Проект "Воспитание начал экологической культуры у детей дошкольного возраста в работе с семьей"
Проект "Воспитание начал экологической культуры у детей дошкольного возраста в работе с семьей"
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.Цель и задачи проекта Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций у дошкольников, действенного отношения к окружающему миру путем становления начал экологической культуры, экологического сознания и мышления, повышения активности родителей в процессе экологического воспитания дошкольников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Воспитание начал экологической культуры у детей дошкольного возраста в работе с семьей" »
Проект
«Воспитание начал экологической культуры у детей дошкольного возраста в работе с семьей»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3 Реферативная часть 5 Проектная часть 11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24 ПРИЛОЖЕНИЯ 26
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проекта
На современном этапе развития мировое сообщество стоит перед необходимостью изменения своего отношения к окружающей среде, построения своей жизнедеятельности в гармонии с природой. Изменения в окружающей среде к концу прошлого столетия стали столь значительными, что человечество поставило экологические проблемы в ранг абсолютного приоритета — XXI век был объявлен мировым сообществом как "столетие окружающей среды".
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.
Экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.
В этих условиях фундаментом для понимания проблем и охраны окружающей среды становится формирование у человечества новых норм поведения — экологической культуры.
Экологическая культура сегодня понимается как часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы, реализующаяся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом. Формирование экологической культуры начинается с самого детства, с дошкольного возраста.
"Экология" в переводе с древне-греческого (οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) означает — наука о Доме, об устроении Дома. Это толкование слова "экология" отражает сущность экологического воспитания детей, которое начинается с дошкольного возраста.
Современные программы экологического образования и воспитания в дошкольном возрасте в первую очередь решают задачу воспитания у детей бережного и заботливого, гуманного и ответственного отношения к природе как к своему Дому.
Успешное решение этой воспитательной задачи возможно только при объединении усилий образовательного учреждения и родителей ребенка. Определяющая роль родителей в процессе формирования у детей начал экологической культуры обусловлена глубоким влиянием семьи, которая для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой.
Итак, актуальность проекта "Воспитание начал экологической культуры у детей дошкольного возраста в работе с родителям " обусловлена следующими обстоятельствами:
Во-первых, по моему мнению, работа по формированию начал экологической культуры дошкольников — это работа на опережение. Она направлена на решение проблемы повышения качества и эффективности воспитательно-образовательного процесса дошкольников, соответствие образовательных услуг актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Во-вторых, в результате моей педагогической практики и опыта работы было выявлено противоречие между необходимостью вовлечения семьи ребенка в процесс экологического воспитания и образования ребенка и отсутствием эффективной модели сотрудничества педагогов и родителей по этому направлению.
В-третьих, я полагаю, что нахождение путей повышения эффективности работы дошкольного образовательного учреждения с родителями детей позволит максимально задействовать ресурсы взаимодействия семьи и детского сада, способствовать педагогическому просвещению родителей, обеспечить условия для полноценного, всестороннего развития ребенка.
Таким образом, одним из важных направлений педагогической работы для меня является поиск приемов и методов для вовлечения родителей дошкольников в работу по формированию начал экологической культуры у детей.
Цель и задачи проекта
Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций у дошкольников, действенного отношения к окружающему миру путем становления начал экологической культуры, экологического сознания и мышления, повышения активности родителей в процессе экологического воспитания дошкольников.
Цель проекта: научное обоснование, поиск и апробация на практике путей, методов и условий партнерства дошкольного учреждения и семьи ребенка, повышения активности родителей в процессе экологического воспитания дошкольников.
Понимая, что главная роль в воспитании ребенка отводится родителям, я ставлю перед собой следующие задачи:
- наладить контакт с родителями и детьми (изучение семьи, анкетирование, беседы, наблюдения);
- способствовать психолого-педагогическому просвещению родителей, повышению общего уровня экологической культуры;
- развивать воспитательный потенциал родителей, инициативу и творчество в вопросах экологического воспитания детей;
- обеспечить координацию совместных усилий семьи и ДОУ по экологическому воспитанию дошкольника, создать единую воспитательную среду;
- подобрать диагностические методики, позволяющие определить эффективность работы по воспитанию начал экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Реферативная часть
Психолого-педагогические и методические аспекты экологического образования и воспитания нашли достаточно большое место в разнообразных публикациях, научных работах и учебных пособиях. Целям, задачам, методам экологического воспитания и образования посвящены работы С.В.Алексеева, С.А.Веретенниковой, Н.С.Дежниковой, С.Д.Дерябо, И.Д.Зверева, С.Н.Николаевой, Н.А.Рыжовой, В.А.Ясвина и других авторов.
Экологическое воспитание имеет глубокие исторические корни — философы и педагоги всех времен придавали большое значение воспитанию у подрастающего поколения любви к природе. Так, еще в XIX веке великий русский педагог К.Д. Ушинский в своих работах уделял особое внимание "воспитывающим душу впечатлениям природы", а известный педагог, крупнейший специалист по дошкольному воспитанию конца XIX — начала XX века Е.И.Тихеева писала: "Детей следует воспитывать, учить, растить среди природы и при посредстве природы".
В конце ХХ — начале XXI века человечество пришло к осознанию, что его дальнейшее развитие невозможно без учета состояния окружающей среды, стремительно вырос общественный и научный интерес к экологии, была построена концепция экологического образования.
