Цель программы: Развивать у детей способности эмоционально эстетического восприятия окружающего мира и выражения своего отношения к увиденному или пережитому через свою работу.Образовательная программа « Оригами» рассчитана на 1 год обучения: возраст детей 4-6 лет. Занятия проводятся 4 раза в неделю; продолжи-тельность занятия-30 минут, перерыв между занятиями 10 минут. Состав группы-12 человек. Общее количество учебных занятий в год-56 часов.
Занятия организуются по принципу индивидуально-личностного под-хода. Так как кружок посещают дети с разным уровнем развития, вы-полнения задания обычно проходит неравномерно; одни уже выполнили работу, другие еще только начинают, поэтому по возможности необ-ходимо с каждым ребенком заниматься индивидуально.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. Кружок оригами. »
Городское управление образованием администрации г.Черногорска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования детей Центр развития творчества детей и юношества
Рекомендовано Утверждаю:
для утверждения Директор
методическим советом ________О.П.Шишлонова
«_____»___________2011г. «______»________2011г.
Протокол № ______
Рабочая программа
« Оригами »
Направление: декоративно-прикладное искусство
Возраст детей: 4-6 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Григорьева Галина Викторовна,
воспитатель МБДОУ ЦРР
д/с «Улыбка»
Черногорск, 2011г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка 3
1.1. Прогнозируемый результат 6
2. Учебно-тематический план 7
2.1. Учебно-тематический план 1 года обучения 7
2.2. Содержание учебно-тематического плана занятий 1 года
обучения 8
2.3. Календарно-тематическое планирование 1 года обучения
детей 4-6 лет 9
2.4. Содержание календарно-тематического планирования
1 года обучения детей 4-6 лет 11
3. Методическое обеспечение 18
3.1. Методы и формы обучения 18
3.2. Виды и формы контроля 18
3.3. Критерии и параметры оценки ЗУН 19
3.4. Условия реализации программы 20
3.5. Кадровые ресурсы 20
3.6. Учебно-методический комплект (УМК) 20
4. Список литературы 21
1. Пояснительная записка.
Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность - изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др.
Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет искусство складывания из бумаги – оригами.
Цель программы: Развивать у детей способности эмоционально эстетического восприятия окружающего мира и выражения своего отношения к увиденному или пережитому через свою работу.
Задачи программы:
1. Познакомить на практике с основными геометрическими понятиями ( угол, сторона, квадрат, треугольник, диагональ и т.д.).
2.Научить детей слушать устные инструкции педагога.
3.Научить детей совершать последовательность действия.
4. Обучать техническим приемам и способам создания различных поделок из бумаги.
5. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки.
6.Развивать способность контролировать с помощью мозга движения рук и пальцев.
7.Развивать глазомер.
8.Воспитывать аккуратность.
9.Научить читать чертежи, по которым складываются фигурки.
Искусство оригами, существующее много столетий, является оригинальным и уникальным. «Оригами» переводится с японского как сложенная бумага («ори» - сложенная, «кама» - бумага).
Значение оригами для развития ребенка трудно переоценить. Любой вид творчества полезен, так как он развивает у ребенка определенные навыки, качества, способности. Но ни один вид творчества не сравнится с оригами в своей многофункциональности. По значимости для развития детей оригами можно поставить на первое место.
Прежде всего, оригами развивает воображение, так как для того чтобы сделать фигурку, необходимо представлять, как она будет выглядеть, видя перед собой только белый лист бумаги.
Оригами развивает фантазию, так как дает большую возможность для импровизации с бумагой. Всегда можно попробовать сделать сгиб как-то по-иному, стараясь представить, что из этого получится.
Оригами развивает зрительную память. Начиная складывать новое изделие, ребенок руководствуется описанием и схемой, но, повторив эти действия несколько раз, он запоминает их последовательность и каждый следующий раз делает фигурку быстрее и точнее.
Оригами развивает сообразительность и находчивость, потому что изделие оригами нельзя просто механически складывать. Каждая складка из бумаги делается не просто так: она формирует изделие.
Оригами развивает кисть руки, т.е. мелкую моторику. Это особенно важно для маленького ребенка, так как точки на ладони напрямую связаны с развитием умственных способностей. Чем больше ребенок складывает изделие из бумаги, тем лучше формируется его мышление.
Оригами развивает внимательность, так как, складывая, надо постоянно следить за своими действиями.
