Программа направлена на формировании основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с государственной и региональной символикой и геральдикой. В содержание программы входит серия специально организованных занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Кроме формирования основ патриотизма, данная программа способствует так же развитию у детей познавательных интересов, умения анализировать, читать и понимать изображения-символы, повышает интерес к истории родного края, формирует эстетический вкус.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа «Я - маленький патриот большой страны»»
Программа
«Я - маленький патриот большой страны» -государственная и региональная символика,
и геральдика в формировании основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет).
АВТОР: Хохуля Светлана Дмитриевна, воспитатель первой квалификационной категории муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Краснозерского района Новосибирской области Краснозерский детский сад №2 к.в.
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация …………………………………………………стр.2
Пояснительная записка (актуальность, цель,
задачи и принципы)………………………………………...стр4.
Структура программы ………………………………….стр. 6
Учебно - тематический план………………. ………… стр.6
Условия реализации программы ……………………...стр.7
Мониторинг ………………………………………………..стр.10
Предшествующая подготовка ………………………...стр.11
Приложения………………………………………………… стр.12
Литература………………………………………………… стр.17
1.Аннотация
Программа «Я – маленький патриот большой страны» разработана в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ- № 273 «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Она направлена на формировании основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с государственной и региональной символикой и геральдикой. В содержание программы входит серия специально организованных занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Кроме формирования основ патриотизма, данная программа способствует так же развитию у детей познавательных интересов, умения анализировать, читать и понимать изображения-символы, повышает интерес к истории родного края, формирует эстетический вкус.
2.Пояснительная записка
Актуальность программы
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.Актуальность проблемы заключается в том, что в современном обществе частично утеряны ценностные ориентиры. Сегодня существует стремление государства к их возврату и обновлению с учетом современных реалий.
Формирование интереса и элементарных представлений старших дошкольников к наукам символике и геральдике – достаточно новое направление в работе детского сада, но необходимое в образовательной практике. И это понятно. Ведь гербы государств, городов, фамилий представляют собой символическое «лицо», сконцентрированное отражение их истории, их традиций. Геральдика – прикладная наука к науке символике. Символ – предмет, объект, имеющий для человека (народа) определенный ценностный смысл не только в материальном, но и в духовном плане. Это как ларчик с двойным дном. Чтобы определенные символы стали иметь ценностный смысл для ребенка, надо дать полное и понятное ему представление об этих символах. Знания о гербе и флаге государства обозначены в каждой комплексной программе. Наш детский сад много лет работал по программе “Программа воспитания и обучения в детском саду” под ред. М. .Васильевой А, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой – М., Мозаика Синтез, 2005г., а сейчас мы реализуем ООП дошкольного образования, разработанную на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования, вариативных программ и технологий. Сродержание образовательного процесса выстроено в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования “От рождения до школы” под ред. Н.Е. Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой – М., Мозаика Синтез, 2010г.. В данных программах затронута эта тема, однако целостной системы по геральдике и символике нет.
Формирование патриотических чувств, развитие общечеловеческих нравственных качеств личности на основе ознакомления с государственной и региональной символикой и геральдикой.
Воспитание уважительного отношения к государственной и региональной символике, уважения и любви к своему Отечеству, своей малой и большой Родине.
При решении этих задач программа опирается на следующие принципы:
Принцип целостности педагогического процесса, Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. При выстраивании системы формирования основ патриотизма необходимо учитывать возможности воспитанников. Старший дошкольный возраст имеет особое значение для приобщения ребёнка к прошлому и настоящему культуры нашего Отечества, частью которого является государственная символика, что, в свою очередь, содействует воспитанию любви к Родине. Ребёнок 5-7 лет уже способен устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости между явлениями и предметами, систематизировать и группировать предметы. Эти возрастные особенности позволяют познакомить детей с различными видами гербов и эмблем, их основным назначением. Ознакомление дошкольников с государственными символами – существенный потенциал для воспитания у детей не только патриотизма, но и коллективизма, гуманистических ценностей, а также формирования социальных навыков поведения, общения. Дети - это будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог ее будущего развития.
