-Закреплять у детей представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях, о многообразии их внешнего строения, об основных жизненных функциях (питание, дыхание, рост, размножение).
-Продолжать формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её.
-Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.
-Воспитывать бережное отношение к природе.
- Развивать диалогическую речь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Растения- наши друзья»
Конспект занятия в старшей группе на тему: «Растения – наши друзья»
Образовательная область: Познание.
Задачи:
-Закреплять у детей представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях, о многообразии их внешнего строения, об основных жизненных функциях (питание, дыхание, рост, размножение).
-Продолжать формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её.
-Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.
Наблюдения на прогулке, труд в цветнике; экскурсии в парк, сквер; чтение: А.К.Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад», С. Есенин «Черемуха», В. Бианки «О травах», экологическая сказка «Шиповник»,А. Пришвин «Иван – чай», Г. Н. Кадаева «Лекарственные растения», Т. Белозеров «Одуванчик», журнал о природе для детей «Филя»; рисование: «Яблонька», «Осенние цветы», «Деревья нашего участка», «Гроздья рябины»; д/игры: «От какого дерева листочек», «Беги к растению, которое я назову», «Собери растение» (по моделям) ,«Дерево, куст, трава» (на фланелеграфе), «Шкатулка загадок»; работа с родителями: сбор гербария, шишек.
Ход занятия:
Организационный момент.
Предлагаю детям подойти к окну.
-Посмотрите, какая сегодня погода? (ответы детей)
-Чтобы наше настроение не было таким же хмурым, как это осеннее утро, улыбнитесь друг другу, подайте друг другу руки, почувствуйте тепло ваших рук, посмотрите ласково друг другу в глаза, и сразу всем станет веселее.
(Если утро солнечное, то же самое для установки солнечного настроения).
Основная часть.
-Чтобы ваше настроение оставалось таким же добрым и веселым, я приготовила для вас сюрприз (достаю уже знакомую детям шкатулку загадок).
-Хотите, узнать какие загадки сегодня приготовила для вас шкатулка? Тогда сядем рядком, да поговорим ладком.
Дети рассаживаются перед проектором. Зачитываю загадки о растениях:
Оно непременно, На каждое лето Наряд одевает Зеленого цвета. А с осени поздней Бесстрашно потом Оно до апреля, Стоит голышом.
Отгадка: Дерево
-Давайте вспомним, какие мы знаем деревья?
На экране появляются изображения деревьев, дети перечисляют их.
- Как мы узнаем деревья? Что есть у всех деревьев? (есть высокий ствол, много веток, которые образуют крону, листья, ствол покрыт корой, корень).
Ответы детей сопровождаются изображением на экране, в результате получается модель дерева.
-Посмотрите, у нас получилась модель дерева.
-Найдите у себя модель дерева. Положите перед собой.
-Послушайте следующую загадку:
И ограда в саду, И закуска дрозду, И от хвори настой – Душистый, густой (шиповник).
-Шиповник это дерево? (куст). Правильно – куст, Какие еще мы знаете кусты? (демонстрация кустов на экране).
-Давайте докажем, что всё это кусты, а не деревья. (Кусты ниже деревьев, у кустов ветки - стволы растут прямо из земли, они покрыты корой, есть листья, цветы, ягоды).
Ответы детей сопровождаются изображением на экране, в результате получается модель куста.
-Найдите у себя модель куста. Положите перед собой.
-Послушайте следующую загадку:
Высока и зелена, Будет скошена она. Овцы, козы и коровы. Есть ее всегда готовы. (Трава)
-Вспомним, какие мы знаем травянистые растения.
На экране появляются изображения травянистых растений, дети перечисляют их.
- Как мы узнаем травянистые растения? Чем они отличаются от деревьев и кустов? (у них тонкий, зеленый стебель, есть листья, цветы).
Ответы детей сопровождаются изображением на экране, в результате получается модель травянистых растений.
-Что у нас получилось? (модель).
Положите перед собой модель травянистого растения.
-Посмотрите перед вами модели дерева, куста, травы. Каким одним словом мы можем их назвать? (растения).
-Чем отличаются деревья, кусты и травы (размером, у деревьев – высокий ствол, у кустов – ветки растут прямо из земли, у травянистых растений – стебелек).
-Что общего у всех растений? (корень).
-Что происходит с растениями осенью? (ответы детей).
Растения на зиму засыпают, у деревьев и кустов опадают листья, кора на стволах и ветках оберегает их от мороза, трава вянет, и все растения под теплым снежным одеялом спят до весны, весной просыпаются и начинают радовать нас зеленью, а летом вкусными плодами и ягодами.
-Я хочу вам загадать еще одну загадку из нашей шкатулки загадок:
На высоких стройных ёлках Дружно прячутся в иголках. Любят белочка и клёст Ими лакомиться. Прост Мой вопрос для вас, детишки: - Что ж едят они все? (Шишки)
-Правильно, это шишки (Достаю корзинку с шишками).
-От какого дерева эти шишки? (сосны).
-Возьмите и положите на руку шишку. Ребята, вы видели на ладони целый лес, много - много деревьев? Ответы детей.
А ведь именно у вас на руке целый лес. В шишках находятся семена и если их посадить, то из них вырастут деревья, много-много, т.е. целый лес.
-Давайте мы покатаем шишки по ручкам (самомассаж) и превратимся в маленькие семена.
Игра – эмпатия:
Я, дерево - мама, а вы мои детки,
Качала я вас в колыбели на ветке,
Но время пришло, вам пора улетать,
Пора вам большими деревьями стать.
Но вот подул ветер, и закружились, полетели мои детки - семена. Упали на землю и заснули под теплым и пушистым одеялом, ожидая прихода весны. Пригрело солнышко, растаял снежок, пошел теплый дождик из семян проросли корешки, а затем появился тонкий стебелек с маленькими веточками. Маленькие деревца, руками - веточками тянутся к солнцу, вырастают и становятся большими деревьями.(игра сопровождается музыкой Нина Рота «Ромео и Джульета»)
Мы все стали деревьями.
Физкультминутка:
Стали мы деревьями сильными, большими. (Поднять руки вверх, подтянуться) Ноги – это корни, их расставим шире. (Расставить ноги) Чтоб держали дерево, падать не давали, (Руки вниз, пальцы растопырить) Из глубин далеких воду доставали. (Наклон вперед, сделать ладони горстью) Тело наше – ствол могучий, он чуть-чуть качается, (Распрямиться, покачивание) И своей верхушкой острой в небо упирается. (Ладонями изобразить крышу) Наши руки – это ветви, крону вместе образуют (руки вверх, сомкнуть над головой) В кроне им совсем не страшно, когда ветры дуют (покачать головой).
-Скажите, с помощью чего вы держались за землю, когда были деревьями? (с помощью корня). Могут растения обойтись без корня? Давайте это проверим опытным путем.
Опыт 1: В коробку с песком ставим модель ствола дерева без корней. Дуем. Палочка падает. Потом берём модель дерева с корневой системой. Дуем. Во втором случае палочка более устойчива.
Вопросы к детям: Как думаете, какая палочка будет более устойчивой? Почему? А если б не было корней у дерева, чтобы случилось? (Ответы детей).
Вывод: Корни удерживают растение в земле.
-Для чего еще нужны дереву корни? (с помощью корней дерево питается). Посмотрим, как это происходит.
Опыт 2: В тарелку с подкрашенной водой опускаем модель корня из марли. Что вы видите? Вода поднимается вверх, материал окрашивается все выше и выше.
Вывод: Корни всасывают из почвы влагу и питательные элементы.
-Давайте вспомним еще раз, для чего нужен корень? (удерживает растение в земле, всасывает влагу).
-Скажите, растения живые? (да).
-Давайте докажем. Чем отличаются все живые существа от не живых? (они дышат, растут, питаются, размножаются).
-Вы были семенами, я вашей мамой-сосной, значит, растения размножаются. Вы были маленькими росточками, потом стали большими деревьями, значит, растения растут. С помощью опыта мы доказали, что растения питаются. И растения, как и все живые существа на земле дышат.
Ответы детей сопровождаются моделью- схемой на экране, дети составляют модель у себя на столе.
Заключительная часть.
– Ребята, зачем нужны растения? Какая от них польза?
Дети отвечают, что растения дают пищу человеку и животным, чистый воздух, одежду, много разных материалов, растения лечат.
- Как же мы должны относиться к растениям? Давайте вспомним правила
На экране демонстрируются модели – знаки:
Запрещающие Разрешающие
-не ломать - поливать
-не рвать - высаживать
-не топтать - ограждать
Молодцы! Хорошо знаете правила, и я надеюсь, что всегда будете их выполнять.
А сейчас давайте послушаем Катю:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты!
Правильно. Исчезнет красота. Не зря говорят: “Растение – земли украшение”. Но, исчезнет не только красота, Что произойдет, если на земле исчезнут все растения? (ответы детей).
-На земле не будет жизни.
Должны мы над растениями наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица,
И доброе лицо им показать!
На экране картина-плакат «Береги растения».
-Я хочу подарить вам всем значки-цветы вот с таким добрым лицом, чтобы вы всегда помнили, что к растениям нужно относиться только по- доброму.