Программа для детей старшего дошкольного возраста "Умелые ручки"
Программа для детей старшего дошкольного возраста "Умелые ручки"
Актуальность данной программы заключается, в том, что простой ручной труд, помагает развивать у детей фантазию, творческое мышление,выдумку.Он способствует привитию определённых навыков и умений.Развивает творческие способности детей, их художественный вкус."Умелые ручки"знакомит детей с секретами создания работ, используя гофрированную бумагу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа для детей старшего дошкольного возраста "Умелые ручки"»
Рабочая программа
для детей старшего дошкольного возраста
«Умелые ручки»
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе Программы развития и воспитания детей в детском саду «Бобек» ( наглядно-методических пособий по изобразительной и художественной деятельности: «Аппликация из гофрированной бумаги», «Аппликация из природных материалов», автором которых является Дубровская Н.В. и «Бумажная симфония» - Васина Н.С.
Актуальность данной программы заключается в том, что простой ручной труд, помогает развивать у детей фантазию, творческое мышление, выдумку. Он способствует привитию определённых трудовых навыков и умений, развивает творческие способности детей, их художественный вкус. Программа «Умелые ручки» знакомит детей с секретами создания работ, используя гофрированную бумагу. Применяя технику работы с гофрированной и обычной бумагой, можно создать целые картины, и даже скульптуры, изготовить красочный мир из бумаги. Каждая большая композиция состоит из нескольких элементов, которые могут быть использованы для создания других поделок. Работы детей по аппликации и конструированию (игрушки и сувениры, картины и объемные композиции) могут использоваться в оформлении групп, музыкального зала к праздникам, украшении елки, как пригласительные билеты, поздравительные открытки, для участия в тематических выставках, в качестве подарков родителям.
Программа построена по принципу – от простого к сложному, что позволяет развивать у детей дошкольного возраста уверенность в свои силы и успешность.
Аппликация (лат. Applicatio – прикладывание) - один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении разный форм и закреплении их на другом материале, принятым за фон. Аппликация может быть составлена из бумаги, ткани, природных материалов.
Виды аппликации:
. декоративная, объединяющая различные элементы украшения;
. предметная, состоящая из отдельных изображений (птица, дерево, животное, гриб, домик);
. сюжетная, отображающая какое-либо действие, событие (зимний пейзаж, бабочка в цветах, корзина с цветами).
Конструирование – латинское слово, constructio означает «построение». В работе с детьми – это деятельность, в процессе которой создаются разнообразные игрушки – самоделки из таких материалов, как бумага, картон, шишки, желуди, коробки, катушки и др. Изготовление игрушек из разных материалов открывает большие возможности для развития творчества, фантазии. Работа с каждым материалом, будь то бумага, картон, шишки или коробки, требует использования инструментов. Нужны определенные навыки и умения. Не меньшее значение приобретает и умение организовывать свое рабочее место.
Конструирование из бумаги.
Своеобразие конструирования из бумаги состоит в том, что из плоского листа создаются объемные предметы. Самые простые игрушки можно сделать путем сгибания листа бумаги пополам; сгибания и склеивания; сгибания, надрезания и склеивания; складывания в разнообразных композициях; при помощи выкроек.
Декорирование (от латинского decoro – украшение) – система украшения сооружения, интерьера или фасада. Декорировать – придавать чему-либо красивый вид внешним убранством.
Программа «Умелые ручки» разработана для детей старшего дошкольного возраста. Она совмещает в себе технику работы с гофрированной бумагой (аппликация, конструирование) и декорирование детских работ.
Цели занятий ПДОУ «Умелые ручки» для старшего возраста объединены в блоки с определением конкретных задач:
– по сенсорному развитию;
– по развитию речи;
– по обучению технике работы с гофрированной бумагой;
– по эстетическому воспитанию;
– по нравственному воспитанию.
1. Блок задач по сенсорному воспитанию:
- повышать сенсорную чувствительность;
- способствовать тонкому восприятию формы, фактуры, цвета.
2. Блок задач по развитию речи:
- дать представление о гофрированной бумаге, ее свойствах;
- развивать диалогическую речь;
- активно употреблять слова, обозначающие действия, свойства;
- называть материалы, используемые для декорирования;
- активно использовать слова, обозначающие объекты и явления природы.
