kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ средствами песочной терапии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Программа направлена на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений; на развитие познавательной сферы детей и коммуникативных  навыков, снятие статического напряжения; речевой материал, сопровождаемый действием; дыхательные упражнения и так далее. Это позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, получать удовольствие от выполняемой деятельности и от общения с миром, так как в игре с песком и водой максимально реализуются потенциальные возможности детей. Игры с песком позволяют добиться устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ средствами песочной терапии.»

Содержание:

I Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………... 3

1.2. Цель и задачи реализации программы………………………………………….. 5

1.3. Принципы и подходы к реализации программы……………………………….. 6

1.4. Этапы реализации программы…………………………………………………... 7

1.5. Организационные и методические особенности программы…………………. 8

1.6. Возрастные особенности детей…………………………………………………. 10

1.7. Целевые ориентиры……………………………………………………………… 13

II Содержательный раздел

2.1. Содержание образовательной деятельности…………………………………… 14

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы. Основные формы организации с детьми…………………………. 16

2.3. Педагогические условия реализации программы……………………………… 19

2.4. Перспективно-тематическое планирование……………………………………. 20

2.5. Педагогическая диагностика освоения программы……………………………. 24

2.6. Взаимодействие с семьями воспитанников…………………………………….. 28

2.7. Способы и направления поддержки детской инициативы……………………. 29

III. Организационный раздел

3.1. Материально-техническое обеспечение программы…………………………... 30 3.2. Методическое обеспечение программы………………………………………... 31 3.3. Коррекционная направленность деятельности………………………………… 33

3.4. Организация развивающей предметно – пространственной среды…………... 34

Заключение……………………………………………………………………….. 36

Литература………………………………………………………………………… 38 I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ















1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Федеральный уровень

При разработке данной программы использовались следующие нормативно - правовые документы:

  • Федеральный закон «Об образовании в РФ».

  • Постановление главного государственного врача РФ « Об утверждении Сан ПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организаций»

  • Приказ Министерства образования и науки РФ об утверждении ФГОС ДО.

  • Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программамобразовательная программа ДО.

Локальные акты

  • Устав МАДОУ «Колокольчик»

  • Программа развития МАДОУ «Колокольчик»

  • Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ «Колокольчик»

Программа «Волшебный песок» комплексно решает задачи направленные на ознакомление с окружающим, коррекцию психоэмоциональной сферы, развитие мелкой моторики и формирование первичных компетентностей по всем основным линиям развития ребёнка; по форме организации является - кружковой; по времени реализации - годичной. Программа направлена на преодоление проблем в общении, на формирование ответственности за принятое решение и его последствия. «Песочная терапия» дает возможность для детей дошкольного возраста избавляться от последствий стрессов и психологических травм, повышает самооценку. Цена таких занятий – душевный покой и гармония вашего ребенка.

Программа разработана на основе методических разработок авторов - Н.Ф.Бережной «Песочная терапия в коррекции эмоционально - волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста», С.Ю.Кондратьева «Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития», А.В.Валиева «Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников», Т Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко «Чудеса на песке». Данные программы имеют узкую направленность, то есть решают задачи узкого круга специалистов: психологической, коррекционной, логопедической направленности или просто обучение рисованию и творчеству в песке.

Новизна программы состоит в том, что инновационная педагогическая технология – песочная игротерапия расширяет и дополняет общеобразовательную программу ДОУ. В работе используется песочница для развития эмоциональной и познавательной сфер. Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к практической и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное состояние малышей.

Актуальность программы состоит в том,

Программа направлена на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений; на развитие познавательной сферы детей и коммуникативных навыков, снятие статического напряжения; речевой материал, сопровождаемый действием; дыхательные упражнения и так далее. Это позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, получать удовольствие от выполняемой деятельности и от общения с миром, так как в игре с песком и водой максимально реализуются потенциальные возможности детей. Игры с песком позволяют добиться устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного периода времени. В этой деятельности ребёнок имеет возможность для самовыражения, и, соответственно, повышает результативность в усвоении знаний. Песочница также используется в диагностических целях: для выявления тревожности, агрессивных проявлений, страхов у детей и для коррекции этих отклонений. Разработанная образовательная программа педагогически целесообразна, так как сюжетно - тематическая организация занятий включает в себя игры с песком, направленные на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений; на развитие познавательной сферы детей и коммуникативных навыков, снятие статического напряжения; речевой материал, сопровождаемый действием; дыхательные упражнения и т.д. Это позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, получать удовольствие от выполняемой деятельности и от общения с миром, так как в игре с песком максимально реализуются потенциальные возможности детей. Игры с песком позволяют добиться устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного периода времени. В этой деятельности ребёнок имеет возможность для самовыражения, и, соответственно, повышает результативность в усвоении знаний.



1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Цель: развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии.

Задачи:

Образовательные:

  1. Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета

  2. Обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера

  3. Обучить специальным движениям и их выполнение детьми

  4. Учить выстраивать композиции на песке по образцу

  5. Закрепить представления об окружающем мире Развивающие:

  1. Развивать психические процессы (внимание, память)

  2. Развивать логическое мышление

  3. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику

  4. Развивать умение действовать по инструкции

  5. Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно кинестетической чувствительности Воспитательные:

  1. Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми

  2. Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности

  3. Воспитывать слуховое внимание и память

  4. Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому

  5. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации

  6. «Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке



1.3. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает постепенное психическое развитие.

  2. Принцип развития предполагает решение тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

  3. Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико - психолого - педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей.

  4. Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами. 5. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования.

1.4. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Программа является годичной, реализуется в три этапа:

1.5. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на детей в возрасте 5-7 лет, на 1 год обучения: 72 часа в год, 2 раза в неделю, занятия продолжительностью от 20 до 30 минут. Приём детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется по желанию родителей. Индивидуальная работа предполагается в свободное от занятий время, направленное на решение конкретных задач. Занятие проводится в групповой форме в кабинете узкого специалиста ДОУ. Численный состав группы 3-5 человек, формируется из детей разного возраста на добровольной основе. Направления деятельности

направление

цель

содержание деятельности

Психологическое

Формирование позитивных эмоций и чувств, снижение уровня проявления негативных эмоциональных состояний.

Работа с песочными образами на осознание чувств, ощущений, управление эмоциями, развитие внимания, воображения, снятие эмоционального и мышечного напряжения

Педагогическое

Совершенствование мелкой моторки, развитие речи, расширение кругозора, овладение практическими навыками пескографии

Формирование представлений о песочной графике, упражнения на развитие мелкой моторики, развитие речи, упражнения на развитие фантазии, рисование песком на световом стекле

Социальное

Обогащение социально адаптированного поведенческого репертуара, формирование навыков общения

Работа с песочными образами для раскрытия дополнительных возможностей в поведении и личности детей

Обучение проходит через продуктивную, игровую деятельность. Так как именно эти виды деятельности наиболее интересны для детей.

Особенностью программы является выбор для посещения кружка детей с нарушением зрения. Такое решение принято с целью максимальной коррекции вторичных (после первичного дефекта - нарушения зрения) отклонения в развитии у детей с нарушением зрения, а также с целью закрепления того материала, который изучается детьми на занятиях.

Обязательными компонентами занятия являются: зрительная гимнастика, физкультминутки, снятие психоэмоционального напряжения (посредством Sand- art).

