1. Описание материально-технического обеспечения Программы
2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
3.Работа с родителями
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка.
Одной из актуальных проблем сегодня является изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Игры в песочнице – одна из форм естественной деятельности детей. Поэтому целесообразно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Играя в песок вместе с ребенком, педагог передает в органичной для ребенка форме знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.
Приоритет программы это – эмоционально - личностное развитие ребенка, которое включает в себя формирование:
• творческого потенциала
• способности понимать свои чувства и конструктивно их выражать;
• умения понимать чувства других людей, учитывать их точку зрения;
• творческого мышления, гибкости, умения адаптироваться в меняющихся условиях;
На гармоничное и всестороннее развитие личности ребенка через самовыражение и познание себя.
Обеспечение активности, успешности ребенка в социальном мире, сохранение и укрепление его психологического здоровья через введение элементов песочной терапии в практику работы ДОУ.
Цели и задачи реализации программы
Цель: развитие эмоционально-личностной сферы и мелкой моторики рук
Задачи:
1.Способствовать обеспечению психологического благополучия и здоровья детей.
2.Развитие фонематического слуха.
3.Пробуждать познавательную активность детей, расширять коммуникативные навыки, обогащать словарный запас.
6.Способствовать развитию объективной самооценки, чувству контроля своего поведения, воспитывать положительные качества личности: усидчивость, терпение и т. д.
Возрастные особенности детей дошкольного возраста 5-6 лет
Возраст 5-6 лет-это старший дошкольный возраст .Он является очень важным в развитии познавательной сферы ребенка , интелектуальной и личностной. Его можно назвать возрастом ,когда в ребенке закладываются многие личностные качества, формируется образ «Я».Дети могут критически относится к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам. Ведущая потребность в этом возрасте-потребность в общении и творческая активность. Творческая активность проявляется во всех видах деятельности. Ведущая деятельность-игра, дети могут распределять роли и строить свое поведение, придерживаясь роли. Ведущая функция -воображение ,у детей бурно развивается фантазия. Воображение-важнейшая психическая функция, которая лежит основе успешности всех видов творческой деятельности. Именно в игре ребенок полностью становится субъектом своей деятельности .Игра помогает осознать себя самостоятельной личностью. Кроме сюжетно-ролевых игр, развиваются и другие формы игры :режиссерская игра, игра с правилами ,игра-драматизация .В продуктивных видах деятельности(изобразительной деятельности ,конструировании)старшие дошкольники могут создавать и реализовывать собственные замыслы .К 5-6 годам дети способны внимательно слушать педагога, понимать и удерживать цель занятия. Устойчивость внимания растет, развивается способность к распределению и переключению. Формируется произвольная память. Совершенствуется образное мышление. Речь продолжает активно развиваться и совершенствоваться, развивается фонематический слух(способность правильно слушать и называть звуки)Совершенствуется грамматический строй речи, лексический состав речи становится более широким ,активно используются антонимы и синонимы. Речь становится связной.
Содержание предусматривает обучение детей: 5-6 лет. Занятия проходят в соответствии с тематическим планом, с применением методов и форм занятий, соответствующих возрастным особенностям детей.
Структура занятий
Часть 1. Вводная
Настрой детей на совместную работу, установление эмоционального контакта между детьми. Основные процедуры: ритуал приветствия, игры – разминки.
Часть 2. Основная
Игры и упражнения, направленные на развитие эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка. Основные процедуры: песочная терапия, сказкотерапия, игры и упражнения на развитие мышления, внимания, памяти, игры на развитие навыков общения, рисование, конструирование, творческие работы.
Часть 3. Завершающая
Подведение итога занятия. Создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Основные процедуры: ритуал прощания.
Формы подведения итогов: Содержание программы ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному возрасту, и основано на развитии ведущего психического процесса.
Срок реализации программы: октябрь – май
Количество занятий – 32(2 раза в неделю, 8 занятий в месяц)
Форма работы – подгрупповая (6-8 детей)
Продолжительность занятий - 20- 25 мин.
Методы и приёмы:
Мини-беседы;
практические методы (показ);
игровые;
наглядный(показ игрушек ,рассматривание картин ) .
Противопоказания к работе песком:
СДВГ
Эпилепсия
Невроз навязчивых состояний.
Аллергия на пыль и мелкие частицы.
Легочные заболевания.
Кожные заболевания и порезы на руках.
Занятия не проводятся в случае объявления в группе карантина.
Дезинфекция песка: обработка бактерицидным облучателем 2 раза в неделю в течение 45-60 минут.
Условия реализации программы
Занятия проходят в группе, оборудованном рабочими местами, необходимыми принадлежностями, наглядностью. В процессе обучения применяются разнообразные дидактические и методические материалы.
Развивающая предметно-пространственная среда
1. Интерактивная песочница
2. Чистый, просеянный песок.
3. «Коллекция» миниатюрных фигурок и различный природный материал.
4.Музыкальные произведения.
5. Технические устройства (ноутбук).
Развивающая предметно - пространственная среда соответствует возрастным особенностям детей.
4. Создавать условия для самостоятельного творчества..
1. «Правила Песочной страны»
2. Приветствие «Ладошки»
3.Упражнение «Здравствуй, песок»
4. Игра «Интервью»
1
Среда
Пятница
«Песочные узоры» «Геометрические фигуры»
1.Развивать доброжелательность детей.
2.Учить детей управлять вдохом и выдохом.
3.Развитие мелкой моторики.
4.Учить детей снимать напряженность. 5.Повторить геометрические фигуры. 6.Учить изображать их способом «сыплем из кулочка»
1.Приветствие «Чуткие руки»
2. Упражнение «Песочный ветер»
3. «Песочные узоры»
4.Игра «Шалтай-Болтай»
5.Что же спрятано в песке.
1
Среда
Пятница
«Песочный дождь»
«Цифры и буквы»
1.Учить детей говорить приятное друг другу 2 Рассмотреть изображение цифр и букв.
3. Регуляция мышечного напряжения, расслабления
4.Учить детей снимать внутреннее напряжение .
1. Приветствие «Снежный ком»
2. Упражнение «Песочный дождь»
3.Игра «Сказка Репка» 4. Упражнение «Найди и сравни».
1
Среда
Пятница
«Живые картинки на песке» «Осенние листья»
1. Учит детей устанавливать тактильный контакт.
2. Развитие тактильной чувствительности, воображения
3. Учить создавать позитивное настроение детей. 4.Учить изображать листик при помощи насыпания песка на шаблон.
1. Приветствие: «Радуга»
2. Упражнение «Необыкновенные следы»
3.Игра «Настроение»
4.Упражнение «Листопад»
1
Ноябрь
Среда
Пятница
«Песочная страна»
1.Развивать сплоченность детей.
2.Правила техники безопасности игры с песком.
3.Развитие творческого потенциала детей.
4.Развитие мелкой моторики.
1.Приветствие «Ладошки»
2. «Правила Песочной страны»
3. «Мы волшебники»
4. «Следы на песке»
5.Этюд «Зыбучие пески»
1
Среда
Пятница
«Песочный город» «Полушарное рисование»
1.Развивать сплоченность детей.
2.Ознакомление с окружающим миром.
3.Развитие воображения и фантазии
3.Развитие самосознания детей.
1.Приветствие «Ладошки»
2. «Мы создаем город»
3. «Город и его жители»
4. «Найди себе пару»
5.Игра «Страна понимания»
1
Среда
Пятница
«Моя Вообразилия» «Животные на песке»
1.Развивать сплоченность детей.
2. Развитие зрительно- моторной координации, воображения.
3.Учить детей создавать картинки, рисунки на песке, используя камешки, развивать фантазию.
4.Развитие коммуникативных навыков детей.
