познавательное занятие в подготовительной группе. Программное содержание.
Задачи формирования экологического сознания. Уточнить представления детей о суровом климате Севера, обитающих в этих краях животных, их приспособленности к этим условиям жизни. Закреплять умение пользоваться картой. Воспитывать любовь и интерес к растениям и животным, любознательность; желание отвечать на вопросы и наблюдать; умение слушать товарищей и дополнять их ответы.
Задачи развития двигательной активности. Формировать потребность в двигательной активности; содействовать освоению движений; развивать ловкость, гибкость, быстроту, ориентировку в пространстве.
Материал и оборудование. Пестро-зеленое покрытие, изображающее тундру, где пасутся северные олени (картина), пробегает лемминг, в отдалении прячется песец, из растительного мира – модель карликовой березы, лишайник, клюква, голубика, морошка. На стене коричнево-серой тканью изображена скала с северными птицами. Северный ледовитый океан изображают сделанные из белой ткани льдины, нагромождения (на некоторых льдинах находятся северные животные – белые медведи, тюлени) мягкие модули.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Путешествие на далекий Север»
Путешествие на далекий Север
Программное содержание.
Задачи формирования экологического сознания. Уточнить представления детей о суровом климате Севера, обитающих в этих краях животных, их приспособленности к этим условиям жизни. Закреплять умение пользоваться картой. Воспитывать любовь и интерес к растениям и животным, любознательность; желание отвечать на вопросы и наблюдать; умение слушать товарищей и дополнять их ответы.
Задачи развития двигательной активности. Формировать потребность в двигательной активности; содействовать освоению движений; развивать ловкость, гибкость, быстроту, ориентировку в пространстве.
Материал и оборудование. Пестро-зеленое покрытие, изображающее тундру, где пасутся северные олени (картина), пробегает лемминг, в отдалении прячется песец, из растительного мира – модель карликовой березы, лишайник, клюква, голубика, морошка. На стене коричнево-серой тканью изображена скала с северными птицами. Северный ледовитый океан изображают сделанные из белой ткани льдины, нагромождения (на некоторых льдинах находятся северные животные – белые медведи, тюлени) мягкие модули.
Ход занятий.
Дети стоят вокруг столика, на котором помешен глобус.
Педагог-эколог. Сегодня мы на специальном самолете полетим на дикий Север, покажите океан, который находиться на севере. (Дети показывают) Как он называется? (Северный ледовитый океан).покажите сушу, которая прилегает к водам Северного ледовитого океана.
Дети по очереди показывают названные места на глобусе, затем переходит к карте и показывают океан и тундру.
Педагог задает вопросы и показывает движения. Дети отвечают на вопросы и выполняют имитационные движения.
Педагог-эколог; Какая зима по продолжительности? (Долгая). (Движения рук в стороны). Какие снега бывают на Севере? (Глубокие). (Движение рук вверх, вставая на носки). Что можно сказать о ветре? (Дуют очень сильные ветры). (Дыхательные движения). Как называются природные явления, сопровождающиеся сильными ветрами? (Вьюга, пурга). Изобразите вьюгу и пургу. (Махи руками; дети кружатся, приседая и снова поднимаясь). К середине зимы солнце совсем не показывается на горизонте. Наступает полярная ночь.
Движениями руками педагог показывает движение солнца. Дети повторяют движения, взяв в руки модель солнца.
Педагог-эколог.Какое лето по продолжительности? (Короткое). (Движение рук к соединению). Лето жаркое или прохладное? (Прохладное). (обхватывающие движения руками). Зато солнце светит круглые сутки – и день, и ночь – и не заходит за горизонт. Стоит полярный день.
Дети поднимают модель солнца над головой.
Проводиться игра «день и ночь».
Педагог-эколог. Дети, полярный день наступил. (Солнце поднято над головами детей). Полярная ночь наступила. (дети прячут солнце). Снова день (Дети поднимают солнце). Снова ночь. (Дети прячут солнце).
Педагог-эколог. Как называется длинный день? Длинная ночь? (полярный день, полярная ночь).
Проводится игра «Дорожная сумка».
Педагог-эколог. Вы хорошо подготовились к путешествию? Что возьмете с собой?
Дети подходят к столу, на котором выставлены разные предметы, и собирают в рюкзак то, что может пригодиться в путешествии.
Педагог-эколог. Давайте приготовим наш самолёт к полету. Летчик знает маршрут?
Один из ребят встает впереди с «расправленными крыльями» (руки в стороны). Справа и слева от пилота встают второй летчик и бортмеханик (у них в руках бумажные вертушки – пропеллеры). Стюардесса, проверив готовность пассажиров к полету, замыкает самолет. Звучит музыка. Самолет летит к месту экспедиции (ходьба, затем легкий бег змейкой в колонне по одному).
Педагог-эколог. Наш самолет приземлился в тундре. Просьба к экипажу и пассажирам одеться в теплые комбинезоны. (дети имитируют движения).
Педагог-эколог. Вот мы и прилетели на далеких Север, где земли омывают холодные воды Северного Ледовитого океана. Но сначала мы пройдёмся по тундре.
Вдалеке видны льдины океана, а перед ними болотистая тундра. Дети стоят перед карликовыми деревьями.
Педагог-эколог. Посмотрите, дети, есть ли в тундре высокие деревья? (Высоких деревьев нет) Почему? (сильные ветры, подхватив льдинки, кидают их в деревья и ранят, поэтому деревья стали маленькие. Да и корни могут удержать только низкие растения, так как они располагаются в самом верхнем слое, а глубже – вечная мерзлота). Какие растения растут в тундре? (Карликовая береза и карликовая ива). (Дети подходят к деревьям и показывают их) Расскажите и покажите как изменился их внешний вид? (Стали меньше). (дети приседают). (Стволы наклонились) (Наклоняются в стороны). (Листочки стали меньше, покрылись воском и волосиками). (Сжимают кулачки) Что за растение у нас под ногами? (Мхи лишайники) впереди большое болото, как нам передраться через него. (С кочки на кочку) .
Дети идут, наступая на кочки (массажные коврики)
Педагог-эколог. Какие ягоды растут в тундре?
Дети показывают и называют: клюква, голубика, морошка.
Педагог-эколог. Что за зверек прячется под деревьями? Чем они питаются в тундре?
Дети рассматривают и называют лемминга, называют и показывают его пищу (олений мох, сережки карликовой березы, корни, ягоды). Затем дети переходят на следующую стоянку, где стоит картинка «Олени».
Педагог-эколог. Что за животное пасется вдалеке? Что можно сказать о его внешнем виде? (хвост маленький, шерсть длинная, густая и волнистая, рога ветвистые). Чем питаются олени? (дети называют растения и находят их в тундре (трава, «олений» мох)). Как зимой достать лишайник? Снег глубокий. (Дети изображают роющего снег оленя). Что позволяет животным не провалиться в снег?
Дети рассказывают об особенностях строения ног оленей и выполняют имитационные движения руками: разведение и сведение пальцев рук. Затем они переходит на следующую стоянку.
Педагог-эколог. Что за зверь здесь прячется? (Песец). Какого он цвета? Он всегда белый? (Летом он маскируется под цвет земли, а зимой – под цвет снега.)
Проводится игра «Когда какого цвета?»
Педагог-эколог. В тундре наступило лето. (Дети поднимают серый лист) В тундре наступила зима. (Дети поднимают белый лист).
Затем дети переходит на другую стоянку.
Педагог-эколог. Посмотрите – вот скала с множеством птиц Севера. Что за белая птица с огромными глазами? (Полярная сова). Почему она белого цвета? (Чтобы быть незаметной). Что сова высматривает в тундре (Леммингов). Давайте попробуем превратиться в сов и бесшумно полетать. (Дети машут руками и бесшумно передвигаются) .
Затем дети подходят к океану.
Педагог-эколог. Посмотрите, ребята, мы пошли к Северному Ледовитому океану. Нас ждет путешествие по льдинкам. Будьте внимательны: в льдинках есть трещины – в них можно провалиться, часто встречаются нагромождения; надо идти осторожно, чтобы не соскользнуть в воду океана. На забывайте фотографировать животных. Чаще смотрите в бинокли, чтобы вовремя заметить необычное явление.
Дети перешагивают с льдинки на льдинки на льдинку, преодолевая трещины и нагромождения (ходьба с перешагиванием мягких модулей), и оставаясь на льдине.
Педагог-эколог. Ребята, я заметила животное и сразу вспомнила загадку про него:
Зверь усатый, неуклюжий
Еле ползает по суше.
Море даже подо льдом
Для него – желанный дом.
(тюлень).
Педагог выставляет картинку с тюленем.
Педагог-эколог. Почему тюлень лучше себя чувствует в воде? (Ноги превратились в ласты). Умеет ли он передвигаться по суше? (Он передвигается по суше с большим трудом.) покажите, как он передвигается. (Дети изображают движение тюленей). Чем питается тюлень? (Рыбой). Давайте перейдем на следующую льдинку.
Дети преодолевают препятствия: переходят по льдинкам, обходят нагромождения.
Педагог-эколог. Вы заметили кого-нибудь еще? Давайте затаимся и понаблюдаем за белыми медведем, который показался на льдинке. (Дети приседают и замирают). Как называют белого медведя на Севере? (Умка). Чем питаются медведи? (Рыбой, тюленями). Как медведь добывает тюленей, если их видит издалека?
Дети имитируют движения медведя: высматривают добычу, встают на носки; принюхиваются; приближаясь к тюленю, имитируют толкание перед собой кусочка льда (мягкого модуля), прячась за ним.
Педагог-эколог. Зачем медведю белая шерсть? (Чтобы быть незаметным для животных.) Что помогает медведям жить в суровых условиях Севера? (Густая шерсть, в том числе на подошвах лап; толстый слой жира, белая маскировочная окраска.)
Отвечая дети выполняют имитирующие движения: поднимают руки вверх, затем опускаю вниз и косаются подошв ступней, выполняют круговые движения руками с поворотом туловища в стороны.
Педагог-эколог. У меня появилась идея: давайте возьмем белого медведя в наш лес. Можно ли это сделать? Сможет ли он жить в нашем лесу? (Ответы детей). Варварская охота на белого медведя поставила это животное на грань вымирания. Сейчас принят новый закон, запрещающий охоту на него. Белый медведь занесен в Красную книгу.
Дети возвращаются к самолету той же дорогой через льдинки. Ледяные нагромождения, болотистые места в тундре (в спокойном, но быстром темпе и снова в спокойном).
Звучит музыка. Дети имитируют полет самолета и выполняют упражнения: обычный бег с высоким подниманием колен, сильно сгибая ноги назад; бег в колонне но одному.
Затем дети отправляются в изостудию и выполняют рисунки на тему: «Фотографии животный Севера» или лепят животных Севера из пластилина.