Просмотр содержимого документа
«Конспект ОД Обучение рассказыванию по картине "Зайцы"»
22.02.2018 - четверг
Конспект ОД
Обучение рассказыванию по картине "Зайцы"
Цель: Продолжать учить детей рассказывать по картине (картина "Зайцы" из серии "Дикие животные" П. Меньшиковой (М.: Просвещение)), придерживаясь плана.
Задачи:
- учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного);
- формировать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ;
- развивать связную речь;
- воспитывать эстетические чувства, интерес к живописи.
Материал: картины — «Зайцы»
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Заяц-хвастун»; Мамин-Сибиряк, «Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Рисование, лепка на тему «Заяц»; рассматривание иллюстраций из серии «Дикие животные». Заучивание присказки «Зайка белый и русак танцевал краковяк»; подвижная игра «Охотник и зайцы», «Бездомный заяц».
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент.
Воспитатель: К нам пришло письмо. Что в нем? Слушайте внимательно я сейчас прочитаю:
Длинное ухо,
.Комочек пуха.
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц).
Дети отгадывают.
Воспитатель: Почему вы думаете, что это заяц?
Индивидуальные ответы.
Педагог интересуется у детей, что они знают о зайцах: "Как выглядят зайцы? Где живут? Чем питаются?" Как можно сказать про него?
Воспитатель выслушивает ответы детей, помогает правильно строить фразы, подсказывает более точные слова. Дети: Беленький, пушистый, добрый, хороший. У него длинные уши, короткий хвост.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Спасибо за красивые и правильные ответы.
Затем предлагает ребятам рассмотреть картину и дать ей название.
Вопросы
1. Кто нарисован на картине?
2. Какое время года изображено? Почему вы так думаете?
3. Чем занимаются зайцы? Почему они это делают?
4. Что вы можете сказать о зайце, какой он?
Одобряет такие названия, как "Зайцы", "На лесной полянке", "Нежданный гость".
Поскольку в этой картине детей очаровывает зимний пейзаж, с него и надо начать рассматривание: "Как выглядят зимний лес и полянка?" (Выпал снег, его много, снег глубокий. День ясный. От деревьев – они стоят, как стража, охраняя полянку, – на снегу четкая тень. Снег кажется голубоватым.)
Педагог просит ребенка рассказать о лесной поляне.
"Однажды в ясный зимний день выскочил на лесную полянку заяц-беляк, – продолжает разговор воспитатель и спрашивает: – Как заяц выглядел? Опишите его. А что увидел беляк? Обрадовался ли?
Только собрался заяц поесть, а тут… (Дети рассказывают о появлении второго зверька.)
Опишите зайцев в момент встречи (2–3 описания). Интересно, чем эта встреча закончится?"
В заключение воспитатель предлагает детям составить интересные и подробные рассказы по картине. (Можно предложить девочкам и мальчикам посоревноваться в рассказывании.)
Затем педагог дает образец рассказа: "Однажды в ясный зимний день выскочил на лесную полянку заяц-беляк. Сам большой, пушистый, а носишко небольшой и нежно-розовый, как конфетка. Кончики ушей у зайца черненькие.
Огляделся. Кругом снег. Маленькую елочку почти не видно – утонула в снегу. Увидел заяц сломанное дерево. Обрадовался: "Хорошо-то как!" Встал столбиком и принялся обгрызать кору.
Глядь, а к нему гость! Насторожились зайцы, смотрят друг на друга. И неизвестно, чем эта встреча закончится".
В конце занятия воспитатель проводит игру "Волк и зайцы".
Дети (5–7 человек) стоят, образовав круг, а педагог-"волк" ходит внутри круга. Внезапно он останавливается перед ребенком со словами: "Съем или пощажу".
Ребенок может откупиться, назвав однокоренное слово, образованное или от слова волк (волчица, волчонок, волченочек, волчья (волчий) и т.п.), или от слова заяц (заинька, зайчишка, заячье (заячья), зайчишечка и т. д.).
Если ребенок долго ищет ответ, волк "съедает" его. Ребенок выбывает из круга.