Рабочая программа по познавательному развитию ( средняя группа)
Рабочая программа по познавательному развитию ( средняя группа)
Содержание рабочей программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
При выбореметодикобученияпредпочтениеотдаётсяразвивающимметодикам,способствующимформированиюпознавательной,социальнойсферыразвития.
Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с ООП ДО МБОУ СОШ № 70 города Липецка.
Отличительная особенность программы в том, что она направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру. Программа разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Программа эффективно реализует идеи развивающего образования непрерывно и преемственно от дошкольной подготовки до окончания общеобразовательной школы.
Рабочая программа средней группы МБОУ СОШ №70 г. Липецка обеспечивает развитие личности, мотивации и способности детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по направлению: познавательное развитие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по познавательному развитию ( средняя группа)»
Рабочая программа
по
познавательному развитию
( средняя группа)
Липецк-2015г
Пояснительная записка
1.1. Нормативно – правовая база
- Федеральным законом от 29 декабря 2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- «Федеральными государственным образовательным стандартом дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва.
- приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования», основной образовательной программы МБОУ СОШ №70 (дошкольные группы), Устава МБОУ СОШ №70.
1.2.Содержаниеобразовательногопроцесса в средней группе.
Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с ООП ДО МБОУ СОШ № 70 города Липецка.
Отличительная особенность программы в том, что она направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру. Программа разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Программа эффективно реализует идеи развивающего образования непрерывно и преемственно от дошкольной подготовки до окончания общеобразовательной школы.
Рабочая программа средней группы МБОУ СОШ №70 г. Липецка обеспечивает развитие личности, мотивации и способности детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по направлению: познавательное развитие.
1.3. Задачи образовательной деятельности.
- Обогащать сенсорный опыт детей, развивать целенаправленное восприятие и самостоятельное обследование окружающих предметов
(объектов) с опорой на разные органы чувств.
- Развивать умение замечать не только ярко представленные в предмете (объекте) свойства, но и менее заметные, скрытые; устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения объектов по одному - двум признакам.
- Обогащать представления о мире природы, о социальном мире, о предметах и объектах рукотворного мира.
- Проявлять познавательную инициативу в разных видах деятельности, в уточнении или выдвижении цели, в выполнении и достижении результата.
- Обогащать социальные представления о людях – взрослых и детях: особенностях внешности, проявлениях половозрастных отличий, о некоторых профессиях взрослых, правилах отношений между взрослыми и детьми.
- Продолжать расширять представления детей о себе, детском саде и его ближайшем окружении.
- Развивать элементарные представления о родном городе и стране.
- Способствовать возникновению интереса к родному городу и стране.
1.4. Возрастные и индивидуальные особенности детей пятого года жизни.
Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. В возрасте 4-5 лет интенсивно развивается костная система - становятся шире плечи у мальчиков и таз - у девочек. Позвоночник к этому возрасту уже соответствует его форме у взрослого человека, но окостенение скелета еще не заканчивается, в нем пока остается много хрящевой ткани.
Движения ребенка становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир его ощущений, переживаний и представлений становится гораздо богаче и разнообразнее.
Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость. Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах ее достижения. Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры.
В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения.
Наряду с игрой у детей пятого года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются еще недостаточно отчетливыми и устойчивыми.
Восприятие становится более расчлененным. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними. Важным психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечет за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как? зачем? почему? На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая ксвоего рода, опыту, направленного на выяснение неизвестного.
Если взрослый невнимателен к удовлетворению познавательных запросов дошкольников, во многих случаях дети проявляют черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения с взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.
1.5.Сведения о воспитанниках.
Всего среднюю группу посещают 23 воспитанника.
Группа функционирует в режиме пятидневной рабочей недели с 12 – часовым пребыванием детей (с 7.00 до 19.00 часов).
19 детей воспитываются в полных семьях;
4 ребенка воспитываются в неполных семьях;
Многодетных - 1
Семей группы риска – нет.
1.6. Особенности осуществления образовательного процесса.
При организации образовательного процесса учитываются принципы интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников (физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие).
В основу организации образовательного процесса положен комплексно – тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.
В качестве адекватных форм работы с детьми дошкольного возраста используются: экспериментирование, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций, игра и т.д. В образовательный процесс внедряется проектная деятельность. Образовательная деятельность, в зависимости от программного содержания, осуществляется фронтально, по подгруппам или индивидуально.Педагогам предоставляется право варьировать место осуществления непосредственно образовательной деятельности в зависимости от поставленных образовательных, развивающих и воспитательных задач, интереса детей. В связи с тем, что в дошкольных группах спортивный зал совмещён с музыкальным, работа по физическому развитию детей, при благоприятных погодных условиях, круглогодично осуществляется на спортивной площадке дошкольных групп.Образовательный процесс осуществляется по двум режимам в каждой возрастной группе, с учётом тёплого и холодного периода года.
В целях обеспечения выпускникам дошкольного учреждения равных стартовых возможностей для обучения в начальной школе в дошкольных группах соблюдаются следующие условия:
- выбор программ и технологий, методов и приёмов педагогической деятельности осуществляется на основе анализа уровня развития детей группы;
- воспитатели и специалисты, работающие с детьми 4-5 лет, ознакомлены с особенностями организации образовательного процесса в школах, посещают уроки, приглашают учителей начальных классов в дошкольные группы, проводят совместные мероприятия в рамках реализации задач преемственности дошкольного и начального общего образования.
- организация прогулок для детей предусматривает возможность оказания индивидуальной помощи ребёнку по физическому, социально – личностному, познавательно – речевому и художественно – эстетическому развитию;
- для родителей воспитанников организована система консультирования по основным направлениям развития ребёнка; взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования осуществляется с 7.00 до 8.30 и с 17.00 до 19.00.