По отношению к детям дошкольного возраста понятие "экологическое образование" подразумевает процесс формирования осознанного гуманно-деятельного отношения к окружающей среде, которое проявляется в поведении детей. Гуманно-деятельное отношение к природе формируется на основе осознания дошкольниками тех связей и зависимостей, которые существуют в природе, ознакомления с последствиями влияния на природу деятельности человечества в целом и отдельных людей в частности, понимания необходимости охраны природы (Н.Н.Кондратьева, С.Н.Николаева, Н.А.Рыжова и др.).
Экологическое образование детей дошкольного возраста, по мнению С.Н.Николаевой, является процессом формирования осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми дети непосредственно контактируют. Осознанно-правильное отношение включает в себя сочетание интеллектуального, эмоционального и действенного компонентом, которые составляют нравственную позицию ребенка, проявляющуюся в разных формах его самостоятельного поведения [17].
Н.А.Рыжова утверждает, что экологическое образование дошкольников должно: формировать у детей понимание самоценности природы; способствовать осознанию детьми себя как части природы; воспитывать у дошкольников уважительное отношение ко всем без исключения биологическим видам, независимо от симпатий и антипатий; развивать у детей эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, эстетические чувства от его красоты и неповторимости; воспитывать понимание детьми того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одного из звеньев вызовет "цепную реакцию" других изменений; способствовать осознанию того, что нельзя уничтожать то, чего не можем создать; формировать понимание взаимосвязей между собственными действиями и состоянием окружающей среды; способствовать усвоению дошкольниками основ экологической безопасности; формировать первоначальные знания о рациональном использовании природных ресурсов; воспитывать у детей навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни [19].
П.Г. Саморуковой были определены педагогические условия воспитания у дошкольников любви, бережного и заботливого отношения к окружающей среде: формирование элементарной системы знаний о живых организмах, обучение детей навыкам ухода за комнатными растениями и домашними животными, организация систематического труда детей в природе, близость к природе, непрерывное общение с ней [14].
По данным исследований Н.Н. Кондратьевой, детям дошкольного возраста доступно усвоение системы элементарных научных знаний о живых организмах (растениях и животных), которая включает сведения об основных, существенных свойствах живого организма и особенностях его взаимодействия с окружающей средой. Однако усвоение детьми системы начальных экологических знаний становится возможно только при соблюдении условия, что они имеют достаточную наглядную представленность или могут быть обнаружены детьми в доступных дошкольникам видах деятельности [14].
Показателем степени сформированности сознательного отношения к природе является экологическая культура.
По определению В.А.Ясвина: "Экологическая культура — это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности". Люди с несформированной экологической культурой могут обладать необходимыми знаниями, но не считают нужным применять их в повседневной жизни. Понятие "экологическая культура" объединяет в себе экологическое сознание и экологическое поведение человека. Под экологическим сознанием подразумеваются совокупность экологических и природоохранных представлений, мировоззренческой позиции по отношению к природе. Экологическое поведение подразумевается как совокупность конкретных действий и поступков, которые связаны с воздействием людей на природное окружение, использованием ими природных ресурсов [8].
Уровень сформированности экологической культуры определяет нормы отношений общества и природы, установленную в обществе систему приоритетных целей. Экологическая культура находит свое отражение в общественном сознании и в общественной психологии, выражается в конкретных формах жизнедеятельности и разных сферах жизни людей. Таким образом, экологическая культура является социально необходимым нравственным качеством личности (Б.Т.Лихачев).
Вопросы воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста разрабатывали С.Н.Николаева, И.В.Цветкова и многие другие.
С.Н. Николаева в качестве составных частей экологической культуры дошкольников выделяет знания о природе, о взаимосвязях в природе, природы и общества; интерес к природе в целом и живым и неживым её объектам в частности, к проблеме охраны природы; нравственные и эстетические чувства по отношению к природе и ее объектам (сопереживание, восхищение и др.); достойное поведение в окружающей среде, природоохранная деятельность; мотивация поступков детей в природе [16].
И.В.Цветкова определяет экологическую культуру как качественное новообразование личности ребенка, совокупность экологически развитого сознания, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер личности [6]. Автор выделяет основные направления работы по воспитанию нравственно-экологической позиции ребенка: ознакомление с нормами и правилами экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром; формирование потребностей в приобретении экологических знаний, ориентации на практическое применение полученных знаний; воспитание потребностей в общении с природой, положительных чувств по отношению к объектам природы; развитие умения видеть и понимать прекрасное в природе, выражать эти чувства в творческой деятельности; учить детей проявлять инициативу в решении экологических проблем своего ближайшего окружения.
Эффективность воспитания экологической культуры у детей во многом определяется организацией эколого-образовательной работы в системе дошкольного образования, где впервые создаются условия для проведения целенаправленной педагогической деятельности в данном направлении.
Условия и принципы экологического образования и воспитания:
- принцип единства познания — переживания — действия сочетает рациональное познание природы и места в ней человека с чувственно-эмоциональным воздействием на ребенка как в процессе непосредственного общения с окружающей природной средой, так и с помощью художественно-образных средств искусства;
- принцип непрерывности обеспечивает процесс формирования и развития у детей ответственного отношения к окружающей среде в системе различных видов занятий и общественно полезного труда;
- принципы взаимосвязи глобального, национального и краеведческого подхода к анализу экологических проблем и путей их решения, междисциплинарности совместно с традиционными дидактическими принципами составляют основу экологического образования [10].