1.Приветствие «Ладошки»
2. «Узоры на песке»
3. «Узоры из камешков»
4. «Друзья»
1
Среда
Пятница
«Зимний пейзаж» «Снежинка»
1.Развивать сплоченность детей.
2.Ознакомление с окружающим миром.
3.Развитие мышления, речи, фантазии, моторики.
1.Приветствие «Ладошки»
2.«Секретное задание для деда Мороза»
3.«Праздничные украшения»
4. «Солнечные лучики»
1
Декабрь
Среда
Пятница
«Наше настроение» «Снеговик»
1.Учить детей говорить приятное друг другу.
2. Развивать зрительное и тактильное восприятие,
фантазию, мелкую моторику рук.
3.Учить детей различать эмоциональное состояние друг друга.
1. Приветствие «Снежный ком»
2. «Победитель злости»
3. «Азбука настроения»
4. «Комплименты»
1
Среда
Пятница
Формы и цвета» «Сказочные предметы» «Ветка елочки с игрушкой»
1.Учить детей говорить приятное друг другу.
2.Научить детей воспринимать предметы, выделять их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве и т.п.) и сравнивать предметы между собой.
3. Формирование умения подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку, выбирая их из других предметов.
3.Развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.
1.Приветствие «Радуга»
2.Упражнение «Песочный садик»
3.Игра «Глаза в глаза»
1
Среда
Пятница
«Бусы для весны»
1.Развивать доброжелательность детей.
2.Учить детей на песке с помощью дидактического пособия Фребеля составлять цветочные композиции разной формы, цвета и размера.
3.Учить детей снимать мышечное напряжение.
1.Приветствие
2.Упражнение «Бусы для весны»
3. Игра «Волшебный сад»
1
Среда
Пятница
«Песочная аппликация»
1.Продолжать учить детей быть внимательными друг к другу.
2.Развивать внимание, речь, мелкую моторику рук.
3.Учить детей снимать психомышечное напряжение.
1. Приветствие «Злюка»
2. Упражнение «Песочная аппликация для мамы»
3. Игра «Волшебный сон»
1
Итого
32
Организационный раздел
Описание материально-технического обеспечения Программы
- Песочницы с кварцевым и кинетическим песком
- Технические устройства (ноутбук).
Условия реализации Программы: Занятия проходят в группе оборудованном рабочими местами, необходимыми принадлежностями, наглядностью. В процессе обучения применяются разнообразные дидактические и методические материалы.
Развивающая предметно-пространственная среда
1.Ящик для песка (интерактивная песочница)
2. Чистый, просеянный песок.
3. «Коллекция» миниатюрных фигурок и различный природный материал.
- Кубики разного материала (дерево, железо, пластмасса)
- Камешки
- Бусинки
- Пуговки
- Кисточки
- Набор мелкой посуды
- Палочки
- Веточки
4.Музыкальные произведения.
Развивающая предметно - пространственная среда соответствует возрастным особенностям детей.
Литература
1. ФГОС ДО /Приказ Министерства образования и науки. РФ № 1155 от 17.10.2013.
2. ФЗ «Об образовании в РФ», Приказ Министерства образования и науки РФ № 273 от 29.12.2012
3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. – Спб., 2001.
4. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в эмоциональной сфере детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.
5. Игры с песком, или Песочная терапия. «Дошкольное воспитание», № 3, 2004.
6. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. - СПб.: Речь, 2006.
7. Хухлаева, О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. [Текст] / О.В.Хухлаева – М.: Генезис, 2003г.- с. 176
8. Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет. [Текст] / под ред. Н.Ю. Куражевой. - Спб.: Речь, 2014.
9.Песочная терапия на сайте ndou195.ru›index.php…
10. Чудеса из песка на сайте stranagnomov.ru
11.Рисуем на песке.Е.В.Шакирова СПБ 20
4.2. Работа с родителями
- Анкетирование родителей «кружок «Песочная терапия»
- Индивидуальные беседы с родителями «Эмоциональная сфера дошкольника»
- Консультация для родителей «Волшебная сила песка»