Просмотр содержимого документа
«Растительный мир родного края»
Конспект НОД «Растительный мир родного края»
Образовательная область: познавательное развитие.
Вид деятельности: непосредственно – образовательная.
Возрастная группа: старшая группа.
Тема: «Растительный мир родного края»
Цель: Формирование представлений о растительном мире родного края, о неповторимой красоте Кубани.
Программное содержание
Образовательные задачи: познакомить детей с разнообразием растительного мира Краснодарского края, показать его пользу для людей и животных, необходимость его охраны.
Развивающие задачи: развивать речь, внимание, мышление детей, активизировать познавательную деятельность, расширять кругозор. Воспитательные задачи: воспитывать любовь к родному краю, бережное, гуманное отношение к растениям.
Предварительная работа: Наблюдение за деревьями и птицами, трудом людей в природе, чтение художественной литературы, заучивание песен, загадок и стихотворений, рассматривание репродукций картин «Пейзажи родной природы», беседы, сбор семян, создание коллективных работ на темы “Берегите лес», «Мы друзья природы, трудовая деятельность в уголке природы и на прогулке.
Материалы и оборудование: картины: альпийских лугов, лиственного, хвойного, смешанного лесов; карта - схема растительности; рисунки лекарственных растений; иллюстрации правил поведения на природе;записи: «Шум моря», «Голоса леса».
Ход деятельности
I. Вводная часть.
Воспитатель. Ребята,
Постарайтесь всё понять,
Чтобы край родной свой знать.
Будьте все внимательны,
И еще старательны.
Будем край мы изучать,
Будем растения запоминать.
- Сегодня мы продолжим путешествие по родному краю и познакомимся с его растительностью.
II. Основная часть.
1. Встреча с Краснодарским краем.
Воспитатель.
-Здравствуйте! Вы не забыли меня?
Я - Краснодарский край. Я - место, где вы живете, растете и проказничаете. Сегодня мы с вами будем изучать растительность. Даже не знаю, с чего начать, ведь у меня много видов растений. А сколько точно - и сам не знаю! Некоторые из них настоящие старожилы. Они появились здесь еще до ледникового периода, примерно 2 миллиона лет назад. Вы, наверное, их знаете. Если не все, то уж некоторые нам хорошо известны: липа, каштан: дуб, черника и другие. Эти растения называют реликтовыми, то есть сохранившимися с древних времен.
Так с чего же мы начнем? Давайте еще раз посмотрим на карту (на доске карта-схема растительности). Нигде больше в нашей стране нет такого многообразия растительности, потому, что в разных природных условиях растут разные растения.
Обратите внимание; северная часть - это Азово-Кубанская низменность. Здесь сплошная степь, превращенная в поля. Что здесь выращивают?
Воспитатель. Вот молодцы, сколько вспомнили. Свыше 100 сельскохозяйственных культур выращивают на полях.
По склонам балок и оврагов, по обочинам дорог можно встретить разные травы: пырей ползучий, горькую полынь, лебеду, мать-и-мачеху, осот и другие (показ картинок и гербариев названных трав). А какие травы вы видели возле своего дома?
Дети. Траву-мураву, крапиву.
2. Путешествие в лес.
Воспитатель. Какие деревья растут у нас на территории детского сада?
Дети. Ель, береза, туя.
Воспитатель. А какие деревья растут возле нашего детского сада?
Дети. Ива, тополь, верба, клен
Воспитатель. А вот о тополе мне бы хотелось рассказать подробнее.
Когда говорят о России, то всегда вспоминается берёзка. О ней написано много стихов и сложено песен. А как вы думаете, какое растение может служить символом Кубани?
Вот представьте: показывают по телевизору степь, реку, уходящую вдаль дорогу, но это может быть любой край.
А что говорит вам о том, что на экране именно наша земля? Догадались? Я думаю - да.
Конечно же, это тополь.Символ Кубани - тополь.
Высокий, стройный, кажется, он достаёт до неба.
Какие еще деревья вы видели в нашем городе?
Дети. Каштаны, липы, ели, сосны.
Воспитатель. Для чего нам нужны деревья?
Дети. Чтобы было красиво.
Воспитатель. Да, даже есть такая пословица – «Рощи да леса – всему свету краса».
Воспитатель. Ребята, а где растут деревья?
Дети. В лесу, в парке, в лесхозе.
Воспитатель. А сейчас мы с вами отправимся в путешествие. Вы готовы в дорогу? Тогда отправляемся в лес.
Леса Кубани не только очень красивы, но и ценны своими породами деревьев. На правом берегу Кубани (показ по карте), недалеко от станицы Ивановской, раскинулся уникальный массив Красного леса. Там растут дуб, тополь, крушина, орешник, боярышник, шиповник. (Показ картинки Красного леса).
Итак, мы в пути. Сначала нас окружают лиственные деревья и заросли кустарников. А какие вы знаете лиственные деревья и кустарники?
Дети. Липа, и клён, и ясень,
Воспитатель. В нашем крае еще растет дерево могучее, полное жизни, силы и красоты. Оно растет ввысь и вширь, это чудо-богатырь, догадались?
Дети. Это дуб.
Воспитатель. Сколько дубу силы земля подарила!
Руки-ветки распростер и укрыл всех, как шатер.
-Какие вы видите дубы?
Дети. Большие, могучие, с толстыми стволами и раскидистыми ветвями.
Воспитатель. А также в наших лесах живут родственники наших садовых деревьев: дикая груша, алыча, яблоня.
Постепенно лиственные породы отступают и остаются позади. И чем выше в горы, тем чаще встречаются хвойные деревья. Подумайте, о каком дереве я расскажу:
Прямо в небо рвутся ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки.
Дети. Елки.
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
Дети. Сосна.
Их ещё называют вечнозелёными. Как вы думаете, почему?
Какое дерево на нашем участке всегда зеленое?
Дети. Ель.
Это, ребята, хвойные породы деревьев; вместо листочков у них хвоинки, поэтому их так и называют хвойными.
Хорошо в хвойном лесу! Чистый, прозрачный воздух, покой и тишина. (Звучит кассета «Голоса леса»).
Для чего еще нужны деревья?
Дети. Чтобы был чистый воздух.
Воспитатель. Правильно, листочки деревьев выделяют кислород, которым мы дышим.
У нас в крае тоже есть рощи и леса, где растет много разных деревьев. Лес и рощу называют «легкими» Земли. Они очищают воздух. В лесах растут хвойные и лиственные деревья.
3. Физминутка.
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали
-Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули —
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем —
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся - покажем:
Крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
Воспитатель.- А кто знает, что такое смешанный лес?
4. Беседа о растениях горных лугов.
Воспитатель. Выше в горах раскинулись субальпийские луга с высокими густыми травами. Ещё выше - альпийские луга (показ картины). Суровая здесь природа, снег тает только в августе. Травы, кустарники и даже деревья стелются по земле, спасаясь от постоянных ветров. Шагая по такому лугу, вы смело можете наступить на верхушку какого-нибудь дерева, так как вырастают они здесь только на несколько сантиметров в высоту (показать). А выше уже нет растительности, здесь только вечные снега, ледники и неприступные скалы.
Ну, что, будем возвращаться или пойдём дальше? Не боитесь? Тогда карабкаемся по неприступным скалам, любуемся необыкновенной красотой горных вершин, и, если не сорвёмся вниз, то благополучно переберёмся через Кавказский хребет и начнём спуск. Через несколько часов мы уже в другом мире, как на другой планете: в мире густого леса, тёплого моря.
5. Растения приморской полосы.
Воспитатель. Приморская полоса от Анапы до Геленджика покрыта низкорослым лесом. Здесь много вкусного кизила и целебного шиповника, шумят дубы - великаны, всеми силами портят нам настроение ветви держидерева, мешая идти вперёд. Скажите, вы любите кизил? Эти ягоды любили и наши далёкие предки. Их собирали ещё в эпоху каменного века.
В районе Сочи климат субтропический, поэтому здесь круглый год зеленеют пальмы, магнолии, хурма, инжир, кипарисы, гранаты.
6. Минутка релаксации под запись шума моря.
Воспитатель. Мы с вами говорили о растениях приморской полосы. А теперь давайте представим себе, что мы сидим на берегу моря. Закройте глазки и представьте себе, что морские волны бьются о берег и, тихонько перешёптываясь, ведут между собой мирную беседу. Вы расслаблены, никто, и ничто не нарушает ваш покой.
-Ребята, кипарис и гранат растут на черноморском побережье?
7. Лекарственные растения.
Воспитатель.- И в степной части, и в предгорье, и в горах нашего края можно встретить растения, которые люди называют лечебными. Болеть могут все: и люди, и животные. Но где взять бедному зверю рецепт? Только у Доктора Айболита. А если его нет дома? Вот и приходится животным лечить себя самостоятельно. В лесной аптеке всегда можно отыскать то, что их исцелит. Люди ещё в древние времена, наблюдая за животными, тоже стали лечиться травами, ягодами, листьями многих растений.
Мята перечная (рисунок на доске). Из нее делают многие лекарства, а вы тоже часто встречаетесь с ней, если не ленитесь по утрам чистить зубы. Приятный запах и свежесть придает зубной пасте ментол, который и содержится в этом растении. Он есть и в сердечных лекарствах, и в мятных пряниках и конфетах.
О зверобое (рисунок этого растения прикрепляется на доску) говорят, что он помогает от 99 болезней.
Отваром мать-и-мачехи лечат простуду. Кашицу из свежих листьев прикладывают к опухолям, нарывам, фурункулам.
Отгадайте загадку (рисунок ни доске).
Хоть и жжется, но красива
Всем известная…
Дети. Крапива.
Воспитатель. Лечебными бывают не только травы, но и листья, плоды деревьев и кустарников и даже их кора. Все знают, например, липу - красивое раскидистое дерево (рисунок вывешивается на доску). Чай из его цветов помогает при простуде. Липовый цвет очень любят пчелы.
Отгадайте еще одну загадку (рисунок на доске).
-Какое лекарственное растение вы обязательно встретите на любой дорожке? Дети. Подорожник.
Воспитатель. Я рассказала вам только о некоторых лечебных растениях, а их на Кубани много.
8. Беседа о необходимости охраны растений.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы узнали много нового и интересного о растительном мире нашего края. Но мы должны помнить о том, что лес, все растения и травы нужно беречь. А почему нам необходимо это делать? (Ответы детей).
Запомните правила поведения в природе. (Иллюстрации на доске)
1. Не ломай деревьев и кустарников!
2. Не повреждай кору деревьев!
3. Не рви на лугу цветов. Помни, что букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.
4. Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в нашей местности много.
5. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву.
6. Не разжигай в лесу костры! Весной с сухой травой обгорают ростки молодой травки, погибают подземные части многих растений, в результате некоторые из них совсем исчезают с лугов.
7. Не оставляй в лесу, парке, на лугу мусор!
-Ребята, закончить наше занятие я хочу следующими словами: