Просмотр содержимого документа
«Развитие физических способностей у детей дошкольного возраста»
«РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ»
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современные статистические данные свидетельствуют о ежегодном снижении уровня физического и психоэмоционального здоровья детей дошкольного возраста. Основными причинами, оказывающими негативное влияние на здоровье дошкольника, являются увеличение умственной нагрузки и уменьшение возможности для двигательного и эмоционального отдыха.
В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей отводится ведущее место. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно - правовыми документами как Закон РФ " Об образовании в Российской Федерации", "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", а также Указом Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", " Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др.
"Актуальной задачей физического воспитания, говорится в Концепции, является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях".
Дошкольный период - чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Ребенок рождается беспомощным, обладающим единственной способностью всему научиться со временем. Он не рождается с готовым набором движений, а осваивает их в процессе жизни. Обучение движениям оказывает влияние на здоровье, общее физическое развитие, развитие познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональности ребенка т. е. на его внутренний мир. Обучение движениям способствует гармоничному развитию личности, совершенствованию как физических, так и психических, интеллектуальных, духовно- нравственных качеств. Обучаясь движениям, ребенок приобретает знания необходимые для его сознательной двигательной деятельности, приобретает опыт их реализации.
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как основная задача дошкольного образовательного учреждения, должна базироваться и на основанном отношении ребенка к своему здоровью, которое должно стать системообразующим фактором модернизированной физкультурно - оздоровительной деятельности.
Нормативной базой для составления учебного плана по программе являются следующие нормативные документы Закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации ", СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций ", решение методического совета СОГБУ СРЦН" Исток".
1.1. Значимость программы
Программа "Развитие физических способностей" - это комплексная система воспитания ребенка дошкольника, здорового физически и морально, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства, использование различных методик, традиционных программ и инновационных методов для укрепления и сохранения здоровья детей. Акцент оздоровительной работы делается на развитие двигательной деятельности ребенка. Занятия построены с учетом возрастных критериев.
1.2. Новизна программы
Существует множество программ, имеющих физкультурное оздоровительную направленность. Новизна данной программы заключается в подборе материалов занятий ориентированных на профилактику детей нашего центра.
Программа состоит из двигательных игр, упражнений, бесед о здоровом образе жизни и других форм физкультурной спортивно- оздоровительной работы.
Цель программы: совершенствование двигательной деятельности детей.
1.3. Задачи программы
Оздоровительные задачи:
1) всестороннее физическое развитие и совершенствование функций организма.
2) повышение активности и общей работоспособности.
Образовательные задачи:
формирование жизненно необходимых умений и навыков в соответствии с индивидуальными особенностями.
получение элементарных знаний о своем организме, способах укрепления собственного здоровья.
Воспитательные задачи:
воспитание потребностей в здоровом образе жизни.
формирование интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Для выполнения поставленных оздоровительно - воспитательных задач программы используются технологии:
корригирующая ритмическая гимнастика;
динамические и оздоровительные паузы;
релаксационные упражнения;
хороводы, различные виды игр;
занимательные разминки;
пальчиковая гимнастика.
Для успешной реализации программных задач используются занятия по содержанию:
традиционные;
круговые тренировки;
игровые;
занятия – путешествия;
обучающие;
познавательные.
Ведущей формой организации обучения являются как групповая, так и индивидуальная. Применяется дифференцированный подход к детям, так как в связи с их индивидуальными особенностями результативность в усвоении материала может быть различной.
Допускается ограничение поставленных задач для детей, испытывающих затруднения. Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к занятиям и способствует удержанию желания детей заниматься.
1.4. Основные направления программы
Профилактическое:
решение оздоровительных задач всеми средствами физического воспитания;
предупреждение острых заболеваний и проведение специальных, социальных и санитарных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.
Организационное:
организация здоровьесберегающей, развивающей среды;
определение показателей физического развития, двигательной активности и подготовленности критериев здоровья детей дошкольного возраста методами комплексной диагностики.
Сроки реализации программы: 6 месяцев
Занятия проводятся 2 раза в неделю, всего 48 занятий.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Профилактика и коррекция нарушения осанки
Теоретический материал:
знакомство детей с упражнениями, формирующими осанку и их значение;
правила безопасности при их выполнении.