3. Блок задач по обучению технике работы с гофрированной бумагой:
- знакомить со свойствами гофрированной бумаги, с особенностями работы с ней;
- знакомить с новыми для детей основными приемами работы;
- подводить детей к созданию выразительного образа посредством объема, цвета, фактуры, передачи движения, настроения живого объекта,
- развивать общую ручную умелость;
- учить передавать форму, величину предметов, дополнять работу мелкими деталями;
- координировать работу глаз и обеих рук;
- начиная с простейших поделок, постепенно осваивать более сложные приемы работы с гофрированной бумагой, подвести к созданию работ по собственному замыслу;
- использовать различные материалы для декорирования работ.
4. Блок задач по эстетическому воспитанию:
- учить создавать выразительные образы;
- развивать умение подбирать цвета;
- учить видеть, чувствовать, оценивать и созидать прекрасное;
- развивать желание детей сделать приятное для родителей,
- повышать самооценку детей через достижения в изобразительной деятельности.
Занятия творческой мастерской «Умелые ручки» проводятся 2 раза в неделю по 25 минут. Всего занятий 54.
Комплекс занятий состоит из разделов:
- игрушки и сувениры;
- картины из бумаги;
- объемные композиции.
Направления работы:
- работа с гофрированной бумагой;
- оформление и декорирование образа.
Тематика занятий:
1. Цикл: «Флора: растения, цветы, плоды.
2. Цикл: «Фауна: насекомые, рыбы, животные.
Основой каждого занятия является обучение секретам работы с гофрированной бумагой (аппликация, конструирование) и декорирования изделия. На занятиях дети закрепляют приемы работы с бумагой, предусмотренные разделом «Художественное творчество» программы «Детство», знакомятся со свойствами гофрированной бумаги, учатся совершенно новымосновным приемам работы с ней:
1) Бумага «тянется».
Волокна бумаги хорошо тянутся по ширине. Бумажный квадратик легко вытянуть в прямоугольник. Такими бумажными кусочками можно подготовить фон для аппликации, если наклеить их на картон. Бумажные полоски можно растянуть, а потом, слегка присобрав, приклеить на фон.
2) Бумага «мнется».
Бумагу можно легко смять и оформить в форме круга или объемного шарика.
3) Бумага «рвется».
Края разорванных кусочков будут ворсистыми.
4) Бумага «скручивается бантиком».
Бумажные полоски скручиваются бантиком. Два-три бантика можно склеить посередине в форме цветка.
5) Бумага «складывается».
Из квадрата можно получить объемный круг, загибая края, постепенно придать форму круга.
6) Бумага «скручивается жгутиком».
Бумажную полоску можно скрутить жгутиком. Жгутики можно скручивать, складывать. Если один край бумажной полоски закруглить ножницами, то можно подготовить деталь «листочек».
7) Бумага «выгибается», «завивается».
С помощью палочки или ножниц можно выгнуть готовый листок, лепесток; закрутить конец полоски, сделать спираль.
8) Точечное соединение кругов.
На центр круга нанести немного клея, положить сверху другой круг и придавить место склеивания. Так склеить несколько кругов и распушить.
Дети осваивают новые приемы работы с простой бумагой в конструировании:
1. Изготовление трубочки (стебелек).
2. Удлинение трубочки.
3. Присоединение лепестков-петелек по кругу (изготовление цветка).
4. Присоединение трубочки к основе.
На занятиях дети учатся:
- приемам работы с гофрированной бумагой;
- создавать игрушки, сувениры, объемные картины из гофрированной бумаги, открытки, пригласительные билеты, объемные композиции;
- использовать технику мозаичной аппликации;
- использовать прием «обрывания»;
- различным способам оформления и декорирования поделок;
- учатся самостоятельно выбирать материал для декорирования изделия;
- использовать знакомые приемы работы с гофрированной бумагой в своих аппликациях, в дополнениях деталями, в конструировании по замыслу;
Каждое занятие содержит практические и воспитательно-образовательные задачи, что способствует всестороннему развитию личности ребенка. Дети получают знания, умения, навыки, расширяют представление об окружающем мире, учатся любить природу, видеть прекрасное, созидать.
Занятия комплексно воздействуют на развитие ребенка:
- повышают сенсорную чувствительность (способствуют тонкому восприятию формы, размера, цвета, фактуры);