Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста "Умелые ручки"
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста "Умелые ручки"
Создавать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой личности; содействовать развитию самостоятельности, творческой активности детей в процессе художественного творчества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста "Умелые ручки"»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Искитимского района Новосибирской области
детский сад «Огонек» р.п. Линево
Адрес 633216, Новосибирская область, Искитимский район, р.п. Линево ул. Листвянская,45, тел. 8(38343)33-329
Принято: Утверждаю:
Советом педагогов МКДОУ заведующий МКДОУ
детский сад «Огонек р.п. Линево детский сад «Огонек р.п. Линево
от 30.08.2018 г. М.В. Долгополова
Протокол №1
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста
«Умелые ручки».
Составитель:
воспитатель Пурис С.Е.
“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.
(В.А.Сухомлинский)
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Продуктивные виды деятельности являются важным средством всестороннего развития детей. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации, у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного творчества.
В процессе создания творческой работы ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. В работе над своими произведениями ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем. Создавая работу, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает определенными навыками и умениями и учится осознанно их использовать. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека. В процессе работы развивается: • Мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; • Сенсорное восприятие, глазомер; • Логическое воображение; • Волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца и т.п.); • Художественные способности и эстетический вкус. • Формирование самостоятельности, уверенности в себе.
Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как продуктивная деятельность почти всегда связана со статичным положением и определенной позой.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.
Цель:
Создавать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; содействовать развитию самостоятельности, творческой активности детей в процессе художественного творчества.
Задачи:
1.Закрепить и обогатить знания детей о разных видах художественного творчества; 2.Знакомить с нетрадиционными техниками изображения и применением их на практике;
3.Развивать мелкую моторику, общую ручную умелость. Координировать работу глаз и обеих рук;
4.Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
5.Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.
Особенности организации: программа кружка рассчитана на 1 год (старший дошкольный возраст). Обучение детей происходит на специально – организованных занятиях по запросам родителей. Способ организации детей – подгруппа. Занятия проводятся 4 раза в месяц, во вторую половину дня, по 30 минут. Принципы построения педагогического процесса. 1. От простого к сложному. 2. Системность работ. 3. Принцип индивидуального подхода. Методические приёмы:
Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы и приемы (словесные, наглядные), чаще всего работа основывается на сочетании этих методов. 1.Словесные:
рассказ;
беседа;
объяснение;
чтение художественной литературы, художественное слово;
образное слово (стихи, загадки, пословицы);
поощрение;
анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.
2. Наглядные:
использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, пособий.
Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.).
В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.
Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.
Используемые техники:
Рисование пальчиком.
Рисование ватными палочками, поролоновой кистью.
Волшебный рисунок (восковые карандаши)
Оттиск смятой бумагой, пробкой.
Рисование с использованием трафарета.
Скатывание бумаги (аппликация салфетками)
Аппликация из ваты, ватных дисков.
Аппликация из пластилиновых шариков, жгутиков.
Пластилинография (размазывание пластилина)
Отрезание или обрывание кусочков от листа бумаги.
Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций.
Скатывание бумажных салфеток в комочки и наклеивание их на изображение.
Наклеивание ниток и ткани на изображение.
Скрепление различных деталей.
Моделирование из природного материала: скорлупы, семечек, гороха, фасоли, крупы, камешков.
Изучение нетрадиционных способов рисования.
Лепка предметов из соленого теста и их закрашивание.
Изучение приемов работы с бумагой.
Нетрадиционные художественные техники, используемые в программе:
- Восковые мелки + акварель, свеча + акварель - ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. - Рисование пальчиками - ребенок опускает в гуашь пальчик или ладошку и наносит узоры и отпечатки на бумагу. - Оттиск – наносится различными предметами (пробкой, картоном, скомканной бумагой и салфетками, картофелем) -Монотипия - это один отпечаток. Для ее изготовления нужен полиэтилен или бумага в качестве основы для нанесения на них акварельных или гуашевых разводов , затем сверху на рисунок накладывается чистый лист бумаги, аккуратно проглаживается сверху рукой и снимается. Получается отпечаток, который так же, как и кляксографию, можно дорисовать. -Тычок жесткой полусухой кистью - ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа кисть вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация пушистой или колючей поверхности. -Рисование по сырому – лист бумаги с помощью губки или кисточки смачивается водой, пока лист не высох наносится рисунок. -Кляксография - ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть.) Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
-Набрызг - ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу. -Выдувание - ребенок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает ее на лист, делает небольшое пятно (капельку ). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются. -Рисование солью - предварительно на бумаге надо сделать наброски, смочить его водой с помощью кисти, посыпать солью, подождать пока она в себя вберёт воду, лишнюю соль ссыпать. Когда всё подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить.
Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации и советы по изготовлению той или иной поделки, семинары, практикумы, мастер-классы. Работа с родителями предполагает: папки раскладушки, информационные стенды, индивидуальные консультации, мастер - классы, анкетирование, родительские встречи, семинары - практикумы.
Оборудование, материалы
Краски – гуашь, акварель;
Бумага разных форматов, цвета, фактуры;
Ножницы, клей, пластилин, кисти, подставки под кисти, стаканы для воды;
Свеча, мелки восковые;
Матерчатые салфетки;
Природный материал;
Ткани различной фактуры;
Различные оригинальные материалы: пуговицы, ракушки, камешки, бисер, стеклярус, блестки, бусины разного размера и формы для создания нетрадиционных изделий.
Ожидаемые результаты:
- Знать правила работы с ножницами и клеем;
- Использовать нетрадиционный материал в рисовании (подручный, природный), самостоятельно находить новые способы в рисовании;
- Знать различные способы использования бумаги, уметь делать аппликации из бумаги;
- Уметь работать с пластическим материалом;
- Уметьсоблюдать технику безопасности;
- Уметь доводить работу до конца.
Условия и материалы для реализации программы.
Занятия с детьми проводятся по следующей схеме: 1. Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы. 2. Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру. 3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ. 4. Объяснение приёмов создания. Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом. 5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук. 6. Самостоятельное изготовление поделки. 7. Анализ готовых поделок своих и товарищей. 8. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.
Мониторингосвоения результатов.
Цель проведения диагностики: 1. Выявить уровень художественного развития детей. 2. Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения. 1.Диагностики по изобразительной деятельности Обследование проводится по следующим направлениям: 1.Цветовое восприятие: ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков. 2. Рисование предметное: ребёнок изображает предметы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования знакомых материалов и инструментов. 3. Рисование сюжетное: ребёнок передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя знакомые нетрадиционные техники. 4. Рисование декоративное: ребёнок украшает силуэт предмета с помощью знакомых нетрадиционных техник. Методика проведения: Оборудуется место для подгруппового занятия с детьми. На столе размещаются различные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми. Предложить детям назвать всё, что они видят, рассказать, как можно пользоваться, и выбрать, что они будут использовать в работе для реализации своего замысла. По ходу фиксировать: выбор ребёнка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов техник, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа. Уровни овладения навыками и умениями в рисовании с использованием нетрадиционных техник: Низкий (1 балл) • интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен • эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого • ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности • узнаёт и радуется знакомым образам в рисунке • основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет • ребёнок рисует только при активной помощи взрослого • знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими • не достаточно освоены технические навыки и умения Средний (2 балла) • у ребёнка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем • он выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки эмоциональных состояний • знает способы изображения некоторых предметов и явлений • правильно пользуется материалами и инструментами • владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого • проявляет интерес к освоению новых техник • проявляет самостоятельность Высокий (3 балла) • ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки • быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках • владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования • передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом • обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках • умеет создать яркий нарядный узор • может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь нетрадиционными техниками • может объективно оценивать свою и чужую работу.
Диагностическая карта
«Диагностика изобразительной деятельности»
№
Ф.И. ребенка
Технические навыки
Точность движений
Средства выразительности (цвет, форма, композиция и др.)
Наличие замысла
Проявление самостоятельности
Отношение к рисованию
Речь в процессе рисования
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
«н» –начало года; «к» – конец год
Диагностика по ручному труду
№
п/п
Список детей
Свойства материалов
Овладение приемов работы с материалами
Развитие конструктивных способностей
(резать, клеить, рвать, скручивать, вырезать)
Мелкая моторика
природный
пластилин
бумага
нитки
тесто
бросовый
Сформирован - 3
На стадии формирования - 2
Не сформирован - 1
Педагогическое обследование детей по ручному труду Педагогическое обследование детей по художественному и ручному труду (старшая группа)
Развитие конструированных способностей и художественного вкуса
Природный, бросовый и вспомогательный материал
Придумывает и самостоятельно выполняет сложную поделку и украшает ее
Делает работу с помощью взрослого или ребенка
4
Мелкая моторика рук
Мелкие вспомогательные детали, мозаика
Прочно скрепляет детали самостоятельно
Пытается скреплять самостоятельно или с помощью взрослого
Перспективный план кружковой работы
на 2018 – 2019 учебный год(старшая группа)
Тема занятия
Программное содержание
Материал и оборудование
сентябрь
1 Диагностика
Выявить уровень художественного развития детей.