1.7. Режим дня, структура ОД (расписание занятий, двигательный режим).
Примерный режим дня в детском саду в средней группе.
Холодный период года (сентябрь-май)
Режимные моменты
Время
Приём детей, осмотр, индивидуальное общение воспитателя с детьми. Игровая деятельность.
07.00-08.30
Утренняя гимнастика
08.15-08.25
Подготовка к завтраку, воспитание культурно-гигиенических навыков.
08.25-08.30
Завтрак: воспитание культуры приема пищи.
08.30-08.50
Игровая деятельность
08.50-09.15
Образовательная деятельность (образовательные ситуации на игровой основе)
09.15-09.35
09.45-10.05
Подготовка к прогулке. Прогулка (двигательная деятельность)
10.05-12.10
Возвращение с прогулки. Подготовка к обеду, воспитание к.г.н.
12.10-12.20
Обед: воспитание культуры приема пищи.
12.20-12.50
Подготовка ко сну. Сон с использованием музыкотерапии.
12.50-15.00
Постепенный подъём. Закаливающие процедуры. Гимнастика после сна.
15.00-15.10
Подготовка к полднику. Полдник
15.15-15.35
Игры, досуги. Самостоятельной деятельности в центрах активности.
15.40-15.50
Подготовка к ужину. Ужин.
16.40-17.00
Подготовка к прогулке. Прогулка. Уход домой.
17.15-19.00
Теплый период года (июнь-август)
Режимные моменты
Время
Приём детей на улице, игры, утренняя гимнастика на свежем воздухе, индивидуальное общение воспитателя с детьми.
Самостоятельная деятельность.
07.00-08.30
Подготовка к завтраку. Завтрак
08.30-08.50
Игровая деятельность.
08.50-09.00
Самостоятельная деятельность, игры, муз.занятия.
09.00-09.40
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, труд, наблюдения),физкультурные занятия на свежем воздухе.
09.40-11.40
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, подготовка к обеду.
11.40-12.00
Обед.
12.00-12.30
Подготовка ко сну (закаливающие мероприятия, релаксирующая гимнастика), сон.
12.30-15.00
Постепенный подъём, пробуждающая гимнастика после сна воздушные.
15.00-15.20
Подготовка к полднику, полдник .
15.20-15.45
Игры, самостоятельной деятельность, чтение худ.литературы (на прогулке).
15.45-16.45
Подготовка к ужину, ужин.
16.45-17.10
Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой.
17.10-19.00
1.8. Организация предметно-пространственной среды.
Модель построения предметно-пространственной среды включает три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и изменение во времени. К наполнению развивающей среды (предметному содержанию) относятся: игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование.
Пространственная организация.
Желательно предусмотреть возможность трансформации и изменения расположения некоторых предметов мебели в центре по мере необходимости с помощью применения раздвижных перегородок-ширм, переносных матов, легко передвигаемой мебели-трансформера, использования пространствообразующих материалов
Для создания индивидуального комфорта каждому ребенку должно быть обеспечено личное пространство: кроватка со стульчиком, полка в стеллаже. Для активизации субъектных проявлений, создания условий для проявления собственного "Я", развития рефлексии и самооценки следует обеспечить возможность демонстрации собственных детских успехов.
Важно создать в группе уютную естественную обстановку, гармоничную по цветовому и пространственному решению. Рекомендуется использовать светлые пастельные тона для оформления стен, подбирать мебель естественных оттенков. Желательно, чтобы предметы мебели гармонировали друг с другом, были оформлены в едином стиле.
Зона обучения должна быть хорошо освещена, в ней размещаются столы. Расположение столов не должно копировать школьный подход . Они располагаются по-разному: по кругу, буквой «П», «Т» т.е. так, чтобы педагог работал не «над», а «вместе» с детьми. За столами дети находятся только тогда, когда они выполняют определенную практическую работу. Предметная среда не должна быть самоцелью, не должна представлять собой «мертвую комбинацию» различного оборудования и материалов. Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности.
Изменение во времени.
В процессе проектирования среды важно продумать варианты ее изменения. Условно можно выделить следующие линии:
времени (обновление пособий, обогащение центров новыми материалами и изменение организации пространства в течение года);
освоенности (с ориентировкой на зону ближайшего развития детей и уже освоенного);
стратегического и оперативного изменения (по мере решения конкретных задач и развертывания определенного вида деятельности).
Особенности организации предметно-развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста.
Предметно-развивающая среда средней группы организуется с учетом возможности для детей играть и заниматься любимым делом индивидуально или отдельными подгруппами. Необходимо гибкое зонирование предметно-развивающей среды с учетом детских интересов и индивидуальных потребностей. Пособия, игрушки при этом располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей.
II. Объем образовательной нагрузки.
Годовой календарный учебный график
Содержание
Группа
среднего
дошкольного
возраста
(с 4 до 5 лет)
Начало учебного года
01.09.2015
Окончание учебного года
31.05.2016
Период каникул
31.12.2015
10.01.2016
Продолжительность
учебного года (неделя), всего, в том числе:
37 недель
1 полугодие
17 недель
2 полугодие
20 недель
Продолжительность учебной недели
5 дней
Количество НОД в неделю
10
Длительность НОД
20 мин.
Максимальный перерыв между НОД
10 мин.
Объем недельной образовательной нагрузки (НОД)
(без учета дополнительных образовательных услуг):
3 часа 20 мин
1 половина дня
3 часа 20 минут
2 половина дня
-
Летний оздоровительный период
с 01.06.2016 по 31.08.2016
Учебный план группы дошкольного возраста общеразвивающей направленности
с 4х до 5х лет
Образовательная деятельность
Длительность образовательной деятельности
Количество образовательной деятельности в неделю
Коммуникация р.р/ формирование целостной картины мира
20 мин
2
Формирование элементарных математических представлений
20 мин
1
Физическая культура
20 мин
3
Музыка
20 мин
2
Художественное творчество рисование/лепка/
20 мин
1
конструирование/аппликация
20 мин
1
Объем недельной образовательной нагрузки (НОД)(без учета дополнительных образовательных услуг):
3 ч 20 мин
10
Итого
3 ч 20 мин
10
III. Планирование работы с детьми в группе.
Комплексное - тематическое планирование с итоговыми мероприятиями.
Тема
Подтема
Варианты итогового мероприятия
Взаимодействие с родителями.
Сентябрь 1 неделя
«Мы снова вместе».
День знаний.
Впечатления о лете.
Что нам лето подарило.
Я и мои друзья.
Летние дни рождения.
Презентация коллажа с фотографиями детей группы. Составление книги правил из рисунков детей.
Выставка детских рисунков « Дары лета».
Тематическое занятие: «Где живет Царица Знаний»
Подготовка в проведении тематического занятия «Где живет Царица Знаний».
Помощь в организации «Дня именинника».
Сентябрь 2 неделя
«Радужное настроение».
По дороге с радугой.
По моря по лесам.
Заплетем мы ленты в косы.
Мои карандаши.
Семеро цветных братцев.
Музыкальное развлечение
« Цветной хоровод красок».
Принять участие в музыкальном развлечении.
Сентябрь
3 неделя
«Осень золотая».
Осень золотая в гости к нам пришла.
Животные осенью.
Кладовая витаминов.
Опасные дары природы (ОБЖ).
Труд людей осенью.
Фольклорный праздник
« Осень, осень в гости просим».
Мастерская Старичка-Лесовичка.
Совместное изготовление поделок из природного материала.
Сентябрь
4 неделя
«Наш детский сад».
Наш детский сад
Наша любимая группа.
Из чего сделаны предметы?
Мои любимые игрушки.
Наведем порядок в группе.
Детский мастер-класс «Наведем порядок в группе». Коллекционирование предметов «Из чего же? Из чего же? Из чего же?» (бумага, ткань, глина, пластилин и др.). Составление математического коллажа.
Участие в изготовление коллекции и помощь в организации выставки.
Октябрь
1 неделя
1 неделя
«Осенние настроения».
Падают листья.
Что нам осень подарила?
Попробуем осень на вкус.
Перемены во дворе.
Куда же птицы полетели?
Совместная работа детей коллаж «Осенние настроения»
Осенний утренник: «Осень, осень в гости просим»
Принять участие в осеннем утреннике.
Октябрь
2 неделя
«Мир вокруг
Нас».
Разноцветные рыбки.
Будь осторожен.
Опасное и безопасное вокруг нас в группе.
Опасное и безопасное вокруг нас дома.
Противоположности.
Составление альбома работ (рисунки, аппликация, оригами) «Рыбки в аквариуме»
Консультация для родителей
«Маленький помощник»
Октябрь
3 неделя
«Страна, в которой я живу».
Что мы знаем о России.
Символы России.
Гимн России.
Путешествие по стране.
Россия в картинках.
Фотоколлаж «Моя Родина – Россия!»
Помощь в создании фотоколлажа.
Октябрь
4 неделя
«Наша одежда, обувь и головные уборы».
Наша одежда осенью.
Наша обувь осенью.
Головные уборы осенью.
Кто стирает нам одежду.
Кто нас спрячет от дождя?
Коллекционирование предметов демисезонной кукольной одежды в игровом уголке или в альбоме. Сюжетно-ролевые игры.
Помощь в изготовлении атрибутов к играм.
Октябрь
5 неделя
«Мы на транспорте поедем».
Правила движения.
Как вести себя на дороге.
Виды городского транспорта.
«Улица», «дорога», «тротуар».
Путешествие по городу.
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу». Создание и презентация альбома «Городской транспорт»
Помощь в изготовлении атрибутов к игре.
Ноябрь
1 неделя
«Мой маршрут в детский сад».
День Народного единства.
Детский сад в нашем городе.
Мой маршрут в детский сад.
Кто за нами ухаживает в детском саду.
Уголок природы в детском саду.
Коллективная аппликация (панно) «Детский сад в городе»
Составление альбома с символами России ко Дню Народного единства.
Принять участие в составлении альбома. Описание индивидуального маршрута от дома до детского сада (составляется совместно с родителями).
Ноябрь
2 неделя
«Братья наши меньшие».
Мой домашний любимец.
Как я ухаживаю за своим питомцем.
Умеешь ли ты обращаться с животными?
Работа фермера, животновода.
Опасные контакты с животными.
Выставка детских работ
«Моё любимое животное»
Экскурсия в зоопарк.
Помощь в организации экскурсии в зоопарк.
Ноябрь
3 неделя
«Мой дом».
Моя улица.
Чем я люблю заниматься дома.
Как вести себя дома и в гостях.
Правила на всю жизнь.
День матери.
Выставка «Мои любимые игрушки».
Сюжетно-ролевая игра
«Семья»
Тематический вечер: «День матери»
Консультация для родителей
«Режим дня ребенка в выходные дни »
Помощь в подготовке тематического вечера: «День матери»
Ноябрь
4 неделя
«Всё о здоровье и безопасности».
Мир здорового и безопасного образа жизни.
Слушай во все уши.
Осторожно грипп.
Сохрани своё здоровье сам.
Витамины вокруг нас.
Коллаж «Витамины вокруг нас».
Консультация для родителей
«Питание детей в осеннее – зимний период»
Декабрь
1 неделя
«Здравствуй, зимушка зима».
Пришла зима.
Зимние забавы.
Птицы, зимующие в наших краях.
Покормите птиц зимой.
Зимняя одежда.
Изготовление и вывешивание птичьих столовых.
Помощь в изготовлении
Кормушек для птиц.
Декабрь
2 неделя
«Мир вокруг нас».
