Развитие навыка равновесия у детей старшего дошкольного возраста с помощью полусфер
Роль функции равновесия для ребенка очень велика. Ведь именно в детстве человек приобретает необходимые навыки, которые затем совершенствуются в течение жизни. Т. И. Осокина подчеркивает, что функция равновесия для жизнедеятельности ребенка необходима в накоплении «двигательного опыта, обогащении представлений о пространстве и окружающем его мире предметов, явлений, для формирования первичных волевых процессов»
Ряд авторов (А. И. Яроцкий, 1949, 1951; В. Г. Стрелец, 1962, 1969, 1974; К. И. Брыков, 1965; К. Л. Хилов, 1969; В. Н. Болобан, 1971; Р. М. Багаутдинов, 1972; L. Aschoton, H. Knepton, 1978; А. С. Корнеев, 1988; А. А. Смирнов, 1988; Г. А. Гордеева, 1993 и мн. др.) отмечают, что специальной тренировкой можно улучшить функциональные возможности органов и систем равновесия тела человека. Однако наибольший эффект её выявлен в период морфологического созревания ведущих в механизме регуляции равновесия тела анализаторов (вестибулярного, зрительного и двигательного). Вместе с тем В. Г. Стрелец (1969) указывает на необходимость в раннем возрасте (в том числе и в 5-6 летнем), прежде всего, тренировки вестибулярного анализатора, так как он является доминирующим в актах сохранения статодинамической устойчивости человека.
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья. Усилия медиков в основном направлены на лечение заболеваний, деятельность педагогов редко включает развивающие методы работы с детьми. Подходы обучения с позиций развивающей предметно-двигательной среды ребенка предлагают И. К. Шилкова, А. С. Болшев, Ю. Р. Силкин, Ю. А. Лебедев, Л. В. Филиппова в программе «Уверенный старт»
В развитии человека до последнего времени присутствовала неровность земной поверхности виде микро-, мезо- и макрорельефа. Микрорельеф при ходьбе босиком через раздражение рефлекторных зон подошвенной поверхности стопы активизирует многие (практически все) органы и системы организма. Мезорельеф (средний) заставляет человека ставить стопу на землю под разными углами, перешагивать, перепрыгивать кочки, камни, бревна и т. д. Все это тренирует вестибулярный аппарат, системы зрительно и сенсомоторной координации, свод стопы, позвоночник, весь опорно-двигательный аппарат. Макрорельеф - холмы, склоны, овраги -тренирует и развивает при его преодолении аэробные процессы, сердечно-сосудистую, дыхательную, эндокринную и другие системы организма
Сегодня для формирования навыков и освоения ходьбы, бега, вертикального положения почти не осталось естественных возможностей. Вместо среднего рельефа ребенку и взрослому в городе предложена ровная поверхность, горизонталь пола, дороги, тротуара как идеал градостроительства и комфорта. Преодоление макрорельефа сглаживается транспортом, лифтами, подъемниками. Восприятию микрорельефа противодействует постоянное ношение обуви. В результате «цивилизованный» уход от трех уровней рельефа к ровной поверхности ослабляет развитие и формирование многих систем организма ребенка.
Любые движения, действия, перемещения в пространстве, различные виды деятельности человека все связано с необходимостью сохранять равновесие. Если рассмотреть подробно механизм выполнения основных видов движения человека: ходьба, бег, прыжки, лазание, метание и т.д., все они связаны с необходимостью сохранять равновесие. Поэтому, формирование равновесия – важнейшая задача физического воспитания дошкольников.
Уже в попытках маленького ребенка садиться, вставать, ходить и т.п. ярко выражены функциональные проявления органов равновесия. От своевременного их развития зависит и здоровье, и полноценное общее развитие ребенка, а также развитие его двигательной сферы.
Равновесие делится на статическое и динамическое. Статическое равновесие – способность человека сохранять устойчивое положение тела в состоянии покоя. Динамическое равновесие - способность человека сохранять устойчивое положение тела в движении.
Формирование навыков равновесия начинается в раннем детстве. Существует методика применения полусфер в развитии навыков равновесия. Ее предложили И. К. Шилкова, А. С. Болшев, Ю. Р. Силкин, Ю. А. Лебедев, Л. В. Филиппова в программе «Уверенный старт»
Полусфера- идеальный тренажер (как считают авторы) для тренировки вестибулярного аппарата, мышц ног, развития чувства равновесия и улучшения реакции. Очень полезен для профилактики плоскостопия у детей и развития голеностопа. Его еще называют баланс.
Рис. 1. Образец полусферы.
Баланс сделан из сосны и имеет вид полусферы. Диаметр полусферы - 37 см. Высота - 9 см. Вес - 2,6 кг.
Перед выполнением упражнений на полусферах необходимо провести разминку. Обходя тренажер, нужно выполнять подъемы на него с разных сторон, постоять на куполе на обеих ногах, затем — на одной и т. д. Содержание основной части занятия определяется задачами, которые вы перед собой ставите
Полусферы или балансировочные доски. Это снаряд, на котором можно выполнять упражнения, как без предметов, так и с предметами, стоя на двух или одной ноге (поочередно правой, левой), с открытыми и закрытыми глазами. Выполнение упражнений, стоя на балансировочной доске (полусфере), прежде всего, развивает способность сохранять равновесие. За счет активизации мышц-разгибателей у часто болеющего ребенка формируется правильная осанка; положение ног на полусфере укрепляет мышцы стоп и предупреждает развитие плоскостопия. Так же развиваются зрительно-моторная координация. Модально-специфические факторы (зрение, слух, вестибулярный аппарата, проприорецепция) интегрируются с двигательной системой. Происходит формирование ловкости, координации движений, выносливости, чувства равновесия.
Упражнения на деревянных полусферах нужно начинать, как советуют авторы, с самых простых:
- наступание на перевернутый тренажер (устойчивой плоскостью к полу) сначала одной ногой, затем другой, удержание равновесия, стоя на полусфере в течение 2-3 с;
- прохождение по дорожке, составленной из нескольких перевернутых полусфер;
наступание на полусферу, установленную на округлую часть, сначала одной ногой, затем другой прямо (ступни ставить параллельно в центре основания), удержание равновесия в течение 2-3 с;
3)прохождение по дорожке, составленной из нескольких полусфер установленных на основание и полукруглую часть (в чередовании);
4) наступание на полусферу, установленную на округлую часть, сначала одной ногой, затем другой справа затем слева (вначале возможна свободная балансировка руками), удержание равновесия в течение 2-3 с;
5)наступание на полусферу, сначала одной ногой, затем другой прямо, удержание равновесия в течение 2-3 секунд с закрытыми глазами
Таким образом, сформированность навыков равновесия у детей, имеет огромное значение для будущего физического совершенствования ребенка, т. к. является основой развития различных движений.
Список литературы
- Осокина Т.И. Развитие физического равновесия / Физическое воспитание детей дошкольного возраста / под ред. М.Ю. Костяковской. – М. : Просвещение, 1978. – с 66-92.
- Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду : Библиотека воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1973. – 288 с.: ил.
- Осокина Т.И. Развитие физического равновесия / Физическое воспитание детей дошкольного возраста / под ред. М.Ю. Костяковской. – М. : Просвещение, 1978. – с 66-92.
- Бесшапошникова // Обруч. – 2005. - №5. – С. 42-43.
- Пустынникова Л. Н. Коньки в детском саду. М., 1979 г.
- http://www.doshcolniki.ru/upload/iblock/55c/pos-m-01.doc