Просмотр содержимого документа
«Проект "Школа молодого педагога"»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 52»
ПРОЕКТ « ШКОЛА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА»
срок реализации 3 года
Разработчик – Герасименко А.В. старший воспитатель МБДОУ д/с № 52
г. Таганрог
Актуальность вопроса
Необходимым условием модернизации системы образования Российской Федерации является решение первостепенной задачи - повышение качества кадрового потенциала. Современное образование детей остро нуждается в молодых воспитателях, способных адекватно реагировать на изменение образовательной ситуации, специфику педагогических систем, новые условия профессиональной деятельности.
Вновь пришедшие молодые воспитатели сталкиваются с проблемами адаптации в коллективе, методики проведения занятий, незнания своих прямых должностных обязанностей.
В МБДОУ д/с № 52 всегда остаётся актуальным направлением деятельности всесторонняя поддержка, формирование и развитие кадрового потенциала. Данное направление включает работу по совершенствованию мастерства педагогов и формированию у них мотивации на профессиональное развитие: обучение, консультирование, аттестация, профессиональные курсы, приобщение молодых педагогов к традициям центра и поиску передовых идей.
Коллектив МБДОУ постоянно работает над совершенствованием организации управления и отслеживанием эффективности процесса повышения профессионального роста молодого воспитателя.
Индивидуальные консультации не всегда эффективны, поскольку у многих отсутствуют базовые знания и умения. В связи с этим возникла идея создания Школы молодого педагога, с помощью которой происходит освоение содержания и технологии деятельности педагога. Занятия в Школе молодого педагога дают возможность постепенного, поэтапного вхождения в профессию.
Школа молодого педагога ставит своей целью: планомерное раскрытие индивидуальных педагогических способностей начинающего воспитателя, создание условий для его профессионального становления и развития посредством оказания методической поддержки.
Задачи:
1.Оказание методической помощи педагогическим работникам в изучении нормативно-правовой базы учреждения.
2.Содействие ускорению процесса профессиональной и
социальной адаптации молодых педагогов.
3.Установление отношений сотрудничества и взаимодействия
между молодыми специалистами и опытными педагогами. 4.Организация наставничества (обучать молодых педагогов передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, оказывать им методическую и практическую помощь)
5 Формирование психологической компетентности в соответствии с особенностями ДОУ и контингента воспитанников.
6. Организация методического сопровождения молодым педагогам в создании и реализации образовательных программ и инновационных проектов.
7. Удовлетворение потребности молодых педагогов в непрерывном образовании.
Теоретическое обоснование вопроса
Педагогическую деятельность любого педагога можно разделить на три этапа (условно):
I – «Овладение профессией как ремеслом»;
II – «Обретение мастерства»;
III - «Доведение мастерства до уровня искусства».
Длительность каждого этапа у всех своя, и обязательное прохождение трех этапов для конкретного педагога не является неизбежным. Кто-то «застревает» на первом этапе на всю жизнь и остаётся ремесленником в своей профессии. Кто-то доходит до уровня мастерства или даже выше – до уровня искусства. Кто-то, к сожалению, приходит к стадии полного эмоционального выгорания.
Первый этап «овладение профессией на уровне ремесла» продолжается обычно 3-5 лет после прихода из вуза в образовательное учреждение. Главные задачи педагога здесь: создание детского коллектива и мотивации на обучение, овладение практической дидактикой и методикой обучения (технологией современного занятия), наукой управления детьми, основами воспитательного взаимодействия с воспитанниками разных возрастов, групп. Всё это достигается, прежде всего, собственной активностью, добросовестностью, помощью наставников и, конечно же, постоянным участием в методической работе.
Особенность ситуации с молодыми педагогами в том, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и опытные педагоги. Коллеги, администрация, родители зачастую ожидают от молодых педагогов безупречного профессионализма, без авансирования поддержки и снисхождения. У тех, кто в первый год своей работы не получил поддержки от коллег, возникает ощущение неполноценности, которое препятствует их профессиональному росту. Эффективность методической работы с молодыми педагогами в том, что перечень методических мероприятий образует систему, которая имеет цель, структуру, специально сформированные, действующие связи и отношения между компонентами, и обязательно продуктом её деятельности являются показатели профессионального роста педагога, развитие его творческого потенциала, а, в конечном счёте, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализированности и сохранение здоровья воспитанников.
Содержание деятельности
Проект, разработанный на основе программно-целевого метода, представляет собой комплекс различных мероприятий, направленных на повышение профессионального мастерства молодых педагогов, работающих в сфере от 1 года до 3-х лет.
В структурно – содержательной части программы выделены следующие основные направления:
Дидактическая подготовка (содержание образования, образовательной программы, методы, приёмы, технологии);
Воспитательная подготовка (методы создания, укрепления и развития детского коллектива, организации детского самоуправления, технологии организация и проведения походов, экскурсий, диспутов по актуальным проблемам, современные приёмы и формы работы с родителями);
Психологическая подготовка (профессиональная и социальная адаптация педагога, организация деятельности детского коллектива, с учётом возрастных особенностей и способностей воспитанников) ;
Правовая подготовка (изучение нормативно-правовой базы учреждения).
Педагогические принципы, лежащие в основе реализации программы
принцип научности предполагает достоверность информации;
принцип взаимоуважения всё общение с педагогом – должно строиться на основе взаимоуважения, равно как и общение педагога с каждым членом коллектива;
принцип личностного подхода - личность каждого педагога является непреложной ценностью
принцип ориентации на достижение успеха (создание ситуации успеха)
принцип интерактивного обучения (методы, приёмы, формы и средства обучения должны создавать условия, при которых педагоги занимают активную позицию в процессе получения знаний).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
Всего ч.
I.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
16
1.
Изучение нормативно-правовой базы учреждения
2
2.
Закономерности и принципы дидактики
2
3.
Педагогика творчества
2
4.
Педагогическая культура и этика
2
4.
Организация системы работы с родителями
2
5.
Алгоритм подготовки и проведения открытого занятия
2
6.
Технология педагогического портфолио
2
7.
Воспитательная деятельность в объединении.
2
П.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК
4
1.
Основы конструктивного общения в педагогическом коллективе
2
2.
Роль педагога в детском коллективе
2
Ш.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК
2
1.
Формы и методы диагностики
2
IV.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. Круглый стол по итогам года. Успехи и трудности.
2
ИТОГО:
24
Занятия проходят по плану-графику 2 раза в месяц.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
Всего ч.
I.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
16
1.
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагогических работников
2
2.
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
2
3.
Игровые методы обучения
2
4.
Педагогическое проектирование в учреждении
2
5.
Современные технологии проведения занятий в ДОУ
2
6.
Современные приёмы и формы работы с родителями
2
7.
Воспитание в образовательном процессе
2
8.
Методика организации воспитательной работы в объединении в каникулярное время
2
П.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК
4
1.
Пути управления конфликтной ситуацией в детском коллективе
2
2.
Психологическое сопровождение образовательного процесса
2
Ш.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК
2
1.
Мониторинг образовательного и воспитательного процессов
2
IV.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. Защита учебно - методической документации педагога.
2
ИТОГО:
24
Занятия проходят по плану-графику 2 раза в месяц.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
Всего ч.
I.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
16
1.
Использование современных информационно-коммуникационных технологий в конструировании занятий
2
2.
Структура написания самоанализа
2
3.
Структура интегрированного занятия
2
4.
Особенности организации опытно-экспериментальной работы в ДОУ
2
5.
Использование в практике современных педагогических технологий
2
6.
Технология изучения и обобщения педагогического опыты
2
7.
Современные технологии воспитания. Авторские воспитательные системы.
2
8.
Системный подход к организации работы с родителями
2
П.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК
4
1.
Особенности работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Особенности работы с одаренными детьми.
2
2.
Профессиональные кризисы: как их распознать и предотвратить.
2
Ш.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК
2
1.
Система использования педагогических диагностических методик в образовательном процессе
2
IV.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. Конкурс «Лучший молодой педагог года»
2
ИТОГО:
24
Занятия проходят по плану-графику 2 раза в месяц
Формы организации занятий:
Психолого - педагогические семинары;
Семинары-практикумы;
Мастер-классы;
Тренинги;
Педагогические чтения;
Коллективные и групповые консультации;
Круглые столы;
Деловые игры;
Диспуты;
Конкурсы и т.д.
Ожидаемые результаты:
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами программы, дифференцируются по годам обучения и делятся на три группы:
Теоретические знания, практические умения и навыки, личностные качества, развитие которых предполагается в ходе реализации программы.
В результате обучения педагоги:
будут знать основные нормативные документы;
приобретут навыки взаимодействия с коллегами, детьми, родителями;
приобретут опыт педагогической деятельности, через организацию наставничества;
сформируют навыки общения, разрешения конфликтных ситуаций, создание детского коллектива;
каждый молодой педагог разработает свою образовательную программу;