Основными условиями реализации принципов экологического образования и воспитания являются:
- обеспечение эмоциональной активности детей в процессе освоения мира природы в ситуациях сотрудничества и успеха;
- организация познавательной и экологической деятельности детей на основе их сенситивности к разным формам освоения мира природы.
Необходимым условием эколого-педагогической работы с дошкольниками является создание развивающей экологической среды, а именно: создание в группе детского сада уголка живой и неживой природы; создание на территории дошкольного учреждения внешних природных зон — (сад, огород, экологическая тропа, зона отдыха, "птичья столовая"); организация исследовательской и природоохранной деятельности детей на основе сочетания посильного детского труда с игровыми ситуациями; взаимодействие с родителями с целью интеграции экологического образования с семейным воспитанием.
Технология экологической воспитательно-образовательной работы в системе дошкольного образования имеет следующие структурные компоненты: игры с экологическим содержанием; элементарная поисковая деятельность детей (опыты и наблюдения); трудовая деятельность детей на огороде, экологической тропе и т.д.; уход и наблюдения за обитателями уголка природы; детское творчество из природного материала; работа с родителями (С.А.Веретенникова, Н.С.Голицына, Л.И.Грехова, Н.С.Дежникова, Л.А.Каменева, Н.Н.Кондратьева, Л.М.Маневцова, С.Н.Николаева, Н.А.Рыжова, Е.Ф.Терентьева и др.).
Экологические игры помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность как отдельных живых организмов, так и экосистемы в целом, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами.
Опыты и наблюдения побуждают и поддерживают пытливость и естественную любознательность дошкольников; активизируют их умственные способности; способствуют познанию наглядных взаимосвязей природных объектов и явлений с окружающей жизнью; через деятельность формируют понимание причин происходящих явлений.
Специфической чертой методики экологического образования дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, "живое" общение с растениями и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача — расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Только контакты с природой, систематическое общение с ней способствуют у дошкольников формированию отзывчивого и ответственного отношения к ее объектам и явлениям.
Так, в процессе трудовой деятельности на участке детского сада у дошкольников формируется бережное, заботливое отношение к природе. В процессе труда в огороде и на клумбе дети осознают зависимость состояния растений от условий их произрастания, узнают о том, что изменение среды закономерно влечет за собой изменение в состоянии растений. Совместная забота взрослых и дошкольников о растениях и животных в уголке природы обеспечивает развитие начал экологического сознания, первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.
Немаловажную роль в экологическом образовании играет детское творчество из природного материала. Поделки из кореньев, шишек, сучков; аранжировка букетов по временам года; аппликации из засушенных трав, цветов, семян, мха, плодов дают возможность "продлить жизнь" растениям, познать их красоту, служат прекрасным источником развития творческих способностей детей.
Успешное решение задач экологического воспитания возможно только при объединении усилий образовательного учреждения и семьи ребенка. Усилия педагогов малоэффективны, если родители не стали единомышленниками и помощниками в воспитании и образовании детей. Именно семья с детства призвана заложить в ребенке основы культуры, в том числе экологической, сформировать ориентиры на построение разумного образа жизни.
В работе дошкольного учреждения с родителями решаются следующие задачи:
1) психолого-педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической культуры;
2) изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;
3) приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
Работа дошкольных учреждений с родителями проводится в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей. Индивидуальные формы работы с родителями — это беседы, консультации, посещения семей, поручения родителям и т.п. Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, открытые занятия, праздники; конференции, выставки, лекции; оформляются информационные и тематические стенды, педагогические библиотечки и т.д.
Однако в научно-методической литературе недостаточно раскрыты формы вовлечения родителей в педагогический процесс экологического воспитания дошкольников. Так, например, предлагается привлекать родителей к изготовлению поделок из природного материала совместно с детьми, к совместному труду на огороде и клумбе детского сада, и тому подобным мероприятиям, акцент в которых делается на практическую реализацию определенного задания и не уделяется внимания его экологическому смыслу.
Итак, данный реферативный обзор показал, что в литературе широко рассматриваются основные вопросы экологического воспитания детей дошкольного возраста — психолого-педагогические и природоведческие подходы к содержанию и формам деятельности детей и воспитателей, а так же преемственность семейного воспитания и организованного экологического образования в дошкольных учреждениях. Вместе с тем, не получил достаточного раскрытия вопрос о вовлечении родителей в процесс экологического воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях. Становится очевидным противоречие между объективно возросшими требованиями общества к воспитанию экологической культуры начиная с дошкольного возраста и недостаточным исследованием состояния практики.
Таким образом, одним из важных направлений педагогической работы для меня является поиск приемов и методов для воспитания начал экологической культуры у дошкольников в системе дошкольного образования в работе с родителями.
Новизна проекта состоит:
1) в обосновании и разработке технологии создания педагогически целесообразных условий для воспитания начал экологической культуры у дошкольников в работе с родителями, системно-деятельностном подходе к организации и управлению этой работой;
2) в определении инструментария педагогического мониторинга, представляющего комплекс диагностических материалов и критериев эффективности организуемого процесса.