Оригами развивает терпение, потому что изделие нельзя получить сразу. Например, чтобы получить шарик, который можно надуть, его надо складывать терпеливо, основательно и аккуратно. Спешить нельзя.
Неровно сложенные две половины, криво отогнутый уголок сразу испортят внешний вид и даже могут нарушить весь замысел.
Оригами формирует уверенность в своих силах и в себе самом. Техника оригами проста: складывай и складывай, и результат сразу налицо - выполненная собственными руками игрушка.
Итак, искусство оригами является для ребенка прекрасной развивающей игрой. В длинный список развиваемых им качеств входят такие, как: воображение, фантазия, зрительная память, сообразительность, мелкая моторика рук, мышление, внимательность, уравновешенность, уверенность в собственных силах, эстетический вкус, терпение, организованность, коммуникабельность, потребность в творчестве.
Образовательная программа « Оригами» рассчитана на 1 год обучения: возраст детей 4-6 лет. Занятия проводятся 4 раза в неделю; продолжительность занятия-30 минут, перерыв между занятиями 10 минут. Состав группы-12 человек. Общее количество учебных занятий в год-56 часов.
Занятия организуются по принципу индивидуально-личностного подхода. Так как кружок посещают дети с разным уровнем развития, выполнения задания обычно проходит неравномерно; одни уже выполнили работу, другие еще только начинают, поэтому по возможности необходимо с каждым ребенком заниматься индивидуально.
Данная программа является модифицированной. За основу взяты:
Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Популярное пособие для родителей и педагогов./ - Ярославль: «Академия развития»,1998.
Соколова С.В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. - СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС,2009.
Художественно-творческая деятельность. Оригами: тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет/авт.-сост. И.А. Рябкова, О.А.Дюрлюкова. - Волгоград: Учитель, 2011.
Все занятия в программе построены на дидактических принципах:
- наглядности
- доступности
- систематичности и последовательности
- связь теории с практикой.
Темы занятий составлены так, что обеспечивают последовательное развитие и совершенствование приобретенных навыков у детей.
Особое внимание во время занятий уделяется знанию и точному соблюдению всеми детьми правил безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены.
1.1 Прогнозируемый результат.
Дети 1 года обучения должны знать:
- правила техники безопасности на занятиях;
- историю возникновения оригами;
- особенности и различные виды бумаги: калька, картон, бумага для принтера, обои;
- принцип создания книг, коробок;
- знать базовые формы-заготовки и пользоваться ими ( «треугольник», «воздушный змей», «рыба», «дверь», «конверт», «двойной треугольник», «двойной квадрат» ).
Должны уметь:
- самостоятельно читать схемы;
- выполнять различные манипуляции с бумагой: складывать, разглаживать, вытягивать;
- пользоваться клеем-карандашом, ножницами;
- последовательно и аккуратно оформлять поделку;
- ценить свой труд и труд другого человека;
- бережно относиться к книгам, предметам окружающего нас предметного мира.
Для отслеживания знаний полученных на 1 году обучения проводятся: проверочные задания. При подведении итогов реализации образовательной программы использую такие формы работы как: выставки творческих работ.
2.Учебно-тематический план.
2.1 Учебно-тематический план 1 года обучения.
тема занятий
количество часов
всего
теория
практика
1. Вводное занятие
Знакомство с историей искусства оригами.
1
1
2. Материалы и инструменты.
Знакомство со свойствами бумаги, разнообразием ее видов.
1
1
3. « Сказка Квадратика».
Складывание базовых форм-заготовок.
2
2
4. Изготовления поделок.
Насекомые
Листья, цветы, грибы
Животные, птицы
Новогодние игрушки
Разные поделки
51
4
5
16
9
17
5. Итоговое занятие.
1
1
итого
56
1
55
2.2. Содержание учебно-тематического плана занятий 1 года обучения.
1. Вводное занятие (1 ч).
Теория: демонстрация поделок. Знакомство с историей искусства оригами.
2. Материалы и инструменты (1ч).
Беседа.
Теория: Материалы и инструменты, необходимые при работе с бумагой.
Практика: Знакомство со свойствами бумаги, разнообразием ее видов.
3. « Сказка Квадратика» (2ч).
Индивидуальная работа.
Теория: Познакомить с работой кружка, поделками, которые они будут делать своими руками.
Практика: Складывать базовые формы-заготовки и называть их правильно.
4. Изготовления поделок (51ч).
Творческая работа.
Теория: рассматривание поделок.
Практика: Изготовление поделок на разную тематику.
5. Итоговое занятие (1ч).
Контрольно-проверочное занятие.
Теория: Занятие по обобщению и систематизации изученного.
Практика: Работа по схемам. Выполнение и оформление работы.
Подведение итогов за год.
2.3. Календарно-тематическое планирование на 1 год
обучения детей 4-6 лет.
месяц
№
тема занятия
часы
ноябрь
1
Знакомство с историей искусства оригами.
1
2
Знакомство со свойствами бумаги.
1
3
«Сказка квадратика» (базовые формы заготовки)
1
4
«Сказка квадратика» (продолжение)
1
5
«Книжка»
1
6
«Листья»
1
7
«Цветок»
1
8
«Гусеница»
1
декабрь
9
«Мухомор»
1
10
«Дом»
1
11
Закладка из «конфеток»
1
12
«Снежинка»
1
13
«Елочка»
1
14
«Снегурочка»
1
15
«Дед Мороз»
1
16
«Снеговик»
1
январь
17
«Снежинка – 2»
1
18
«Звездочка»
1
19
«Еловая веточка с игрушками»
1
20
« Хлопушка»
1
21
« Пирамидка»
1
22
««Царевна – лягушка»
1
23
«Зайчик»
1
24
«Медведь»
1
февраль
25
« Сердечко»
1
26
«Колобок»
1
27
«Волк»
1
28
«Лиса»
1
29
«Кораблик»
1
30
«Ёжик»
1
31
«Бабочка»
1
32
«Рыбка»
1
33
«Тюльпан»
1
34
«Лягушонок»
1
35
март
«Котенок»
1
36
«Курица»
1
37
«Цыпленок»
1
38
«Петух»
1
39
«Мышка – норушка»
1
40
«Избушка на курьей ножке»
1
апрель
41
« Ракета»
1
42
«Кошелек»
1
43
«Корзинка»
1
44
«Матрешка»
1
45
«Стаканчик»
1
46
«Щенок»
1
47
«Сова»
1
48
«Красивая рыбка»
1
май
49
« Журавлик»
1
50
«Коробочка»
1
51
«Водяная лилия»
1
52
«Неваляшка»
1
53
«Птичка»
1
54
«Лебедь»
1
55
«Слоник»
1
56
«Мое любимое оригами» - итоговое
1
2.4. Содержание календарно-тематического планирования
первого года обучения детей 4-6 лет.
1. Теория:Знакомство с историей искусства оригами.
Практика:Цель: Познакомить с историей искусства оригами; развивать воображение; воспитывать усидчивость.
2. Теория: Знакомство со свойствами бумаги.
Практика: Цель: Познакомить детей со свойствами бумаги, разнообразием ее видов; научить правильно, отбирать бумагу для изготовления фигурок в стиле оригами.
3. Теория: «Сказка квадратика» (базовые формы заготовки).
Практика: Цель: Познакомить детей с работой кружка, поделками, которые они будут делать своими руками. Научить складывать базовые формы – заготовки («треугольничек», «дверь», «воздушный змей», «книжка») и правильно их называть. Воспитывать интерес к оригами.
4. Теория: «Сказка квадратика» (продолжение).
Практика: Цель: Закрепить складывание базовых форм - заготовок; научить складывать новые базовые формы - заготовки («блинчик», «конфетка», «конверт», «птица») и правильно их называть. Воспитывать интерес к оригами.
5. Теория: «Книжка».
Практика: Цель: Закрепить с детьми складывание и название базовых форм. Учить складывать прямоугольники пополам, совмещаю короткие стороны, вкладывать белые заготовки в цветную деталь. Учить украшать книжечку фигуркой оригами (цветочек). Воспитывать аккуратность в работе, внимание.
6. Теория: «Листья».
Практика: Цель: Учить складывать квадрат по диагонали, «треугольник», отгибать верхние острые углы в разные стороны. Воспитывать интерес к результатам своего труда.
7. Теория: «Цветок».
Практика: Цель: Способствовать формированию добрых чувств к близким и радовать их поделками, сделанными своими руками в технике оригами. Развивать память, внимание.
8. Теория: «Гусеница».
Практика: Цель: Закрепить умение сгибать квадрат по диагонали; сгибать углы на каждой детали одинаково. Учить рисовать на заготовке глаза, рот. Учить аккуратно работать с клеем.
9. Теория: «Мухомор».
Практика: Цель: Закрепить умение перегибать прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны. Учить детей с помощью надрезов на зеленой полоске снизу делать травку, украшать шляпку белыми кружочками.