Sand-art (рисование песком) включает музыкальное сопровождение (картотека музыки).

Музыка создает положительный эмоциональный фон занятий, помогает детям полностью погрузиться в рабочий процесс. В качестве музыкального оформления используются аудиозаписи звуков живой природы, пение птиц, музыка для релаксации.

Основная идея программы – используя игры в интерактивной песочнице позитивно влиять на эмоциональное самочувствие детей, снизить уровень нервно-психического напряжения, стабилизировать внутреннее состояние, способствовать возникновению положительных эмоций.

Современный подход к использованию песочницы в развитии и коррекции эмоционально - волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста направлен на:

понимание и принятие индивидуальных особенностей ребенка в качестве важнейшего компонента процесса обучения и формирования навыков проживания своих эмоций в различных эмоциональных ситуациях;

формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки, развитие коммуникативных навыков, развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе (произвольности), через создание позитивного эмоционального фона;

гибкость и вариативность занятий, методическое модулирование одного и того же материала, позволяет педагогу, трансформируя, видоизменяя, дополняя, повторяя одну и туже модель, открыть новые возможности творчеству ребенка;

песочница используется как среда для общения человека с самим собой и символами реального мира.

1.6. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ

Приблизительно с трех лет продолжается социализация ребенка. Следует обратить внимание на два типа связей ребенка с окружающим миром: связь с миром вещей и связь с миром людей. Можно упрощенно сказать, что на базе отношений с миром вещей происходит социализация интеллектуальных функций: человек учится обращаться с вещами так, как принято в данном обществе и усваивает знания общества о предметном мире, а на базе отношений с миром людей происходит социализация личности: человек усваивает способы взаимоотношений людей между собой и осваивает способы собственного поведения. Главной интеллектуальной функцией в дошкольном возрасте оказывается речь: начинается активное развитие вербального интеллекта: способности отразить мыслительный процесс в речи. Речь активно стимулирует психофизическое развитие ребенка. Происходит накопление словарного запаса (активный словарь трехлетнего 9 ребенка содержит около 1200 слов, шестилетнего - 3000-5000 слов). Речь поначалу ситуативная, недостаточна для рассказа о каких-либо событиях, затем развивается контекстная речь, когда говорящий может представить последовательность событий, выразить отношение к ним, сам не принимая участия в описываемых событиях. Последней появляется объяснительная речь, возможность передачи информации. Уровень развития речи дошкольника очень сильно зависит от того, насколько этому уделяется внимание дома, находят ли родители время на разговоры с ребенком, описывают ли свои и его действия, побуждают ли говорить, играют ли с ребенком в речевые игры.

Для дошкольника характерен уровень регуляции психики на уровне представлений; представления же являются базой для развития воображения. Продолжает развиваться восприятие: появляются его целостность и структурность (целостность восприятия - свойство, позволяющее воспринимать предмет как единое целое, независимо от свойств входящих в него частей и элементов; структурность - свойство восприятия, позволяющее объединять разрозненные части и элементы в единое целое).

В дошкольном возрасте происходит формирование пространственной ориентации: к 4-5 годам у детей почти нет ошибок в определении направления в пространстве, они правильно употребляют предлоги на, внутри, за, перед, возле и т.п. В дошкольном возрасте развивается произвольность, саморегуляция - способность самостоятельно регулировать свои действия и психические процессы: память, внимание.

Память в дошкольном возрасте преимущественно образная, при этом активно развивается вербальная память. Мышление дошкольника наглядно-образное. В дошкольном возрасте формируется устойчивость внимания, но переключение внимания при смене деятельности еще не сформировано.

Формируется характер дошкольника и его направленность. (Характер - система отношений к самому себе, к людям, к предметному миру. В дошкольном возрасте еще неустойчив, устойчивость формируется в подростковом возрасте.

Направленность личности - система желаний, потребностей, увлечений, мотиваций. Сензитивный период для формирования направленности - до 5 лет.) Самооценка дошкольника обычно несколько завышена, это нормально.

Формируется воля - сознательное сохранение напряжения для достижения поставленной цели. Успешный опыт позволяет ребенку ставить перед собой цели и задачи, требующие длительного напряжения, длительный неуспех, напротив, препятствует развитию волевых качеств.

Характеристика детей с нарушением зрения

Дети с нарушениями зрения представляют большую и очень разнообразную группу как по характеристике состояния их зрения, так и по происхождению заболеваний и условиям социального развития.

У слабовидящих детей отмечаются различные состояния полей зрения, обусловленные характером и степенью зрительной патологии. Дети с глубокими нарушениями зрения в дошкольном возрасте начинают понимать свое отличие от нормально видящих детей, а в подростковом — по-настоящему переживать свое физическое несовершенство.

Психическое развитие детей с нарушениями зрения, так же как и зрячих, подчинено общим законам возрастных изменений и протекает в условиях ведущей для каждого возраста деятельности, благодаря которой формируются новые психические образования и зона ближайшего развития ребенка. Для детей с глубокими нарушениями зрения характерно замедленное формирование различных форм деятельности. При этом требуется специально направленное обучение ее элементам и главным образом исполнительной ее стороны, так как двигательная сфера слабовидящих детей является наиболее уязвимой, влияние дефекта на двигательные акты оказывается наибольшим. В связи с этим, развивающее влияние ведущей деятельности растягивается во времени.

У детей с нарушением зрения отмечается также замедленный темп формирования предметных действий, трудности использования их в самостоятельной деятельности. В дошкольном возрасте в становление предметной деятельности активно включается речь, обеспечивающая ее мотивацию и понимание функционального назначения предметов. Наиболее трудным компонентом остается исполнительская функция. Причина этого кроется в несовершенстве предметных действий слепого ребенка. Наблюдается значительное расхождение между пониманием функционального назначения предмета, которое есть у ребенка, и возможностью выполнить конкретное действие с этим предметом.

Учебная деятельность детей с нарушениями зрения имеет как черты, свойственные зрячим, так и особенности, обусловленные патологией зрения. Так, учебная мотивация при выполнении задания имеет место у всех детей, однако ее стойкость у слепых и слабовидящих детей значительно ниже. При трудностях выполнения деятельности они могут ее менять на другую. При этом, имея задание выполнить последовательный ряд упражнений, дети могут считать, что цель достигнута, выполнив только одно из них.

Внимание детей с нарушением зрения также имеет свои особенности. Практически все качества внимания, такие как активность (произвольное и непроизвольное внимание), направленность (внешняя и внутренняя), его широта (объем, распределение), переключение (трудное, легкое), интенсивность, сосредоточенность (высокая, низкая), устойчивость (устойчивое или неустойчивое), оказываются под влиянием нарушенного зрения, но способны к высокому развитию, достигая уровня его развития у зрячих, а порой и превышая его.

У детей с нарушением зрения наблюдается низкая познавательная активность, которая проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоциональноволевой сферы детей с нарушением зрения. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности.

Своеобразна и речь детей. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи. Дети с нарушением зрения испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

При направленном психолого-педагогическом сопровождении, осуществляемом в период преддошкольного и дошкольного возраста, многих негативных явлений в развитии детей с нарушением зрения можно избежать.