В своей программе я сделала попытку выстроить систему по формированию у дошкольников патриотических чувств в процессе ознакомления с государственной и региональной символикой и геральдикой. А тематический план дает возможность педагогу дать воспитанникам осмысленное представление о символике и геральдике.
Символика несет в себе огромный потенциал для нравственного воспитания детей, поскольку в ней заключены наиболее устойчивые нравственные качества народа. Важно не столько узнать и запомнить, что изображено на гербе, какого цвета полосы на флаге нашей Родины, сколько понять, что они означают добро и красоту, подумать о том, какие мы сами, какими должны быть, являясь гражданами России.
Данная программа органично вписывается в содержание образования рабочей программы и реализуется в процессе организации педагогической работы с детьми на занятиях и в свободной деятельности. Она не устанавливает жестких рамок образовательного содержания и форм ее реализации. Программный материал легко интегрируется в различные виды детской деятельности.
Цель, задачи, принципы построения программы
Цель: Формирование патриотических чувств, развитие общечеловеческих нравственных качеств личности на основе ознакомления с государственной и региональной символикой и геральдикой.
Задачи:
Формирование начальных представлений о символическом значении цветов и изображений гербов и флагов.
Знакомство с элементарными сведениями об истории происхождения флагов и гербов.
Формирование представлений о функциональном назначении государственных символов (герба, флага, гимна) .
Расширение представлений о своей малой родине на основе региональной символики (флаг, герб).
Развитие познавательных интересов, мышления, графических навыков и умений, способности к изобразительному творчествуобеспечивающий единство воспитания, обучения и развития.
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Принцип приоритетности регионально-культурного наследия, воспитание на местном материале.
Принцип научности предполагает построение программы на основе сведений об истории и культуре родного края, страны.
Принцип гуманизации, создания благоприятных условий для раскрытия личности каждого ребенка.
Принцип интеграции интеллектуально-познавательной и художественно - продуктивной деятельности.
Методологической базой для разработки программы послужили:
ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в РФ”;
Конституция РФ,
Ф З от 24.06.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»,
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
Труды
А.С. Макаренко о семейном воспитании, как основе воспитания гражданственности;
К.Д. Ушинского о значении воспитания патриотических чувств;
В.А.Сухомлинского о воспитании чувства любви к Родине, как основе воспитания личности.
Комплексная основная общеобразовательная программа дошкольного образования “От рождения до школы” под ред. Н.Е. Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой.
3. Структура программы
Программа составлена по возрастным подгруппам старшего дошкольного возраста и рассчитана на 2 года обучения. Определены примерные уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные ребенком к концу каждого года обучения.
Объем программы
По учебному плану на изучаемый материал в старшей подгруппе отводится 9 занятий непосредственно образовательной деятельности (НОД) продолжительностью 25 минут, в подготовительной подгруппе 14 занятий НОД продолжительностью 30 минут.
Форма работы: групповая и подгрупповая.
Методы: беседа, наблюдение, игровые упражнения, рассматривание фотоальбомов и иллюстраций, чтение художественных произведений, ситуативный разговор, продуктивная деятельность и др.
4. Учебно - тематический план
Название
Старшая подгруппа
вид НОД
Подготовительная подгруппа
вид НОД
познавательное
художественное творчество
познавательное
художественное творчество
1.Знакомство с гербом России
3
2
2
2
2.Знакомство с флагом России
2
1
2
2
3.Знакомство с гимном России
1
-
1
-
4. Знакомство с региональным гербом и флагом
а) герб и флаг области б) герб и флаг района
-
-
2
2
6. Создание герба (эмблемы) группы
-
-
-
1
5. Условия реализации программы
Для реализации программы необходимы следующие условия:
естественная для ребенка среда жизнедеятельности;
организация предметно-развивающего пространства: наличие наглядных пособий, иллюстраций, игр и т. д.;
изучение педагогом литературы по геральдике;
свободный доступ детей к рабочему материалу (цветная бумага, краски, карандаши, альбомы, атласы и т. д.);
тесное взаимодействие с семьей, сотрудничество между педагогами, детьми и родителями.
