Рабочая программа для средней группы дошкольного образовательного учреждения
Рабочая программа для средней группы дошкольного образовательного учреждения
Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных учебных программ, результатам и результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность МКДОУ детский сад общеразвивающего вида «Ромашка» и группы, как структурной единицы, по разработке и реализации своей образовательной программы. Рабочая программа по развитию детей средней группы разработана воспитателем Кравченко Мариной Юрьевной в соответствии с основной образовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, пла-нированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа - Я ребенка, его детализацией. Данная программа учитывает приоритетное направление: реализация театральной деятельности на основе фольклорного материала. Цели программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Содержание программы представлено в виде раскрытия целей и задач воспитания и обучения, направлений педагогической деятельности, перспективно-тематического планирования по разделам с учетом времени года и режимом пребывания в детском саду обеспечивает физическое, социально-коммуникативное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных учебных программ, результатам и результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность МКДОУ детский сад общеразвивающего вида «Ромашка» и группы, как структурной единицы, по разработке и реализации своей образовательной программы. Рабочая программа по развитию детей средней группы разработана воспитателем Кравченко Мариной Юрьевной в соответствии с основной образовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, пла-нированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа - Я ребенка, его детализацией. Данная программа учитывает приоритетное направление: реализация театральной деятельности на основе фольклорного материала. Цели программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Содержание программы представлено в виде раскрытия целей и задач воспитания и обучения, направлений педагогической деятельности, перспективно-тематического планирования по разделам с учетом времени года и режимом пребывания в детском саду обеспечивает физическое, социально-коммуникативное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Принципы
• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей. Данный принцип является инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, который предполагает получение единого целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и гармоничное его вхождение в социум.
Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие, на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья.
Содержание образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений, на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей.
Содержание образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Содержание образовательной области "Речевое развитие" предполагает овладение лошкольниками чистой и правильной речью, подготовку к речевой грамотности в школьном обучении, правильной орфоэпии и орфографии.
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра
Вариативная часть представлена авторской программой и методическими разработками Кравченко М.Ю. «Театрализованная деятельность на основе фольклорного материала ». Организация образовательной работы предполагает воспитание и обучение на специальных занятиях, в режимные моменты и в совместной деятельности педагога с детьми в течение всего дня. На занятиях используются разнообразные виды детской деятельности: проектная, экспериментальная, игровая; Основной акцент сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений, содержание которых предполагает организацию игрового взаимодействия ребенка со сверстниками, учит правильно выстраивать отношения в игровых ситуациях, самостоятельно или с помощью воспитателя организовывать трудовую и другие виды деятельности. Используются технологии празднично-игровая, элементы ТРИЗ, игры Воскобовича и др.
Режим днясредняя группа № 1
Прием, самостоятельная деятельность 7.30-8.45
Утренняя гимнастика 8.45-8.50
Подготовка к завтраку 8.50-9.00
Завтрак 9.00-9.15
Игры, подготовка - Н.О.О. 9.15-9.40
Н.О.О. 1 9.40-10.00
Н.О.Д 2 10.15-10.35
Игры 10.35-11.00
Подготовка к прогулке, прогулка 11.00-12.15
Возращение с прогулки подготовка к обеду 12.15.-12.30
Обед 12.30-13.00
Подготовка ко сну 13.00-13.10
Дневной сон 13.10-15.30
Подъем, воздушные процедуры подготовка к полднику 15.30-16.00
Полдник 16.00-16.20
Игры, самостоятельная деятельность
Индивидуальные занятия 16.20-17.00
Уход детей домой 17.00-18.00
Сетка Н.О.О.
Понедельник
Подготовительное развитие (ФУКМ) (ознакомление с окружающим, ознакомление с природой)
Физическое развитие на прогулке.
Вторник
Физическое развитие
Художественно-эстетическое (музыкальное)
Среда
1.Познавательное развитие (ФЭМП)
2.Художественно-эстетическое (лепка, аппликация)
Четверг
1.Речевое развитие (развитие речи, художественная литература)
2.Физичесткое развитие
Пятница
1.Художественно-эстетическое (музыкальное)
2. Художественно-эстетическое (рисование)
Условия реализации рабочей программы
Непосредственная образовательная деятельность (НОД) начинается с 9.30 часов.
Продолжительность НОД в средней группе – 15-20 минут.