1.7. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ

Положительное влияние на эмоциональное самочувствие детей. Снижение тревожности, агрессивности, возможность выражения позитивных эмоций у детей в играх на песке. Появление потребности на установление контакта и доверия в общении с другими людьми. Улучшение в развитии тактильно-кинестетической чувствительности, благодаря упражнениям на песке. Увеличение речевой активности детей. Получение ребенком первого опыта рефлексии (самоанализа), умение понимать себя и других. Закладка базы для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Уметь:

Внимательно слушать и активно участвовать в занятии

Прослушивать начало сказки или истории и строить в песочнице игровое пространство (сказочную страну, замки, дворцы, моря, рек, леса), что требуется по сюжету игры, заселять его различными персонажами (сказочными героями, животными, буквами и пр.)

Слушать и понимать продолжение истории, в котором происходит нечто, что разрушает созданный на песке мир (появляются силы зла, разрушения: драконы, чудовища, ураган и пр.)

Обращаться за помощью: Что будет с жителями страны? Что же делать? Я смогу помочь? Только я, с таким добрым сердцем, смогу помочь жителям этой страны

Отыгрывать ситуацию борьбы со злом. Выступать под маской наиболее близкого персонажа. Восстанавливать, реконструировать, преобразовывать песочную страну. Выступать творцом: восстанавливать мир в соответствии со своими желаниями и приобретенными знаниями и навыками. Строить так, чтобы в новой стране всем было удобно.

Спонтанно продолжать игру, когда происходит празднование победы

Рассказывать о последующих играх, приключениях

Будут обладать:

Навыками внимательного слушания и активного участия

Навыками слушания и понимания продолжение истории, в котором происходит нечто, что разрушает созданный на песке мир (появляются силы зла, разрушения: драконы, чудовища, ураган и пр.)

Основными способами помощи: Что будет с жителями страны? Что же делать? Я смогу помочь? Только я, с таким добрым сердцем, смогу помочь жителям этой страны

Основными приемами обыгрывания ситуации борьбы со злом. Навыками выступления под маской наиболее близкого персонажа. Навыками восстановливать, реконструировать, преобразовывать песочную страну. Навыками творца: восстанавливать мир в соответствии со своими желаниями и приобретенными знаниями и навыками. Строить так, чтобы в новой стране всем было удобно. Способностями спонтанно продолжать игру, когда происходит празднование победы Способностями рассказывать о последующих играх, приключениях.

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому Программой предусмотрено, использование интерактивной песочницы в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, рассказываем о событиях и законах окружающего мира.

Основное содержание групповых занятий:

Обучающие игры: Они облегчат процесс обучения ребенка чтению, письму, счету и грамоте.

Познавательные игры: С их помощью дети узнают о том, как многогранен наш Мир, познакомятся с историей своего города, историческими событиями и героями.

Коррекционные Проективные игры. Детское творчество на песке и стиль взаимодействия в ходе игры, по сути, являются проекцией внутреннего мира ребенка, то есть переносом вовне его переживаний, желаний, умений, возможностей.

Все занятия строятся с учетом принципа интеграции областей:

«Коммуникация» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов рисования на песке, развитие речи детей в ходе сопровождения рассказом своей деятельности, описания своей творческой работы;

«Безопасность» - формирование основ безопасности при работе с песком;

«Труд» - формирование трудовых умений и навыков, в случае, если песок просыпается на пол;

Структура занятий:

Вводная часть:

ритуал приветствия - выполняет функцию установления эмоционально- позитивного контакта педагога с ребёнком и формирования у ребёнка направленности на сверстников; разминка - проводятся упражнения на развитие мелкой моторики, подготовки руки к рисованию, психогимнастика;

мотивация к деятельности - упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышают уровень их познавательной активности и способствуют формированию их групповой сплочённости.

Воспитатель знакомит детей с игрушкой-посредником в играх с песком — это может быть «Песочная фея», «Хозяйка песочницы», «Королева песочного мира», «Песочный человечек» и т.п. Игрушка должна быть красивой и интересной для детей . Игрушка-посредник приглашает детей к себе в гости, в песочницу. Она задает тему занятия, от ее лица ведется рассказ о каком-либо событии, он формулирует задания и загадывает загадки. Иными словами, весь образовательный материал преподносится детям этим сказочным персонажем. Он же ведет игровой процесс, контролирует его ход, резюмирует и анализирует результаты творческих работ, подбадривает ребят, в ходе проведения игр обращает внимание детей на изменение тактильных ощущений, побуждая их высказываться, сравнивать. Если какой-то ребенок испытывает неприятные ощущения, нельзя настаивать на продолжении занятий в песке.

Основная часть: непосредственно работа с песком по теме - важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Обязательным является проведение физкультминутки;

Основная часть занятия включает дидактические игры на определенную тематику, продуктивные виды деятельности (нетрадиционные техники рисования, аппликация и т.д.).

Упражнения, используемые на всех занятиях:

  • обкалывание; выкладывание из мозаики, семян, ниток, бус;

  • закрашивание, штриховка;

  • обведение трафаретов;

  • лабиринты (развитие глазодвигательных и прослеживающих функций глаза);

  • группировка, классификация, обобщение;

  • упражнения на развитие внимания, памяти, зрительного восприятия; • творческие задания.

Также эта часть занятия включает зрительную гимнастику, которая необходима детям с нарушением зрения. Зрительная гимнастика отличается разнообразием (офтальмологические паузы с использованием стихов, зрительные гимнастики с использованием офтальмотренажеров, зрительные гимнастики с использованием ИКТ). По мере необходимости в середине занятия проводится также психодинамическая пауза, для снятия эмоционального, мышечного и зрительного напряжения.

Заключительная часть:

релаксация - упражнения на снятие эмоционального и мышечного напряжения; рефлексия занятия - эмоциональная и смысловая оценка занятия в ходе заключительного обсуждения; ритуал прощания - сплачивает детей, создает атмосферу группового доверия и принятия, им завершается занятие.

В заключительной части подводятся итоги, где педагог использует позитивные оценки деятельности детей, поощряет самостоятельность, самоконтроль детей, тем самым ориентируя их на успешность.

Завершая работу в песочнице, дети анализируют созданные рисунки, работы детей фотографируются, с последующим оформлением их в фотоальбомы, выставки. После подведения итогов занятия разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности.

Программное содержание кружковой работы включает следующие этапы:

формирование сенсорных эталонов; формирование способов обследования; развитие предметности восприятия; развитие восприятия сюжетных изображений; развитие восприятия глубины пространства; развитие навыков ориентировки

2.2 ОПИСАНИЕ ВАРИАТИВНЫХ ФОРМ, СПОСОБОВ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С

ДЕТЬМИ.

Формы работы

Основной формой проведения занятий являются индивидуальные занятия или занятия в малой группе детей. Оптимальное количество детей, участвующих в занятии 5-6 человек. Группа в пределах 5-6 человек позволяет сохранить индивидуальный подход к каждому ребёнку и одновременно привить ему навыки социализации. Прослеживаются отношения между каждым конкретным ребёнком и окружающими его детьми, используя подражательные реакции, соревновательность и т.д.

Индивидуальные игры

Позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.

Групповые игры

Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков, т.е.

умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.

Методы воспитательно-образовательного процесса

Методы

Наглядные методы включают в себя:

  • наглядно - слуховые / слушание музыки в аудиозаписи;/

  • наглядно - зрительные / дидактический материал /;

  • сенсорно - моторные / обследование /;

  • тактильно - мышечные / индивидуальная помощь, помощь других детей, совместное выполнение, подражательное выполнение /;

  • формы несловесной поддержки / улыбка, подбадривающее пожатие руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по спине, голове, подмигивание, обнимание за плечи и т. д. /;

  • элементы психогимнастики / релаксация, контактный массаж, дыхательные упражнения, тактильные обследования /.

Словесные методы:

  • объяснение / краткое, четкое, эмоциональное /;

  • указания /даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращены как ко всем детям, так и индивидуально /;

  • вопросы / четкие, понятные. Этот словесный прием очень важен, он активизирует внимание, развивает мышление и память /

  • Пояснения, уточнения;

Словесные приемы нежелательно использовать на фоне звучащей музыки.

Практические методы:

  • метод упражнений / связан с многократным выполнением практических действий; выбором дидактического материала/;

  • игра / занятия носят игровое содержание, это помогает заинтересовать и активизировать детей, войти в коммуникативный контакт, самореализоваться в деятельности, стабилизировать внутреннее состояние, вызвать положительные эмоции /.

Основные направления программы

Игровая деятельность

  • Формировать желание действовать с различным игровым материалом, развивать игровые умения;

  • Побуждать детей к самостоятельной игре, вызывая эмоционально положительный отклик на игровое действие;

  • Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям в театре на песке.

  • В сюжетных играх в песочнице воспитывать творческую самостоятельность. Эмоционально – волевое

  • Используя песочницу позитивно влиять на эмоциональное проявление самочувствия детей:

    • снизить уровень нервно – психического напряжения; - способствовать возникновению положительных эмоций.

  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать навыки игрового взаимодействия;

  • Помочь приобрести опыт, посредством обыгрывания игровых ситуаций, самостоятельного разрешения конфликтов;

  • Развивать умение слушать и слышать друг друга.

Сенсомоторное

  • Создавая игровую среду в песочнице, знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения;

  • Учить детей рассматриванию предметов, используя различные виды восприятия:

зрительное, тактильное, слуховое, звуковое;

  • Учить детей воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве);

  • Развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия;

  • Совершенствовать координацию рук и глаза; развивать мелкую моторику рук в действии с предметами.

ФЭМП (формирование элементарных математических представлений)

  • Посредством игр и игровых упражнений с песком формировать у детей дошкольного возраста элементарные математические представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве;

  • Учить навыкам счета, вычислениям, измерениям;

  • Помочь детям овладеть математической терминологией: называние цифр, числа, употребление числительных.

Развитие речи

Работу по развитию речи осуществлять через специально организованную среду, с использованием песочницы, по следующим направлениям:

    • развивать точность понимания речи;

    • способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания; - обогащать, уточнять и активизировать словарь детей, используя употребление существительных, глаголов, предлогов и наречий, качественных и количественных прилагательных;

    • используя фигурки настольного театра, привлекать детей к связному изложению отрывков из знакомых сказок и речетворчеству;

    • используя игры – инсценировки в создании песочной картины, формировать диалогическую и монологическую речь;

    • пробудить речевую активность; умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями.

Пять шагов организации игрового процесса

Первый шаг - демонстрация песочницы Обычно мы говорим детям следующее. «Посмотрите, наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действительно, борта символизируют небо. У песочницы есть еще один секрет, если мы с вами раздвинем песок, то обнаружим голубое дно. Как вы думаете, а это зачем нужно? Действительно, дно символизирует воду. Вы можете создать реку, озеро, море и даже океан. А с помощью кувшина с водой сухой песок легко превращается во влажный. Словом, здесь все подвластно вашей фантазии».

Второй шаг - демонстрация коллекции фигурок Обычно мы говорим детям следующее. «Посмотрите здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки»

Третий шаг - знакомство с правилами игр на песке. Очень часто педагоги задают такие вопросы. «Как научить детей бережному отношению к песку? Как запретить кидать песок в глаза товарищам? Как объяснить, что рушить созданное другими нельзя?» Действительно, игры с песком выдвигают значительное число ограничений, запретов. Чтобы избежать нравоучений, мы рекомендуем познакомить детей с правилами в контексте некоего ритуала, постоянно повторяющегося действия, в котором эти правила проживаются и проигрываются.

Четвертый шаг - формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия Этот шаг осуществляет сказочный герой (Песочный Человечек, Фея, черепаха Тортила и др). Он задает тему занятия, от его лица ведется увлекательный рассказ о каком-либо событии, он формулирует задания и загадывает загадки. Иными словами, весь образовательный материал преподносится детям этим сказочным персонажем. Он же ведет игровой процесс, контролирует его ход, резюмирует и анализирует результаты творческих работ, «коронует» и подбадривает каждого из ребят

Пятый шаг - завершение занятия, ритуал выхода Завершая работу в песочнице, ребятишки разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа; разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности

Методы организации процесса обучения: Дискуссии

Беседы

Игры – коммуникации

Экологические и исторические игры

Проективные игры

Познавательные игры

Рисование цветным песком

Просыпание цветной морской солью

Элементы сказкотерапии

Музыкальное сопровождение

2.3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа реализуется с учетом принципов организации коррекционно-педагогического и образовательного процесса, а также на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1Увида (для детей с нарушением зрения)/Под ред. Л.И. Плаксиной ».

Программа включает следующие разнообразные воспитательно-образовательные формы и методы работы:

В режимных моментах:

просмотр презентаций по теме занятия;

слушание музыки; игры-гармонизации;

психологические этюды - настрои;

элементы аутотренинга;

В совместной деятельности педагога и детей:

зрительные гимнастики, офтальмологические паузы; физкультминутки; продуктивные виды деятельности; игры (коррекционные, дидактические) открытые занятия, развлечения, праздники; выставки фотографий с занятий, детских работ;



2.4. ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Мц

Тема

Содержание базовых тем

Часы

1-2

Мониторинг

2

3

«Путешествие в песочную

страну»

Познакомить детей с техникой рисования песком на световом стекле. Учить распознавать эмоциональное состояние (свое и других), выражать свои эмоции в рисунке. Развивать тактильную чувствительность.

1

4

«Страна цвета»

Расширение представлений детей о разных цветах и развитие умения их различать; чтение сказки о разноцветном мире; игра «Феи» на развитие слухового и зрительного внимания. Аппликация «Разноцветный мир»

1

5

«Разноцветная страна»

Развитие моторики пальцев рук с помощью дидактического пособия «Улитка», «Разноцветные резиночки», учить правильно отвечать на вопросы, пересказ сказки о разноцветном мире.

1

6

«Желтая сказка»

Развитие мышления, зрительного внимания, мелкой моторики. Закрепление знаний о желтом цвете. Аппликация «Цыпленок»

1

7

«Чувствительны

е ладошки».

Продолжать знакомить с техникой рисования песком (кончиком пальца, всеми пальцами, ребром ладони, ладонью). Развивать тактильную чувствительность, воображение. Снятие эмоционального напряжения

1

8

«Берег больших черепах»

Продолжать знакомить с техникой рисования песком (кончиком пальца, всеми пальцами, ребром ладони, ладонью). Учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Развитие тактильной чувствительности,

воображения. Регуляция мышечного напряжения

1

1

«Желтая страна»

Игры: «Ощущение цвета», «Осень». Коллективная аппликация «Бал осенних листьев»

1

2

«Зеленая страна»

Игры «Ощущение цвета», «Положи и скажи», «Зеленая змейка»

1

3-4

«Зеленая сказка»

Координация слова с движением, развитие слухового внимания, дифференциация зеленого и желтого цветов.