Основными формами обучения являются различные виды занятий: интегрированные, организованные в форме совместной деятельности воспитателя, детей и родителей - экскурсии, целевые прогулки и т.д..
Кадровое обеспечение
Программа предполагает задействование следующего кадрового состава:
Заведующая
Педагогические кадры –
воспитатели и специалисты ДОУ
Специалисты по запросам
музей школы села;
работники сельской библиотеки.
Материально- техническое обеспечение
наличие в групповой комнате уголков: нравственно - патриотического, художественного творчества;
наличие музыкально – физкультурного зала , оснащенного необходимым оборудованием и музыкальными инструментами,
мини музей - комната русского быта.
Особенности организации работы по программе
В практике работы дошкольных образовательных учреждений ознакомление с государственными символами нашей страны осуществляется в основном на занятиях по ознакомлению с окружающим миром (образовательная область Познание) и в совместной деятельности по реализации задач образовательной области Социально – коммуникативное развитие. Накоплению у ребёнка впечатлений, повторению и закреплению знаний, представлений способствуют беседы с воспитателем, наблюдения в повседневной жизни, игровая и творческая деятельность, праздники и развлечения. В процессе подготовки наглядно-дидактических материалов и пособий, дидактических игр и упражнений необходимо учитывать юридическую основу государственной символики России. В связи с этим не следует использовать различного рода «разрезные картинки» с изображением государственных герба и флага России, т.е. любые пособия, нарушающие целостность их рисунка. Не стоит также предлагать детям старшего дошкольного возраста раскраски с изображением герба и флага. Ребята в этом возрасте далеко не всегда могут точно передать цвета государственных символов. Раскрашивая рисунок, они руководствуются не столько правилами, сколько собственными представлениями о красоте. Однако, такого рода ограничения не распространяются на самостоятельное детское изобразительное творчество. Стремление детей изобразить герб или флаг воспитателю следует поощрять. Если же рисунок содержит ошибки, необходимо указать на них ребёнку, объяснить, в чём они заключаются, помочь их исправить. Нами замечено в ходе работы по программ, что принципиально важным для ознакомления с государственными символами является сочетание познавательной деятельности с игровой и продуктивной. Для детей в силу психологических особенностей необходимо полученные знания и представления обыграть, выразить в рисунке или какой-нибудь другой продуктивной деятельности.
В ходе реализации программы мы обратили внимание и на то, что старшие дошкольники с огромным интересом воспринимают исторические сведения о государственных символах нашей страны, но все же проще начинать работу нужно со знакомства дошкольников с региональными символами. Мышление дошкольников конкретно. Гораздо лучше ребята понимают нравственный смысл региональной символики – своего родного района, области, в которой живут. Детям старшего дошкольного возраста важно объяснить, что герб, флаг и гимн нашей страны объединяют граждан России и всех её жителей, а региональные символы объединяют жителей нашего края. Затрагивая столь сложную и серьёзную тему, как ознакомление с государственными символами нашей страны, роль воспитателя особенно велика. Ребёнок нуждается в руководстве и сотворчестве с педагогом.
Необходимой и важной представляется нам работа по созданию эмблем групп. Такая деятельность объединяет, способствует воспитанию дружеских, коллективистских чувств. Ребята становятся более сплочёнными более внимательными друг к другу. Необходимым условием патриотического воспитания является работа педагогов с родителями и членами семей воспитанников. Их тоже нужно заинтересовать, увлечь изучением истории российской символики. Можно предложить родителям принять участие в семейных проектах по теме «Эмблема моей семьи», после чего организовать выставку семейных эмблем. В процессе взаимодействия воспитателя с членами семей воспитанников иногда возникают вопросы, можно ли проводить занятия по ознакомлению с российской государственной символикой в группах, которые посещают дети разных национальностей, особенно, если их родители не являются гражданами России, и как лучше это сделать. И детям, и их родителям необходимо объяснить, что государственные символы объединяют всех людей, живущих в стране. Кроме того, и для детей, и для их родителей важно иметь возможность познакомиться с историей и культурой страны, края, в котором они сейчас живут. Особенно важно в процессе работы по программе помочь детям не столько узнать и запомнить, что изображено на гербе, какого цвета полосы на флаге нашей Родины, сколько понять, что они означают добро и красоту, подумать о том, какие мы сами, какими должны быть, являясь гражданами России. Известно, что белый цвет означает мир и чистоту души, синий – верность и правду, красный – отвагу и любовь. Беседуя о флаге нашей страны, детям необходимо объяснить, что они тоже должны соответствовать этим символам, стараться быть дружными, честными и отважными, любить своих близких и свою Родину.