Проектная часть
Основные характеристики проекта:
Компоненты инновационного процесса: новации, к которым относятся: система формирования начал экологической культуры у дошкольников в работе с родителями, методические указания для воспитателей; апробация, внедрение указанных новаций в практическую деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Уровень научно-прикладной значимости можно охарактеризовать как модернизационный; тип инновационного проекта — научно-методический; уровень решения — локальный; период реализации — среднесрочный; масштабность проекта — монопроект.
Нормативно-правовая зона проекта определяется следующими нормативно-правовыми актами:
1. Закон Российской Федерации "Об образовании " от 10 июля 1992 года №3266-1 (в ред. от 01.04.2012, с изм. и доп.);
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года;
3. План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. №1507-р "О реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа");
4. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. №61);
5. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования: Проект. — М.: Министерство образования Российской Федерации, 2013.
6. Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей: Приложения к письму Минобразования России от 31.01.2001 г. № 90/30-16 // Вестник образования, 2001. №8.
Научно-методическая зона проекта определяется программой дошкольного образования: "Успех". Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. канд.пед.наук Н.В.Фединой, науч.рук. академик РАО, доктор псих.наук В.В.Рубцов. — М.: Просвещение, 2009.
Финансово-инвестиционная зона проекта: проект не требует специального финансирования.
Продолжительность реализации проекта: 2014-2016 гг.
Структура и содержание проекта:
Логическая структура проекта представляет собой три блока:
1) научно-методический блок (научно-методические разработки по теме проекта, система практических заданий);
2) реализационный блок (апробация новаций);
3) диагностический блок (система оценки результативности реализации проекта).
Научно-методический блок
Одним из ведущих направлений воспитательной работы с детьми дошкольного возраста в детском саду является экологическое воспитание, формирование основ экологической культуры. Известно, что воспитательная работа в детском саду должна происходить синхронно с воспитательной работой в семье ребенка — только так можно добиться максимально успешных результатов воспитания. В условиях семьи родителям дошкольников предоставляются широкие возможности для создания воспитательных ситуаций, способствующих формированию знаний о природе, интереса к окружающей среде, к проблеме ее охраны; нравственные и чувства эстетические по отношению к объектам природы, навыков достойного поведения в окружающей среде, но в современной педагогической и методической литературе, посвященной вопросам экологического воспитания детей, теоретические сведения по привлечению родителей в эколого-воспитательный процесс не достаточно раскрыты, отсутствуют практические разработки.
В рамках научной разработки проекта и в процессе анализа условий инновационной деятельности были выявлены основные принципыработы с родителями по формированию начал экологической культуры у дошкольников:
• Принцип эмоциональной активности ребенка и взрослого в процессе воспитания. Формирование экологической культуры предполагает использование таких методов и приемов, которые вызывают положительную эмоциональную реакцию как у детей, так и у родителей.
• Принцип обеспечения деятельностной активности заключается в такой организации воспитательного процесса, когда дошкольники и их родители вовлекаются в виды деятельности, подразумевающие практическое использование экологических знаний.
Теоретические знания и практические навыки, необходимые родителям для успешного формирования у детей экологической культуры:
1) основные аспекты экологического образования, принципы экологического образования ребенка в семье;
2) методы и приемы экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Применяемые технологии работы с родителями диктуются с одной стороны, целями формирования начал экологической культуры дошкольников, а с другой стороны — спецификой семейного воспитания.
Формы и виды работы с родителями:
I. Форма работы: интерактивная — анкетирование.
Вид: диагностика.
II. Форма работы: традиционная — тематические часы.
Виды:
- выступление на родительском собрании, посвященное основным аспектам экологического воспитания;
- семейные мероприятия (трудовая деятельность на участке детского сада и в уголке природы; опыты и наблюдения; походы за территорию детского сада; природоохранные акции; праздники и др.);
- творческие конкурсы (изготовление поделок из природного материала; изготовление плакатов; фотовыставки и др.).
III. Форма работы: просветительская — использование СМИ для освещения проблем воспитания и обучения детей.
Виды:
- изготовление папок-передвижек с рекомендациями родителям по вопросам экологического воспитания;
- составление библиотечки на экологическую тематику для чтения родителями детям.
Практически ежедневно у родителей имеется возможность для формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста, которую взрослые могут использовать с большой эффективностью при соблюдении ряда принципов экологического воспитания ребенка в семье:
- процесс воспитания носит естественный и чаще всего индивидуальный характер;
- на природе у ребенка появляется больше самостоятельности для двигательной активности;
- имеются большие возможности для выбора дошкольниками общественно полезной деятельности по охране природы;
- важно объяснять детям, что каждый человек как бы находится в центре сферы взаимосвязей, гармонии растительных и живых организмов;
- важную роль в развитии воображения у детей дошкольного возраста играет их общение с природой;
- экологическое воспитание эффективно влияет на развитие нагляднообразных представлений детей;
- в процессе познания природных явлений у ребенка развивается эмоциональность восприятия окружающего мира;
- изучение природных явлений способствует более сознательному усвоению детьми в дальнейшем в школе таких наук, как физика, география, химия, биология, геометрия;
- общение с природой формирует творческие способности ребенка, наделяет его изобретательностью, любознательностью.
В результате работы родители:
• овладеют необходимыми экологическими и психолого-педагогическими знаниями;
• обучатся навыкам эффективного взаимодействия с детьми с целью решения воспитательно-образовательных задач;
• будут способствовать формированию и развитию начал экологической культуры у дошкольников.
