kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Охрана детского голоса

Нажмите, чтобы узнать подробности

МБОУ ДОД

«Центр эстетического воспитания и образования детей»

Тема:  «ОХРАНА ДЕТСКОГО ГОЛОСА»

        Автор:

                                             Фоменко Вера Анатольевна

                                                        Педагог дополнительного  образования          

 

 

 

 

 

 

г.Кингисепп

     октябрь 2013

ОХРАНА ДЕТСКОГО ГОЛОСА.

К. Д. Ушинский

«В песне есть нечто воспитывающее душу

и в особенности чувство».

Вокальное творчество является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития личности.  В процессе пения развиваются не только музыкальные способности, но и происходит общее развитие ребенка, развивается речь, происходит накопление знаний об окружающем, ребенок учится общаться со сверстниками в вокальном коллективе, взаимодействовать в едином процессе творчества. Поскольку пение является и психофизиологическим процессом, связанным с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и др., необходимо соблюдать правильный режим голосообразования, чтобы ребенок испытывал ощущение комфорта,  пел легко, с удовольствием.

Голос ребенка – естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет.  Педагог не должен забывать о том, что детский певческий аппарат требует бережного отношения к себе, так как анатомически и функционально он только начинает складываться. Обучение детей певческим умениям связано с задачей очень осторожного развития детского голоса и сохранения его естествен­ного звучания. И чтобы избежать ошибок,  необходимо с ответственностью подходить к учебному процессу, с учетом физиологии детского голоса. В противном случае неправильная методика может нанести вред детскому организму. При нарушении гигиенических норм появляется  напряжение гортани, а это приводит к серьезным  заболеваниям голосового аппарата, к усталости  голоса, который будет звучать неестественно - тяжело и некрасиво. Охрана детского певческого голоса является одной из главных здоровьесберегающих задач музыкального воспитания.

Детский голос обладает особыми качествами, отличными от качеств голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие и тонкие по сравнению со связками взрослых, небо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное. Отсюда особое зву­чание детских голосов, прежде всего в младших группах. Гортань с голосовыми связками в 2-3,5 раза меньше, чем у взрослого. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый. Заботясь о формировании певческого голоса ребенка, необходимо оберегать его от громкого, форсированного звучания. Громкое пение («пение-крик») ставит под угрозу здоровье певческого аппарата. Необходимо следить за тем, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения. Очень громкое исполнение притупляет слух, негативно влияет на голосовой аппарат и на нервную систему в целом. Следует ограничить пение детей на улице в холодную и сырую погоду.

Охрана детского голоса предусматривает только грамотную методику обучения пению. Не следует поощрять исполнение  детьми вокальных произведений в неудобной тесситуре, материала для взрослых с большим диапазоном.  Пение таких композиций (особенно громкое их исполнение) наносит вред ещё не окрепшим голосовым связкам ребёнка. Необходимо продумывать и подбирать музыкальный  репертуар в соответствии с возрастом, с певческими  возможностями и индивидуальными особенностями и диапазоном.

Певческий диапазон – это объём звуков, который определяется интервалом от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос. Во время обучения  пению следует вначале определить диапазон голоса каждого ребенка и стремиться систематически его укреплять, чтобы дети могли свободно владеть своим голосом.

По мнению ученых-исследователей (И.И. Левидова, В.А. Багадурова, Е.А. Аркина, Е.И. Алмазова и др.), правильное развитие певческого голоса уже в дошкольном возрасте воспитывает у ребенка любовь к музыке, оберегает от крика, от напряжения голосовых связок, которые должны быть здоровы,  его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому человеку даются с трудом.

Рекомендации для педагогов по охране детского голоса.

