Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 4-5 лет
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 4-5 лет
Рабочая программа совместной деятельности педагогов с детьми 4-5 лет средней группы «Пчёлки» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Малышок» (далее Программа) разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).
Рабочая программа по развитию детей средней группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
10. Вариативная часть: особенности организации образовательного процесса (климатические, демографические, национально-культурные и др., кружковая деятельность)
29-35
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
35-39
1.Материально-техническое обеспечение (пространственная и предметно-развивающая среда группы).
35
2.Программно-методический комплекс образовательного процесса.
36-38
3.Организация жизнедеятельности детей (режим дня, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий).
38-39
Список литературы.
39
Приложения.
39
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа совместной деятельности педагогов с детьми 4-5 лет средней группы «Пчёлки» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Малышок» (далее Программа) разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).
Рабочая программа по развитию детей средней группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Конституция Российской Федерации (ст.43, 72);
Конвенция о правах ребёнка (1989г.);
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»;
Приказ МОиН РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26);
Устав ДОУ, утверждённый Постановлением администрации Берёзовского района от 02.03.2015г. № 358.
1.1. Цели и задачи рабочей программы.
Ведущие цели программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Цели деятельности ДОУ по Уставу:
Развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств воспитанников;
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
Оказание методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей;
Воспитание с учётом возрастных категорий воспитанников гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют следующие задачи:
Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
Творческая организация (креативность) процесса воспитания и обучения;
Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
Уважительное отношение к результатам детского творчества;
Единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Цель ДОУ (по программе развития на 2015-2020 годы)
Создание единого образовательного пространства, обеспечивающего разностороннее развитие ребёнка через игровую деятельность при освоении образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.
Годовые задачи на 2016-2017 учебный год:
Охрана жизни и укрепление здоровья детей, обеспечение их психического благополучия, а также формирование у дошкольников начальных представлений о здоровом образе жизни.
Моделирование образовательного процесса по познавательному развитию на основе организации игровой деятельности.
Осуществление инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива в соответствии с ФГОС ДО.
Повышение статуса семьи посредством укрепления семейных ценностей и традиций.
1.2. Принципы и подходы в организации образовательного процесса.
Принципы, сформулированные на основе требований ФГОСДО:
Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей.
Уважение личности ребенка.
Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Основные принципы дошкольного образования:
Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Сотрудничество ДОУ с семьей.
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Принципы, заложенные в программе «От рождения до школы»:
соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка;
сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);
соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
1.3.Характеристика возрастных особенностей воспитанников группы.
Общие сведения о детях группы:
Количество детей –27
Возрастная категория – дети средней группы 4-5лет.
Направленность группы – общеразвивающая.
1 группа здоровья –15
2 группа здоровья –11
3 группа здоровья – 1
Часто болеющие дети –4
Дети, состоящие на «Д» учёте: 0
Возрастные особенности детей:
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинаютотделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?»,
большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя сдругим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностьюпознавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.
2.Планируемые результаты освоения
основной образовательной программы ДОУ.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.
Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации, однако каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО, но могут углублять и дополнять его требования.
Таким образом, целевые ориентиры программы «От рождения до школы» базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к программе «От рождения до школы», и в той части, которая совпадает со Стандартами, даются по тексту ФГОС. В программе «От рождения до школы», так же как и в Стандарте, целевые ориентиры даются для детей раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) и для старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
Проявляет ответственность за начатое дело.
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.
Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).
Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Целостность педагогического процесса в ДОУ обеспечивается реализацией примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования«От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в соответствии с ФГОС ДО.
1.Учебный план реализации ООП ДОУ.
Приоритетные направления
Образовательные области
Виды непосредственно образовательной деятельности
Количество видов НОД
в неделю
Обязательная часть (не менее 60%)
Познавательное развитие
Формирование элементарных математических представлений
1
Ознакомление с окружающим миром/ Ознакомление с природой
1
Развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности
1
Речевое развитие
Развитие речи
1
Чтение художественной
литературы
ежедневно
Физическое развитие
Физическая культура в помещении
2
Физическая культура на прогулке
1
Художественно-эстетическое
развитие
Музыкальная деятельность
2
Рисование
1
Лепка
0,5
Аппликация
0,5
ИТОГО
11
Социально-коммуникативное развитие
Программа предполагает организацию данной деятельности за рамками непосредственно образовательной деятельности.