Практика: Цель: Закрепить умение сгибать квадрат по диагонали; сгибать верхний и нижний углы к месту пересечения линий (базовая заготовка «конфетка»). Учить аккуратно работать с клеем.
12. Теория: «Снежинка».
Практика: Цель: Закрепить умение складывать квадрат «конфеткой». Продолжать учить аккуратно работать с клеем. Воспитывать интерес к конструированию из бумаги.
13. Теория: «Елочка».
Практика: Цель: Учить детей складывать квадрат пополам, совмещая противоположные углы, перегибать полученный треугольник. Учить составлять из треугольников елочку, начиная снизу с самой большой детали. Воспитывать аккуратность в работе с клеем.
14. Теория: «Снегурочка».
Практика: Цель: Учить детей из базовой формы «воздушный змей» складывать фигурку Снегурочки. Продолжать учить приклеивать отдельные детали. Воспитывать добрые чувства к близким, желание порадовать их открыткой к празднику.
15.Теория: «Дед Мороз».
Практика: Цель: продолжать учить детей из базовой формы «воздушный змей» складывать фигурку Деда Мороза. Формировать самостоятельность, уверенность в себе. Воспитывать добрые чувства к близким, желание порадовать их открыткой к празднику.
16. Теория: «Снеговик».
Практика: Цель: Учить детей из двух прямоугольников делать туловище снеговика. Из квадрата белой бумаги - голову. Продолжать учить украшать поделку недостающими деталями (приклеить нос – морковку, нарисовать глаза, рот). Воспитывать интерес к конструированию из бумаги.
17. Теория: «Снежинка-2».
Практика: Цель: Учить детей соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. Продолжать учить аккуратно работать с клеем. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к занятиям по оригами.
18. Теория: «Звездочка».
Практика: Цель: Закрепить умение складывать базовую форму «воздушный змей». Учить чередовать цвета, соединять детали, прикладывая короткую сторону заготовки к линии перегиба предыдущей. Воспитывать усидчивость, ответственность.
19. Теория: «Еловая веточка с игрушками».
Практика: Цель: Закрепить умение складывать самостоятельно базовую форму «воздушный змей». Учить детей из заготовок выкладывать еловую веточку, украшать веточку сложенными игрушками. Воспитывать бережное отношение к предметам и материалу.
20. Теория: «Хлопушка».
Практика: Цель: Учить детей складывать углы в складку «гора». Воспитывать интерес к конструированию из бумаги.
21. Теория: «Пирамидка».
Практика: Цель: Продолжать учить складывать базовую форму «конфетка» и на ее основе делать поделку. Воспитывать усидчивость.
22. Теория: «Царевна - лягушка».
Практика: Цель: Учить из двух базовых форм «треугольник» складывать голову и туловище. Закреплять приемы отгибания опущенных углов до сгибов. Воспитывать внимание, усидчивость.
23. Теория: «Зайчик».
Практика:Цель: Закрепить умение перегибать квадрат «книжкой» и дважды «косынкой», опускать противоположные углы к центру квадрата, получая «конфетку». Продолжать учить детей внимательно слушать инструкции воспитателя. Воспитывать самостоятельность и внимание.
24. Теория: «Медведь».
Практика:Цель: Учить перегибать «косынку» пополам. Учить понимать, что детали головы и туловища выполняются по отдельности из квадратов разной величины. Воспитывать и развивать способность контролировать с помощью мозга движения рук и пальцев.
25. Теория: «Сердечко».
Практика: Цель: Продолжать учить складывать складки «долина». Воспитывать добрые чувства к близким, желание порадовать их.
26. Теория: «Колобок».
Практика: Цель: Учить детей у прямоугольника сгибать все углы равномерно. Продолжать учить оформлять поделку деталями (рот, нос, глаза). Воспитывать радость от подарков, сделанными своими руками.
Практика: Цель: Научить детей слушать устные инструкции педагога. Познакомить на практике с основными геометрическими понятиями. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой.
29. Теория: «Кораблик».
Практика: Цель: Закрепить умение складывать квадрат по диагонали, узкую полоску верхней правой стороны загибать на поверхность треугольника. Воспитывать умение аккуратно работать с бумагой.
30. Теория: «Ёжик».
Практика: Цель: Продолжать учить детей складывать квадрат пополам «книжкой». Понимать термины: «верхний угол», «нижний угол». Развивать глазомер детей. Воспитывать бережное отношение к бумаге.
31. Теория: «Бабочка».
Практика: Цель: Закрепить умение сгибать квадрат по диагонали, полученный треугольник складывать пополам, отгибать верхние острые углы в разные стороны. Воспитывать умение эстетически правильно украшать свою поделку.
32. Теория: «Рыбка».
Практика: Цель: Закрепить умение складывать квадрат по диагонали, полученный треугольник пополам. Учить рисовать на заготовке хвост и плавники, вырезать их ножницами. Воспитывать аккуратность в работе с ножницами.
33. Теория: «Тюльпан».
Практика: Цель: Учить выполнять базовую форму «водяная бомбочка», оформлять цветок. Воспитывать интерес к результатам своего труда.
34. Теория: «Лягушонок».
Практика: Цель: Закрепить умение в складывании квадрата по диагонали. Научить детей слушать устные инструкции педагога. Воспитывать внимание.
35. Теория: «Котенок».
Практика: Цель: Закрепить умение складывать квадрат «книжкой». Учить аккуратно приклеивать хвост к туловищу с изнаночной стороны. Воспитывать интерес к результатам своего труда.
36. Теория: «Курица».
Практика: Цель: Закрепить умение перегибать квадрат дважды «косынкой». Научить детей совершать последовательность действий. Развивать глазомер. Воспитывать аккуратность в работе с клеем.
37. Теория: «Цыпленок».
Практика: Цель: Закрепить умение сгибать квадрат большего размера пополам «косынкой», из двух маленьких квадратов складывать заготовку «воздушный змей». Развивать глазомер.
38. Теория: «Петух».
Практика: Цель: Закрепить умение сгибать квадрат по диагонали, полученный треугольник складывать пополам, отгибать верхние острые углы в разные стороны. Воспитывать умение эстетически правильно украшать свою поделку.
39. Теория: «Мышка-норушка».
Практика: Цель: Продолжать учить из квадрата большего размера складывать базовую форму «воздушный змей», перегибать нижнюю часть, отгибать уголки кверху. Закрепить умение дорисовать недостающие детали. Воспитывать уверенность в себе.
Практика: Цель: Учить детей сгибать верхние и нижние уголки на середину, сгибать поделку пополам. Продолжать учить украшать поделку узором. Воспитывать бережное отношение к предметам и материалу (бумаге).
43. Теория: «Корзинка».
Практика: Цель: Учить детей складывать базовую форму «двойной треугольник», сгибать острые углы верхнего треугольника и вставлять один в другой. Продолжать учить детей украшать свою поделку. Воспитывать аккуратность при работе с бумагой.
44. Теория: «Матрешка».
Практика: Цель: Закрепить умение сгибать прямоугольник пополам «книжкой». Научить детей совершать последовательность действия. Развивать творческие способности.
45. Теория: «Стаканчик».
Практика: Цель: Закрепить умение складывать квадрат по диагонали. Учить загибать острые углы полученного треугольника на противоположные стороны, вводить в образовавшуюся щель. Воспитывать интерес к процессу складывания из бумаги.
46. Теория: «Щенок».
Практика: Цель: Закрепить умение складывать базовую форму «треугольник». Учить отгибать верхний угол вершины треугольника назад внутрь, раскрывать боковые углы и расправлять в виде ушей.
47. Теория: «Сова».
Практика: Цель: Напомнить, как складывается базовая форма «воздушный змей». Учить перегибать верхний треугольник вперед и возвращать в исходное положение, делать надрезы по линии сгиба, сгибать концы складкой. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой и ножницами.
48. Теория: «Красиваярыбка».
Практика: Цель: Закрепить умение складывать базовую форму – двойной треугольник. Учить сгибать треугольник пополам, чтобы хвост и плавники были симметричными, вырезать хвост и плавники ножницами. Воспитывать внимание, аккуратность.
49. Теория: «Журавлик».
Практика: Цель: Учить складывать базовую форму «двойной квадрат», вкладывать половинки внутрь по намеченным сгибам. Развивать глазомер. Воспитывать радость от поделки, сделанными своими руками.
50. Теория: «Коробочка».
Практика: Цель: Закрепить умение сгибать прямоугольник пополам «дверь», учить тянуть полоски делая фигурку объемной. Воспитывать интерес к оригами.
51. Теория: «Водянаялилия».
Практика: Цель: Учить детей складывать базовую заготовку «блинчик», продолжать учить аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать умение эстетически правильно украшать свою поделку.
52. Теория: «Неваляшка».