Практический материал:
специальные упражнения в положении сидя, стоя направленные на воспитание правильной осанки с предметами и без них;
специальные упражнения в положении лежа на животе, на спине направленные для укрепления мышц спины, брюшного пресса с предметами и без них;
подвижные игры, направленные на воспитание правильной осанки;
упражнения на расслабление;
общеразвивающие упражнения из различных исходных положениях для всех мышечных групп с предметами и без них.
2.2. Профилактика и коррекция плоскостопия
Теоретический материал:
знакомство детей с упражнениями, направленными на укрепление мышц ног и способствующие нормальному развитию стопы;
для чего надо заботиться о здоровье своих ног;
практический материал:
специальные упражнения в исходном положении лежа.
специальные упражнения с мячом;
специальные упражнения выполняемые в исходном положении сидя на полу, руки в упоре сзади с мелкими предметами (карандаш, мелкие игрушки, платочки);
специальные упражнения в исходном положении стоя и в ходьбе.
игры разной степени подвижности, закрепляющие коррекционное воздействие физических упражнений.
2.3. Совершенствование двигательных умений
Теоретический материал:
техника безопасности во время бега и ходьбы;
вовремя бега и ходьбы соблюдать дистанцию.
Практический материал:
игры и упражнения на развитие двигательных навыков;
упражнения в ползании;
ходьба по гимнастической скамейке на четвереньках;
формирование навыка рациональной техники бега;
совершенствование ходьбы, добиваясь непринужденности и красоты походки.
2.4. Развитие физических качеств
Теоретический материал:
общие сведения о технике безопасности во время проведения игр.
Практический материал:
игры направленные на развитие физических качеств (силы, выносливости, подвижности в суставах, ловкости);
2.5. Критерии оценки уровня освоения программы, оценочные материалы
Комплексная оценка здоровья дошкольниковстроится на следующих показателях:
Соматическое здоровье и уровень развития ребенка.
Физическое развитие :
оценка физического развития;
физическая подготовленность.
Показатели состояния осанки и свода стопы.
Нервно-психическое здоровье и развитие ребенка :
эмоциональность;
моторика;
внимание;
память;
психологическая адаптация.
Оценка осуществляется по 5-бальной системе:
1 балл- ребенок не может выполнить предложенные задания оценки, помощь взрослого не принимает;
2 балла- ребенок с помощью взрослого выполняет предложенные задания;
3 балла- ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого;
4 балла- ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания;
5 баллов - ребенок выполняет самостоятельно все предложенные задания.
Полученная сумма баллов переводится в уровневые показатели, которые позволяют выявить какому уровню соответствует развитиеконкретного ребенка на данном этапе:
Высокий уровень - более 4,5 балла.
Средний уровень - 3- 4,4 балла.
Низкий уровень - менее 2,9 балла.
2.6. Формы подведения итогов реализации программы
Диагностика физического развития детей.
Открытое итоговое занятие с показом детьми различных методов оздоровления.
Диагностика проводится 2 раза.
Цели диагностики:
на начало года: определение зоны образовательных потребностей детей для коррекции планирования содержания программы с учетом индивидуализации;
на конец года: определение степени освоения детьми программы и влияние образовательного процесса на развитие ребенка.
Оформление результатов начальной диагностики для детей 3-7 лет.
№
п/п
Ф. И. О.
ребенка Пробы для определения функциональной подвижности позвоночника, силы мышц спины, силы мышц брюшного пресса. Оценка физической подготовленности по динамическим и статистическим телам Соблюдает
правильную
осанку
выполняя
физические
упражнения. Итоговый показатель по каждому ребенку.
Январь Июнь Январь: Июнь Январь Июнь Январь: Июнь
1
2
Итоговый показатель по группе (среднее значение)
2.7. Структура занятий
При создании программы стремились разработать такую систему, которая бы развивала детей физически и одновременно решала бы вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела бы связь с другими видами деятельности и просто нравилась детям.
Продолжительность занятия- 30 минут.
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Вводная часть.
Занимательная разминка- 4 минуты.
Основная часть.
ОРУ- 4-5 минут
ОВД - 5-6 минут.
Веселый тренинг - 4 минуты
Подвижная игра - 4 минуты.
Заключительная часть:
Игра малой подвижности (или упражнение на расслабление).