В результате работы дошкольники:
• смогут проявлять интерес к природе, к новому и неизвестному в мире природы, к проблеме ее охраны, эмоционально реагировать на мир природы, испытывать по отношению к ней нравственные и эстетические чувства (сопереживание, восхищение и пр.);
• освоят первичные представления о природе, взаимосвязях в ней, взаимосвязях человека, общества и природы, сформируют мотивы, определяющие поступки детей в природе;
• обучатся управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений об окружающем мире, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения в природе;
• овладеют умениями и навыками (речевыми, изобразительными, трудовыми и др.), необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности, имеющих отношение к природе, к экологии.
Реализационный блок
Новации, предлагаемые в настоящем проекте, проходят апробацию в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении "Аленький цветочек" г.Ноябрьск с 2014 года.
С целью изучения условий, созданных в семье для экологического воспитания детей, было проведено анкетирование родителей [Приложение 1]. Результаты анкетирования показали, что по вопросам ознакомления дошкольников с проблемами экологии родители полагаются на положительное влияние детского сада.
Отвечая на первый вопрос: "Сообщаете ли вы какие-либо знания по экологии своим детям?", все родители, без исключения, сказали, что сообщают изредка детям отрывочную, эпизодическую информацию, так как сами не владеют такими знаниями в полной мере.
С помощью второго вопроса мы узнали, какие формы работы родители проводят со своими детьми в плане экологического образования. Анализ ответов родителей показал, что родители иногда проводят беседы с детьми по экологическим проблемам. Уходом за домашними растениями и животными стараются заниматься почти все опрошенные и привлекают к этому детей. Родители редко читают детям книги, сказки, связанные с экологией и природой, так как знают мало таких литературных источников. Экскурсии на природу традиционны для большинства семей, но не все опрошенные родители добросовестно относятся к природе и обращают внимание детей на необходимость бережного отношения к природе. Телепередачи просматривают почти все, из телепередач экологического содержания родители назвали передачу "В мире животных" и сериал BBC "Ребятам о зверятах".
Можно сделать вывод, что экологическое воспитание в семье проводится хаотично, родители не обладают достаточным уровнем экологических знаний и не уделяют данному вопросу достаточно внимания, задача формирования экологической культуры у детей в семье не решается должным образом.
Таким образом, полученные в результате анкетирования родителей данные указывают на необходимость взаимодействия педагогов детского сада с родителями в области экологического воспитания дошкольников.
Отбор и структурирование содержания образования и его реализация
Согласно программе дошкольного образования "Успех" основные экологические знания дошкольники получают в процессе освоения образовательной области "Безопасность" в интеграции с другими образовательным областями.
"Безопасность" окружающего мира природы — необходимое условие существование каждого человека, взрослого и ребенка. Одной из основных задач психолого-педагогической работы является формирование основ безопасности окружающего мира природы как предпосылки экологического сознания. Решение этой задачи подразумевает формирование у дошкольников представлений о некоторых видах опасных для окружающего мира природы ситуаций, приобщение детей к правилам безопасного для окружающего мира природы поведения; формирование у них осторожного и осмотрительного отношения к окружающему миру природы.
Формирование экологической культуры также происходит при освоении образовательной области "Коммуникация" — этому способствует развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения норм поведения в природе. При освоении образовательной области "Труд" у детей формируются представления и происходит практическое освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания в процессе трудовой деятельности. В рамках образовательной области "Познание" решаются задачи формирования целостной картины мира и расширения кругозора в части представлений о безопасности окружающей природы. Образовательная область "Социализация" решает задачи формирования у детей первичных представлений о себе и своем месте в окружающем мире природы, освоения дошкольниками общепринятых норм и правил поведения в природе, основ экологического сознания. Образовательная область "Здоровье" рассматривает формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, в том числе и через призму экологических проблем. Образовательная область "Чтение художественной литературы" использует художественные произведения для воспитания интереса и любви к родной природе. Образовательная область "Художественное творчество" использует средства продуктивной деятельности детей для формирования бережного отношения к природе, развития способности эмоционально откликаться на состояние природы, на произведения изобразительного искусства о природе и т.д.
В основу реализации программы "Успех" положен примерный календарь праздников и событий, который предоставляет широкие возможности для привлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс.
В процессе реализации проекта предполагается провести следующие мероприятия для родителей:
1. Выступление на родительском собрании, посвященное основным аспектам экологического образования.
2. Фотовыставка "Как прекрасен этот мир, посмотри!" (к празднику ""Международный день красоты").
3. Изготовление папок-передвижек с рекомендациями родителям по вопросам экологического образования; составление библиотечки на экологическую тематику для чтения родителями детям.
4. Выставки совместных с детьми поделок из природного материала.
5. Выставка фотографий домашних животных, презентация рассказов детей о своих домашних животных (к празднику "Всемирный день животных");
6. Организация в домашних условиях "Уголка природы" (комнатные растения, мини-огород) для ухода, опытов и наблюдений.
7. Природоохранные акции "Птичья столовая" (кормушки для птиц) и "Птичьи домики (к празднику "Международный день птиц")".
8. "Трудовой десант" (совместный с детьми труд на участке, огороде, клумбе, в уголке природы)
9. Изготовление плакатов по правилам "Этикет на природе".