Игра «Разноцветный дождик». Итоговая аппликация.

2

5

«Красная страна»

Игры: «Ощущение цвета», «Кто самый внимательный», «Красные пуговицы».Игра с прищепками. Аппликация с использованием пластилина «Клубника».

1


6

«Красная сказка»

Развитие мелкой моторики рук «Разноцветные колечки».Чтение «Красной сказки»- развитие слухового внимания, Развитие ориентировки в пространстве, игра «Красный ориентир»

1

7

«Путешествие в красную страну»

Дифференциация красного, желтого, зеленого цветов. Развитие координации слова с движением, Игра «Разноцветный дождик», «Парад красного».

1

8

«Синяя страна»

Игры «Ощущение цвета», «Самое красивое», «Развитие слухового внимания»- сказка «Синее море»

1

1

«Синяя сказка»

Закрепление представлений о синем цвете. Развитие мелкой моторики рук «Цветные резиночки». Аппликация «Море»

1

2

«Коричневая сказка»

Игры «Коричневая дорожка», «Назови цвет», Развитие зрительного внимания и умения дифференцировать коричневый цвет. Сказка «Медведь».

1

3

«Коричневая страна»

Развитие слухового внимания сказка «Коричневая страна». Игры «Повтори по памяти». Аппликация по теме.

1

4-5

«Черная страна»

Развитие мелкой моторики рук. Игры: «Черная дорожка». Сказка «Путешествие в черную страну»- развитие слухового внимания. Аппликация «Черная кошка».

2

6

«Черная сказка»

Развитие зрительного внимания и умения дифференцировать основные цвета. Умение отличать черный цвет от других.

Игры: «Назови цвет», «Опиши предмет». Пересказ сказки.

1

7-8

Проект

«Песочная страна»

Знакомство с песком. Развитие зрительного внимания посредством игры с песком. Рисуем «Красные предметы»

2

1-2

Проект

«Песочная страна»

Продолжение знакомства с песком. Рисование геометрических фигур. С использованием бусин и камней.

Закрепление знаний о цветах.

2

3-4

Проект

«Песочная страна»

Развитие зрительного внимания посредством игры с песком. Рисуем «Зеленые предметы»

2

5-6

Проект

«Песочная страна»

Развитие зрительного внимания посредством игры с песком. Рисуем «Синие предметы»

2

7-8

Проект

«Песочная страна»

Развитие зрительного внимания посредством игры с песком. Рисуем «Желтые предметы»

2

1-2

Проект

«Песочная страна»

Развитие зрительного внимания посредством игры с песком. Рисуем «Коричневые предметы»

2

3-4

Проект

«Песочная страна». Вместе с мамой.

Развитие зрительного внимания посредством игры с песком. Рисуем Сказку «Разноцветный мир» вместе с мамой.

2


5

«Здравствуй песок»

Развивать тактильную чувствительность, обучать специальным движениям, учить сравнивать и ощущать.

1

6

«Отгадай загадку»

Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику рук , мышление, воображение.

1

7

«Песочный дождик»

Развивать коммуникативные навыки, побуждать интерес, стимулировать внимание.

1

8

«Весёлая ферма»

Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику рук. Умение классифицировать внимание, память.

1

1

«Необыкновенны е следы».

Развивать тактильную чувствительности ,учить имитации следов животных, развивать воображение.

1

2

«Я пеку, пеку, пеку!»

Развивать мелкую моторику рук, формировать представление об изменчивости формы песка

1

3

«Дорожки из песка»

Научить детей рисовать карты- схемы, развивать воображение, фантазию.

1

4

«Хлоп и шлёп»

Развивать мелкую моторику рук, развивать тактильную чувствительность детей

1

5

«Узоры на песке»

Учить рисовать стекой , деревянной палочкой узоры на песке, развивать воображение, фантазию.

1

6

«Отпечатки»

Развитие зрительного и тактильного восприятия.

1

7

«Секретные задания кротов»

Развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.

1

8

«Горка для куклы»

Подвести к тематическим постройкам. Закрепить свойства песка.

1

1

«Что я закопала в песок?»

Развитие внимания, памяти, наблюдательности.

1

2

«Детские секретики»

Научить детей рисовать карты- схемы, развивать мышление, воображение.

1

3

«Ковер-самолет для принцессы»

Научить детей понимать количественные и качественные соотношения предметов (меньше — больше, выше — ниже, справа, слева), закрепить знания о геометрических формах.

1

4

«Общим

словом назови и запомни»

Развитие памяти, внимания, умения классифицировать предметы по заданным признакам.

1

5

«Цветные заборчики»

Знакомство со свойствами песка, развитие координации движений ,развитие мелкой моторики ,мышления.

1

6

«Норки для мышки»

Знакомство со свойствами песка, развитие координации движений

1

7

«Ровняем дорогу- строим

Развитие тактильных ощущений. Знакомство со свойствами песка и работой экскаватора.

1




мост.»




8

«Постройка домика для куклы»

Закрепить свойства песка. Подвести к тематическим постройкам.

1

1

«Пересыпание сухого песка через воронку»

Познакомить детей со свойствами сухого и влажного песка.

1

2

«Строители на сказочном острове»

Развитие воображения, творческого мышления, сенсорного восприятия, художественно- конструкторских способностей, умения строить в соответствии с планом- схемой.

1

3

«Новая квартира куклы Маши»

Развитие образного мышления, восприятия, умения строить в соответствии с планом-схемой

1

4

«Путешествие в сказочный город»

Развитие образного мышления, воображения, речи.

1

5

«Мы создаем мир»

Развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека

1

6

«Сказочный город»

Развитие воображения, творческого мышления, закрепление знаний о городе: кто в нем живет, какой ездит транспорт, какие работают предприятия

1

7

«Во саду ли, в огороде»

Ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики.

1

8

Игра «Победитель злости»

Снятие психоэмоционального напряжения ,знакомство с эмоциями.

1

1

«Песочные прятки»

Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

1

2

«Ручеек течет»

Развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса, продолжать знакомство со свойствами песка.

1

3

«Кто к нам приходил?»

Развитие зрительного и тактильного восприятия.

1

4

«Дождик моросит»

Развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса, закреплять свойства песка.

1

5

«Сеем, сеем»

Развитие тактильных ощущений, .закреплять свойства песка.

1

6

«Мы – исследователи, археологи»

Способствовать развитию зрительного, тактильного восприятия, учить находить предмет и определять его на ощупь.

1

7-8

Мониторинг

2

2.5. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Эффективность работы отслеживается по данным психологической диагностики, проводимой перед началом курса и по завершении занятий, по результатам анкетирования педагогов (экспертная оценка), наблюдений за воспитанниками на каждом занятии.

Способы и средства проверки и оценки результатов использования программы

Уже на первом занятии можно узнать очень многое о ребёнке:

  • состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их, не может поставить одно звено деревца на другое и т. п.);

  • уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, расспрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и т. п.); • уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы);

  • сформированность понятий и умение обобщать (игрушки на полках разложены по темам); • личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, сформированность коммуникативных навыков в общении, общее эмоциональное состояние).

В течение занятия, пока маленький волшебник строит свою сказочную страну, можно выяснить:

  • уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику), если ребенок говорящий;

  • уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета);

  • эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость);

  • стиль семейных отношений (диалоги между героями);

  • уровень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная память

(помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы, цвета, размера;

  • устойчивость и распределение внимания, работоспособность;

  • воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т. п.).

В конце занятия специалист выясняет следующие качества ребёнка:

  • уровень развития воли и целеустремленности (убирает ли игрушки по местам, доводит ли дело до конца);

  • уровень развития памяти (где какая игрушка была) и внимания;

  • умение обобщать (способность быстро находить подходящую полку для каждой игрушки), сообразительность;

  • на групповых (2—4 человека) занятиях - уровень сформированности коммуникативных навыков, стиль общения со сверстниками.

Для диагностики уровня тревожности программой предусмотрено использование: «Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен». Методика "Выбери нужное лицо". Проективная диагностика детей.

В данном проективном тесте исследуется характерная для ребенка тревожность в типичных для него жизненных ситуациях (где соответствующие свойства личности проявляются в наибольшей степени). При этом тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне, и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Последние заключаются, в частности, в торможении активности ребенка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность часто сопровождается высоко развитой потребностью избегания неудач и тем самым препятствует стремлению к достижению успеха. Тревожность, испытываемая ребенком в одной ситуации, не обязательно будет так же проявляться в другом случае. Значимость ситуации зависит от отрицательного эмоционального опыта, приобретенного ребенком в этих ситуациях. Отрицательный эмоциональный опыт формирует тревожность как черту личности и соответствующее поведение ребенка. Психодиагностика тревожности выявляет внутреннее отношение данного ребенка к определенным социальным ситуациям, раскрывает характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском саду.

Тест проводится индивидуально с детьми 5–7 лет.

Инструкция. В процессе исследования рисунки предъявляются ребенку в строгой последовательности, один за другим. Показав ребенку рисунок, тестирующий к каждому из них дает инструкцию-разъяснение следующего содержания

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы: а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);

б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);

в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

Качественный анализ - ребенок анализируется индивидуально. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 («Одевание»), 6 («Укладывание спать в одиночестве»), 14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать наивысшим ИТ. Дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 («Ребенок и мать с младенцем»), 7 («Умывание»), 9 («Игнорирование») и 11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ. Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок – взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание»,

«Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).

Образец протокола

Имя ребенка

Возраст: 6 лет

Дата: 23.09.96

Рисунок

Высказывание

Выбор

Веселое

Печальное

лицо

лицо

1

2

3

4

5

1

ИГРА С

МЛАДШИМИ

ДЕТЬМИ

2

РЕБЕНОК И МАТЬ

С МЛАДЕНЦЕМ

3

ОБЪЕКТ

Хочет ударить его

АГРЕССИИ

стулом. У него грустное лицо.

4

ОДЕВАНИЕ

5

ИГРА СО

СТАРШИМИ

ДЕТЬМИ

6

УКЛАДЫВАНИЕ

Я всегда беру спать

СПАТЬ В

ОДИНОЧЕСТВЕ

игрушку

7

УМЫВАНИЕ

Потому, что он умывается

8

ВЫГОВОР

Гуляет с мамой, люблю гулять с мамой.

9

ИГНОРИРОВАНИЕ

Потому, что малыш тут.

10

АГРЕССИВНОСТЬ

Потому, что кто-то отбирает игрушки.

11

УБОРКА

Печальное, потому

ИГРУШЕК

что мама заставляет его, а он не хочет, не правда ли?

12

ИЗОЛЯЦИЯ

Мама хочет уйти от него.

13

РЕБЕНОК С

Мама и папа гуляют с

РОДИТЕЛЯМИ

ним, веселое лицо.

14

ЕДА В

Пьет молоко, и я

ОДИНОЧЕСТВЕ

люблю.

Двусмысленные рисунки несут основную "проективную нагрузку - то, какой эмоциональный смысл придает ребенок, указывает на его мироощущение и нормальный не травмирующий опыт общения.

Протоколы каждого ребенка подвергаются качественному и количественному анализу.

Количественный анализ:

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально - негативных выборов

(печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

Число эмоционально - негативных выборов ИТ=_________________________________________х100% 14

По ИТ дети в возрасте от 5 до 7 лет подразделяются на 3 группы:

А) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);

Б) средний уровень тревожности (ИТ от 20% до 50%); В) низкий уровень тревожности (от 0% до 20%)

Качественный анализ:

Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей ситуации). Особенно высоким проективным значением обладают рисунки 4 (Одевание), 6 (Укладывание спать в одиночестве), 14 (Еда в одиночестве): дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, с высокой степенью вероятности будут обладать наивысшим ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях 2 (Ребенок и мать с младенцем), 7 (Умывание), 9 (Игнорирование) и 11 (Уборка игрушек) с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.

Наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения "ребенок-ребенок" (Игра с младшими детьми, Объект агрессии, Игра со старшими детьми, Агрессивное нападение, Изоляция). Здесь имеет место наибольшее число отрицательных эмоциональных выборов, причем старшие дети (5-7 лет) проявляют уровень тревожности выше, чем младшие. Значительно выше уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения "ребенок-взрослый" (Ребенок и мать с младенцем, Выговор, Игнорирование, Ребенок с родителями) и в ситуациях, моделирующих повседневные действия. (Одевание. Укладывание спать в одиночестве. Умывание. Уборка игрушек. Еда в одиночестве).

2.6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ.

Период дошкольного детства является «сенситивным» для оказания поддержки и помощи родителям детей с нарушением зрения.

Признание авторитета семейного воспитания требует создания особых взаимоотношений семьи и корекционно-образовательного учреждения, а именно, сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства коррекции и развития ребенка, гармонии семейного воспитания.

Одной из важнейших задач работы узкого специалиста ДОУ с семьей является формирование у родителей восприятия ребенка таким, какой он есть, не «больного», а отличающегося от других.

Другая важная задача-повышение активности самих родителей, желание понять, а не отрицать проблемы развития своих детей.

В целях реализации данных задач в основу работы ДОУ с семьей положены следующие принципы:

Принцип индивидуального подхода к каждой семье;

Принцип комплексного подхода к организации коррекционно- педагогического процесса;

Принцип сотрудничества между родителями и специалистами, между родителями и детьми;

Принцип сравнения достижений ребенка только с тем, что он мог сам раньше; Одной из самых эффективных форм работы считаются практические занятия «Педагог - родитель - ребенок», на которых родитель знакомится с формой проведения занятия, и что не мало важно, сам принимает активное участие.



2.7. СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ

  1. уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

  2. использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

  3. построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

  4. поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

  5. поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; 6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

  1. защита детей от всех форм физического и психического насилия;

  2. поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.


III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
  1. Световой стол;

  2. Чистый, просеянный песок. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным. Таким образом, песок задает символическую «линию горизонта»

  3. Цветной песок. Дошкольники эмоционально откликаются на яркие впечатления, следовательно, цветной песок необходим.

  4. Цветная морская соль. Желательно крупная – её можно использовать для развития мелкой моторики

  5. «Коллекция» миниатюрных фигурок (высота их – не более 8 см) В набор игрушек могут войти:

Человеческие персонажи

Животные (домашние, дикие, доисторические, морские и др.) §

Транспорт (наземный, водный, космический, и др.)

Растения (деревья, кусты, цветы, овощи и пр.) § Естественные предметы (ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.)