6. Мониторинг
уровень сформированности представлений, приобретенных ребенком к концу года, определяется по диагностическим таблицам (Приложение 1, 2, 3);
уровень сформированности уважительного отношения к современной государственной и региональной символике;
Формами подведения итогов могут быть:
открытые занятия;
организация выставок;
итоговые занятия-досуги;
творческие работы по созданию символики:
а) групповой,
б) семейной,
в) детского сада.
Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации:
Организацию и координацию деятельности по реализации учебно – тематического плана программы осуществляет заведующий ДОУ;
Отчет о результатах мониторинга по реализации программы осуществляет воспитатель на итоговом педсовете.
7. Предварительная работа по знакомству с государственными и региональными символами:
Организация следующих видов детской деятельности:
чтение художественной литературы;
рассматривание иллюстраций;
заучивание стихотворений;
экскурсии по улицам села, р.п.Краснозерское;
выполнение заданий составление описательного рассказа по изображению герба, флага;
посещение музея;
дидактические и подвижные игры;
работа с родителями (консультации, анкетирование, рекомендации к папке со списком произведений о государственных и региональных символах «Прочитайте детям»), беседы, задания «Составления эмблемы семьи».
Знакомство с государственными символами в разных видах детской деятельности
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с гербом и флагом РФ является сочетание: познавательной, игровой, продуктивной деятельности.
Полученные знания и представления совершенствуются: в обыгрывании, в рисунке. Представления о символическом значении изображений на гербе, цветов герба и флага формируются: в практической, творческой, совместной работе родителей и детей по составлению семейных эмблем. Представления о цветах флага могут формироваться: на познавательной и изобразительной деятельности. Существенным компонентом воспитательно-образовательной деятельности является диагностика знаний, умений, навыков, которые дети усвоили в данной возрастной группе. Определяют они в начале и конце учебного года.
Не рекомендуется использовать в работе с дошкольниками:
раскраски с изображением герба и флага, так как не всегда точно могут передавать цвета государственных символов;
экспериментировать с вырезанием картинок, изображающих государственные символы;
не требовать от детей точного соблюдения правил, принятых в геральдике, но имеет смысл освоить педагогом и познакомить детей.
Поддерживается и поощряется: использование изображений государственной символики детьми в их собственном изображенном творчестве; в рисовании детьми различных зданий (школы, детского сада, магазинов и т.д.), транспорта с флагом РФ.
Задачи формирования у дошкольников представлений о гербе, флаге и гимне нашей страны, региональных символах сложны, но их можно решать творчески и интересно.
8. Приложения
Приложение 1
Диагностика уровня представлений о государственных символах России, которые могут быть сформированы у детей по итогам реализации программы
Критерии
Характеристика уровней представлений
Не сформировано
На стадии формирования
Сформировано
Узнавать изображение герба и флага России, называть их “Герб России”, “Флаг России”.
Знать, что цвета герба и флага, изображения на гербе означают добро и красоту.
Иметь представления о назначении государственного герба и государственного флага.
Иметь представления о правилах поведения при прослушивании государственного гимна.
Испытывает затруднения при определении герба, флага и гимна России; при выборе герба и флага среди изображений гербов и флагов других стран.
Выбирает изображение герба и флага нашей страны среди других, называет их.
Знает, что цвета герба и флага означают добро и красоту:
орёл – солнце,
всадник – победу добра над злом,
определяет цвета Российского флага как цвета природы
(снег, небо и пр.)
Имеет представление о том, что герб и флаг нужны стране, региону, чтобы объединять людей, живущих в них.
Поэтому в праздники вывешивают на зданиях флаги, а на монетах, государственных документах изображают герб.
