье певческого аппарата. Необходимо следить за тем, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения. Очень громкое исполнение притупляет слух, негативно влияет на голосовой аппарат и на нервную систему в целом. Следует ограничить пение детей на улице в холодную и сырую погоду.
Охрана детского голоса предусматривает только грамотную методику обучения пению. Не следует поощрять исполнение детьми вокальных произведений в неудобной тесситуре, материала для взрослых с большим диапазоном. Пение таких композиций (особенно громкое их исполнение) наносит вред ещё не окрепшим голосовым связкам ребёнка. Необходимо продумывать и подбирать музыкальный репертуар в соответствии с возрастом, с певческими возможностями и индивидуальными особенностями и диапазоном.
Певческий диапазон – это объём звуков, который определяется интервалом от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос. Во время обучения пению следует вначале определить диапазон голоса каждого ребенка и стремиться систематически его укреплять, чтобы дети могли свободно владеть своим голосом.
По мнению ученых-исследователей (И.И. Левидова, В.А. Багадурова, Е.А. Аркина, Е.И. Алмазова и др.), правильное развитие певческого голоса уже в дошкольном возрасте воспитывает у ребенка любовь к музыке, оберегает от крика, от напряжения голосовых связок, которые должны быть здоровы, его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому человеку даются с трудом.
Рекомендации для педагогов по охране детского голоса.
При обучении детей пению педагогу необходимо:
♦ занятия с детьми нужно проводить в хорошо проветренных помещениях;
♦ при выборе репертуара обращать внимание на звуковой диапазон песен, который должен соответствовать объему голоса детей той или иной возрастной группы;
♦ удерживать детей от громкого пения (прежде всего во время разучивания); не громкое пение - одно из важнейших условий, обеспечивающих нормальное звучание детских голосов, а, следовательно, их нормальное развитие;
♦ недопустимо исполнение детьми сложных вокальных композиций из репертуара взрослых;
♦ количество песен на музыкальном занятии должно соответствовать для
каждой возрастной группы, не предлагать детям много песен для исполнения на занятиях (не более 2-3), на праздниках (не более 4-5)
♦ не петь на улице при температуре воздуха ниже +18° С и влажности выше 40-60 %.
♦ в случае заболевания органов голосового аппарата необходимо своевременно обращаться к фониатру.
Список используемой литературы
- Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования. Методические рекомендации для учителей музыки. Новосибирск: Наука, 1991г
- Халабузарь П., Добровольская Н, Попов В, Методика музыкального воспитания. М. Музыка 1990 г
- Добровольская Н.,Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. М. Музыка 1972 г.
- Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М. Музыка. 2007г.
- Уколова Л. И., Самарин В. А., Осеннева М. С. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом М. Академия. 2000 г.
- Зейдлер Г. Искусство пения. Общая редакция Н.Л. Дорлиак. М. Музыка. 1987 г.