Практика: Цель: Закрепить умение складывать базовую заготовку «косынка». Учить оформлять свою поделку аппликацией (приклеить: глазки, носик, рот, пуговицы; нарисовать волосы). Воспитывать интерес к занятиям по оригами
53. Теория: «Птичка».
Практика: Цель: Закрепить умение складывать базовую заготовку «косынка». Учить оформлять свою поделку. Воспитывать аккуратность в работе, внимание.
Практика: Цель: Учить детей совершать последовательность действий. Воспитывать интерес к работе с бумагой.
56. Теория: «Моелюбимоеоригами». – ИТОГОВОЕ.
Практика: Цель: Закрепить усвоенные на занятиях приемы и формы оригами. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к результатам своего труда.
3. Методическое обеспечение.
3.1. Методы и формы обучения.
Для эффективности работы используют такие методы как:
словесные (рассказ, объяснение, поощрение);
наглядные (демонстрация образцов, показ, выполнение работ);
практические (изготовление поделок).
Формы и типы занятий:
вводное;
практическое;
индивидуальные;
занятия закрепления ЗУН;
контрольно-проверочное занятие (итоговое).
3.2. Виды и формы контроля.
Контроль полученных знаний умений и навыков (ЗУН) проводится три раза в год: вводный, текущий, итоговый.
Вводный – наблюдение, беседы, собеседование с детьми.
Текущий - устный опрос, анализ допущенных ошибок, персональные выставки.
Собеседование – форма вводного и текущего контроля. Проводится с целью обстоятельного выявления образовательного и творческого уровня детей, их интересов и особенностей, как при поступлении в образовательное объединение, так и на отдельных этапах усвоения программы. Собеседование может вестись в форме индивидуальной беседы, а также в коллективной форме: например, в форме опроса.
Опрос – составная часть устной проверки знаний, осуществляемая в вопросно-ответной форме.
Конкурс творческих работ – форма итогового (иногда текущего) контроля. Проводится с целью усвоения определенного уровня содержания образования, степени подготовленности к самостоятельной работе: выявление наиболее способных и талантливых детей.
Выставка – форма итогового контроля, осуществляется с целью определения уровня мастерства, культуры. Техники исполнения творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей у детей. Выставка может быть персональной или коллективной по разным направлениям дополнительного образования. Выставка является инструментом поощрения детей.
По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться диплом.
3.3. Критерии и параметры оценки ЗУН
Критерии:
владение инструментами;
знание условных обозначений для чтения схем (умение работать со схемами);
технология изготовления поделки;
художественное оформление поделки.
Параметры:
Низкий уровень:
ребенок отвечает не по существу;
практические работы выполнены небрежно, не отвечают технологическим требованиям.
Средний уровень:
основные вопросы раскрывает, но допускает неточности;
практические работы не совсем удачные, не эстетичные, небрежные.
Высокий уровень:
легко ориентируется в изученном материале;
умеет связывать теорию с практикой;
работы выполнены качественно, аккуратно.
3.4. Условия реализации программы.
Для полноценной реализации программы «Оригами» необходимы материально-технические условия: отдельный кабинет с хорошим освещением, удобными столами, стульями по количеству детей. Демонстрационная доска, для показа схем. Стеллажи для выставки образцов и готовых изделий. Из-за недостаточной материальной базы материал для работы детям приобретают родители (законные представители) на протяжении всего учебного года.
Занятия в кружке 1 года обучения проходят 4 раза в неделю по 2 часа, количество детей в группе 10-12 человек. В течении года проводится контроль ЗУН: вводный, текущий и итоговый.
3.5. Кадровые ресурсы.
Программу реализует педагог с дошкольным педагогическим образованием, имеющий квалификацию – воспитатель.
3.6. Учебно-методический комплект (УМК).
Для реализации программы разработан учебно-методический комплект (УМК). В него входят:
папка с образцами готовых изделий;
папка со схемами базовых форм-заготовок;
методическая литература: книги по «Оригами» (комплект УМК находится у педагога).
4. Список литературы.
1. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Популярное пособие для родителей и педагогов. / - Ярославль: «Академия развития», 1998.
2. Соколова С.В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: ДЕТСВО – ПРЕСС, 2009.
3. Соколова С.В. Оригами для самых маленьких: Методическое пособие для воспитателей. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2009.
4. Художественно – творческая деятельность. Оригами: тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет / авт.-сост. И.А. Рябкова, О.А. Дюрлюкова. – Волгоград: Учитель, 2011.
5. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992.
6. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2000.