10. Прогулки по экологической тропе; походы за территорию ДОУ.
На общем родительском собрании целесообразно обговорить принципы экологического воспитания ребенка в семье.
Беседу с родителями стоит начинать с того, что проблемы экологии, вызванные чрезмерной загрязненностью окружающей среды, у всех на устах. В сложившейся ситуации нельзя надеяться только на специалистов-экологов. Каждый должен начать с самого себя, думать о будущих поколениях, заботиться друг о друге, проявлять гуманное отношение ко всему живому на земле. Пора уделять особое внимание экологическим проблемам, которые с особой серьезностью должны решаться не только на всех этапах образования, но и на уровне семьи.
Родителям нужно напомнить, что особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда и педагоги, и родители обладают экологической культурой. Результаты педагогического процесса зависят от совместных усилий образовательных учреждений и семьи. Именно поэтому, проводя работу с детьми по формированию экологической культуры, воспитатели надеются на поддержку и содействие родителей.
Далее родителей следует ознакомить с основными средствами экологического воспитания детей в семье.
Напомнить родителям, что прогулка — это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы — живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных. Это можно делать везде и в любое время года — во дворе городского и сельского дома, в парке, в лесу и на поляне, на берегу реки или озера. Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение, вызывает у ребенка сочувствие к "тяжелой" самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходится. Необходимо обращать внимание ребенка на различные проявления красоты в мире природы: на цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, пейзажи в разное время года, облака разной формы, морозные узоры и многое-многое другое.
Обязательно нужно напомнить родителям, что еще одно из доступных, приятных и полезных совместных занятий — это когда родители вслух читают ребенку интересные книги. Известно, что книга играет важную роль в воспитании детей. Огромное значение для экологического мышления ребенка имеет чтение книг об экологии, окружающей среде, о значении природы, обсуждение прочитанного. Для дошкольников доступны и интересны такие художественные произведения о мире природы, как рассказы и сказки В.Бианки, М.Пришвина. Специально для чтения детям Н.Рыжовой и Л.Молодовой были составлены сборники рассказов и сказок на экологическую тематику. Список литературы на экологическую тематику для чтения с детьми должен быть представлен в папке-передвижке, сами книги должны быть в наличии в групповой библиотечке.
Кроме методических рекомендаций и списка рекомендуемой литературы для чтения с детьми, в папках-передвижках можно разместить некоторые сведения экологического характера: например, перечень экологических факторов, влияющих на здоровье детей и взрослых, статью на тему "Мусор — источник экологической угрозы", правила "Этикета на природе", анонсы предстоящих экологических мероприятий.
Очень важно привлекать родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. Например, перед традиционным осенним праздником можно провести выставку поделок из природных материалов, которые родители сделают вместе с детьми. Природа дает самый разнообразный материал, возможности использования которого поистине безграничны. Совместное творчество сближает детей и родителей, и дает возможность взрослому исподволь показывать ребенку красоту природы, совершенство каждой ее частички. Богатство форм, красок, ощущений — простые на первый взгляд объекты оказываются богатыми источниками вдохновения и средством экологического воспитания.
Очень важно создание "Уголка природы" не только в группе детского сада, но и дома у каждого ребенка. Забота о растениях в уголке природы, наблюдения и включение в активную деятельность дают возможность детям на протяжении длительного времени наблюдать изменения, связанные с развитием растений, систематически ухаживать и наглядно видеть результаты своего труда. Экологический подход к организации труда в уголке природы рассматривается как процесс создания условий для живых существ. Ежедневная забота о своем растении способствует появлению у дошкольников чувства ответственности за его состояние. Это чувство может стать тем стержнем, вокруг которого концентрируются все другие чувства и знания, подготавливающие детей к необходимости бережного, гуманно-деятельного отношения к природе.
Поздней осенью можно провести природоохранную акцию "Птичья столовая", весной — акцию "Птичий домик". Природоохранные акции — социально значимые мероприятия, которые могут быть проведены в дошкольном учреждении совместно сотрудниками, детьми и родителями. Эти акции, как правило, приурочены к каким-либо событиям, имеют широкий резонанс, поэтому они оказывают сильно воспитательное воздействие на дошкольников, служат хорошей экологической пропагандой среди родителей.
Фотовыставки ставят целью обратить внимание детей на красоту природы, растений, животных. Эту экспозицию можно сделать постоянной, меняя фотографии в зависимости от времени года, темы праздника и т.д.
Следующим мероприятием, к которому планируется привлечь родителей — это рисование предупреждающих знаков по правилам "Этикета на природе".
В рамках совместной деятельности с родителями необходимо организовывать совместные прогулки по экологической тропе и походы за территорию детского сада. В процессе совместного времяпрепровождения на природе происходит духовное сближение родителей с детьми, рождение общих интересов и увлечений, формирование убеждений.
Идея экскурсии по экологической тропе заключается в том, что ее должны проводить дети для своих родителей. Экологическая тропинка содержит в себе большую познавательную ценность для детей, а на совместной экскурсии дети получат возможность поделиться своими знаниями с родителями.
Прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных видов деятельности, в ходе которых воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются познавательные потребности детей. Совместные с родителями походы за территорию детского сада (в парк, в лес, к водоему) в разное время года позволяют провести наблюдения за сезонными изменениями в мире растений и животных.