Вариативная часть (формируемая ДОУ не более 40%)
Дополнительное образование
Совместная кружковая деятельность детей и взрослых
1
ИТОГО
1
ВСЕГО (по СанПиН):
12
Продолжительность НОД
20 мин
Перерыв между НОД
10 мин
Общее время в неделю (в часах)
4 часа (240 мин)
2.Расписание организованной образовательной деятельности.
Дни недели
Виды НОД
Время
Понедельник
1 Физическая культура
9.00 – 9.20
2. Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром/ ознакомление с природой)
9.30 – 9.50
Вторник
Познавательное развитие (Формирование элементарных математических представлений)
Музыкальная деятельность
9.00 - 9.20
9.55-10.15
3. Физическая культура (на прогулке)
11.30 - 11.50
Среда
1.Развитие речи
9.00 - 9.20
2. Рисование
9.30 – 9.50
3.Кружковая деятельность
15.50 – 16.10
Четверг
1. Развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности
9.00 - 9.20
2. Музыкальная деятельность
15.50 – 16.10
Пятница
1. Лепка\ аппликация
9.00 – 9.20
2. Физическая культура
9.30-9.50
3.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях.
3.1.Образовательная область «Физическое развитие».
Содержание образовательной области «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Основные цели и задачи:
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.
Физическая культура.Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.
Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.
Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.
Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.
3.2. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Основные цели и задачи:
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.
Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание.Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Воспитание культурно-гигиенических навыков.
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Формирование основ безопасности. Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.
Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.
Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.
Организация деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» предполагается по программе за рамками непосредственно образовательной деятельности.
3.3. Образовательная область «Речевое развитие».
Содержание образовательной области «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Основные цели и задачи:
Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
3.4.Образовательная область «Познавательное развитие».
Содержание образовательной области «Познавательное развитие»направлено на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля какобщем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Основные цели и задачи:
Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Приобщение к социокультурным ценностям. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.
Формирование элементарных математических представлений. Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
3.5.Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Основные цели и задачи:
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.
Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Приобщение к искусству. Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.
Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства.
Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.
Изобразительная деятельность.Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде.
Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства.
Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
Конструктивно-модельная деятельность.Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.
Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
Музыкально-художественная деятельность.Приобщение к музыкальному искусству; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.
Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.
Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.
Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.
4.Формы, способы, методы и средства реализации программы в возрастной группе по направлениям развития.
Формы работы по образовательным областям:
Направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
Формы работы с детьми среднего дошкольного возраста
Физическое развитие
Физкультурное занятие
Утренняя гимнастика
Игра
Беседа
Рассказ
Чтение
Рассматривание.
Интегративнаядеятельность
Контрольно-диагностическаядеятельность
Спортивные и физкультурные досуги
Спортивные состязания
Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера
Проектная деятельность
Проблемная ситуация
Социально-коммуникативное развитие
Индивидуальная игра.
Совместная с воспитателем игра.
Совместная со сверстниками игра
Игра
Чтение
Беседа
Наблюдение
Педагогическая ситуация.
Экскурсия
Ситуация морального выбора.
Проектная деятельность
Интегративная деятельность
Праздник
Совместные действия
Рассматривание.
Проектная деятельность
Просмотр и анализ мультфильмов,видеофильмов, телепередач.
Экспериментирование
Поручение и задание
Дежурство.
Совместная деятельностьвзрослого и детей тематического
характера
Речевое развитие
Чтение.
Беседа
Рассматривание
Решение проблемных ситуаций.
Разговор с детьми
Игра
Проектная деятельность
Создание коллекций
Интегративная деятельность
Обсуждение.
Рассказ.
Инсценирование
Ситуативный разговор с детьми
Сочинение загадок
Проблемная ситуация
Использованиеразличных видов театра
Познавательное развитие
Создание коллекций
Проектная деятельность
Исследовательская деятельность.
Конструирование
Экспериментирование
Развивающая игра
Наблюдение
Проблемная ситуация
Рассказ
Беседа
Интегративная деятельность
Экскурсии
Коллекционирование
Моделирование
Реализация проекта
Игры с правилами
Художественно–эстетическое
Развитие
Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности.
Создание макетов, коллекций и ихоформление
Рассматривание эстетически привлекательных предметов
Игра
Организация выставок
Слушание соответствующейвозрасту народной,классической, детской музыки
Музыкально- дидактическая игра
Беседа интегративного характера, элементарного музыковедческого содержания
Интегративная деятельность
Совместное и индивидуальное музыкальное исполнение
Музыкальное упражнение.