Сказочные герои (злые и добрые)

Бросовый материал (флаконы из – под духов, пробки)

Пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)

  1. ТСО:

Интерактивная доска

Ноутбук

Аудиозаписи детских песен, пения птиц, звуков природы Магнитофон

Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в «коллекции». Сбор оборудования для игр не будет обременительным, так как сегодня каждый ребенок поможет в этом (фигурками из «Киндер - сюрприза», деталями конструкторов и пр.). Если для занятий не хватит каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.



3.2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Дидактические игры для развития зрительного восприятия, пространственной ориентировки, социально-бытовой ориентировки;

  2. Пособия по развитию мелкой моторики: деревянные бусы, прищепки, бусины, шнуровки, застежки;

  3. Ковролинограф;

  4. Фетровые пособия («Белоснежка и семь гномов», «Дед Мороз на санях», «Короны из снежинок», «Новогодняя гирлянда», «Осеннее дерево», «Цветные следы», «Дикие животные», «Букет цветов» и др.)

  5. Предметные картинки и карточки;

  6. Пазлы;

  7. Трафареты, цветные и черно-белые силуэты;

  8. Схемы;

  9. Перфокарты;

10.Цветные ленты;

11.Матрешки;

12.Цветные дорожки из ткани;

13.Игры на систематизацию и классификацию;

14.Раскраски;

15.Фоны;

16.Пособия для восприятия и понимания различных видов картин (предметных, сюжетных, пейзажных);

17.Пособия по развитию мыслительной деятельности (кубики, разрезные картинки, танграмы и др.);

18.Картотека зрительных гимнастик;

19.Деревянные игрушки (дом, ферма, кубики и др.)

20.Настольно-печатные игры;

21.Озвученные игрушки: мячи, погремушки, бубны;

22.Счетный материал.


3.3. КЕОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГАРАММЫ

Для человека зрение ведущая сенсорная система. На биологическом уровне это подтверждается тем, что в обработке визуальной информации участвует примерно половина коры головного мозга. Большая часть всей информации из окружающего мира (70-90%) воспринимается человеком посредством зрительного анализатора. Ведущая роль зрительной системы определяется не только, тем, что она является главным анализатором, дающим информацию об окружающем мире без непосредственного контакта с его объектами, но и тем, что в образах зрительных ощущений и восприятия находят отражение ведущие признаки объективной реальности - форма, размер. Ни одна анализаторная система не дает такой полной информации об окружающем мире, как зрительная. Нарушение отдельных зрительных функций, например, цветоощущения, невосполнимо с помощью других анализаторных систем.

Зрительные представления до известной степени могут заменить представления, получаемые от других анализаторов. Но представления, получаемые с помощью одного из них и даже всех вместе взятых, не могут заменить полностью зрительных представлений. Благодаря зрению человек свободно ориентируется в окружающем мире, зрение помогает быстро реагировать на возникающие для его жизни опасности, зрение дает возможность видеть такие предметы, которые удалены от глаз на миллиарды километров.

Нарушения зрительной системы наносят ущерб формированию всех психических процессов и двигательной сферы ребенка. Дети с данной категории, как правило, имеют не только проблемы с нарушением зрения, но и различные отклонения в психофизическом развитии.

Коррекцию нарушений зрительной системы и вторичных отклонений в развитии у детей с патологией зрения невозможно осуществлять только на общеразвивающих занятиях. Дети с нарушением зрительной системы нуждаются в специализированной помощи тифлопедагога.

МАДОУ «Колокольчик» посещают дети с косоглазием и амблиопией. Эти дети имеют свои специфические особенности развития. Изучив практические действия детей с нарушением зрения, Л.И. Плаксина сделала вывод о том, что освоение предметного мира, развитие предметных представлений, где требуется зрительный контроль и анализ у детей с косоглазием и амблиопией происходит сложнее, они носят замедленный характер.

В ряде исследований JL И. Плаксина отмечает общую обедненность предметных представлений и снижение уровня чувственного опыта детей за счет неточности, фрагментарности, замедленности зрительно-пространственной ориентировки.

За счет монокулярного видения пространства у детей с косоглазием и амблиопией затрудняется ориентация в пространстве на уровне предметно- практических действий, так как многие из признаков зрительно не воспринимаются.

У детей с нарушением зрения отсутствуют четкие представления о своем теле и связи между пространственным расположением парно-противоположных направлений своего тела с их словесными обозначениями, отмечается неустойчивость и фрагментарность пространственных представлений о своем теле, а это в свою очередь, делает невозможным практическую ориентировку на «себе» и перенос действий в конкретные предметнопространственные ситуации.

Косоглазие и амблиопия как сложный зрительный дефект обуславливает появление отклонений в развитии двигательной сферы ребенка, приводит к снижению двигательной активности, сложностям ориентировки в пространстве и овладения движениями.

Обобщая все вышесказанное определяется практическая значимость программы:

спонтанное развитие выявленных отклонений в развитии детей с нарушением зрения будет протекать медленно или совсем не произойдет, если им будет оказана грамотно выстроенная и своевременная психолого-педагогическая и коррекционная помощь.

Содержание коррекционных занятий:

 этап прикосновений и игр на поверхности сухого песка

– разогревающие игры и дидактические упражнения («Здравствуй, песок!», «Песочный дождь»,»Узор на песке»)

  • этап игр и упражнений с погружением рук в песок («Секретное задание для кротов», «Песочные прятки»)

  • этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка (Аналогично играм с сухим песком)

  • профилактика тревожных состояний (сюжетные игры на песке с использованием игрушек)

3.4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ

СРЕДЫ

Одним из основных условий, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения, является правильная организация педагогического процесса и создание рациональной и оптимальной предметно-развивающей среды в кабинете коррекционных занятий.

Предметно-развивающая среда должна соответствовать коррекционным задачам программы: активизацию сенсорно-перцептивных, селективных, мнемических и мыслительных процессов.

Для развития зрительного восприятия используются различные изображения предметов: черно-белые, цветные, контурные, силуэтные, штриховые. В ходе выполнения заданий дети анализируют, опознают, описывают, сравнивают изображения, выделяют в них сходные и различные признаки.

На занятиях соблюдаются определенные условия проведения занятий. Важный фактор - хорошая освещенность рабочего места. Поза ребенка не должна оказывать негативного влияния на его осанку. Оптимальное расстояние от глаз до наглядного материала 20 - 30 см. Длительность зрительной работы не должна превышать 5-7 мин. В перерывах - физкультминутки, зрительные гимнастики с применением офтальмотренажеров.

Важно ограничивать информационную емкость изображений.

Материалы и пособия должны быть доступны для зрительного восприятия: быть яркими, красочными, насыщенными по цвету (в основном используются красный, оранжевый, желтый и зеленый цвета). Фон изображения должен быть разгружен, без лишних деталей, затрудняющих восприятие предмета. Материалы и пособия должны быть определенных размеров: более крупными для фронтальных демонстраций, и строго дифференцированные для индивидуальных (в зависимости от зрительных возможностей ребенка).

Отрицательный контраст предпочтительнее, так как дети лучше различают темные объекты на светлом фоне по сравнению со светлым на темном.

Для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий тифлопедагог использует мольберт, ковролинограф (заменяет устаревший фланелеграф).

