Сроки работы над темой: сентябрь 2018 - сентябрь 2019г.
Цель: Повышение своего теоретического уровня, повышение собственной профессиональной компетентности.
Задачи:
• Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения ГМО, работы с банком педагогической информации, в системе Интернет.
• Разработать и реализовать стратегию взаимодействия с родителями, систему работы с детьми, перспективный план работы с детьми.
• Подготовить и провести педагогическую диагностику на начало и конец учебного года.
• Организовать работу «Семейной гостиной».
• Оформить в группе центр активности.
• Обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством проведения консультации для педагогов на тему: «Сказка, как средство воспитания моральных качеств личности дошкольников», выступления на педагогическом совете, участия в семинаре, проведения мастер-класса для родителей.
Актуальность проблемы:
Актуальность
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.
2. Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.
Проблема
Разрешение проблем нравственного и духовного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Духовно- нравственное воспитание – это формирование ценного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включая в себя воспитания чувства долга, справедливости, ответственности. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы образования и воспитания. Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились в центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно- нравственного воспитания в ДОУ. На мой взгляд, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовного и нравственного воспитания ребенка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь.
Ожидаемые результаты:
повышение качества воспитательно-образовательного процесса.
разработка и внедрение системы дидактических игр и методических материалов для дальнейшего их использования в воспитательно-образовательной работе.
создание педагогических разработок и публикации их в СМИ (публикации на собственных мини-сайтах, публикации в сетевом педагогическом сообществе).
обогащение предметно-пространственной среды
Месяц
Цель
Содержание работы
Форма представления результатов самообразования.
Сентябрь
Определить затруднения, «пробелы», «слабые места» в своей педагогической деятельности.
Анализ своей деятельности, осознание своих успехов и неудач. Самодиагностика педагогической деятельности.
-Письменная рефлексия.
-Составление плана самообразования, постановка целей.
Октябрь
Анализ научно-методической литературы по данному вопросу.
Изучение методической литературы, статей, журналов, интернет-ресурсов по данному вопросу. Работа с текстами статей о профессиональной компетенции. Знакомство с педагогами–новаторами, их позицией, основными идеями.
Создание библиотеки по теме: «Духовно – нравственное воспитание через ознакомление с художественной литературой у детей дошкольного возраста».
Ноябрь-
январь
Выявить недостающие теоретические представления: о детях, о своей профессиональной деятельности и о взаимодействии с родителями. Освоить современные способы работы с детьми по различным образовательным областям. Убедиться в рациональности новых способов работы с детьми. Овладеть способами мониторинга освоения ООП детьми. Добиваться свободного оперирования понятиями и терминами, отражающими современные подходы к профессиональной деятельности.
Изучение нормативных документов, закона «Об образовании в РФ», ФГОС ДО. Осмысление основных понятий из области педагогики и психологии. Изучение основных идей, и их конспектирование из общей, возрастной, социальной и коррекционной психологии и педагогике. Изучение содержания образовательных программ. Изучение методик и технологи работы с детьми. Включение освоенной теории в практику работы с детьми, рефлексия процесса и результатов. Ознакомление с опытом коллег (посещение просмотров внутри дошкольного учреждения, городских методических открытых мероприятий). Изучение литературы по педагогическому мониторингу. Осуществление непрерывного мониторинга, освоение программы по темам компексно-тематического плана, участие в беседах, дискуссиях с коллегами
-Составление понятийного словаря профессионально-педагогической деятельности педагога ДОУ.
-Картотека информационных источников с аннотацией.
-Выписки из учебной и методической литературы, выписки в рабочей тетради, таблицы, схемы, модели, структурирующие содержание текстов.
-Планы-конспекты отдельных фрагментов работы с детьми в инновационном режиме.
-Мониторинговые карты и аналитические справки к ним.
Февраль
Расширять представления о методах работы с детьми, имеющими особые индивидуальные потребности.
Изучение научно- методической литературы о детях с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
-Выработка правил работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
-Индивидуальные консультации с родителями детей, имеющими особые индивидуальные потребности.
Март-апрель
Накапливать педагогический опыт в работе по новым принципам и технологиям (с детьми, с родителями).
Овладевать способами проектирования и реализации развивающего воспитательно-образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО (вовлекая в этот процесс родителей).
Демонстрация новых способов работы с детьми и родителями среди коллег.
Обсуждение процесса и результатов работы с детьми.
Разработка перспективно-календарного и календарного планов.
Составление памяток по формам работы с детьми, по методам.
Разработка конспектов ОД, презентаций.
Составление картотек (игр, ситуаций, упражнений).
Изготовление развивающих игр, пособий.
Подбор материала для планирования работы с семьёй и реализации плана.
Работа над модернизацией развивающей предметно-пространственной среды в групповой комнате.
-Конспекты открытых показов.
-Тексты выступлений из опыта работы на педагогических мероприятиях.
-Система планирования.
-Памятки для составления плана по структурным компонентам плана.
-Конспекты ОД.
- Презентации.
-Игры и пособия, изготовленные своими руками.
-Памятка по формам работы с семьёй (для планирования).
-Обновлённые стенды родительского уголка с постоянными и сменными рубриками.
Май
Обобщить полученные знания и умения.
Рефлексия степени реализации целей, оценить результаты саморазвития.
Определить перспективы и направления саморазвития на следующий год.
Составление доклада для коллег по вопросу «Сказка,каксредство духовно-нравственного воспитания дошкольников».
Просмотр и оформление материалов работы за год в портфолио.