Что зима нам подарила.
Из чего сделаны предметы.
Тяжёлый, лёгкий.
Лед - твердая вода.
Зимние превращения.
Сюжетно-ролевая игра
«Едем, плывём, летим...»
Помочь в приобретение атрибутов к игре.
Декабрь
3 неделя
«Мой мир».
Моё чудесное тело.
Что я знаю о себе.
Я расту.
Мальчики и девочки.
Как сохранить своё здоровье.
Спортивное развлечение
«Путешествие в страну здоровья»
Консультация для родителей
«Закаливание детей дома»
Декабрь
4 неделя
«К нам
приходит
Новый год».
Традиции мира.
История возникновения Нового года.
Мастерская деда Мороза.
Новогодняя игрушка.
Новогодняя сказка.
Организация выставки
«Зимняя сказка»
Новогодний утренник
Участие в празднике и в организации выставки.
Декабрь
5 неделя
«Зимовье зверей».
В лесу зимой.
Как зимуют звери.
Как зимуют птицы.
Способы добычи пищи зимой.
Как животные защищаются от морозов.
Создание альбома о зимовке животных.
Лепная композиция «Зимовье зверей»
Развлечение: «Зимние забавы»
Консультация для родителей «Зимние игры с детьми».
Январь
2 неделя
«Рождественское чудо».
Вежливые слова.
Мы дружные ребята.
Учимся делиться игрушками.
Встречаем гостей.
Наши хорошие и плохие привычки.
Игра – инсценировка
«Медвежонок - невежда»
Помощь в изготовлении атрибутов к игре.
Январь
3 неделя
«О правах детей».
Конвенция о правах ребёнка.
Твои права.
Твои обязанности.
Декларация прав ребёнка.
Мир вокруг нас.
Проект
«Моё любимое занятие»
Консультация для родителей
«Права ребёнка»
Январь
4 неделя
«Зимняя Олимпиада»
1.Самый быстрый и ловкий
2. Зимние забавы
3. Спортивные достижения нашей страны.
4. Зимние виды спорта
5. Польза спорта
Стенгазета
«Зимние забавы»
«Мама, папа я - спортивная семья»
Февраль
1 неделя
«Народная культура и традиции».
Устное народное творчество.
Народная игрушка.
Народные промыслы.
Игры и забавы.
Народный костюм.
Фольклорный праздник
«Весёлые посиделки»
Участие в празднике,
организация чаепития.
Февраль
2 неделя
«Мир профессий».
Чем пахнут ремёсла
Путешествие в страну профессий.
Профессии родителей.
Кем я хочу стать.
Наблюдение за работой продавца, кассира, водителя.
Игра «Чем пахнут ремёсла»
Помощь в подготовке к игре
Февраль
3 неделя
«Откуда это появилось...»
Есть такие предметы.
Наши прабабушки делали так.
В мире прошлого.
Забавы вокруг печки.
Отражение русских традиций в национальном костюме.
КВН
« Путешествие в мир прошлого»
Выставка «Предметы старины»
Помощь в организации проведения
Выставки «Предметы старины»
Февраль
4неделя
«ЗащитникиОтечества».
Мой папа.
Военная техника.
Военные профессии.
Защитники нашей страны.
Защитники, прославившие Липецкую область.
Музыкальный – праздник
«Наши защитники»
Участие в празднике
Март
1 неделя
«Весна пришла».
Первые признаки весны.
Весенние явления в жизни растений.
Весенние явления в жизни животных.
Труд людей весной.
Природа просыпается после зимы.
Изготовление альбома «Весна - красна!» с отражением признаков весны.
Консультация
«Трудовые навыки детей младшего возраста»
Март
2 неделя
«Мамин праздник».
Волшебные слова для мамы.
Мамины помощники.
Бабушка милая, бабушка любимая.
Все цветы маме.
Праздничный концерт.
Утренник посвященный 8 марта.
Участие в празднике
Март
3 неделя
«Мир весенней одежды и обуви».
Одежда весной.
Обувь весной.
Свойства резины.
Ткани для весенней одежды.
Правила выбора одежды.
Коллекционирование весенней кукольной одежды. Коллекционирование материалов для изготовления одежды: виды тканей, кожа и т.д.
Помощь в изготовление коллекции.
Март
4 неделя
«Мир вокруг нас».
Ознакомление с материалами: бумага.
Ознакомление с материалами: пластмасса.
Ознакомление с материалами: полиэтилен.
Свойства материалов.
Опыты на проверку влагоустойчивости материалов.
Пополнение коллекции материалов «Из чего же? Из чего же? Из чего же?» (резина, пластмасса, полиэтилен, и разновидности бумаги).
Помощь в пополнении коллекции.
март
5 неделя
«Веселые истории».
День смеха.
Деревья и кустарники.
Встречаем пернатых друзей.
Берегите птиц.
Птичьи кормушки.
Праздник «День птиц»
Тематический праздник: «Встречаем весну»
Помощь в изготовление скворечников
Апрель
1 неделя
«Тайна
третьей
планеты».
Путешествие в космос.
Планеты Солнечной системы.
Первые полёты в космос.
Ю. Гагарин - первый космонавт.
Полёт на луну.
Коллективная аппликация
«Путешествие в космос».
Игра «Космическое путешествие»
Изготовление атрибутов к игре
Апрель
2 неделя
«Что весна нам подарила».
Первые цветы.
Носит одуванчик жёлтый сарафанчик.
Растения на нашем участке.
Труд людей весной.
Скворцы прилетели, на крыльях весну принесли.
Коллективное
коллажирование «Весенние
первоцветы».
Фотовыставка «Весенние цветы».
Участие в подготовке выставки.
Апрель
3 неделя
«Книжкина
неделя».
Наши любимые книжки. Стихи.
Наши любимые книжки. Загадки.
Наши любимые книжки. Русские сказки.
Наши любимые книжки. Зарубежные сказки.
Наши любимые книжки. Рассказы.
Выставка любимых детских
книг и рисунков по теме
Участие в подготовке выставки.
Апрель
4 неделя
«Мир
технических
чудес».
Виды связи: телефон.
Правила общения по телефону.
Виды связи: Интернет.
Виды связи: письмо.
Письмо другу.
Социальная акция «Письмо другу»
Консультация для родителей «Опасности мобильной связи»
Май
1 неделя
«День Победы!»
День Победы.
Памятники в честь победы в нашем городе.
Герои войны нашего города.
Имена героев в названиях улиц города.
Дети – герои войны.
Социальная акция
«Открытка для ветерана»
Тематический праздник: «Великой Победе посвящается»
Участие в акции.
Май
2 неделя
«Наш город».
Город, в котором я живу.
Родные улицы.
Городские парки.
Мой адрес.
Мой дом - моя крепость.
Выставка детского творчества
«Мой город».
Консультация для родителей
«Ребёнок в городе».
Май
3 неделя
«Если хочешь быть здоров».
1. Свежий воздух лучший друг.
2. Безопасность на природе.
3. Если хочешь быть здоров.
4. Культура закаливания.
5. Водные процедуры.
Спортивный праздник
«Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья »
Консультации
«Закаливающие мероприятия»
Май
4 неделя
«Права детей в России».
Что я знаю о себе.
Этикет общения.
Конвенция о правах ребёнка.
Мои достижения.
Твори добро.
Составление книги «Самые- самые» - с отражением достижений каждого ребенка группы. Продолжение оформления «Карты роста» (новые рубрики, рисунки, добрые дела ребенка).
Различение и называние геометрических фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест), воссоздание фигур из частей. Использование сенсорных эталонов для оценки свойств предметов (машина красная, кошка пушистая, чай горячий, стул тяжелый). Сравнение предметов, выделение отличия и сходства по 2-3 признакам, освоение группировки (по цвету, форме, размеру, материалу, вкусу, запаху, фактуре поверхности). Описание предмета по 3-4 основным свойствам. Отражение признаков предметов в продуктивных видах деятельности.
2.Формирование первичных представлений о себе, других людях.
Овладение умениями сравнивать людей разного возраста и пола, видеть особенности внешности, прически, одежды, обуви, подбирать одежду и обувь в зависимости от сезона. Освоение разнообразия профессиональных занятий взрослых, развитие умений узнавать и называть людей отдельных профессий, профессиональные действия людей, некоторые инструменты, необходимые в профессии. Проявление интереса к общению со сверстниками. Освоение представлений о некоторых особенностях мальчиков и девочек, их именах, любимых занятиях, игрушках, взаимоотношениях друг с другом. Освоение представлений о себе - своего полного имени, фамилии, возраста, пола, любимых занятий. Осознание некоторых своих умений, знаний, возможностей, желаний. Освоение умений отражать их в речи. Проявление интереса к особенностям своего организма, заботы о нем.
3.Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве.
Родной город: Освоение представлений о названии родного города (села), некоторых городских объектах, видах транспорта. Овладение отдельными правилами поведения на улице, в транспорте. Участие в создании рисунков, аппликаций, поделок на тему « Мой город». Освоение представлений начальных представлений о родной стране: название, некоторых общественных праздниках и событиях. Освоение стихов, песен о родной стране.
4.Ребенок открывает мир природы.
Знакомство с новыми представителями животных и растений. Выделение разнообразия явлений природы (моросящий дождь, ливень, туман и т.д.), растений и животных. Распознавание свойств и качеств природных материалов (сыпучесть песка, липкость мокрого снега и т.д.). Сравнение хорошо знакомых объектов природы и материалов, выделение признаков отличия и единичных признаков сходства.
Определение назначения основных органов и частей растений, животных, человека, (корень у растения всасывает воду из земли и служит опорой растению и т.д.) в наблюдении и экспериментировании.
Различение и называние признаков живого у растений, животных и человека (двигаются, питаются, дышат, растут) Накопление фактов о жизни животных и растений в разных средах обитания, установление связей приспособление отдельных хорошо знакомых детям растений и животных к среде обитания (рыбы живут в воде: плавают с помощью плавников, дышат жабрами т.д.) Наблюдение признаков приспособления растений и животных к изменяющимся условиям среды осенью, зимой, весной и летом. Установление изменений во внешнем виде (строении) хорошо знакомых растений и животных в процессе роста и развития, некоторые яркие стадии и их последовательность. Различение домашних и диких животных по существенному признаку (дикие животные самостоятельно находят пищу, а домашних кормит человек и т.д.) Распределение животных и растений по местам их произрастания и обитания (обитатели леса, луга, водоема, клумбы и т.д.). Составление описательных рассказов о хорошо знакомых объектах природы.
Отражение в речи результатов наблюдений, сравнения,. Использование слов, обозначающих меру свойств (светлее, темнее, холоднее и т.д.), установленные связи, усвоенные обобщения, красоту природы.
5.Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем.
Использование эталонов с целью определения свойств предметов (форма, длина, ширина, высота, толщина). Сравнение объектов по пространственному расположению (слева (справа), впереди (сзади от…), определение местонахождения объекта в ряду (второй, третий).
Определение последовательности событий во времени (что сначала, что потом) по картинкам и простым моделям. Освоение умений пользоваться схематическим изображением действий, свойств, придумывать новые знаки-символы; понимание замещения конкретных признаков моделями. Освоение практического деления целого на части, соизмерения величин с помощью предметов–заместителей. Понимание и использование числа как показателя количества, итога счета, освоение способов восприятия различных совокупностей (звуков, событий, предметов), сравнения их по количеству, деления на подгруппы, воспроизведения групп предметов по количеству и числу, счета и называния чисел по порядку до 5-6.