Рабочая программа базируется на общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой по направлению «Речевое развитие».
Речевое развитие включает владение речью: как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Цели
Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Задачи
Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.
Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.
Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.
Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.
Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными
Грамматический строй речи. Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята — лисят, медвежата — медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель).
Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т.п.), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао).
Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова.
Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Связная речь. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.
Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.
Форма реализации:
Рабочая программа реализуется в форме организованной образовательной деятельности. Непосредственная образовательная деятельность (НОД) проходит 1 раз в неделю в специально организованных условиях.
Также используются следующие формы организации детской деятельности:
индивидуально-творческая и творческая деятельность в малой подгруппе
( 3-6 детей),
учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия, игровой тренинг, наблюдения).
Материально-техническое обеспечение
Методическая литература для педагога:
1.Программа «От рождения до школы »(под ред. Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой, М, А Васильевой.), Мозайка-синтез Москва 2014
2. Ге р б о в а В. В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа (4-5 лет).
Мозайка-синтез Москва 2014
Электронные образовательные ресурсы(ЭОР)
Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа (4-5 лет).
Рабочие тетради
Е.В. Колесникова «»Развитие звуковой культуры речи
Дарья Денисова «Раз – словечко, два словечко»
Наглядно-дидактические пособия
Развитие речи в детском саду: Для работы с детьми 4–6 лет. Гербова В. В.
В.Степанов «Прочитай и отгадай», «Уроки вежливости»,
И. Гурина «Про кого расскажет кот»
Прогнозируемый результат
К концу года дети средней группы могут
• значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка;
• активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова – антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница – сухарница);
• осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове;
•осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
• подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать (инсценировать) отрывки из знакомых произведений;
• рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии;
• активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
Рабочая программа базируется на примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Верекасы, Т.С Комаровой, М.А.Васильевой по реализации образовательной области «Познавательное развитие», по направлению ознакомление с предметным и социальным окружением.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса средней группы.
Принципы
• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра
Цели:
Создавать условия дляприобщения детей среднего дошкольного возраста к социально-культурным ценностям.
Задачи:
Продолжать знакомить с признаками предметов, совершенствовать умение определять их цвет, форму, величину, вес. Развивать умение сравнивать и группировать предметы по этим признакам.
Рассказывать детям о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах.
Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машин — из металла, шины — из резины и т. п.).
Помогать устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов.
Расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет,теплоход).
Расширять представления о правилах поведения в общественных местах.
Формировать первичные представления о школе.
Через проектную деятельность, экскурсии, игры, произведения литературы продолжать знакомство с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем), их атрибутами, людьми, работающими в них, правилами поведения.
Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и в сельской местности с опорой на опыт детей.
Расширять представления о профессиях.
Познакомить детей с деньгами, возможностями их использования.
Формировать элементарные представления об изменении видов человече-ского труда и быта на примере истории игрушки и предметов обихода.
Форма реализации
В средней группе детского приобщение к социокультурным ценностям проводится как в форме игр-занятий, так и в форме дидактической игры, в которой игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач обеспечивает достижение цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру.
Материально-техническое обеспечение
Методическая литература для педагога
1.Программа «От рождения до школы »(под ред. Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой, М, А Васильевой.), Мозайка-синтез Москва 2014
2. Дыбина. О.В.Ознакомление с предметным и социальным окружением «Добро пожаловать в экологию». Среднняя группа(4-5 лет.) Мозайка-синтез Москва 2014
3.О.А. Воронкевич рабочие тетради
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)
Дыбина. О.В.Ознакомление с предметным и социальным окружением: Среднняя группа(4-5 лет.)
Наглядно-дидактические пособия
Серия «Мир в картинках» (предметный мир)
«Авиация»; « Автомобильный транспорт», «Морские обитатели»; «Рептилии и амфибии», «Музыкальные инструменты» «Инструменты домашнего мастера» «Бытовая техника». «Спортивный инвентарь», «Ягоды садовые», «Ягоды лесные», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Животные — домашние питомцы», «Собаки—друзья и помощники», «Животные жарких стран», «Животные средней полосы», «Насекомые», «Высоко в горах», «Арктика и Антарктика», «Деревья и листья», «Посуда», «Овощи», «Фрукты», «Цветы», «Герои сказок».