Песок для песочницы

В песочнице можно использовать кварцевый песок маркировки «кварцевый песок 0,103". Это достаточно мелкие частицы. Более подходящий песок для песочной терапии песок для шиншиллы. Для мелкого песка можно иметь пуливизатор с водой, чтобы орошать песок. Кроме этого можно использовать речной или морской песок с более крупными частицами. Песок бывает разного оттенка - от светлого до темного. Песок может быть цветным. В работе возможно иметь песок различной окраски.

В работе используется как сухой, так и мокрый песок. Для этого необходимо иметь емкость с водой.

Коллекция миниатюрных объектов.

Для песочной терапии должен быть большой выбор миниатюрных объектов, т.к. фигурки будут символами сознательных и бессознательных процессов клиента.

Кроме миниатюрных фигур в кабинете желательно иметь следующие материалы: ткань, нитки, тесьма, глина, пластилин, цветная бумага, маркеры, чтобы ребенок мог создать свой объект, создать, то чего нет в коллекции.

В коллекции должны быть миниатюры-символы, привлекательные и

непривлекательные; прекрасные и ужасные; символы добра и зла, гармонии и абсурда. Они должны быть:

-Большие и крошечные;

-Бесцветных и яркихцветов;

-Прозрачные и непрозрачные;

-Сделанные из разных материалов: металла, стекла, глины, древесины и пластмассы. Несколько фигур могут выделяться из всего ряда фигур и при выборе ребенка могут стать ключевыми фигурами всей терапии. Но надо быть осторожными, слишком мелкие фигурки не использовать с маленькими детьми.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Рисуя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее доступной для ребенка форме передаем ему знания.

Занятия песочной графикой позволяют добиться устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного периода времени. В этой деятельности ребёнок имеет возможность для самовыражения, и, соответственно, повышает результативность в усвоении знаний.

Ребенок учится взаимодействовать со сверстниками и взрослым, это влияет на его саморегуляцию и в дальнейшем, такой ребенок быстрее адаптируется к обучению в школе. Так же нарабатываются навыки общения и умения слажено работать в команде.

Ребенок учится создавать прекрасные песочные «картины», а это помогает развитию у ребенка эстетического и художественного восприятия. Рисуя, ребенок испытывает удовольствие и это побуждает его к новым открытиям и изобретениям.

Таким образом, на занятиях песочной графикой ребенок развивает себя сам, планируя, рисуя, воплощая свои фантазии в песочных рисунках.

Кроме того, рисование песком на стекле развивает мелкую моторику: песок стимулирует нервные окончания на пальцах, что в свою очередь улучшает работу мозга, позволяет развивать память, пластику, координацию.

Общеизвестен также психотерапевтический эффект от взаимодействия с песком. Правильно подобранные игры и упражнения с песком способствуют снятию психоэмоционального напряжения, а также развитию межполушарного взаимодействия. Рисование песком способствует борьбе со стрессом: манипулируя сыпучим материалом, ребенок избавляется от негативных эмоций, успокаивается, учится лучше понимать себя. Еще одно важное преимущество занятий песочной графикой — это эффективная релаксация. Шелест мягкого песка, неспешность, спокойствие вводят человека в состояние легкой расслабленности. В этом состоянии начинает активнее работать подсознание. И ребенок может преодолеть страхи, тревоги, раскрыть свой потенциал, стать успешнее в любом деле.

Необходимость такой программы обусловлена тем, что дети, приходящие в наше учреждение, нуждаются как в диагностике и коррекционных занятиях для развития познавательной сферы, так и в создании естественной стимулирующей среды, в которой ребенок будет чувствовать себя комфортно и защищенно, сможет проявлять свою творческую активность.

По данным исследования оценки состояния детей с ограниченными возможностями 70% детей имеют выраженный уровень тревожности, 25%-высокий уровень агрессивности, низкий уровень самооценки наблюдается у 20% от испытуемых. У большинства детей с ограниченными возможностями наблюдаются трудности в общении со сверстниками, взрослыми, проявляющиеся в замкнутости, агрессивности, неумении выразить эмоции в отношении окружающего мира. Дети данной категории имеют чаще всего обедненный словарный запас, нарушения речи, слаборазвитую мелкую моторику, что мешает им строить отношения в обществе.

Решение данных проблем программно-целевым методом будет способствовать — раскрытию дополнительных возможностей в поведении и личности взрослых и детей с 4 ограниченными возможностями, обогащению социально адаптированного поведенческого репертуара.

Отличительные особенности программы в том, что она является краткосрочной (длительность каждого блока 3 месяца – 12 часов), малозатратной, вариативна по объёму содержания и срокам обучения.

Ценность занятий по программе “Песочная страна ” состоит в том, что проведение мероприятий по программе реализует потребность детей в творчестве, познании, самореализации. Дети расширяют круг осознаваемых чувств, они начинают глубже понимать себя и окружающих людей, им становится легче наладить дружеские отношения внутри коллектива сверстников.

ЛИТЕРАТУРА

  1. О. Ю.Епанчинцева. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр.- СПб.:ООО «Издательство «Детство-пресс»,2011

  2. Н. В.Дубровская. Рисунки, спрятанные в пальчиках. Настольно-методическое пособие.- СПб.: «Детство-пресс»,2003.

  3. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №5 май 2012. Статья О.А.Белоусова «Обучение дошкольников рисованию песком. С.30.

  4. Журнал «Обруч», №3,2012. Н.Иванова. По ту сторону стекла. С.30

  5. Никитина О.Н. Песочное рисование в психолого-педагогической практике. СПб.2013г.

  6. Соснина М.В. Метод sand-art.Ресурсы рисования песком СПб.-2012г

  7. Зейц Мариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. – М: ИНТ, 2010 – 94с 8. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.

  2. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в корекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.

  3. Кузуб Н. В. , Осипук Э. И. В гостях у песочной феи. Организаци педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. СПб.: Речь: М.: Сфера, 2011. – 61с.

  4. Валиева А. Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.

  5. Жителева,С. С. «Песочная терапия» /С.С,Жителева/ /Ребёнок в детском саду.-2006.- 14. Выготский, J1.C. Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 1955. - 524с.

  1. Григорьева, Л.П. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения /Сташевский С.В. - М.: Научно-исследовательский институт дефектологии, 1990.-78с.

  2. Дидактические игры и упражнения в период восстановительного лечения зрения у дошкольников. /Сост. А. П. Сидорова. - Бердск, 1998. - 24с.

  3. Дружинина, Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения:

методическое пособие / Л.А. Дружинина - М.: Экзамен, 2006 .-159с.

  1. Кириллова, Л. Советы офтальмолога для воспитателей, работающих с детьми, имеющими недостатки зрения / Юганова И. // Дошкольное воспитание. - 1998. - №9.-С. 3236.

  1. Плаксина, Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. - М.: Город, 1998. - 262с.

  2. Бердыханова Я. Мама, папа, занимайтесь со мной,- М.,1985.

  3. 0сипова Л.Б. Развиваем в деятельности: в помощь родителям, воспитывающим ребенка с нарушениями зрения: метод.рекомендации /Л.Б. Осипова, - Челябинск: РЕКПОЛ, 2009.

  4. Психология воспитания детей с нарушением зрения/ под ред. Л.И. Солнцевой, В.З. Денискиной. - М, 2004.


7


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Казакова Татьяна Андреевна

Дата: 13.11.2020

Номер свидетельства: 563252


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства