Родители – главные воспитатели своих детей. Дошкольное учреждение призвано только, помочь, поддержать, направить их воспитательную деятельность. Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможного разумного воздействия на ребёнка. Причины разные: одни семьи не умеют воспитывать ребёнка, другие не хотят воспитывать, третьи не понимают, зачем это нужно.
Во всех случаях современным родителям нужна квалифицированная помощь дошкольного учреждения.
Организация общения педагога с родителями воспитанников остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности педагога.
Для эффективной работы с родителями в новых условиях я начинаю с анализа социального состава семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Учитываю также микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного учреждения, повышаю культуру педагогической грамотности семьи. Изучение семьи ведется последовательно, системно. Я использую наиболее распространённые методы изучения семьи: анкетирование и личные беседы, наблюдения взаимоотношений и общения родителей и детей, посещение семьи. Все эти действия помогают мне правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Одним из главных направлений моей работы с родителями является создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях и искреннее желание помочь.
Программа взаимодействия с родителями воспитанников составлена с учётом примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Вераксы, основе рабочей программы 2 младшей группы и годового плана МБДОУ «Золотая рыбка».
В своей работе я стараюсь использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия с семьей.
Сентябрь – октябрь | 1.Родительское собрание. | Знакомство родителей с задачами воспитания детей 3-4 лет на учебный год; познакомить с психологическими и возрастными особенностями детей. Выбор родительского комитета. | Коллективная, традиционная | Воспитатель Шобонова С.А. |
2.Перекопка клумб и грядок. | Цель: привлечь родителей к оказанию посильной помощи на огороде. | Совместный труд | Родители, воспитатель |
Октябрь | 3. Выставка творческих работ детей и их родителей на тему: «Нижегородские промыслы» | приобщать детей и взрослых к богатому культурному наследию русского народа. | Индивидуальная и общественная информация в форме объявления. | Воспитатель Шобонова, ст. воспитатель Рыжова И.И. |
4. Праздник осени «Поездка в лес». | Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков. Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников ДОУ. | Совместный досуг | муз. руководительТарбаева Е.В., воспитатель Шобонова С.А. |
5.Консультация: « Как необходимо подкреплять пройденный материал дома». | Познакомить родителей с результатами мониторинга на начало учебного года. Ответить на вопросы родителей. | Индивидуальные педагогические беседы с родителями | Воспитатель Шобонова С.А. |
Ноябрь | 1.Консультация для родителей «Растем здоровыми и крепкими» | Цель: повышение компетентности родителей в вопросе охраны здоровья детей. | Наглядно - информационная; Индивидуальные беседы с родителями. | Старшая медсестра Гусева Е.И. Воспитатель Шобонова С.А. |
| 2.Праздник, посвящённый международному Дню матери. | Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников ДОУ. | Совместный просмотр праздника родителей и детей | воспитатели |
3.Изготовление кормушек для птиц | способствовать знакомству родителей группы друг с другом, осознанию значимости родительской помощи в создании благоприятных условий для пребывания детей в детском саду. | Совместный труд | воспитатель родители |
4.Выставка детских рисунков «Моя мама самая красивая» | Демонстрация уважительного отношения детского сада к семейным ценностям. Развитие позитивного отношения родителей к детскому саду | Оформления Стенда с фото родителями и детьми. | Воспитатели: Шобонова С.А. |
Декабрь | 1.Беседа с малоактивными, пассивными родителями, не участвующих в общественной жизни группы, детского сада. | выявить причины, по которым родители не интересуются жизнью ребёнка в детском саду, не принимают участие в общественной жизни группы. Вовлечение родителей в образовательный процесс. | индивидуальные педагогические беседы консультации с родителями. | Воспитатель Шобонова С.А. |
2.Консультация «Народные промыслы Нижегородской области» | Цель: Приобщение родителей к русской национальной культуре через знакомство с народными промыслами игрушками. | Наглядно- информационная. | Воспитатель Шобонова С.А |
3.Выставка творческих работ «Новогодняя сказка» | Вовлекать родителей в совместное с детьми творчество, призывать их развивать творческие способности своих детей. | Индивидуальная и общественная информация в форме объявления. | Воспитатель Шобонова С.А. |
4.Конкурс поделок «Символ года». | Вовлечь родителей и детей в подготовку к конкурсу. Формирование уважительного отношения к детским работам. | Совместное творчество детей и родителей | Воспитатель Шобонова С.А., Ст.воспит. Рыжова И.И. |
| 5.Оформление группы к новому году, изготовление игрушек на елочку детского сада. | Цель: изготовить игрушки на елку своими руками, установить дружеские отношения между родителями и педагогами группы. | Совместный труд | воспитатель родители |
6.Праздник «Здравствуй, ёлка, здравствуй, новый год!» | Вовлечь родителей и детей в подготовку к новогоднему празднику. Формирование уважительного отношения к детским работам. | Совместный досуг | муз. Руководитель Турбаева Е. В. воспитатели Шобонова С.А. |
Январь | 1.Консультация Выксунский промысел Бородачёвская игрушка» | Цель: Приобщение родителей к русской национальной культуре через знакомство с Выксунским промыслом Бородачёвская игрушка. | Наглядно- информационная. | Воспитатель Шобонова С.А |
2.Конкурс поделок «Пуговичное чудо» | Вовлечь родителей и детей в подготовку к конкурсу. | Совместное творчество детей и родителей | Воспитатель Шобонова С.А родители |
3. Информация «Как научить ребёнка рисовать?» | Цель: проинформировать родителей и пополнить знания о том, как создать условия для зарождения рисования, поддержать желание ребенка рисовать, творить, исследовать. | Наглядно- информационная. | Воспитатель Шобонова С.А |
4. Оформление лепбука по теме: Познавательное развитие ФЭМП | Цель: изготовление родителями карточек, игр по математике. | Совместный труд | Воспитатель Шобонова С.А, родители. |
Февраль | 1. Анкетирование «Развитие творческих способностей у детей » | Цель: совершенствовать работу по приобщению родителей к совместным занятиям с детьми по рисованию | Индивидуальная информационно-аналитическая форма | Воспитатель Шобонова С.А. |
2.Консультация «Развитие умственных и творческих способностей детей 2 младшей группы по средствам технологий развивающих игр Б.П. Никитина» | Цель: обогащение знаний родителей о умственном и творческом развитии детей 3-4 лет. | Наглядно - информационная | Воспитатель Шобонова С.А |
3.Оформление папки-передвижки «Масленица». | Цель: Повышение интереса к традициям русского народа. | Наглядно - информационная. | Воспитатель Шобонова С.А. |
4.Праздник «Проводы зимы» | Цель: Формирование у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русским народным традициям на примере ознакомления с праздником масленица | Совместный досуг | муз. Руководитель ТарбаеваЕ.В.., воспитатель Шобонова С.А. |
5.Выставка творческих работ «О папе с любовью» | Цель: Подготовка выставки творческих работ родителей и детей. | Индивидуальная и общественная информация в форме объявления | Воспитатель : Шобонова С.А. Ст. воспитатель Рыжова И.И. |
6.Родительское собрание по познавательному развитию :« Развитие умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством технологий развивающих игр Б. П. Никитина». | Цель: Ознакомление родителей с кубиками Б.П. Никитина. Выявить представления родителей о способностях детей; познакомить с понятием «способности», «творческие способности»; показать необходимость развития творческого потенциала детей в семье; | Коллективная, традиционная | Воспитатель Шобонова С.А. |
Март | 1.Выставка «Золотые руки моей мамы» | Демонстрация уважительного отношения детского сада к семейным ценностям, развитие позитивного отношения родителей к детскому саду. | Индивидуальная и общественная информация в форме объявления | Воспитатель : Шобонова С.А. Ст. воспитатель Рыжова И.И. |
2.Праздник «Международный женский день» | Цель: создание праздничного настроения у детей и взрослых путем реализации творческих способностей воспитанников. | Совместный досуг | муз. Руководитель Турбаева Е. В. воспитатели Шобонова С.А. |
3.Консультация на тему: «Роль развивающих игр для детей 3 - 4 лет». | развивать умственные способности, представления об основных геометрических фигурах; закреплять название цвета; формировать действия подбора по образцу. | Наглядно - информационная. | Воспитатель Шобонова С.А. |
4.Оформление лепбука по теме: Познавательное развитие ФЭМП. | Цель: изготовление родителями карточек и раздаточного материала к образовательной деятельности | Совместный труд | Воспитатель Шобонова С.А, родители. |
| Фотовыставка: «Семейный досуг дома и в детском саду». | фотодемонстрация результатов совместной деятельности родителей и детей дома. Показать родителям фоторепортаж о наших детях в детском саду и дома. | Родительский уголок. Наглядно - информационная форма проведения. | воспитатель Шобонова С.А. |
Апрель | 1.Выставка детских работ «Мозаичные фантазии» | Подготовка выставки творческих работ родителей и детей. Заинтересовать детей и их родителей в творческих поделках. Поддерживать интерес к творчеству. | Индивидуальная и общественная информация в форме объявления | Воспитатель: Шобонова С.А. Ст. воспитатель Рыжова И.И. |
2.Праздник «День смеха» | Цель: создать позитивный настрой на весь день пребывания в детском саду. | Совместный досуг | муз. Руководитель Турбаева Е. В. воспитатели Шобонова С.А. |
3. Оформление Папки - передвижки «Что такое космос» | Углубить знания детей совместно с родителями по работе космонавтов в космосе. | Наглядно - информационная. | Воспитатель Шобонова С.А. |
4.Праздник труда «Нашей дружною семьёй мы украсим садик свой!» | объединить детей и взрослых единым хорошим настроением, привлечь родителей к непосредственному участию в жизни сада, укрепить связь с семьёй посредством разнообразных нетрадиционных форм работы с родителями. | Индивидуальная и общественная информация в форме объявления. | коллектив ДОО Старший воспитатель Рыжова И.И. воспитатель Шобонова С.А. |
5.Консультация на тему: «Трудовое воспитание в семье детей 3-4 лет». | формирование компетенции родителей в вопросе трудового воспитания. Привлечь внимание родителей к осознанию важности трудового воспитания в жизни ребенка. | Наглядно - информационная | воспитатель Шобонова С.А. |
Май | 1.Привлечение родителей к субботнику на участке группы. | Способствовать развитию совместной трудовой деятельности детей и родителей. | Коллективная | воспитатель Шобонова С.А. |
2.Оформление стенда «День Победы». | Развивать патриотические чувства у детей совместно с родителями. | Родительский уголок. Наглядно - информационная форма проведения. | воспитатели Шобонова С.А. |
3.Консультация на тему: «Как правильно родителям научить ребенка ПДД». | Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения в д\с и дома. | информационно-наглядная | воспитатель Шобонова С.А |
4.Выставка «Этих дней не смолкнет слава». | Подготовка выставки творческих работ родителей и детей. Заинтересовать детей и их родителей в творческих поделках. Поддерживать интерес к творчеству. | Индивидуальная и общественная информация в форме объявления. | Воспитатель: Шобонова С.А. Ст. воспитатель Рыжова И.И. |
5.Итоговое родительское собрание по теме: «Наши успехи и достижения, итоги года». | Подведение итогов воспитательно-образовательной работы за учебный год | Групповое родительское собрание ДОУ. | воспитатель Шобонова С.А. |