Попевка. Распевка
Двигательный, пластическийтанцевальный этюд
Танец
Творческое задание
Концерт- импровизация
Музыкальная сюжетная игра
5.Содержание коррекционной работы
(логопункт, психологическая служба, ПМПк в ДОУ).
Средняя группа «Пчёлки» (охват детей 100%)
Содержание психологической службы в ДОУ.
Содержание психологической службы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Цель сохранение и укрепление психологического здоровья детей, гармоничное развитие в условиях ДОУ.
1. Психодиагностика.
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
2. Психопрофилактика.
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
3. Коррекционная и развивающая работа.
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
4. Психологическое консультирование.
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
5. Психологическое просвещение.
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, родителей, а именно:
- повышение уровня психологических знаний;
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Каждое из названных направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, опирается, в основном, на игровые технологии и приемы.
6. Примерное годовое тематическое планирование.
Средняя группа «Пчелки» 2016 – 2017 уч.год
Месяц
1 неделя
Предметное окружение
2 неделя Явления окружающей жизни
3 неделя
Природа
4 неделя
экология
5 неделя
СЕНТЯБРЬ
Диагностический период
Детский сад
Диагностический период
Моя семья
Что нам осень принесла. Овощи. Фрукты
У медведя во бору, грибы, ягоды беру
ОКТЯБРЬ
Игрушки
МОЙ РОДНОЙ ПОСЕЛОК
Люблю березку
русскую (деревья, кусты
Коровушка и бычок (домашние животные)
НОЯБРЬ
ТРУД ВЗРОСЛЫХ
(Профессии)
В мире стекла
посуда
мебель
Дикие животные
ДЕКАБРЬ
Здравствуй зимушка зима
Моя страна - Москва
Классификация предметов по форме, величине, цвету
Новый год
ЯНВАРЬ
каникулы
Зимние забавы
Наземный транспорт
Воздушный, водный транспорт
ФЕВРАЛЬ
Одежда обувь головные уборы
Домашние животные
Наша армия
Мир комнатных растений
МАРТ
Моя мама лучше всех
весна
Перелетные птицы
Домашние птицы и их детеныши
Почему Снегурочка растаяла
АПРЕЛЬ
Дом, в котором ты живешь
Космос
Правила дорожного движения
Безопасность
Знакомство с живой и неживой природой
МАЙ
День Победы
Беседа о насекомых
Цветущий луг
Диагностика
7. Календарно-тематическое планирование.
(Приложение № 1)
8.Взаимодействие с семьями воспитанников.
Месяц
Проводимые мероприятия
Ответственные
Сентябрь
1. Собрать и уточнить сведения о родителях и детях
2. Информация о родительском уголке:
Режим дня.
Сетка занятий.
3.Консультации:
Возрастные особенности речевого развития детей.
Психологические особенности детей 4 -5 лет.
Консультация по теме: «Конвенция ООН о правах и обязанностях ребенка».
Папка-раскладушка: «Осень. Сентябрь».
Правила для родителей.
4.Индивидуальная работа.
Предложить родителям разучить стихи об осени.
5. Индивидуальные беседы с родителями по теме: «Общение детей со сверстниками».
Ежедневные беседы с родителями по теме: «Как прошел день в детском саду»
6. Уголок здоровья
7. Папка – передвижка по теме: «Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности».
Воспитатели
Воспитатели
Логопед
Психолог
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
воспитатели
Октябрь
1.Консультации:
Социальные причины нарушения звукопроизношения
Чем полезна зарядка.
Как нужно вести себя во время детского утренника.
Что рисует ваш ребенок.
2.Индивидуальная работа.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса.
Предложить родителям принять участие в изготовлении поделок на выставку «Осенние фантазии».
Оформление выставки «Осенние фантазии».
Совместное проведение праздника, посвященного осени.
3.Уголок здоровья
4.Папка – передвижка по теме: «Как учить с детьми стихи».
Картотека игр по познавательно-речевому развитию
Папка-раскладушка: «Осень. Октябрь».
5.Родительское собрание по теме: «Задачи образовательной деятельности детей в средней группе. Разное».
логопед
Инструктор по физкультуре
Музыкальный руководитель
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
родители
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Ноябрь
1.Консультации:
Распространенные ошибки родителей, пагубно влияющих на речевое развитие детей.
Папка – передвижка «Советы психолога».
Развитие музыкально – ритмических навыков у ребенка.
Дидактические игры по развитию речи.
2.Индивидуальная работа.
Ежедневные беседы с родителями: «Как прошел день в детском саду»
Рекомендации родителям пособий для домашних занятий с детьми.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса.