При обучении детей пению педагогу необходимо:

♦  занятия с  детьми нужно проводить в хорошо проветренных помещениях;

♦ при выборе репертуара обращать внимание на звуковой диапа­зон песен, который должен соответствовать объему голоса де­тей той или иной возрастной группы;

♦ удерживать детей от громкого пения (прежде всего во время разучивания); не­ громкое пение - одно из важнейших условий, обеспечивающих нормальное звучание детских голосов, а, следовательно, их нормальное развитие;

♦ недопустимо исполнение детьми сложных вокальных композиций из репер­туара взрослых;

♦ количество песен на музыкальном занятии должно соответствовать для

каждой возрастной группы, не предлагать детям много песен для исполнения на заняти­ях (не более 2-3), на праздниках (не более 4-5)

♦ не петь на улице при температуре воздуха ниже +18° С и влаж­ности выше 40-60 %.

♦ в случае заболевания органов голосового аппарата необходимо своевременно обращаться к фониатру.

Список используемой литературы

  1. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования. Методические рекомендации для учителей музыки. Новосибирск: Наука, 1991г
  2. Халабузарь П., Добровольская Н, Попов В, Методика музыкального воспитания. М. Музыка 1990 г
  3. Добровольская Н.,Орлова Н.  Что надо знать учителю о детском голосе. М. Музыка 1972 г.
  4. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М. Музыка. 2007г.
  5. Уколова Л. И., Самарин В. А., Осеннева М. С. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом М. Академия. 2000 г.
  6. Зейдлер Г. Искусство пения. Общая редакция Н.Л. Дорлиак.  М. Музыка. 1987 г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Охрана детского голоса »

МБОУ ДОД

«Центр эстетического воспитания и образования детей»











Тема: «ОХРАНА ДЕТСКОГО ГОЛОСА»











Автор:

Фоменко Вера Анатольевна

Педагог дополнительного образования

















г.Кингисепп

октябрь 2013

ОХРАНА ДЕТСКОГО ГОЛОСА.



К. Д. Ушинский

«В песне есть нечто воспитывающее душу

и в особенности чувство».



Вокальное творчество является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития личности.  В процессе пения развиваются не только музыкальные способности, но и происходит общее развитие ребенка, развивается речь, происходит накопление знаний об окружающем, ребенок учится общаться со сверстниками в вокальном коллективе, заимодействовать в едином процессе творчества. Поскольку пение является и психофизиологическим процессом, связанным с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и др., необходимо соблюдать правильный режим голосообразования, чтобы ребенок испытывал ощущение комфорта, пел легко, с удовольствием.

Голос ребенка – естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Педагог не должен забывать о том, что детский певческий аппарат требует бережного отношения к себе, так как анатомически и функционально он только начинает складываться. Обучение детей певческим умениям связано с задачей очень осторожного развития детского голоса и сохранения его естествен­ного звучания. И чтобы избежать ошибок, необходимо с ответственностью подходить к учебному процессу, с учетом физиологии детского голоса. В противном случае неправильная методика может нанести вред детскому организму. При нарушении гигиенических норм появляется напряжение гортани, а это приводит к серьезным  заболеваниям голосового аппарата, к усталости  голоса, который будет звучать неестественно - тяжело и некрасиво. Охрана детского певческого голоса является одной из главных здоровьесберегающих задач музыкального воспитания.

Детский голос обладает особыми качествами, отличными от качеств голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие и тонкие по сравнению со связками взрослых, небо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное. Отсюда особое зву­чание детских голосов, прежде всего в младших группах. Гортань с голосовыми связками в 2-3,5 раза меньше, чем у взрослого. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый. Заботясь о формировании певческого голоса ребенка, необходимо оберегать его от громкого, форсированного звучания. Громкое пение («пение-крик») ставит под угрозу здоровье певческого аппарата. Необходимо следить за тем, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения. Очень громкое исполнение притупляет слух, негативно влияет на голосовой аппарат и на нервную систему в целом. Следует ограничить пение детей на улице в холодную и сырую погоду.

