Конспект занятия по внеурочной деятельности "Растительный мир Донского края".
Конспект занятия по внеурочной деятельности "Растительный мир Донского края".
Конспект занятия по внеурочной деятельности
Тема: «Растительный мир Донского края».
Автор: Комаревцева А.П., учитель начальных классов МБОУ СОШ №8
Класс: 1-2 классы
Цели: расширять представления детей о природе родного края, воспитывать эстетические чувства, учить детей восхищаться красотой и многообразием родной природы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по внеурочной деятельности "Растительный мир Донского края".»
Конспект занятия по внеурочной деятельности
Тема: «Растительный мир Донского края».
Автор: Комаревцева А.П., учитель начальных классов МБОУ СОШ №8, г.Красный Сулин Ростовская область
Класс: 1-2 классы
Цели: расширять представления детей о природе родного края, воспитывать эстетические чувства, учить детей восхищаться красотой и многообразием родной природы.
Ход занятия.
1.Приветствие.
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь.
Тот почти березке каждой
Ножку будет целовать.
С. Есенин
2. Сообщение темы занятия.
-Ребята, наша страна Россия очень большая. Это самая большая страна в мире. Территория нашей страны покрыта густыми лесами, бескрайними степями, полноводными реками и прозрачными озерами.
Чтобы догадаться, о чем мы сегодня будем говорить, отгадайте загадку.
Нам в дождь и в зной поможет друг,
Зеленый и хороший.
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек. (дерево)
-Итак, сегодня мы поговорим о растительном мире нашего края.
3.Природное наследие Донского края.
-Из чего состоит дерево? (Корни, ствол,ветки, листья)
Россия-самая богатая лесами страна в мире! Лес-это огромный дом. Только одно дерево может дать приют и корм многим зверям и птицам.
Донская земля относится к малолесным регионам России. Лесистость территории области всего 2,5%, тогда как по Южному федеральному округу она составляет более 10%. В нашем крае можно встретить дубовые, осиновые, ясеневые и сосновые леса. Такие леса еще называют смешанными, так как в них растут хвойные и лиственные деревья.
Основными лесообразующими породами является дуб – и сосна. Наибольшие площади лесов сосредоточены в центральной и северной зонах области. Все леса области отнесены к первой группе, основное их назначение – выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных функций.
Из общей площади лесов Ростовской области на долю естественных приходится не более 30%. Они делятся на байрачные (произрастающие в балках); пойменные (произрастающие в поймах рек); аренные (произрастающие на песчаных массивах).
-О каком дереве мы будем с вами говорить?
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок. (дуб)
-Дуб-одно из самых красивых, могучих деревьев, растет очень медленно, не боится засухи. Кора дуба обладает целебными свойствами. Дуб-самое главное дерево в лиственном лесу. Он растет долго, но и живет триста лет.
-Кто знает, что растет на дубе? (Желуди).
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок.
Дети выступают с сообщениями, информацию для которых нужно было найти с разных источников: книги, энциклопедии, справочники, Интернет). Сообщения о липе, тополе, сосне, березе.
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают.
4. Исследовательская работа «Охрана растений моего края».
-Как вы понимаете, что такое заповедник, заказник?
С какой целью они созданы?
(Государственный музей заповедник М.А.Шолохова на территории Вешенского района Ростовской области;
Государственный природный заповедник «Ростовский» на территории Орловского района).
-Что такое Красная книга?
Давайте создадим Красную книгу своего края. Для этого каждый из вас подберет материал об одном растении, которое нуждается в охране.
Заповедники и заказники взяли под свою защиту более 500 степных видов редких и исчезающих представителей флоры и фауны.
В Красную книгу Ростовской области внесены растения: тюльпаны Биберштейна и Шренка, ковыль, катран, астрагал, василек и другие.
- Растения лесостепи по - разному приспособились у природным условиям, к засушливому климату: есть растения, которые появляются сразу после таяния снега, пока в почве много влаги, это такие как тюльпан, ирис, их корни в виде луковицы и утолщёний помогают им накапливать влагу и питания. Другие растения имеют тонкие длинные листья, сильно разветвлённую корневую систему, чтобы корни, проникая в глубь, могли получать влагу.
5. Игра «С какого дерева листок».
Дети получают картинки с изображением листьев и говорят, с какого дерева листок.
6. Практическая работа.
А) Значение леса в жизни человека.
-Чтобы понять значимость леса, предлагаю нарисовать то, что дает полезного лес человеку. (Выставка рисунков)
-Леса закрывают поля и сады от ветров, спасают реки от обмеления. Лес-это легкие нашей планеты, потому что он очищает воздух. Лес-это строительный материал, это ягоды, грибы, лекарственные растения, орехи. Вот как много полезного дает лес человеку!
Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу.
Б) «Лесные знаки».
Природу необходимо беречь и охранять, чтобы не только мы, но и все последующие поколения могли ею любоваться. Наша область по праву считается родиной степного лесоразведения в России. Безусловно, состояние лесов зависит от их охраны и защиты.
Лес-это сокровище России, человек должен беречь леса. Представляете, как было бы хорошо, если бы в лесу висели специальные знаки, предупреждающие людей о том, что нельзя делать в лесу.
-Давайте придумаем и нарисуем такие знаки.
Дети делятся на группы и рисуют специальные лесные знаки.
На знаках может быть:
-перечеркнутых костер
-перечеркнутая куча мусора
-перечеркнутый микрофон
7. Подведение итогов.
Не только историей богат наш город. В его окрестностях имеется множество красивейших мест, памятников природного наследия Донской земли. Это участки степи и лесостепи, байрачные леса, скалы, родники с чистой водой. Деятельность человека существенно изменила очертания Сулинской земли - появились водохранилища, карьеры, пруды.