октябрь
1.Нетрадиционное рисование осенними листьями и ватными палочками:
«Осенний лес».
Познакомить детей с техникой печатания листьев. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампонах при печати. Совершенствовать технические навыки. Развивать воображение; творческое мышление. Воспитывать положительное отношение к природе и желание заботиться о ней. Вызывать эмоциональный отклик на новые способы рисования.
Познакомить детей с искусством оригами. Закреплять умения складывать бумагу прямоугольной формы в разных направлениях. Закреплять навыки работы с квадратом ( приём « Воздушный змей»). Учить складывать несколько деталей вместе.
Квадраты цветной бумаги, клей, листы белой бумаги.
3.Мозаичная аппликация из пластилина.
«Осеннее дерево».
Формировать умение детей лепить комочки из пластилина, соединять пластилиновые комочки путём придавливания. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику. Воспитывать отзывчивость и доброту.
Шаблоны кроны дерева, втулки из картона, ножницы, пластилин.
4.Коллективная работа «Мы живем в России»
Продолжать учить заниматься коллективной деятельностью;
закрепить навыки создания композиции; развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, исследование свойств различных материалов, тактильные ощущения, развивать чувство уверенности, выдержку.
Бумага разной фактуры; клей; жесткие кисти для клея; цветные карандаши.
ноябрь
5.Нетрадиционное рисование «В саду созрели яблоки». (тычок)
Учить рисовать яблоки на ветках, закреплять умение детей наносить один слой краски на другой методом тычка. Расширять знания детей о фруктах, побуждать интерес к природе, внимание к её сезонным изменениям.
Альбомный лист, гуашь, две кисточки (мягкая и жёсткая), палитра для проверки цвета, принадлежности для рисования.
6.Нетрадиционная аппликация (обрывная).
«Заготовки на зиму».
Учить детей выполнять овощи приемом обрывания; закреплять умение выполнять работу аккуратно; развивать мелкую моторику рук.
Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы, закручивания прямоугольника в цилиндр, украсить дополнительными деталями, вырезанными из цветной бумаги.
Развивать у детей воображение, закреплять навыки работы с шаблонами, тканью и ножницами.
Картон основа; шаблоны; ткань; клей; салфетки.
10.Ручной труд «Елочка».
Знакомить детей с техникой выполнения объемного изображения, развивать мелкую моторику рук, координацию движений, чувство цвета и формы. Сминать в комочки салфетки и приклеивать на силуэт ёлки, работать с разным материалом. Воспитывать самостоятельность, интерес к изобразительной деятельности.
Познакомить с новой техникой рисования «граттаж». Использовать различные способы рисования. Закрепить знания о свойствах различных изобразительных материалов. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: восковые мелки, гуашь. Учить детей умению отражать в рисунке признаки праздника – встречи нового года. Закрепить умение создавать композицию. Развивать образное восприятие, творчество.
Бумага, восковые мелки; гуашь; царапки.
12.Лепка из соленого теста
«Новогодняя игрушка»
Учить детей создавать в лепке модели новогодних игрушек, украшать композицию используя разнообразные материалы.
Изображение новогодней игрушки из картона; крупы; бисер; соленое тесто.
январь
13.Ручной труд «Ангелочек».
Учить детей делать объёмную игрушку из неполного круга. Учить работать с ватой. Закреплять умение работать по шаблону. Развивать интерес к оформлению.
Ажурные салфетки, ножницы, вата, принадлежности для аппликации.
Картон синего цвета, цветная бумага, гуашь красного цвета, кисти, ватные диски, фломастеры черного цвета, ножницы, клей ПВА.
15.Нетрадиционное рисование (фотокопия)
«Морозные узоры»
Упражнять в использовании техники изображения (фотокопия), используя свечу. Вызвать у детей интерес изобразительной деятельности. Развивать творческие способности.
Образцы узоров, альбомный лист; дополнительный лист, кусочек свечки; акварельные краски; кисть с широким ворсом; стаканчик с водой, салфетки.
16.Пластилинография
«Снеговик»
Формировать умение детей лепить методом пластилинографии, передавая в лепке форму и строение снеговика, формировать умение применять в работе
знакомые способы лепки (скатывание, раскатывание, примазывание); развивать мелкую моторику рук; побуждать детей использовать разнообразный дополнительный материал и украшений персонажа, развивать самостоятельность.
Снеговик, материалы для лепки, заготовки трафарета «снеговик»
Пластилин, клеенка.
февраль
17.Лепка из соленого теста “Валентинка”.
Учить детей делать “Валентинку”. Закреплять навык работаты по шаблону. Учить украшать “Валентинку”, придавая ей выразительность и объёмность.
Шаблоны; соленое тесто; стеки.
