- воспитывать бережное отношение и уважение к хлебу;
- воспитывать уважение к людям, которые участвуют в производстве хлеба.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие» в соответствии с ФОП.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская.
Тип занятия: проблемно-поисковое, в результате которого дети овладевали новыми знаниями с опорой на имеющиеся.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о хлебе, беседа «Мир злаковых культур», просмотр мультфильмов, просмотр видеофильмов по заявленной теме, чтение художественной литературы, обсуждение пословиц и поговорок о хлебе, отгадывание загадок, рисование.
Предполагаемый результат: дети могут называть последовательность выращивания и изготовления хлеба, рассказать о важности хлеба для человека, дети бережно и уважительно относятся к хлебу.
Материалы и оборудование: магнитная доска, картинки, муляжи хлебобулочных изделий, рисунки сказочных персонажей, дидактическая (интерактивная) игра «Путь зерна от поля до стола».
Ход занятия
Часть 1. Мотивационная
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Сегодня наша речь пойдёт о… (читает стихотворение)
Свежий, вкусный, ароматный,
Бывает белым или черным
С корочкой хрустящей, внутри мягкий…
Воспитатель. Догадались, о чем наше занятие?
Ответы воспитанников.
Воспитатель. Да, верно, сегодня мы поговорим о хлебе. О хлебе существует много сказок и пословиц. Ребята, знаете ли вы сказку о путешествии хлебного героя? Вспомнили? А я вам сейчас помогу.
Воспитатель напоминает детям песенку Колобка «Я от бабушки ушёл и от дедушки ушёл».
Ответы воспитанников.
Воспитатель. Правильно, а давайте узнаем, почему главного героя сказки назвали колобком? Посмотрите внимательно на картинку. Предположите, ребята, почему герой получил такое имя?
Ответы воспитанников.
Воспитатель. В старину колобком называли небольшой, круглый хлеб. Выпекали колобки из пшеничной муки. А какие ещё изделия из пшеничной муки вы можете назвать?
Ответы воспитанников.
Воспитатель. Молодцы, ребята, а теперь послушайте загадки.
Загадки.
Вот на мельнице пшеница,
Здесь такое с ней творится!
В оборот её берут, в порошок её сотрут! (Мука)
Он бывает с рисом, с мясом,
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят
По кусочку все съедят. (Пирог)
Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня. (Тесто)
Состав простой: мука, вода
А получается еда,
То смешные завитушки, то соломка, рожки, ушки. (Макаронные изделия)
Воспитатель. Батон, булочки, печенье и многое другое. Все это хлебобулочные изделия, их мы все любим. А в народе говорят: «Хлеб всему голова», как вы понимаете это выражение? Ответы воспитанников.
Воспитатель. Хлеб — это не просто еда, которую вы видите каждый день на вашем столе, это часть традиций нашего народа. Давайте вспомним пословицы о хлебе.
Пословицы о хлебе
Хлебом не сори, хлеба в меру бери. Хлеб бросать – труд не уважать. Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
При выполнении задания важно обсудить с воспитанниками смысл каждого высказывания. Пословица «Хлебом не сори, хлеба в меру бери» напоминает нам о том, что к хлебу надо относиться бережно и с уважением. Если взял кусочек хлеба, нужно его съесть. Выражение: «Хлеб бросать – труд не уважать» подчёркивает уважительное отношение к труду людей, которые приложили силы и здоровье для получения хлеба. Каждый человек должен ценить не только свой труд, но и труд других людей. В пословице «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи» говориться о том, что можно всего добиться трудом, главное не нужно лениться.
Воспитатель. Во всех пословицах говорится, что хлеб на нашем столе есть благодаря труду человека.
Часть 2. Основная
Воспитатель. Ребята, хлеб – это не только символ трудолюбия, в народе его всегда уважали и почитали. Послушайте, с какой теплотой говорится о хлебе в этих стихотворениях.
1 чтец.
Расскажу тебе, дружок,
Про чудесный колосок.
Тот, что зреет на полях —
Попадёт на стол в хлебах.
Сушки, плюшки и батон —
Хлеб приходит в каждый дом…
2 чтец.
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
3 чтец.
Есть такие слова:
«Он всему голова»
Хрустящей корочкой одет
Очень Мягкий белый.
Воспитатель. Как вы думаете, долгий ли путь прошло зернышко прежде, чем попасть к нам на стол в виде хлеба?
Ответы воспитанников.
Физминутка «Колоски»
Воспитатель. Давайте представим, что вы маленькие зернышки.
— Я посадила вас в землю (дети присаживаются).
— Пригрело солнышко, полил дождик. Зернышки стали прорастать и превратились в колоски (дети медленно встают и поднимают руки вверх).
— Колоски тянутся к теплому солнышку (дети встают на носочки и протягивают руки вверх).
— Ветер нежно ласкает колоски, они колышутся (дети качаются с поднятыми руками в стороны, делают наклоны).
— Вот такие прекрасные колоски у нас выросли.
— Улыбнитесь друг другу. Садитесь.
Воспитатель. Посмотрите кто к нам сегодня в гости пришел? (показывает и размещает на
доске персонажа – Зёрнышко).
Воспитатель. Давайте вместе с нашим героем узнаем какой путь он прошел прежде, чем попасть к нам на стол в виде ароматного хлеба?
Дидактическая игра «Путь зерна от поля до стола».
https://learningapps.org/display?v=pk7peeo5c24
Содержание задания: воспитанникам необходимо разместить карточки - картинки с изображением действий в правильной последовательности.
Воспитатель. Рассмотрите внимательно рисунки на карточках, нам нужно расставить их по порядку.
Воспитанники рассуждают и рассказывают, как разместить карточки в правильной последовательности. Воспитатель помогает, двигая карточки на экране.
Воспитатель. Правильно, ребята, сначала надо посеять зерно, затем, когда оно вырастет и созреет в колосках, зерновые культуры убирают с помощью комбайнов. Расскажите, а что происходит с зерном после того, как его собрали?
Воспитанники рассуждают и размещают остальные карточки на доске в правильной последовательности. Воспитатель помогает двигать и составлять остальные картинки на магнитной доске по порядку.
Воспитатель. Вы правы, ребята, но сначала зерно сушат, а уже потом его отвозят туда, где из зерна получают муку, из муки пекут различные хлебобулочные изделия. Вот какой длительный путь совершает зёрнышко. Как вы считаете, кто ему помог превратиться в душистый и вкусный хлеб?
Ответы воспитанников.
Воспитатель. Конечно, ребята, в каждый кусочек хлеба вложено очень много любви и труда разных людей.
Часть 1. Заключительная
Воспитатель. 16 октября весь мир вот уже 15 лет отмечает Всемирный день хлеба.
Хлеб всегда оставался самым ценным и важным продуктом. Все народы мира относятся к хлебу как к святыне.
Воспитатель. Наш занятие подходит к концу. О чем мы с вами сегодня говорили? Что вам запомнилось больше всего? Как вы будете относиться к хлебу?
Ответы воспитанников.
Воспитатель. Понравилось ли вам наше занятие? Выберите смайлик, который передает ваше настроение, покажите мне и друг другу.
object(ArrayObject)#853 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(278) "конспект занятия в средней группе по развитию речи, ознакомление с художественной литературой по русской народной сказке"Петушок и бобовое зернышко". "
["seo_title"] => string(169) "konspiekt-zaniatiia-v-sriedniei-ghruppie-po-razvitiiu-riechi-oznakomlieniie-s-khudozhiestviennoi-litieraturoi-po-russkoi-narodnoi-skazkie-pietushok-i-bobovoie-ziernyshko"
["file_id"] => string(6) "125318"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1414950140"
}
}