Приобщение ребенка к культуре своего народа стало очень актуально в свете современного развития дошкольного образования, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его обычаев, традиций, быта поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
«Родные сказки» - это проект нравственно-патриотического воспитания дошкольников с художественно-эстетическим уклоном.
В названии проекта есть слово СКАЗКИ, так как основной формой работы с детьми в рамках данного проекта являются сказки.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что ". воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Приобщение ребенка к культуре своего народа стало очень актуально в свете современного развития дошкольного образования, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его обычаев, традиций, быта поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
«Родные сказки» - это проект нравственно-патриотического воспитания дошкольников с художественно-эстетическим уклоном.
В названии проекта есть слово СКАЗКИ, так как основной формой работы с детьми в рамках данного проекта являются сказки.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
«Родными» эти сказки называются потому, что речь в них идёт о самом дорогом для человека – о родителях и родственниках, о родном языке, о большой и малой родине, о народных традициях и обычаях.
Дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому на занятиях необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). "Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого необходима организация минимузея «Русская изба» в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном "помещении" расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.). Ведь основной вид деятельности дошкольника – игровой. А сказки помогают превратить процесс обученияв увлекательную игру. Важно, чтобы такие занятия повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (как было раньше, как - сейчас), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы и т.д..
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач нашего дошкольного образовательного учреждения. А работа в проекте «Родные сказки» направлена не только на формирование любви к традициям своего народа, но и на развитие личности в духе патриотизма.
Реализация проекта «Родные сказки».
Цель: развитие нравственно-патриотических качеств дошкольников на основе интегрированного взаимодействия потенциала художественной литературы и изобразительного искусства.
Задачи:
Формирование знаний о культуре, традициях, обычаях, обрядах, быте русского народа;
Развитие интереса к народным промыслам, костюмам, праздникам;
Работа в проекте «Родные сказки»– это коллективное сотворчество воспитателей подготовительной группы, педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности и педагога-психолога. Каждый педагог, участвующий в проекте, определяет цель работы с детьми и составляет перспективный план по реализации проектной деятельности. Работа педагогов в проекте реализуется параллельно, в интеграции друг с другом, ведя к конечной цели – оформлению мини-музея «Русская изба». Именно совместная работа всех участников воспитательно-образовательного процесса положительно влияет на процесс воспитания у дошкольников нравственно-патриотических качеств и формирование творческой личности ребёнка.
Ожидаемые результаты:
Ребёнок будет
иметь представления о культуре, традициях, обычаях, быте русского народа;
иметь представления о народных промыслах, праздниках, костюмах;
знать русские народные сказки, пословицы, поговорки, потешки
Ребёнок будет уметь
самостоятельно выполнять иллюстрации к русским народным сказкам (изображать перспективу, изображать героев в русских народных костюмах, в движении, выстраивать композицию рисунка, использовать цвета в изображении);
создавать и воплощать свой творческий замысел при выполнении иллюстраций;
совершенствовать приёмы рисования
Совместно с педагогом будет
создан и оформлен мини-музей «Русская изба»
Содержательная составляющая проекта «Родные сказки» строиться на:
основе интеграции таких образовательных областей, как:
Чтение художественной литературы;
Художественное творчество;
Социализация;
Коммуникация
основе интеграции разных видов деятельности:
Виды детской деятельности
Основные формы работы с детьми
Игровая
игровые ситуации с использованием литературных произведений (сказок, потешек), игры с речевым сопровождением, театрализованные игры, дидактические игры и др.
Продуктивная
рисование, конструирование, творческие задания, рисование иллюстраций к русским народным сказкам, изготовление пособий для оформления мини-музея «Русская изба»
Чтение художественной литературы
чтение (сказок, потешек, пословиц и поговорок), называние героев сказок, беседы, рассказ с дальнейшим обсуждением, пересказывание главных событий
использование элементов театрализации (постановка сценок, мимические этюды, игры театрализации, разучивание фольклорных песен, мелодий, игр, танцев)
Основные формы работы с родителями:
знакомство с содержанием проекта через беседы, консультации, папки-передвижки;
привлечение родителей к совместной деятельности по реализации проекта (обеспечение художественными материалами детей для изготовления экспонатов для минимузея, сувениров, украшений для народных праздников, разучивание пословиц, поговорок, потешек, частушек);
оформление выставок детских работ;
оформление творческого отчёта о проделанной работе;
презентация мини-музея «Русская изба»;
Этапы реализации проекта «Родные сказки»
I этап
Подготовка материалов необходимых для реализации проекта, проведение диагностики
сентябрь
II этап
Знакомство с культурой, обычаями, бытом русского народа
октябрь-январь
III этап
Изготовление атрибутов и декораций для оформления мини-музея «Русская изба»
февраль-март
IV этап
Презентация мини-музея «Русская изба»
апрель
V этап
Проведение диагностики,
оформление документации
май
Литература
Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ» – М.: ТЦ Сфера, 2008г.;
Карачунская Т.Н. «Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ», ТЦ «Сфера» М.2005г.;
Коротаева Е.А., Параскун О.А. «Мини-музей как форма художественно-эстетического развития дошкольников», ОГБОУ «ТГПК», 2013г.;
Лыкова Л.Д., Васюкова Н.Е. «Изодеятельность и детская литература» - М.: ТЦ Сфера, 2009г.;
Смирнова О.Д. «Метод проектирования в детском саду» - М.: Скрипторий 2003, 2011г.;