Рекомендации родителям по домашнему чтению.
3.Уголок здоровья
4.Папка – передвижка по теме: «Какие сказки читать ребенку на ночь?»
Памятка для родителей по проведению речедвигательных упражнений в домашних условиях.
Папка-раскладушка: «Осень. Ноябрь».
Логопед
Психолог
Музыкальный руководитель
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Декабрь
Оформление родительского уголка по теме: «Новогодний праздник».
Консультации:
Роль семьи в развитии речи ребенка.
Ошибки воспитания.
Маленькие хитрости большого праздника.
Индивидуальная работа.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса.
Привлечение родителей к подготовке новогодней елки (разучивание песен и стихов, изготовление новогодних атрибутов, елочных украшений, карнавальных костюмов).
Рекомендации родителям пособий для домашних занятий с детьми.
Проведение заседания родительского комитета.
Привлечение родителей к проведению новогоднего праздника.
Уголок здоровья
Папка – передвижка по теме: «Новогодние игрушки своими руками».
«Чем занять ребенка на зимних каникулах».
Папка-раскладушка: «Зима. Декабрь».
воспитатели
Логопед
Психолог
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
воспитатели
Январь
Оформление родительского уголка по теме: «Зима».
Консультации:
Советы родителям по заучиванию стихов.
«Инструменты – самоделки». Изготовление шумовых музыкальных инструментов дома.
Холода – не беда. Чем занять ребенка, когда на улице мороз.
Индивидуальная работа.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса.
Рекомендации родителям, касающиеся активного зимнего отдыха с детьми (катание на санках, коньках, лыжах, прогулки, подкармливание зимующих птиц) и формирующие навыки безопасного поведения во время отдыха.
Рекомендации родителям пособий для домашних занятий с детьми.
Привлечение родителей к проектной деятельности.
Привлечение родителей к проведению «Дня заботливых родителей».
Уголок здоровья
Папка – передвижка по теме: «Роль книги в развитии ребенка».
«Играем везде».
Папка-раскладушка: «Зима. Январь».
Воспитатели
Логопед
Музыкальный руководитель
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Февраль
Оформление родительского уголка по теме: «День защитников Отечества».
Консультации:
Развитие мелкой моторики рук у детей – залог правильной и красивой речи.
Как помочь ребенку стать уверенным?
Учим ребенка слушать музыку.
Вежливость
Индивидуальная работа.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса.
Рекомендации родителям по домашнему чтению.
Привлечение родителей к подготовке праздника «День защитника Отечества» (разучивание с детьми стихов и песен, изготовление праздничной атрибутики).
Обсуждение с родителями проблем развития игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения.
Уголок здоровья
Папка – передвижка по теме: «Как учить стихи с ребенком».
Папка-раскладушка: «Зима. Февраль».
Родительское собрание.
Совместное проведение праздника, посвященное Дню защитника Отечества.
воспитатели
Логопед
Психолог
Музыкальный руководитель
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
воспитатели
Март
Оформление родительского уголка по теме: «8 Марта».
Консультации:
Лучше, если вы отложите до формирования чистой речи…
Особенности эмоционального развития дошкольника 3 -7 лет.
Домашние обязанности для детей. Без напоминания и с удовольствием.
Индивидуальная работа.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса.
Рекомендации родителям по домашнему чтению.
Привлечение родителей к подготовке праздника, посвященного 8 Марта (разучивание с детьми песен и стихов, изготовление праздничной атрибутики).
Совместное проведение праздника, посвященного 8 Марта.
Привлечение родителей к совместным с детьми наблюдениям за сезонными изменениями в природе.
Уголок здоровья
Папка – передвижка по теме: «Памятка родителям от ребенка».
«Ребенок – левша».
Папка-раскладушка: «Весна. Март».
Воспитатели
Логопед
Психолог
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
воспитатели
Апрель
Оформление родительского уголка по теме: «Весна».
Консультации:
Факторы, способствующие возникновению речевых нарушений у детей.
Откуда берутся детские страхи.
Роль сказки в развитии и воспитании ребенка.
Индивидуальная работа.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса.
Привлечение родителей к совместной с детьми проектной деятельности, способствующей возникновению познавательной активности.
Рекомендации родителям пособий для домашних занятий с детьми.
Уголок здоровья
Папка – передвижка по теме: «Здоровый образ жизни семьи».
Памятка для родителей «Секреты воспитания вежливого ребенка».
Папка-раскладушка: «Весна. Апрель».
Воспитатели
Логопед
Психолог
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
воспитатели
Май
Оформление родительского уголка по теме: «День Победы».
Консультации:
Игры для развития фонематического слуха и восприятия.
Развитие речи: игры в кругу семьи.
Индивидуальная работа.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса.
Рекомендации родителям пособий для домашних занятий с детьми.
Рекомендации родителям рассказать детям о родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне.
Уголок здоровья
Папка – передвижка: «Как провести выходные с ребенком».
«Дети и телевизор».
Папка-раскладушка: «Весна. Май».
Проведение итогового родительского собрания
воспитатели
Логопед
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
воспитатели
План детских праздников и развлечений
Сентябрь
Праздник мыльных пузырей
Алимова Т.М.
Октябрь
«Осенняя сказка» кукольный театр
Осенний праздник «Как Винни -Пух с Пятачком искали осень»
Музыкальный руководитель
воспитатели
ноябрь
Драматизация сказки «Колосок»
Музыкальный руководитель
воспитатели
декабрь
Новогодний утренник
Прощание с елкой - развлечение
Музыкальный руководитель
воспитатели
январь
Кукольный театр
Музыкальный руководитель
воспитатели
февраль
«Мы с папой можем все» спортивно – музыкальный праздник
Музыкальный руководитель
воспитатели
март
1.Утренник, посвященный Международному Женскому дню 8 марта
2.Кукольный театр
Музыкальный руководитель
воспитатели
апрель
«Весна – красна идет» театрализованная деятельность
Музыкальный руководитель
воспитатели
май
«Мы дружим с цифрой «5»
Воспитатели, музыкальный руководитель
План детских праздников и развлечений
Сентябрь
ПДД «Юный пешеход»
Инструктор по физкультуре Суслова Н.В.
Октябрь
День здоровья «Путешествие по королевству будь здоров» Инстр.№4, стр43
Инструктор по физкультуре Суслова Н.В.
Ноябрь
«На природу за знаниями»
Инструктор по физкультуре Суслова Н.В.
Декабрь
«Ух, ты зимушка – зима»
Инструктор по физкультуре Суслова Н.В.
Январь
ПДД «Я примерный пешеход».
День здоровья «В стране Болючке, или секреты здоровья»
Инструктор по физкультуре Суслова Н.В.
Февраль
«В ногу с папой»
Инструктор по физкультуре Суслова Н.В.
Март
«Хозяюшки»
Инструктор по физкультуре Суслова Н.В.
Апрель
День смеха «Я примерный пешеход»
Инструктор по физкультуре Суслова Н.В.
Май
День здоровья «Здоровый дух»
Инструктор по физкультуре Суслова Н.В.
9.Взаимодействие с социумом.
Наименование социальных институтов детства
Формы сотрудничества
Сроки
проведения
Краеведческий музей
Беседа научного сотрудника Рауданен Н.А. на тему: «Дикие животные нашего края»
10 ноября 2016 года
Выездная детская библиотека
Беседа по теме: «Дикие животные в русских народных сказках»
18 ноября 2016 года
АТВ «Берёзово»
Съёмка и показ по ТВ Берёзово открытого занятия по теме: «Дикие животные нашего края»
22 ноября 2016 года.
Инспектор по пожарной безопасности Исакова Н.И.
Показ кукольного театра «Колобок и спички»
Март 2017 год
Инспектор по пожарной безопасности Исакова Н.И.
Беседа и эстафеты по пожарной безопасности.
Март 2017 год
Детская школа искусств
Показ концерта учащимися музыкального отделения под руководством Логиновой Н,Ю.
Апрель 2017 год
10. Вариативная часть:
особенности организации образовательного процесса.
Кружок «Речевичок»
Актуальность: Говорить – значит пользоваться устной речью, выражать свои мысли словами. Чтобы говорить, ребёнок должен овладеть определённым запасом слов, активно пользоваться им, строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, уметь слушать и быть внимательным. Таким образом, результативность проводимой работы по использованию приёмов ТРИЗ – технологий в процессе формирования связной речи у детей дошкольного возраста соответствует высказыванию Л.С. Выгодского о том, что «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития».
Цель: Формирование связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной, познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; развитие творческих способностей; формирование качеств творческой личности.
Задачи:Образовательные:
Изучить научную и методическую литературу по данной проблеме. Осуществление системного подхода в ознакомлении детей с человеком и миром, формирование системного мышления.
Воспитательные:
Воспитание интереса к собственным открытиям через поисковую и исследовательскую деятельность.
Развивающие:
Развитие творчества, воображения в разнообразной продуктивной деятельности.
Участники кружка: Воспитатели группы Алимова Т. М. Охрименко В.Н. целевая средняя группа, родители детей средней группы.
Время действия кружка: с 7 сентября 2016года по1июня 2017года (среда с 15.50 – 16.10)
Количество занятий: одно занятие в неделю во второй половине дня.
Возраст детей: 4 – 5лет.
Количество детей: начало года – 27 человек, конец года – 25 человек.
Место проведения: детский сад «Малышок», средняя группа «Пчелки».
Конечный результат работы: Конечным результатом работы является
Критерии мониторинга: Слаженное взаимодействие между детьми и педагогом во время игрового процесса
Реализация кружка:
Подготовительный этап:
Подбор и изучение необходимой литературы.
Составление плана работы.
Проведение информационно – просветительской работы среди родителей дошкольников.
Основной этап:
Систематическое проведение занятий с детьми, с использованием элементов ТРИЗ
Составление картотеки по играм ТРИЗ
Изготовление кругов Луллия
Оформление папок с материалом по ТРИЗ
Оформление игры «Загадочные животные»
Завершающий этап:
Беседы с родителями
Памятки для родителей
Проведение открытого занятия по речевому развитию для педагогов поселка.
Перспективное планирование кружковой работы «Речевичок»
в средней группе «Пчелки» 2016-2017уч.год
Дата
Тема
Цель
Источник
7 сентября
Диагностика
14 сентября
Диагностика
21 сентября
Противоречия в погоде
Чтение рассказов
«Лужа», «Сезон дождей»
Активизировать интерес детей к окружающему миру; систематизировать знания детей о явлениях природы.
Учить детей разрешать противоречия.
Папка № 1, стр. 4-5, занятие № 1;
Ж. «Ребенок в д/с»
№ 1 2001г, стр.24
28 сентября
Противоречия в предметах
Систематизировать навык классификации предметов по внешним признакам; систематизировать знания о свойствах предметов.
Папка № 1, стр.5-7, занятие № 2.
5 октября
Противоречия в количестве
Активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации; формирование понимание относительности количества;
Папка № 1, стр.9-10, занятие № 6
12 октября
Противоречия в ситуациях
Обучать выделению противоречий в различных жизненных ситуациях;
Активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации; формировать понимание относительности размера; систематизировать знания детей о размерах животных.
Папка №1, стр.8-9,занятие №5
2 ноября
Противоречия в предметах
Систематизировать знания детей о профессиях; обучать выделять противоположные признаки объектов; развивать внимание, эмпатию.
Папка №1, стр.7-8, занятие №3
9 ноября
Чтение рассказа «Кактусовый сад»
Учить детей разрешать противоречия.
См. ж. «Ребенок в д/с» №1, стр.25
16 ноября
Занятие по ТРИЗ «Стульчик»
Развитие творческого мышления Закрепление умения делить предмет на составные части.
См. ж. «Ребенок в д/с» №2, стр.64
23 ноября
Занятие по ТРИЗ «Лес»
Показать многообразие леса. Выделить основные компоненты понятия «лес» (растения, животные, земля, вода). Развивать творческое воображение. Закрепление умения выявлять составляющие объектов и явлений.
См. ж. «Ребенок в д/с». №4, 2001г. стр. 60.
30 ноября
Чтение рассказа «Странная птица».
Учить детей разрешать противоречия.
См. ж. «Ребенок в д/с» №1, стр.25
7 декабря
Противоположные признаки
Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе; активизировать использование антонимов в речи;
Активизировать мышление детей; обучать навыкам групповой работы в режиме «Мозгового штурма».
Папка №1, стр.10-11,занятие №7
14 декабря
Обобщающее занятие по противоречиям
Систематизировать представления детей о противоречиях; оценить умение воспринимать объекты как совокупности противоположностей.
Учить детей достигать конечный результат; развивать воображение.
См. ж. «Ребенок в д/с», №1, стр.25-26
18 января
Подсистемы предметов: объект «машина»
Систематизировать представления детей о транспорте; обучать системному анализу объекта; закрепить знания дорожного движения.
Папка №1, стр.13-14, занятие №11
25 января
Подсистемы предметов: объект «чайник»
Систематизировать знания о посуде; обучать функциональному подходу подсистем; развивать диалектическое мышление; развивать умение прогнозировать.
Папка №1, стр.12-13, занятие№10
1 февраля
Игры «Где живет?», «Что можно сказать о предмете, если там есть…»
Игры на определение подсистемных связей
Картотека №6-7
8 февраля
«Волшебный светофор»
«Хорошо – плохо»
Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта
Учить детей находить положительные и отрицательные свойства объекта.
Картотека №9-10
№8
15 февраля
Обобщающее занятие по подсистемам
Цель: Систематизировать восприятие объектов как совокупности взаимосвязанных частей; познакомить с приемами сочинения загадок; развивать воображение.
Папка №1, стр. 14-15, занятие №12
22 февраля
Метод маленьких человечков
Цель: Познакомить с методом маленьких человечков; обобщить представления детей о свойствах твердых веществ; развивать воображение, умение инсценировать; развивать познавательный интерес, умение анализировать причины.
Папка №1, стр.15-16, занятие №13
1 марта
Твердые и жидкие человечки
Цель: активизировать мышление детей; закрепить представления детей о свойствах жидких веществ; обучать умению сравнивать и анализировать свойства объектов.
Папка №1, стр.16, занятие №14
15 марта
Газообразные человечки
Цель: Активизировать мышление детей; систематизировать представления детей о свойствах газообразных веществ; развивать воображение, умение перевоплощаться; развивать умение абстрагировать.
Папка №1, стр. 17-18, занятие№15
22 марта
Цветные человечки
Цель; активизировать мышление детей; развивать воображение, фантазию; обобщить представления о веществах в различных агрегатных состояниях; формировать экологическое мышление.
Папка №1, стр.18-19, занятие №16
29 марта
Игра «Маленькие человечки»
Цель: Учить различать твердые, жидкие, и газообразные вещества в природном мире, находить среду обитания природных объектов
Цель: систематизировать представления о назначении дома и его составных частей; развивать умение анализировать, видеть взаимосвязи; формировать диалектическое мышление.
Папка №1, стр.20-21, занятие№18
19 апреля
Игра «Давай поменяемся»
Цель: Научить детей выделять функцию предметов.
Картотека №75
26 апреля
Системный лифт
Цель: развивать умения анализировать и обобщать; формировать диалектическое мышление; развивать воображение, умение инсценировать; познакомить с моделью анализа объекта «системный лифт».
Папка №1, стр. 21-22, занятие №19
3 мая
Надсистемы и подсистемы
Цель: активизировать мышление детей; обучать использовать модель»системный лифт» для анализа объекта.
Папка №1, стр. 22-23, занятие №20
10 мая
Игра «Что в чем?»
Цель: учить детей по определению подсистемы выстраивать систему.
Картотека №64
17 мая
Обобщающее занятие по надсистемам и подсистемам
Закрепить представления о надсистемах и подсистемах объектов; закрепить умение пользоваться моделью «системный лифт»;
Папка №1, стр.23-24,занятие №21
24 мая
Диагностика
31 мая
Диагностика
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
1.Материально-техническое обеспечение (пространственная и предметно-развивающая среда группы).
Назначение
Функциональное использование
Оснащение
Групповая комната
Пребывание детей в соответствии с режимом дня
Шкаф для дидактических пособий - 1 шт.
Игры, игрушки, дидактические пособия в ассортименте и по возрасту;
2.Программно-методический комплекс образовательного процесса.
Методическое обеспечение образовательной области «Физическое развитие»:
Автор-
составитель
Наименование издания
Издательство, год издания
Л.И.Пензулаева
Физическая культура в детском саду.
Издательство «Мозаика –Синтез», Москва, 2014
Э.Я.Степаненкова
Физическая культура
Методическое обеспечение образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:
Автор-
составитель
Наименование издания
Издательство, год издания
Н.Ф.Губанова
Развитие игровой деятельности средняя группа ФГОС
Издательство «Мозаика –Синтез», Москва, 2014
Э.Я.Степаненкова
ФГТ Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет.
Издательство «Мозаика –Синтез», Москва, 2013
Н.Н.Авдеева
Безопасность
Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2002
Л.В.Куцакова
Трудовое воспитание
Издательство «Мозаика –Синтез», Москва, 2014
Под редакцией
Л.А.
Кондрыкинской
С чего начинается Родина.
Москва, 2005
Е.А.Алябьева
Нравственно – этические беседы и игры с дошкольниками
Москва, 2003
Е.Ю.