Охрана детского голоса предусматривает только грамотную методику обучения пению. Не следует поощрять исполнение детьми вокальных произведений в неудобной тесситуре, материала для взрослых с большим диапазоном. Пение таких композиций (особенно громкое их исполнение) наносит вред ещё не окрепшим голосовым связкам ребёнка. Необходимо продумывать и подбирать музыкальный репертуар в соответствии с возрастом, с певческими возможностями и индивидуальными особенностями и диапазоном.

Певческий диапазон – это объём звуков, который определяется интервалом от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос. Во время обучения пению следует вначале определить диапазон голоса каждого ребенка и стремиться систематически его укреплять, чтобы дети могли свободно владеть своим голосом.

По мнению ученых-исследователей (И.И. Левидова, В.А. Багадурова, Е.А. Аркина, Е.И. Алмазова и др.), правильное развитие певческого голоса уже в дошкольном возрасте воспитывает у ребенка любовь к музыке, оберегает от крика, от напряжения голосовых связок, которые должны быть здоровы, его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому человеку даются с трудом.



Рекомендации для педагогов по охране детского голоса.


При обучении детей пению педагогу необходимо:


♦ занятия с  детьми нужно проводить в хорошо проветренных помещениях;

♦ при выборе репертуара обращать внимание на звуковой диапа­зон песен, который должен соответствовать объему голоса де­тей той или иной возрастной группы;

♦ удерживать детей от громкого пения (прежде всего во время разучивания); не­ громкое пение - одно из важнейших условий, обеспечивающих нормальное звучание детских голосов, а, следовательно, их нормальное развитие;

♦ недопустимо исполнение детьми сложных вокальных композиций из репер­туара взрослых;

♦ количество песен на музыкальном занятии должно соответствовать для

каждой возрастной группы, не предлагать детям много песен для исполнения на заняти­ях (не более 2-3), на праздниках (не более 4-5)

♦ не петь на улице при температуре воздуха ниже +18° С и влаж­ности выше 40-60 %.

♦ в случае заболевания органов голосового аппарата необходимо своевременно обращаться к фониатру.

Список используемой литературы





  1. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования. Методические рекомендации для учителей музыки. Новосибирск: Наука, 1991г

  2. Халабузарь П., Добровольская Н, Попов В, Методика музыкального воспитания. М. Музыка 1990 г

  3. Добровольская Н. ,Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. М. Музыка 1972 г.

  4. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М. Музыка. 2007г.

  5. Уколова Л. И., Самарин В. А., Осеннева М. С. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом М. Академия. 2000 г.

  6. Зейдлер Г. Искусство пения. Общая редакция Н.Л. Дорлиак. М. Музыка. 1987 г.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Охрана детского голоса

Автор: Фоменко Вера Анатольевна

Дата: 17.10.2015

Номер свидетельства: 240749

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Консультация для родителей:"Охрана детского голоса""
    ["seo_title"] => string(58) "konsul_tatsiia_dlia_roditieliei_okhrana_dietskogho_gholosa"
    ["file_id"] => string(6) "382787"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1485173043"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Памятка для родителей "Охрана детского голоса""
    ["seo_title"] => string(52) "pamiatka_dlia_roditieliei_okhrana_dietskogho_gholosa"
    ["file_id"] => string(6) "396314"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1488219121"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Гигиена и охрана голоса у детей "
    ["seo_title"] => string(37) "gighiiena-i-okhrana-gholosa-u-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "136898"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417200202"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОГО РЕПЕРТУАРА В КЛАССЕ СОЛЬНОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ПЕНИЯ."
    ["seo_title"] => string(102) "sovriemiennyipodkhodkprobliemieizuchieniiadietskogoriepiertuaravklassiesolnogoakadiemichieskogopieniia"
    ["file_id"] => string(6) "277265"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452865853"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Гигиена и охрана детского голоса."
    ["seo_title"] => string(38) "gighiiena_i_okhrana_dietskogho_gholosa"
    ["file_id"] => string(6) "374329"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1482996080"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства