Задачи: - учить детей составлять небольшой рассказ из предложений, отражающий содержание картины по плану, предложенному воспитателем, учить подбирать определения, однокоренные слова, обогатить и активизировать словарь.Развивать логическое образное мышление, зрительную память, умение формулировать свои мысли, совершенствовать монологическую речь.Воспитывать культуру речевого общения, любовь к родной природе и краю, умение видеть прекрасное рядом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Рассказывание по картине «Зайцы».»
Конспект НОД в нетрадиционной форме по развитию речи в старшей группе
«Рассказывание по картине«Зайцы».
Подготовила и провела: Пономарь М.С.
Дата проведения: 24 февраля 2025г.
Задачи: - учить детей составлять небольшой рассказ из предложений, отражающий содержание картины по плану, предложенному воспитателем, учить подбирать определения, однокоренные слова, обогатить и активизировать словарь.Развивать логическое образное мышление, зрительную память, умение формулировать свои мысли, совершенствовать монологическую речь.Воспитывать культуру речевого общения, любовь к родной природе и краю, умение видеть прекрасное рядом.
Оборудование и материалы: картина «Зайцы» из серии «Дикие животные»; зайца Ушастик.
Ход НОД.
Длинное ухо,
Комочек пуха.
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц).
Дети отгадывают.
Воспитатель: Почему вы думаете, что это заяц? Какой Заяц в этой загадке?
Индивидуальные ответы.
Появляется Ушастик.
Воспитатель: ребята посмотрите кто к нам сегодня в гости пришел. Давайте с зайчиком поздороваемся и познакомимся.(приветствуют по очереди с зайчиком и представляются).
Воспитатель: Посмотрите какой Ушастик. Давайте его опишем.
Дети: Серенький, пушистый, добрый, хороший. У него длинные уши, короткий хвост.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Спасибо за правильные ответы.
Дидактическая игра «Назови ласково»
А сейчас мы с вами поиграем в одну интересную игру «Назови ласково». Я буду называть слово, а вы от этого слово образовываете ласковое (например: заяц – зайчик или зайчишка) и т. д.
Белка – белочка, бельчонок.
Лиса – лисичка, лисенок;
Медведь – медвежонок.
Волк – волчонок.
Заяц – зайчишка, зайчонок.
Воспитатель: молодцы. Нашему Ушастику очень понравилось, теперь он будет знать, как назвать ласково своих друзей.
Но Ушастик с собой, что то принес сейчас посмотри (воспитатель достает картину и вешает ее на доску или мольберт).
2. Рассматривание картины и составление рассказа по картине «Зайцы».
Воспитатель: Сегодня мы будем рассматривать картину и составлять по ней рассказ.
Ушастик: Я тоже хочу вместе с детьми рассматривать картину. Это же мои друзья на картине. Можно?
Дети рассматривают картину вместе с Ушастиком и отвечают на вопросы индивидуально и по группам.
Воспитатель: Кто нарисован на картине?
Дети: Зайцы.
Какое время года изображено?
Дети: Зима.
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Дети:Кругом снег. День ясный. От деревьев на снегу тень. В тени снег кажется голубоватым.
Воспитатель: Чем занимаются зайцы? Где они находятся?
Дети: На поляне заяц поднялся на задние лапки и начал обгрызать кору деревьев.
Как можно назвать картину?
Дети: Зайцы, зима, лесная поляна.
Ушастик: Я бы назвал «Ушастые зайчики - побегайчики».
Воспитатель: Молодец, Ушастик. Ты нам здорово помог. Точное название придумал. И, ребята, конечно, молодцы.
Физкультминутка (проводится в музыкальном сопровождении)
Зайка прыгал, прыгал, прыгал,
Прыгал - и устал.
Зайка прыгал, прыгал, прыгал,
Прыгал - И устал.
Хвостиком пошевелил
и ушки вверх поднял.
и услышал зайка тихий,
Очень тихий звук,
Посмотрел по сторонам,
В норку прыгнул вдруг.
Воспитатель: И Ушастик, и ребята, садитесь. Ушастик, послушай, как умеют составлять рассказ.
Образец вариант даю сама.
Однажды в ясный зимний день выскочил заяц на полянку. Сам большой, пушистый, носишко небольшое, нежно-розовое, как конфетка. Кончики ушей у зайца черненькие. Огляделся. Кругом снег. Маленькой елочки совсем не видно - утонула в снегу. Увидел заяц сломанное дерево. Обрадовался. Хорошо-то как! Встал столбиком и принялся обгрызать кору. Глядь, а к нему гость. Насторожились зайцы. Смотрят друг на друга. И неизвестно, чем эта встреча закончится.
Предлагаю в первый раз составлять «сильному» ребенку; во второй раз - трех детей: 1 - начало, 2 ребенок - середина, 3 - окончание, конец. В третий раз - двоих детей: 1 ребенок - начинает, 2 ребенок - заканчивает.
(После каждого раза Ушастик хвалит детей. Воспитатель следит за речью и поправляет ошибки, если они есть. Проводят словарную работу).
4. Рефлексия.
Воспитатель: Ушастик, послушай внимательно детей, что нового узнали сегодня.
Ответы детей.
Воспитатель: Ушастик, тебе понравилось, как рассказывают дети?
Ушастик: Молодцы, дети. Вы сегодня придумали очень интересный рассказ по картине и придумали ее название по-разному «Зайцы», «Лесная полянка», «Зима». Я думаю, что кто-то согласен и с моим названием «Ушастые зайчики-побегайчики». До свидания, ребята. Я был бы рад встретиться с вами еще и еще раз.
Воспитатель и дети прощаются с Ушастиком.
А сейчас мы с вами поиграем в игру "Волк и зайцы".
Дети стоят, образовав круг, а педагог-"волк" ходит внутри круга. Внезапно он останавливается перед ребенком со словами: "Съем или пощажу".
Ребенок может откупиться, назвав однокоренное слово, образованное или от слова волк (волчица, волчонок, волченочек, волчья (волчий) и т. п., или от слова заяц (заинька, зайчишка, заячье (заячья, зайчишечка и т. д.).
Если ребенок долго ищет ответ, волк "съедает" его. Ребенок выбывает из круга.
Воспитатель: Ребята, чем мы с вами сегодня занимались на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: Что вам понравилось? (Ответы детей)
Воспитатель: Что больше всего понравилось? (Ответы детей)