Диагностический блок
Для отслеживания (мониторинга) результатов реализации проекта я выбрала методику С.Н.Николаевой "Диагностика экологической воспитанности дошкольников", с помощью которой можно изучить представления детей о растительном и животном мире, о природных явлениях и их значении, потребностях живых организмов, взаимосвязях между человеком и природой [16]. Методика состоит из 6 заданий:
1 задание. Используя набор картинок, детям предлагается рассказать о том, что нарисовано. На картинках изображены различные пейзажи: луг, лес, сад, огород, степь, поле, берег озера. При отборе стимульного материала учитывается типичность, привлекательность объектов.
2 задание. Цель: выявить умения детей выделять жизненные формы растений. На картинках изображены деревья, травы, кустарники. Задаются вопросы: "Что это?" (береза), "Береза — это дерево, трава или кустарник?", "Почему это дерево?".
3 задание. Цель: выяснить, как дети понимают, что такое растение. Для этого проводятся индивидуальные беседы.
4 задание. Цель: выявить понимание детьми специфики существования растения, его потребностей. Проводится беседа: "Что нужно растению, чтобы оно росло?".
5 задание. Цель: выявить понимание детьми потребностей животного. Задается вопрос: "Что необходимо животным для роста и жизни?".
6 задание. Цель: выяснить, как дети понимают взаимосвязь между человеком и природой. В беседе детям задаются вопросы: "Зачем нужны растения?", "Зачем нужны животные?", "Что нужно делать человеку для растений и животных?".
Для выявления у детей уровня экологической культуры я решила использовать методику Т.А.Марковой [12].
Критерии сформированности у детей экологической культуры оцениваются в баллах от 1 до 3 (чем более выражен критерий, тем выше оценка):
интерес к растениям и животным (внимание, вопросы познавательного характера, желание получить новые знания; эмоциональные проявления: мимика, жесты и др.);
элементарные экологические представления (достоверность, полнота, умение выделять существенные признаки, устанавливать связи и зависимости), знание условий, при которых живой организм себя хорошо чувствует;
характер отношения дошкольников к растениям и животным, за которыми они ухаживали (понимание необходимости гуманного, заботливого отношения, проявление ответственности за их жизнь и хорошее состояние).
Эти показатели позволяют судить о проявлении отношения к природе и выделить три уровня развития экологической культуры дошкольников [Приложение 2].
Высокий уровень (9 баллов). Наличие экологических представлений о связях и зависимостях (дети замечают состояние животного, комнатного или огородного растения, определяют причину этого состояния, могут обеспечить его благополучие), проявление устойчивого эмоционально-положительного отношения к растениям и животным. Мотивы деятельности, в основном, связаны с необходимостью ухаживать за растениями и животными, так как дети осознают, что они живые. Проявляют чувство ответственности, умеют сохранять и создавать условия для нормальной жизни растения, животного. Любят общаться с растениями и животными, их отношение выражается в практической готовности оказать помощь. Интерес проявляется в вопросах познавательного характера, высказываниях, самостоятельных наблюдениях.
Средний уровень (6-8 баллов). Неполный объем знаний, неумение устанавливать связи и зависимости, чувства и эмоции по отношению к растениям и животным выражены слабо. Интерес к животным и растениям ситуативен, дети склонны к оказанию действенной помощи, но чаще действуют исходя из своих интересов, желаний, не считаясь с живым существом, хотя в целом проявляют положительное отношение.
Низкий уровень (3-5 баллов). Наличие некоторых сведений о животных и растениях (дети называют отдельные виды, знакомы с их внешним строением, условиями жизни, и некоторыми правилами ухода). Однако эти знания разрозненны, недостаточно отчетливы. Дети не умеют находить отличительные или сходные признаки, предвидеть рост и развитие, зависимость данных процессов от условий жизни. Отношение к животным и растениям складывается из отдельных моментов: "не рвать", "не обижать", "ухаживать", без понимания причин такого отношения, иногда наблюдается безответственное отношение к живым существам. Отсутствие устойчивого, действенно выраженного, эмоционального интереса к природе.
Формы текущего, промежуточного, итогового контроля: устный опрос дошкольников, контрольные срезы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Этапы реализации проекта:
I этап — подготовительный (сентябрь-декабрь 3013 г.)
Задачи:
1) изучение научной и методической литературы по проблеме экологического воспитания дошкольников;
2) определение цели и задач проекта;
3) разработка программы реализации проекта.
II этап — диагностический (январь-февраль 2014 г.)
Задачи:
- проведение локального социологического исследования (анкетирования) в рамках ДОУ с целью изучения условий, созданных в семье для экологического воспитания детей;
- анализ результатов анкетирования родителей.
III этап — содержательный (февраль-август 2014 г.)
Задачи:
- разработка содержания информационно-просветительской работы с родителями;
- выбор технологий работы с семьей.
IV этап — информационно-просветительский (сентябрь 2014- декабрь 2016 г.)
Задачи:
- осуществление цикла просветительских мероприятий для родителей, посвященных основным аспектам экологического воспитания;
- изготовление папок-передвижек с рекомендациями родителям по вопросам экологического воспитания;
- составление библиотечки на экологическую тематику для чтения родителями детям;
- организация и проведение семейных мероприятий, праздников, досугов, творческих конкурсов на экологическую тематику.