Александрова
Система патриотического воспитания
Волгоград
Методическое обеспечение образовательной области «Познавательное развитие»:
Автор-
составитель
Наименование издания
Издательство, год издания
И.А.Помораева
Формирование элементарных математических представлений
Издательство «Мозаика –Синтез», Москва, 2014
П.В.Куцакова
Конструирование из строительного материала
Издательство «Мозаика –Синтез», Москва, 2015
О.В.Дыбина
Ознакомление с предметным и социальным окружением
Издательство «Мозаика –Синтез», Москва, 2012
О.А.
Соломенникова
Ознакомление с природой
Издательство «Мозаика –Синтез», Москва, 2012
Т.Г.Кобзева, И.А.Холодова,
Г.С.Александрова
Организация деятельности детей на прогулке средняя группа.
Издательство «Учитель», 2015
Методическое обеспечение образовательной области «Речевое развитие»:
Автор-
составитель
Наименование издания
Издательство, год издания
В.В. Гербова
Развитие речи в детском саду
Издательство «Мозаика –Синтез», Москва, 2014
О.С Ушакова
Занятия по развитию речи в детском саду
Издательство «Совершенство», Москва, 2001
Л.Г.Селихова
Интегрированные занятия: ознакомление с окружающим миром и развитие речи
Москва, Мозаика-Синтез,
2005
Т.И.Петрова
Игры и занятия по развитию речи
Москва, «Школьная Пресса», 2006
Т.И. Подрезова
Материал к занятиям по развитию речи
Москва, 2008 «АЙРИС-пресс»
Методическое обеспечение образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»:
Автор-
составитель
Наименование издания
Издательство, год издания
Т.С.Комарова
Изобразительная деятельность в детском саду
Издательство «Мозаика –Синтез», Москва, 2014
З.А.Богатеева
Занятия аппликацией в детском саду
Издательство «Просвещение», 1988
Т.Г.Казакова
Развитие у дошкольников творчества
Издательство «Просвещение», 1985
Т.Н.Доронова
Обучение детей рисованию, лепке, аппликации в игре
Москва, изд-во «Просвещение», 1992
Г.С.Швайко
Занятия по изобразительной деятельности в детском саду средняя группа
Москва ВЛАДОС 2002
Д.Н.Колдина
Рисование с детьми 4-5 лет
Издательство «Мозаика –Синтез», Москва, 2009
3.Организация жизнедеятельности детей (режим дня, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий).
Режим дня (холодный период года)
Режимные моменты
Время
Приём, осмотр, игры
7.30 - 8.30
Утренняя гимнастика
8.05 - 8.12
Подготовка к завтраку, завтрак
8.12 – 8.50
НОД (непосредственно образовательная деятельность), занятия со специалистами
9.00 - 9.20
9.30 – 9.50
Подготовка к прогулке, прогулка
9.50 – 12.00
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду
12.00 - 12.15
Обед
12.15-12.45
Подготовка ко сну, сон
12.45 - 15.00
Постепенный подъём, закаливающие процедуры
15.00 - 15.30
Полдник
15.30 - 15.50
НОД, дополнительное образование, занятия со специалистами
15.50 – 16.10
Игры, самостоятельная деятельность детей
16.10 - 16.55
Чтение художественной литературы
16.55 – 17.10
Ужин
17.10 - 17.25
Игры, прогулка, уход домой
17.25 - 18.30
Режим дня (летний период)
Режимные моменты
Время
Приём, осмотр, игры
7.30 - 8.30
Утренняя гимнастика
8.10 - 8.17
Подготовка к завтраку, завтрак
8.17 – 9.00
Совместная деятельность детей и взрослых
9.00 - 9.20
Подготовка к прогулке, прогулка
9.20 – 12.00
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду
12.00 - 12.15
Обед
12.15-12.45
Подготовка ко сну, сон
12.45 - 15.00
Постепенный подъём, закаливающие процедуры
15.00 - 15.30
Полдник
15.30 - 15.50
Подготовка к прогулке, прогулка.
Игры, самостоятельная деятельность детей
15.50 – 16.55
Чтение художественной литературы
16.55 – 17.10
Ужин
17.10 - 17.25
Игры, прогулка, уход домой
17.25 - 18.30
Список литературы.
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Соответствует ФГОС. - М., Мозаика-Синтез, 2014.
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)".
Молодчая Т.В. Составление рабочей программы педагога ДОО. Методические рекомендации. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2014 - № 6.
Белая К.Ю. Программы и планы в ДОО. Технология разработки в соответствии с ФГОС ДО. - М.: ООО «ТЦ Сфера», 2014.
Верещагина Н.В. Структура рабочей программы педагога ДОУ по ФГОС. // Дошкольная педагогика. -2014 - № 9.