Водный транспорт. — М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Плакаты большого формата
«Овощи» М.: Мозаика-Синтез, 2010. «Фрукты» — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Прогнозируемый результат
К концу года дети средней группы могут
Называть разные предметы, которые окружают его в помещениях, на участке, на улице; знает их назначение.
Называть признаки и количество предметов.
Называть домашних животных и знать, какую пользу они приносят человеку.
Различать и называть некоторые растения ближайшего окружения. Называть времена года в правильной последовательности.
Знают и соблюдают элементарные правила поведения в природе. Знают свое имя и фамилию, возраст, имена членов своей семьи. Могут рассказать о своем родном городе, назвать его
Знают некоторые государственные праздники.
Имеют представление о Российской армии, ее роли в защите Родины.
Знают некоторые военные профессии.
Рабочая программа по Лепке базируется на примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Верекасы, Т.С Комаровой, М.А.Васильевой для реализации образовательная области «Художественно-эстетическое развитие» по направлению лепка. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса и обеспечивает художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Принципы
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• принцип научной обоснованности и практической применимости;
• критерии полноты, необходимости и достаточности;
• принцип единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
• принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
• комплексно - тематическом принцип построения образовательного процесса;
• предусматривание решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• принцип построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра
Цели:
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.
Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (лепки) удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Развитие эмоциональной восприимчивости.
Задачи:
Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства.
Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками
при создании коллективных работ.
Расширения сенсомоторного опыта детей
Закреплять умение замечать различия в сходных по форме и строению
зданиях (форма и величина входных дверей, окон и других частей)
Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности.
Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать.
Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.
Обогащать представления детей об изобразительном искусстве ( народное декоративное искусство, скульптура малых форм и др.) как основе развития творчества. Учить детей выделять и использовать средства выразительности лепке.
Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в лепке.
Приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы убирать все со стола.
Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей
Продолжать развивать интерес детей к лепке; совершенствовать умение лепить из глины (из пластилина, пластической массы).
Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах; учить прищипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей
(ушки у котенка, клюв у птички). Учить сглаживать пальцами поверхность
вылепленного предмета, фигурки.
Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения
полой формы. Познакомить с приемами использования стеки. Поощрять
стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.
Закреплять приемы аккуратной лепки.
Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.
Форма реализации.
Рабочая программа реализуется в форме организационной деятельности. Непосредственная образовательная деятельность (НОД) проходит 1 раз в 2 недели в специально организованных условиях.
Материально-техническое обеспечение
Методическая литература для педагога:
Т.С Комаровой, Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа(4-5лет)
Д.Н. Колдина «Мозаика - синтез»
Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
Электронные образовательные ресурсы
Т.С Комаровой, Изобразительная деятельность в детском саду
Соломенников О.А Ознакомление детей с народным искусством.
Наглядно-дидактические пособия
Серия «Мир в картинках»: «Гжель», «Дымковская игрушка», «Филимоновская народная игрушка »;
О.П.Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Прогнозируемый результат
К концу года дети средней группы могут
Уметь отламывать от большого куска маленький кусочек, раскатывать прямыми и круговыми движениями ладоней.
Уметь прищипывать с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягивать отдельные части из целого куска, прищипывать мелкие детали (ушки у котенка, клюв у птички)
Сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.
Использовать приемы вдавливания середины шара, цилиндра для получения
полой формы.
Создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию; использовать все многообразие усвоенных приемов.
Раздел «Ознакомление с природой. Экология» также является составляющей частью образовательного направления «Познание». Детские исследовательские проекты являются эффективным и дидактически оправданным методом обучения. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить её до положительного результата, проявлять инициативу и творчество.
Рабочая программа базируется на примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Верекасы, Т.С Комаровой, М.А.Васильевой по реализации образовательная область «Познавательное развитие».
Принципы
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• принцип научной обоснованности и практической применимости;
• критерии полноты, необходимости и достаточности;
• принцип единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
• принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
• комплексно - тематический принцип построения образовательного процесса;
• предусматривание решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• принцип построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игр
Цель
Формирование потребности в исследовательской деятельности по экологииу детей дошкольного возраста.
Задачи
-создание методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей;
-формирование умения оформлять результаты исследовательской деятельности по экологии;
-создание условий для презентации результатов исследовательской деятельности по экологии;
-привлечение родителей к участию в исследовательской деятельности ребёнка.