Знает когда исполняется гимн, как при этом нужно себя вести.
Уверенно выбирает изображение герба и флага нашей страны среди других, называет их.
Имеет представление о символическом значении изображений на гербе, цветов герба и флага страны.
Двуглавый орёл означает единство и независимость страны;
Всадник – победу добра над злом;
Белый цвет – чистоту, мир;
Синий- верность, правду;
Красный – отвагу, любовь.
Знает о том, что государственные символы объединяют людей и служат отличительными знаками.
Определяет музыку гимна как торжественную и величественную.
Знает когда исполняется гимн, как при этом нужно себя вести.
Приложение 2
Диагностика уровня представленийо региональных символах, которые могут быть сформированы у детей по итогам реализации программы
Критерии
Характеристика уровней представлений
Не сформировано
На стадии формирования
Сформировано
Узнавать изображение герба и флага Новосибирской области, Краснозерского района, называть их.
Иметь представления о назначении региональных гербов и флагов.
Узнаёт герб и флаг Новосибирской области и Краснозерского района и выбирает герб и флаг среди изображений других гербов и флагов только с помощью взрослого.
Выбирает изображение герба и флага Новосибирской области и Краснозерского района среди других, называет их с небольшой помощью взрослого.
Знает, что цвета герба и флага означают
определяет цвета герба и флага как цвета белый, зеленый и синий - являются основными цветами сибирской и новосибирской геральдики. Серебро – чистота помыслов, преданность, вера, заснеженные просторы, характерные для весьма длительного периода суровой сибирской зимы. Главный элемент герба – стилизованный золотой каравай с солонкой, каравай-купол, символизирует единство жителей населяющих область, высокий духовный и культурный потенциал области.
Имеет представление о том, что герб и флаг нужны Новосибирской области и району, чтобы объединять людей, живущих в них.
Уверенно выбирает изображение герба и флага Новосибирской области и Краснозерского района среди других, называет их.
Имеет представление о символическом значении изображений на флаге и гербе, цветов флага и герба.
Соболя на гербе и флаге символизируют преемственность поколений, традиции, историческую память.
Белый, зеленый, синий - являются основными цветами сибирской и новосибирской геральдики. Серебро – чистота помыслов, преданность, вера, заснеженные просторы, характерные для весьма длительного периода суровой сибирской зимы. В данном значении белый цвет символизирует природное, климатическое своеобразие области, региона, особенный характер, стойкость сибиряков.
Лазоревый столб символизирует реку Обь, а горизонтальный узкий черный пояс – Транссибирскую железнодорожную магистраль, пересекающую всю территорию Новосибирской области с запада на восток. Главный элемент герба – стилизованный золотой каравай с солонкой, каравай-купол, символизирует единство жителей населяющих область, высокий духовный и культурный потенциал области.
Знает о том, что грациозная, благородная, отличающаяся большой верностью, всегда стремящаяся ввысь птица легла в основу герба и флага Краснозерского района. Красный колос в клюве символизирует основное направление в хозяйствовании Краснозерского района.
Знает о том, что региональные символы объединяют людей и служат отличительными знаками.
Региональные гербы можно увидеть на административных зданиях, документах.
Литература
Ривина Е.К. “Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с Государственными символами” – М.: Аркти,, 2005.
Ривина Е.К. “Российская символика” – М.: Аркти, 2005.
Соболева Н.А. “Российская государственная символика: история и современность” – М.: Владос, 2002.
Гризик Т.И. “Познаю мир” – М.: Просвещение, 2000. (Знаки и символы)
Алешина Н.В. “Знакомим дошкольников с родным городом” – М.: ТЦ Сфера, 1999.
Алешина Н.В. “Патриотическое воспитание” – М.: ЦГЛ, 2004.
Лукомский В.К., Типольт Н.А.“Русская геральдика: Руководство к составлению и описанию гербов” – М.: ГПИБ России, 1996.
Данилина Г.Н. “Дошкольнику – об истории и культуре России” – М.: Аркти, 2005.
Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. - М., 2007.
Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М., 1986.
Маханева М.Д. Нравственно патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы», М., 2004