В конструировании из готовых геометрических фигур: умения анализировать объект, выделять основные части и детали, составляющие сооружение. Создание вариантов знакомых сооружений из готовых геометрических форм и тематического конструктора, деталей разного размера. Умения выполнять простые постройки. Освоение способов замещения форм, придания им устойчивости, прочности, использования перекрытий.
Конструирование из бумаги: освоение обобщенных способов складывания различных поделок: складывание квадрат; приклеивание к основной форме деталей.
Конструирование из природного материала: умения видеть образ в природном материале, составлять образ из частей, использовать для закрепления частей клей, пластилин.
Составление простых коллажей из готовых элементов; изготовление несложных сувениров в технике коллажа.Инструментах (цветные карандаши основных цветов, бумага разного цвета, фактуры, картон, пластические материалы, краска гуашевая, цветные мелки, фломастеры, клей). Интеграция видов деятельности.
ОО «Познавательное развитие»
Вид деятельности: ФЭМП (формирование элементарных математических представлений).
Месяц (сентябрь)
№ п/п
Число
Тема
Источник методической литературы
1
«Повторение»
Л.Г. Петерсон,
Е.Е. Кочемасова «Игралочка»
С.98
2
«Раньше, позже»
Л.Г. Петерсон,
Е.Е. Кочемасова «Игралочка»
С.102
3
«Счет до четырех. Число и цифра 4.
Л.Г. Петерсон,
Е.Е. Кочемасова «Игралочка»
С.106
4
«Квадрат»
Л.Г. Петерсон,
Е.Е. Кочемасова «Игралочка»
С.111
Месяц (октябрь)
1
«Куб»
Л.Г. Петерсон,
Е.Е. Кочемасова «Игралочка» с. 116
2
«Вверху, внизу»
Л.Г. Петерсон,
Е.Е. Кочемасова «Игралочка»
С.120
3
«Сравнение по вышине»
Л.Г. Петерсон,
Е.Е. Кочемасова «Игралочка»
С. 123
4
«Счет до пяти». Число и цифра 5»
Л.Г. Петерсон,
Е.Е. Кочемасова «Игралочка»
С. 127
5
«Овал»
Л.Г. Петерсон,
Е.Е. Кочемасова «Игралочка»
С.132
Месяц (ноябрь)
1
«Внутри, снаружи»
Л.Г. Петерсон,
Е.Е. Кочемасова «Игралочка»
С.137
2
«Впереди, сзади, между»
Л.Г. Петерсон,
Е.Е. Кочемасова «Игралочка»
С.141
3
«Впереди, сзади, между»
Л.Г. Петерсон,
Е.Е. Кочемасова «Игралочка»
С.141
4
«Пара»
Л.Г. Петерсон,
Е.Е. Кочемасова «Игралочка»
С.144
Месяц (декабрь)
1
«Прямоугольник»
Л.Г. Петерсон,
Е.Е. Кочемасова «Игралочка»
С.148
2
«Числовой ряд»
Л.Г. Петерсон,
Е.Е. Кочемасова «Игралочка»
С.154
3
«Числовой ряд»
Л.Г. Петерсон,
Е.Е. Кочемасова «Игралочка»
С.154
4
«Счет до пяти». Число и цифра 5»
Л.Г. Петерсон,
Е.Е. Кочемасова «Игралочка»
С.127
Месяц (январь)
1
«Ритм (поиск и составление закономерностей)»
Л.Г. Петерсон,
Е.Е. Кочемасова «Игралочка»
С.159
2
«Ритм (поиск и составление закономерностей)»
Л.Г. Петерсон,
Е.Е. Кочемасова «Игралочка»
С.159
3
«Счет до шести. Число и цифра 6.»
Л.Г. Петерсон,
Е.Е. Кочемасова «Игралочка»
С.163
Месяц (февраль)
1
«Порядковый счет»
Л.Г. Петерсон,
Е.Е. Кочемасова «Игралочка»
С.168
2
«Сравнение по длине»
Л.Г. Петерсон,
Е.Е. Кочемасова «Игралочка»
С.171
3
«Счет до семи. Число и цифра 7.»
Л.Г. Петерсон,
Е.Е. Кочемасова «Игралочка»
С.175
4
«Повторение: Числа и цифры 1-7.»
Л.Г. Петерсон,
Е.Е. Кочемасова «Игралочка»
С.179
Месяц (март)
1
«Сравнение по толщине»
Л.Г. Петерсон,
Е.Е. Кочемасова «Игралочка»
С.182
2
«Сравнение по высоте»
Л.Г. Петерсон,
Е.Е. Кочемасова «Игралочка»
С.186
3
«План (карта путешествий)»
Л.Г. Петерсон,
Е.Е. Кочемасова «Игралочка»
С.190
4
«Счет до восьми. Число и цифра 8.»
Л.Г. Петерсон,
Е.Е. Кочемасова «Игралочка»
С.194
Месяц (апрель)
1
«Сравнение по длине, ширине и толщине.»
Л.Г. Петерсон,
Е.Е. Кочемасова «Игралочка»
С.199
2
«Цилиндр»
Л.Г. Петерсон,
Е.Е. Кочемасова «Игралочка»
С.202
3
«Конус»
Л.Г. Петерсон,
Е.Е. Кочемасова «Игралочка»
С.207
4
«Цилиндр»
Л.Г. Петерсон,
Е.Е. Кочемасова «Игралочка»
С.
5
«Конус»
Л.Г. Петерсон,
Е.Е. Кочемасова «Игралочка»
С.207
Месяц (май)
1
«Призма и пирамида»
Л.Г. Петерсон,
Е.Е. Кочемасова «Игралочка»
С.211
2
«Геометрические тела»
Л.Г. Петерсон,
Е.Е. Кочемасова «Игралочка»
С.216
3
«Порядковый счет»
Л.Г. Петерсон,
Е.Е. Кочемасова «Игралочка»
С.168
4
«Повторение: Числа и цифры 1-8.»