Форма реализации
В средней группе развитие познавательно-исследовательской деятельности по экологиипроводится как в форме игр-занятий, так и в форме дидактической игры, в которой игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач обеспечивает достижение цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру.
Формы и методы работы
Проведение опытов по экологии (постановка проблемы, выдвижение предложений, проверка гипотез, подведение итогов, фиксация результата, вопросы детей, вывод.) Беседы, наблюдения, игры, экскурсии, экспериментирование
исследование, рассказ воспитателя, тайна, сюрприз.
Материально-техническое обеспечение
Методическая литература для педагога:
Программа «От рождения до школы »(под ред. Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой, М, А Васильевой.), Мозайка-синтез Москва 2014
Дидактические пособия по ознакомлению с окружающим миром, прородой
Серия «Плакаты и картинки» («Деревья, плоды, листья», «Природные явления», «Времена года», «Времена суток», «Мамы и детки», «Загадки на различные явления», «Деревья и кустарники»). Серия картинок и плакатов по окружающему миру («Головные уборы», «Одежда», «Профессии», «Пассажирский транспорт», «Мебель», «Правила поведения», «Посуда»)
Технические средства образования:
• Компьютер;
• DVD;
• Экран.
Прогнозируемый результат
- самостоятельно повторить проделанные вместе со взрослыми опыты;
- составлять план исследовательской работы, делать схемы и зарисовки;
- сопоставлять результаты наблюдений, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений базируется на примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Верекасы, Т.С Комаровой, М.А.Васильевой для реализации Образовательная области. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса и обеспечивает познавательное развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Принципы
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• принцип научной обоснованности и практической применимости;
• критерии полноты, необходимости и достаточности;
• принцип единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
• принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
• комплексно - тематический принцип построения образовательного процесса;
• предусматривание решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• принцип построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра
Цели:
Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Задачи:
Количество и счет
Дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; развивать умение сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету). Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, одни — красного цвета, а другие — синего; красных кружков больше, чем синих, а синих— меньше, чем красных» или «красных и синих кружков поровну».
Учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три — всего три кружка». Сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1-2, 2-2, 2-3, 3-3, 3-4, 4-4, 4-5, 5-5.
Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета.
Формировать умение уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет.
Развивать умение отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5 (отсчитай 4 петушка, принеси 3 зайчика).
На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предмете в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.
Величина
Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длинне. ширине, высоте), а также сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные: длиннее — короче, лире — уже, выше — ниже, толще — тоньше или равные (одинаковые) по :.ширине, ширине, высоте, толщине.
Развивать умение детей сравнивать предметы по двум признакам величины.
Формировать умение устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины; вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения
Форма
Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрата, треугольнике, а также шаре, кубе.
Формировать умение выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.).
Познакомить детей спрямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником.
Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны.
Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров
Развивать умение соотносить форму предметов с известными детям геометрическими фигурами
Ориентировка в пространстве
Развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении
обозначать словами положение предметов по отношению к себе. Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко
Ориентировка во времени
Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро — день — вечер —ночь). Объяснить значение слов: вчера, сегодня, завтра.
Форма реализации
В программе представлена НОД по математике на год. Предложенная система занятий включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приемов работы по формированию элементарных математических представлений; помогает детям овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания и умения на практике. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребенка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика проведения занятий не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком математических заданий, а подразумевает создание ситуаций сотрудничества.
Знания, полученные на занятиях по формированию элементарных математических представлений, необходимо закреплять в повседневной жизни. С этой целью особое внимание следует уделять сюжетно-ролевым играм, где создаются условия для применения математических знаний и способов действий.
Также используются следующие формы организации детской деятельности:
индивидуально-творческая и творческая деятельность в малой подгруппе
(3-6 детей), учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия, игровой тренинг, наблюдения).
Методическая литература для педагога:
1.Программа «От рождения до школы »(под ред. Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой, М, А Васильевой.), Мозайка - синтез Москва 2014
2. В.П. Новикова «Математика в детском саду»Средняя группа (4-5 лет).
Мозайка-синтез Москва 2014
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)
Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа (4-5 лет).
Рабочие тетради
Е.В. Колесникова «Математические ступеньки», «Я начинаю считать»
Наглядно-дидактические пособия
Плакаты: «Счет до 10», «Цвет», «Собери фигуру», «Форма».