- оценка эффективности апробации программы проекта воспитания начал экологической культуры у дошкольников в работе с родителями и степени ее применимости в работе ДОУ.
Условия реализации проекта: Для реализации проекта не требуются специальные и дополнительные организационные и материально-технические условия.
Ожидаемые результаты от внедрения проекта:
• Создание условий для воспитания начал экологической культуры у детей дошкольного возраста в работе с родителями.
• Повышение психолого-педагогической компетентности, обогащение экологических знаний родителей дошкольников.
• Формирование и развитие у дошкольников начал экологической культуры.
Оценка технологичности проекта:
1) воспроизводимость — проект доступен для реализации на практике педагогами детских дошкольных учреждений;
2) эффективность — проект позволяет достигнуть результатов оптимальным путем, не требующим специальных и дополнительных затрат;
3) управляемость — в процессе реализации проекта есть возможность проектировать работу, поэтапно отслеживать результат и при необходимости вносить коррекции;
4) системность — целостность и логичность процесса реализации проекта обусловлена логикой и структурой программы дошкольного образования "Успех", взаимосвязанность его частей обеспечивается за счет интеграции образовательных областей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеев С.В. Экология: наука и область образования: Методические рекомендации. — СПб.: Специальная литература, 1994. — 56 с.
Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. — М.: Просвещение, 1980. — 272 с.
Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч)/ Сост. С.А.Цабыбин. — Волгоград: Учитель, 2005. — 91 с.
Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников 3-7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 40 с.
Грехова Л.И. В союзе с природой: Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми: Учеб.-метод. пособие для учителей нач. шк., педагогов доп. образования детей и студ. пед. учеб. завед. — М.; Ставрополь: Илекса: Сервисшкола, 2000. — 288с.
Дежникова Н.С. и др. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие / Н.С. Дежникова, Л.Ю. Иванова, Е.М. Клемяшова, И.В. Снитко, И.В. Цветкова. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 64 с.
Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 1. — С. 60-68.
Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. — РнД: Феникс, 1996. — 476с.
Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для воспитателей дет.дошкольных учреждений и учителей начальной школы. — М.: АРКТИ, 2001. — 127 с.
Зверев И.Д. Методологические основы принципов и условия реализации экологического образования. Педагогические принципы и условия экологического образования: Сб. науч. тр.; Ред. А.Н.Захлебный. — М.: Изд-во АПН СССР, 1983. — С.4-10.
Каменева Л.А., Матвеева А.К., Маневцова Л.М. и др. Как знакомить дошкольников с природой: Пособ. для воспитателей дет. сада. / Сост. Л.А. Каменева. Под ред. П.Г. Саморуковой. — М.: Просвещение, 1983. — 207с.
Маркова Т.А. Педагогические условия формирования экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.07 — СПб., 1999. — 227 с.
Педагогическое сопровождение семейного воспитания. Программы родительского всеобуча. / Березина В.А., Виноградова Л.И., Волжина О.И.; под ред. Волжиной О.И. — СПб: КАРО, 2005. — 144 с.
Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособ. / Маневцова Л.М., Кондратьева Н.Н., Каменева Л.А., Терентьева Е.Ф.; под.ред. Маневцовой Л.М., Саморуковой П.Г. — СПб: Детство-Пресс, 2003. — 319 c.
Николаева С.Н. Как ребенка приобщить к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. — М.: Новая школа, 1993. — 64 с.
2. Какие формы работы Вы проводите со своими детьми в плане экологического воспитания? Отметьте проводимые Вами виды работы.
беседы на экологические темы
ухаживание за домашними растениями
ухаживание за домашними животными
чтение книг, сказок, связанных с экологией и природой
экскурсии на природу
телепередачи экологического содержания
Спасибо!
Приложение 2
Исследование уровня экологической культуры
Фамилия, имя ребенка__________________________________________
Возраст___________________ Дата исследования__________________
Критерии определения уровня экологической культуры
балл
I. Интерес к растениям и животным
Отсутствие устойчивого, действенно выраженного, эмоционального интереса к природе.
1
Интерес ситуативен, склонен к оказанию действенной помощи, но чаще действует исходя из своих интересов, желаний, не считаясь с живым существом
2
Интерес проявляется в вопросах познавательного характера, высказываниях, самостоятельных наблюдениях.
3
II. Элементарные экологические представления
Называет отдельные виды животных и растений, знаком с их внешним строением, условиями жизни, некоторыми правилами ухода. Не умеет предвидеть рост и развитие, зависимость данных процессов от условий жизни.
1
Неполный объем знаний, знания разрозненны, недостаточно отчетливы. Неумение устанавливать связи и зависимости.
2
Замечает и определяет причину состояния растения или животного, умеет сохранять и создавать условия для нормальной жизни растения, животного.
3
III. Характер отношения дошкольника к растениям и животным
Отношение к животным и растениям складывается из соблюдения правил без понимания причин, иногда наблюдается безответственное отношение к живым существам.
1
Чувства и эмоции по отношению к растениям и животным выражены слабо, хотя в целом проявляет положительное отношение
2
Устойчивое эмоционально-положительное отношение — любит общаться с растениями и животными, готов оказать практическую помощь.
3
Итоговый балл
Результат исследования:
Низкий уровень экологической культуры — 3-5 баллов.
Средний уровень экологической культуры — 6-8 баллов.
Высокий уровень экологической культуры — 9 баллов.