Л.Г. Петерсон,
Е.Е. Кочемасова «Игралочка»
С.168,
Вид деятельности: ФЦКМ (формирование целостной картины мира).
Месяц (сентябрь)
№ п/п
Число
Тема
Источник методической литературы
1
«Какие мы?»
«Здравствуй мир» с.197
2
«Грибы съедобные и несъедобные.»
Корнилова В.М. «Экологическое окно» в детском саду. С.19
3
«Осень золото роняет...»
(экскурсия в осенний парк)
«Здравствуй мир» с.207
4
«Мы живем в городе»
«Здравствуй мир» с.187
Месяц (октябрь)
1
«Наша рябинка. Наблюдение за листопадом.»
Корнилова В.М. «Экологическое окно» в детском саду. С.22
2
«Улица полна неожиданностей (как вести себя на улице)»
«Здравствуй мир» с.193
3
«Прогулка по городу»
«Здравствуй мир» с.189
4
«Перелетные птицы»
Корнилова В.М. «Экологическое окно» в детском саду. С.28
5
«Транспорт»
Скоролупова О.А.» Транспорт: наземный, водный, воздушный.» с. 9
Корнилова В.М. «Экологическое окно» в детском саду. С.69
Месяц (март)
1
«В окно повеяло весною…»
«Здравствуй мир» с.272
2
«Весенние праздники. (8 марта)»
«Здравствуй мир» с.258
3
«Обитатели воды - рыбы»
«Здравствуй мир» с.266
4
«Свойства материалов»
Месяц (апрель)
1
«Весеннее пробуждение природы» (экскурсия по лесопарку)
«Здравствуй мир» с.275
2
«Ю. Гагарин - первый космонавт.»
И.А.Агапова с.67
3
«Труд людей весной»
Блинова Г.М. Познавательное развитие детей. С.66
4
«Книги в дорогу»
«Здравствуй мир» с.302
5
«Времена года»
«Здравствуй мир» с.283
Месяц (май)
1
«День победы»
2
«Шестиногие малыши»
«Здравствуй мир» с.279
3
«Права детей в России»
4
«Откуда хлеб пришел»
«Здравствуй мир» с.232
Вид деятельности: конструирование
Месяц (сентябрь)
№ п/п
Число
Тема
Источник методической литературы
1
«Загородки и заборы»
Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе. С.5
2
«Осенний лес»
Петрова И.М. Объемная аппликация.с. 6
Месяц (октябрь)
1
«Домики, сарайчики»
Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе. С.13
2
«Лисички»
Петрова И.М. Объемная аппликация.с. 5
Месяц (ноябрь)
1
«Терема»
Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе. С.20
2
«Дружок»
Петрова И.М. Объемная аппликация.с. 5
Месяц (декабрь)
1
«Лесной детский сад»
Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе. С.26
2
«Елочная игрушка из гармошки»
Петрова И.М. Объемная аппликация.с. 8
Месяц (январь)
1
«Грузовые автомобили»
Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе. С.29
2
«Мороженное»
Петрова И.М. Объемная аппликация.с. 4
Месяц (февраль)
1
«Мосты»
Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе. С.37
2
«Снегирь на ветке рябины»
Петрова И.М. Объемная аппликация.с.6
Месяц (март)
1
«Корабли»
Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе. С.41
2
«Мимоза»
Петрова И.М. Объемная аппликация.с.10
Месяц (апрель)
1
«Самолеты»
Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе. С.43
2
«Весенние веточки в хрустальной вазе»
Петрова И.М. Объемная аппликация.с.11
Месяц (май)
1
«Повторение»
Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе. С.47
2
«Одуванчик»
Петрова И.М. Объемная аппликация.с.14
Вид деятельности:экспериментально-опытная
Месяц (сентябрь)
№ п/п
Число
Тема
Источник методической литературы
1
«Путешествие с капелькой»
Конспект
2
«Вода прозрачная, может менять цвет»
Конспект
3
«Значение воды в жизни растений»
Конспект
4
«Игра «Водяной» у нас в гостях»
Конспект
Месяц (октябрь)
1
«Ветер, ветер, ветерок»
Конспект
2
«Поиск воздуха»
Конспект
3
«Летающие семена»
Конспект
4
«Песочная страна»
Конспект
5
«Когда это бывает?»»
Конспект
Месяц (ноябрь)
1
«В гостях у Карандаша-Карандашовича и Гвоздя-Гвоздовича»
Конспект
2
«Плавающие ,тонущие предметы»
Конспект
3
«Плавающее перо»
Конспект
4
«Мех. Зачем зайчику другая шубка»
Конспект
Месяц (декабрь)
1
«Песок, глина»
Конспект
2
«Волшебная рукавичка»
Конспект
3
«Предметы из металла»
Конспект
4
«Действие магнита на металл»
Конспект
Месяц (январь)
1
«Льдинка и снежинка»
Конспект
2
«Вода, лёд, снег»
Конспект
3
«Как снег становится водой»
Конспект
Месяц (февраль)
1
«Волшебная кисточка»
Конспект
2
«С водой и без воды»
Конспект
3
«Путешествие в мир стеклянных вещей»
Конспект
4
«Как достать скрепку из воды»
Конспект
Месяц (март)
1
«Почему растаяла Снегурочка?»
Конспект
2
«Освобождение бусинок из ледяного плена»
Конспект
3
«Тёплая капелька»
Конспект
4
«Стекло его качество и свойства»
Конспект
Месяц (апрель)
1
«Чудеса растений»
Конспект
2
«Нужен ли корешкам воздух?»
Конспект
3
«Почва. Песок, глина, камни»
Конспект
4
«Солнечные зайчики»
Конспект
5
«Предметы из резины»
Конспект
Месяц (май)
1
«Растениям теплую водичку»
Конспект
2
«Зачем растения вертятся?»
Конспект
3
«Поймаем солнечного зайчика.»
Конспект
4
«В мире пластмассы»
Конспект
IV. Итоги освоения содержания образовательной области.
Результаты образовательной деятельности.
Достижения ребенка («Что нас радует»)
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
- Проявляет любознательность: задает поисковые вопросы («Почему?», «Зачем?», «Откуда?») высказывает мнения, делится впечатлениями, стремится отразить их в продуктивной деятельности.
- С удовольствием включается в исследовательскую деятельность, использует разные поисковые действия; по собственной инициативе, активно обсуждает с детьми и взрослым сам процесс и его результаты.
- Проявляет наблюдательность, замечая новые объекты, изменения в ближайшем окружении
- Понимает слова, обозначающие свойства предметов и способы обследования, использует их в своей речи;
- Откликается на красоту природы, родного города.
- Проявляет интерес к другим людям, их действиях, профессиям.
- Различает людей по полу, возрасту, профессии как в реальной жизни, так и на картинках.
- Знает свое имя, фамилию, возраст, пол, любимые занятия и увлечения.
- Проявляет интерес к городским объектам, транспорту.
- По своей инициативе выполняет рисунки о городе, рассказывает стихи.
- У ребенка отсутствует интерес к исследованию новых, незнакомых предметов, он не умеет наблюдать;
- Не сформированы основные эталонные представления, его речевая активность низкая.
- Часто неадекватно отображает признаки предметов в продуктивной деятельности;
- В поведении ребенка часто повторяются негативные действия по отношению к объектам ближайшего окружения.
- Не проявляет интереса к людям и к их действиям.
- Затрудняется в различении людей по полу, возрасту, профессии как в реальной жизни, так и на картинках.
- Не знает название родной страны и города.
- Не интересуется социальной жизнью города.
V. Социальное партнерство с родителями.
Одним из важных принципов технологии реализации программы «Детство» является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. При этом сам воспитатель определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников.
Большинство детей только приходят в детский сад, и родители знакомятся с педагогами дошкольного учреждения. Поэтому задача педагога — заинтересовать родителей возможностями совместного воспитания ребенка, показать родителям их особую роль в развитии малыша. Для этого воспитатель знакомит родителей с особенностями дошкольного учреждения, своеобразием режима дня группы и образовательной программы, специалистами, которые будут работать с их детьми.
Вместе с тем в этот период происходит и установление личных и деловых контактов между педагогами и родителями. В общении с родителями воспитатель показывает свою заинтересованность в развитии ребенка, выделяет те яркие положительные черты, которыми обладает каждый малыш, вселяет в родителей уверенность, что они смогут обеспечить его полноценное развитие.
В ходе бесед, консультаций, родительских собраний педагог не только информирует родителей, но и предоставляет им возможность высказать свою точку зрения, поделиться проблемой, обратиться с просьбой.
Такая позиция педагога способствует развитию его сотрудничества с семьей, помогает родителям почувствовать уверенность в своих педагогических возможностях.
Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников
Познакомить родителей с особенностями физического, социально-личностного, познавательного и художественного развития детей дошкольного возраста и адаптации их к условиям дошкольного учреждения.
Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно-гигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на улице.
3.Познакомить родителей с особой ролью семьи, близких в социально-личностном развитии дошкольников. Совместно с родителями развивать доброжелательное отношение ребенка к взрослым и сверстникам, эмоциональную отзывчивость к близким, уверенность в своих силах.
4.Совместно с родителями способствовать развитию детской самостоятельности, простейших навыков самообслуживания, предложить родителям создать условия для развития самостоятельности дошкольника дома.
5.Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и социальном мире.
6.Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома, познакомить их со способами развития воображения, творческих проявлений ребенка в разных видах художественной и игровой деятельности.
VI. Список литературы и материально-технического обеспечения.
автор
название
издательство
Вербенец А.М., Солнцева О.В., Сомкова О.Н.
Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство».
«Детство-Пресс» 2013.
Т.И. Бабаева, М.В. Крулехт, З.А. Михайлова.
Дошкольник 4-5лет. Как работать по программе «Детство».
«Детство-Пресс» 2010.
Деркунская В.А.,
Проектная деятельность дошкольников.
«Детство-Пресс»2013.
Воронкевич О.А
«Добро пожаловать в экологию» Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста.
«Детство –Пресс» 2008.
Корнилова В.М.
«Экологическое окно» в детском саду: Методические рекомендации.
М.: ТЦ Сфера, 2008
Поддубная Л.Б.
Природа вокруг нас. Средняя группа. Занимательные материалы.
Волгоград: ИТД «Корифей», 2008
Блинова Г.М.
Познавательное развитие детей. Методическое пособие.
М.: ТЦ Сфера, 2009.
А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова
Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников 2-7 лет. Методические рекомендации.
М. :Баласс, 2013.
Свирская Л.
«Утро радостных встреч» методическое пособие
Издательство «Линка-Пресс» 2010.
Кравченко И.В. , Долгова Т.Л.
«Прогулки в детском саду « младшая и средняя группы».
ТЦ Сфера, 2011.
Скоролупова О.А.
Транспорт: наземный, водный, воздушный. Занятия с детьми дошкольного возраста.
М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006.
Авдеева Н.Н., Князева Н.Л.
Безопасность: Учебное пособие по ОБЖ.
СПб.: «Детство –Пресс» 2005.
Л.Г. Петерсон,Е.Е. Кочемасова
Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации.
М.: Издательство «Ювента»,2010.
Агапова И.А., Давыдова М.А.
Беседы с детьми о великих соотечественниках.
М.: ТЦ Сфера, 2005.
Куцакова Л.В.
Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. Конспекты занятий.