Прогнозируемый результат
К концу года дети средней группы могут
Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
Пользоваться арифметическими знаками действий.
Разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.
Состав чисел первого десятка.
Прямой и обратный порядок числового ряда.
Способы получения числа первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
Название текущего месяца, последовательность дней недели.
Образовательная область «Физическое развитие» включает в себя два образовательных направления: «Здоровье» и «Физическая культура».
Содержание направления «Здоровье» нацелено на достижение охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач:
• сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
• воспитание культурно-гигиенических навыков;
• формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Содержание направления «Физическая культура» нацелено на достижение целей формирования у детей интереса к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение задач:
• развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации);
• накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
• формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Во всех формах организации двигательной деятельности необходимо не только формировать у детей двигательные умения и навыки, но и воспитывать целеустремленность, самостоятельность, инициативность, развивать умение поддерживать дружеские отношения со сверстниками.
На пятом году жизни движения ребенка становятся более уверенными и координированными. Внимание приобретает все более устойчивый характер, совершенствуется зрительное, слуховое и осязательное восприятие, развивается целенаправленное запоминание. Дети уже способны различать разные виды движений, выделять их элементы. У них появляется интерес к результатам движения, потребность выполнять его в соответствии с образцом. Все это позволяет приступить к обучению технике выполнения основных движений, отработке их качества. Полученные на занятиях знания о значении физических упражнений для организма человека помогают воспитать потребность быть здоровым и вести здоровый образ жизни. Педагогам необходимо продолжать начатую в младшей группе работу по укреплению здоровья детей. Для этого необходимо ежедневно проводить: прогулки на воздухе в соответствии с режимом дня, комплекс закаливающих процедур; утреннюю гимнастику продолжительностью 6-8 минут.
Основной формой систематического обучения детей физическим упражнениям является интегрированная деятельность, которая состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. В каждой из них достигается определённый уровень развития интегративных качеств ребёнка. Продолжительность - 20-25 минут.
В средней группе проводятся три физкультурных мероприятия в неделю, одно из них - на прогулке. Продолжительность каждой части увеличивается по сравнению с предыдущим годом за счет усложнения упражнений, отработки техники движений и увеличения времени выполнения.
Методическая литература для педагога:
1.Программа «От рождения до школы »(под ред. Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой, М, А Васильевой.), Мозайка - синтез Москва 2014
2.Н.И. Бензулаева «Физкульурные занятия в детском саду»
Наглядно-дидактические пособия
Физкультурные минутки и презентации. Средняя группа (4-5 лет).
Прогнозируемый результат
К концу года дети средней группы могут
• ходить и бегать, соблюдая правильную технику движений;
• лазать по гимнастической стенке, не пропуская реек, перелезая с одного пролета на другой; ползать разными способами: опираясь на кисти рук, колени и пальцы ног, на стопы и ладони; на животе, подтягиваясь руками;
• принимать правильное исходное положение в прыжках с места, мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 70 см;
• ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м; принимать правильное исходное положение при метании, метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивать мяч о землю (пол) не менее пяти раз подряд;
• выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие;
• строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу;
• скользить самостоятельно по ледяным дорожкам (длина 5 м);
• ходить на лыжах скользящим шагом на расстояние до 500 м, выполнять поворот переступанием, подниматься на горку;
• кататься на двухколесном велосипеде, выполнять повороты направо, налево;
• ориентироваться в пространстве, находить левую и правую сторону;
• придумывать варианты подвижных игр, самостоятельно и творчески выполнять движения;
• выполнять имитационные упражнения, демонстрируя красоту, выразительность, грациозность, пластичность движений.
Освоение и совершенствование умений и навыков в основных видах движений, подвижных играх и спортивных упражнениях должно предусматриваться во всех формах работы, организуемых воспитателем: на физкультурных занятиях, на утренней прогулке, во время индивидуальной работы на вечерней прогулке.
Во время упражнений на прогулке закрепляются освоенные основные виды движений (бег с различной скоростью, прыжки, подскоки, метание, бросание, различные движения с мячом) и спортивные упражнения. Спортивные упражнения планируются в зависимости от времени года: катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах (зимой), катание на велосипеде, самокате (весной и летом). В средней группе в течение месяца с детьми разучивают две-три подвижные игры на утренней прогулке (в зависимости от сложности содержания они повторяются от трех до пяти раз). При подборе игр и упражнений для прогулки необходимо сочетать основные виды движений, чтобы одно было хорошо знакомо детям, а другое - новое, требующее большого внимания и контроля воспитателя во время его выполнения.
Вариативная часть представлена авторской программой и методическими разработками Кравченко М.Ю. «Театрализованная деятельность на основе фольклорного материала », реализуемая во всех НОД.
Наглядно-дидактические пособия
Кукольные театры (серии настольных и пальчиковых театров(наборов) по русским народным сказкам);
Костюмы, маски для театральной деятельности
Дидактические игры по сказкам
«Веселый - грустный», «Расскажем о герое», «Помоги колобку»,
«Знаешь ли ты сказку?», «Что изменилось?»
Структура и форма реализации приоритетного направления.
Годовое календарно - тематическое планирование в средней группе
МКДОУ детский сад общеразвивающего вида «Ромашка»
№
п/п
Тема
( события)
Рекомендуемое время
Цели и задачи
1
Осень золотая
«Овощи»
3 неделя сентября
Формирование элементарных представлений об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада); первичных представлений о сборе урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах. Собирание с детьми на прогулках разноцветных листьев, рассматривание их, сравнение по форме и величине. Знакомство с особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью. Помогать детям замечать красоту природы в разное время года. Вызвать желание участвовать в инсценировке русской народной сказки «Репка».
Расширять представления о том, что осенью собирают урожай ягод и грибов. Учить различать по внешнему виду наиболее распространенные ягоды (малина и смородина) и грибы и называть их. Упражнять в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы, передавая их образную выразительность.
Упражнять различать по внешнему виду фрукты (яблоко, груша и т.п.).
2
«Грибы».
4 неделя сентября
Обобщить и расширить знания о разных грибах и их пользе.
3
«Вместе весело играть».
1 неделя октября
Развивать у детейпознавательную мотивацию, дружеские, доброжелательныеотношений между детьми. Продолжать знакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка, расширять представления о профессияхсотрудников детского сада
4
«Я – человек: я –мальчик, я - девочка».
2 неделя октября
Формировать у детей представления о человеке (мальчик, девочка), о частях тела, дать элементарные знания о функциональном назначении. Вводить в речь детей названия частей тела.
5
«Мои любимые игры и игрушки»
3 неделя октября
Продолжать работу по формированию интереса к игрушкам, способствовать накоплению эстетического опыт. Создать условия для формирования творческих способностей. Воспитывать культуру речи, обогащать и расширять словарный запас детей.
6
«Что в компот нам положить, что в борще нужно сварить»
4 неделя октября
Продолжить знакомство детей с фруктами, овощами и растениями развивать творческое воображение; совершенствовать навыки связной речи.Формировать обобщенные представления о сезонном изменении в живой и неживой природе. Развивать кругозор детей, наблюдательность, любознательность. Расширять представления об охране природы, закрепить правила поведения в природе.
6
«Транспорт»
1 неделя
ноября
Закрепить знания детей о транспорте.
7
«Поздняя осень»
2 неделя ноября
расширять представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно, находить их: уточнить представления детей об измерениях, происходящих осенью в жизни растений, продолжать учить различать некоторые лиственные деревья; воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой.
8
«Наши добрые дела»
3 неделя ноября
Формировать понятия «Друг, дружба», воспитывать положительные взаимоотношения между детьми, побуждать проявлять заботу к окружающим
9
«Зеленые друзья. Мир комнатных растений»
4 неделя ноября
Способствовать познанию ребенком мира природы, разнообразия растительного мира; учить выделять характерные признаки комнатных растений; помочь освоению навыков ухода за растениями
10
«Мальчики и девочки»
1 неделя декабря
Формировать у детей гендерную (половую)принадлежность; обогащать социальные представления о детях: особенности внешности, проявлениях половозрастных отличий, сравнивать предметы одежды мальчиков и девочек, развивать дружеские отношения
11
«Зимушка - зима»
2 неделя декабря
Обобщить и расширить представления о зиме; обогащать представления детей о природе; развивать познавательный интерес к окружающему миру природы; развивать внимание, память; развивать словарный запас детей
12
«Народное творчество. Культура и традиции»
3 неделя декабря
Формирование любви к своей Родине и основ нравственно-патриотического воспитания .Знакомство детей с культурным наследием России, включение средств театральной деятельности на основе фольклорного материала.
9
«Новогодние чудеса»
4 неделя декабря
Формировать представление детей о празднике Новый год, познакомить с традициями празднования Нового года, обычаями встречи новогоднего праздника, его атрибутикой, персонажами, выделить некоторые характерные особенности праздника (атрибутика, отношение и настроение, правила поведения). Вызвать у детей радостные эмоции в ожидании праздника; формирование представлений о Новом годе как о добром веселом празднике, как начале календарного года. Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире. Познакомить детей с традициями праздника Новый год.
10
«Юные волшебники. Неделя творчества»
3 неделя января
Формировать у детей образные представления о доступные предметах и явлениях, развивать умение изображать их в собственной деятельности; поддерживать творческие начала в изобразительной деятельности.
11
«Почемучки. Неделя познания»
4 неделя января
Развивать познавательную активность детей, помочь освоить средства и способы познания; обогащать опыт деятельности и представления об окружающем, воспитывать самостоятельность
12
"Зимние забавы. Зимние виды спорта"
1 неделя февраля
закрепить и упорядочить накопленные детьми представления о зиме (зимние забавы, зимние виды спорта); обогащать представления детей о природе; развивать познавательный интерес к окружающему миру природы; развивать внимание, память; развивать словарный запас детей; учить, правильно держать штамп;
развивать мелкую моторику и подготовку руки к письму;
13
«Волшебные слова и поступки»
2 неделя февраля
Воспитывать культуру общения и поведения со сверстниками и со взрослыми, доброжелательность. Учиться сдерживать отрицательные эмоции и действия.
14
«Наши мужчины - защитники Отечества»
3 неделя февраля
Закрепить у детей знания об армии, сформировать у них представления об особенностях военной службы: солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять, преодолевать препятствия. Уточнить их представления о родах войск, о защитниках Отечества. Продолжать приобщать детей к русской истории, к праздничной культуре русского народа.
15
«Будь осторожен! ОБЖ»
4 неделя февраля
Обогащать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми; закрепить навыки безопасного поведения
16
«О любимых мамах и бабушках»
1 неделя марта
Цель:обобщить знания детей о Международном Женском дне, закреплять знания детей о своих мамах, их профессии, формировать осознанное понимание значимости матерей в жизни детей, семьи, общества, воспитывать уважительное и бережное отношение к близким, желание помочь и делать приятное маме, воспитывать чувство любви к маме через приобщение к произведениям искусства (литература, музыка, живопись, побудить детей выразить благодарность своим матерям за заботу через продуктивную деятельность. Организовывать все виды детской деятельности вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям. Привлекать детейкизготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям. Расширять гендерные представления.
17
«Помогаем взрослым»
2 неделя марта
Формирование умения благодарить как составляющей нравственного развития человека и этикетного поведения. Вовлекать детей в простейшие процессы хозяйственного труда, формировать уважение и благодарность к взрослым за их труд.
18
«Искусство и культура»
3 неделя марта
Обогащать духовный мир детей через чтение художественной литературы, общение с произведениями живописи, музыки, театра, включение средств театральной деятельности на основе фольклорного материала.
19
«Удивительный и волшебный мир книг»
4 неделя марта
Продолжать работу по формированию интереса к книгам, авторским сказкам, способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения. Создать условия для формирования творческих способностей. Воспитывать культуру речи, обогащать и расширять словарный запас детей.
20
«Растем здоровыми, активными, жизнерадостными»
1 неделя апреля
Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни;
Создавать условия для закрепления представлений у детей о значении для здоровья санитарно – гигиенических мероприятий. Способствовать обобщению и систематизации знаний детей об основных правилах личной гигиены
21
«Весна - красна»
2 неделя апреля
расширять и обогащать знания детей о весне, способствовать дальнейшему познанию ребенка мира природы, формировать желание любоваться окружающим миром
27
«Пернатые соседи и друзья»
3 неделя апреля
Расширять представления детей о пернатых соседях, как о наших друзья. Развивать и воспитывать представления детей о заботе о ближнем. обобщить представление детей о птицах на основе выделения их существенных признаков; развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью птиц осенью. Развивать связную речь и умение строить причинно-следственные связи. Воспитывать интерес к природе.
28
«Дорожная грамота»
4 неделя апреля
Формировать знания о правилах безопасного движения в качестве пешехода и пассажира.
29
«Моя страна. Моя Родина. День победы»
1 неделя мая
Сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной Войне.
Стимулировать познавательный интерес детей к истории нашей Родины.
Воспитывать гордость и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
Формировать чувство гордости за Родину, за наш народ.
30
«Путешествие в страну сказок и чудес »
2 неделя мая
Продолжать работу по формированию интереса к русским народным сказкам, к русскому фольклору, способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения. Создать условия для формирования творческих способностей у младших дошкольников в театральной деятельности по средствам русских народных сказок. Упражнять в умении драматизировать небольшие сказки. Побуждать включаться в игровой образ. Формировать навыки сотрудничества, воспитывать чувство дружбы и коллективизма. Формировать диалогическую речь. Продолжать развивать артикуляционные аппараты, работать над дикцией, совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи. Воспитывать культуру речи, обогащать и расширять словарный запас детей. Развитие продуктивной изобразительной деятельности детей. Создание персонажей из бумаги, пластилина, природного материала с помощью взрослых для театральных игр.
32
«Путешестивие по экологической тропе»
3 неделя мая
Закрепить знания о деревьях, травах как представителях флоры земли, их красоте и пользе. Закрепить представления о строении дерева, отличии деревьев от кустарников. Учить различать хвойные, лиственные и плодовые деревья. Формировать знания об использовании древесины человеком (мебель, посуда, хозяйственная утварь, бумага, из древесины строят дома, используют как топливо).Формировать знания о необходимости рационального использования одного из богатств природы – деревьев и восполнения их.
«Водоем и его обитатели»
4 неделя мая
Познакомить детей со способами существования рыб; учить понимать связь между образами жизни живого существа и условиями среды обитания; способствовать активному освоению несложных способов ухода за рыбками в аквариуме.
Методики и технологии
Дыбина О.Б. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе» М.,
Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия 4-5 лет / сост. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук
Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия 2-4 года / сост. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук
Куцакова Л.В. «Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома» М., «Мозаика-синтез» 2008г
Куцакова Л.В. «Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе» М.,
Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в средней группе » М., «Мозаика-синтез», 2008г.
Кравченко М.Ю. «Использование театральной деятельности на основе фольклорного материала»
Литература
1. Ананьева В.А. Основы безопасности дошкольника
2. Антипина А.Е Театрализованная деятельность в детском саду
3. Бударина Т.А., Маркеева О.А. Знакомство детей с русским народным творчеством
14. Дыбина, О. Б. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации / О. Б. Дыбина. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
15. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников : кн. для воспитателя дет. сада / Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. -М. : Просвещение, 1993.
16. Зацепина, М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / М. Б. Зацепина. — М. : Мозаика-Синтез, 2008.
17. Карпухина Н.А. Дидактические игры
18. Клименко, В. Р. Обучайте дошкольника правилам движения / В. Р. Клименко. - М. : Просвещение, 1973.
19. Князева О.А. Приобщение детей к истокам русской народной культуры
20. Колдина П.Н. Лепка. Рисование
21. Комарова Т.С. Занятия поизобразительной деятельности в детском саду.
22. Малышева А.Н. Аппликация в детском саду
23. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
24.Новикова В.П. Математика в детском саду
25. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2010.
26. Пономарева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлении в средней группе детского сада. Планы занятий / И. А. Пономарева. - М. : Мозаика-Синтез, 2007.
27. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Занятия по формированию элементарных экологических представлений
28. Степаненкова, Э. Я. Дошкольникам - о правилах дорожного движения : пособие для воспитателей дет. сада / Э. Я. Степаненкова, Н. Ф. Филенко. - М. : Просвещение, 1979.
29. Теплюк, С. Н, Занятия на прогулке с малышами : пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет / С. Н. Теплюк. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
30. Ушакова О.С. Знакомство дошкольников с литературой
31. Фесюкова А.Б. Воспитание сказкой
32. Харчевникова А.Н. Сюжетно-ролевые игры для социализации детей
33. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности
34. Шоронова О.Л.Играем в сказку
35.Щеткин А.В. Театрализованная деятельность в детском саду