18.Нетрадиционное рисование солью
«Морозная сказка».
Формировать умение располагать узор в соответствии с заданной формой, придумывать детали рисунка по своему желанию; совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами.
Цветной картон темных тонов, клей ПВА, поваренная соль, манная крупа, мука, шкатулка, картинки с изображением снежных узоров.
19.Поделки из картонных коробок «Военная техника»
Развивать у детей творческий замысел. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. Поддерживать самостоятельность при выборе материала для поделки.
Коробочки разного размера, цветная бумага зеленого цвета, цветная бумага чёрного цвета, декоративные звёздочки (по количеству танков), клей, клеевые кисточки, клёнки, ножницы.
Учить детей рисовать при помощи оттиска поролона соответствующего размера. Закреплять умение удачно располагать изображения на листе. Учить рисовать «по – мокрому». Развивать композиционные умения (размещать «кораблики «в море» по всему листу).
Бумага; фигурки из поролона; ватные палочки; вода; краски.
март
21.Объёмная аппликация “Корзина с цветами в подарок маме”.
Развивать способность чувствовать специфику материала, умение создавать объёмную композицию из цветов. Развивать чувство прекрасного, желание сделать подарок своими руками.
Голубой картон, цветная бумага, гофрированая бумага, принадлежности для аппликации.
Передача в рисунке строения ветки ели с шишками, прорисовка иголочек пластмассовой вилочкой.
Бумага; гуашь; пластмассовые вилочки; кисти.
23.Ручной труд
Сказка «Колобок»
(изготовление кукол из стаканчиков от йогурта кукол для настольного театра)
Развивать фантазию детей, формировать умение работать в коллективе. Прививать интерес к художественной литературе.
Самоклеющаяся цветная бумага, пластиковые стаканчики, шаблоны для вырезания головы, лап и т.д., ножницы, клей ПВА, кисть, салфетка.
24.Лепка из соленого теста
«Медальоны»
Продолжать работать с солёным тестом, делать поделки по образцу и используя свою фантазию, следить за процессом сушки изделий.
Соленое тесто; шаблоны; стеки.
апрель
25. Нетрадиционная аппликация
«Котенок»
Создать модульную обрывную аппликацию из цветной бумаги своими руками.
Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей, принадлежности для аппликации.
26.Оригами.
«Веселые зайчата».
Учить детей складывать из квадрата зайчика, проглаживая линии сгиба; учить ориентироваться на квадрате.
Квадраты из цветной бумаги разного цвета 10х10 см., ножницы, клей ПВА, салфетка, кисть, фотографии детей.
27.Лепка из соленого теста
«Пасхальное яйцо».
Учить тонко расплющивать тесто, закатывать в него форму от шоколадного яйца. Катать между ладошками, придавая форму яйца.
Бисерография. Украшать форму по желанию ребенка, использовать при украшении бисер и стеклярус.
Соленое тесто; кейс от шоколадного яйца; бисер; принадлежности для лепки.
28.Нетрадиционное рисование
«Матрёшки».
(пальчиками + мятая бумага)
Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках нарисованных матрёшек. Развивать цветовосприятие.
Нарисованные матрешки; мятая бумага; краски.
май
29.Ручной труд
«Превращение ложечки»
(тюльпан)
Научить детей изготавливать объемную поделку из бросового материала, используя одноразовые ложки. Развивать творческое воображение и эстетическое восприятия окружающего мира, развивать навыки конструирования из бросового материала.
Развивать навыки рисования при помощи цветных нитей. Вызвать эмоциональную отзывчивость, удовольствие от восприятия картины. Воспитывать уважение к труду; развивать творчество.
Закреплять знания о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью. Учить изображать букет в технике монотипии.
Альбомный лист, гуашь, кисти, эскизи, иллюстрации принадлежности для рисования.
32.Аппликация.
«Итоговое занятие».
Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.
Детские работы, выполненные за учебный год.
Итоговая выставка за учебный год.
Подвести итог работы за учебный год.
Список литературы:
1. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. А. С. Галанов, С. Н. Корнилов, С.Л. Куликова.
2. Г.Н. Давыдова Нетрадиционная техника рисования в детском саду (часть1,2) – М.: Скрипторий, 2007. 3.Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», Москва, «Карапуз – дидактика», 2006г. 4. Занятия по ИЗО деятельности в детском саду. Т. С. Комарова.
5. Богатеева З. А. Занятия аппликацией в детском саду.
6. Беляева Т. И. Картинки из крупы и семян. М, 2015г.
7. Деревянко Т. Лоскутное шитье, стежка и аппликация. – М, 2011 г.
8. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. М, 2005г.
9. Белякова О.В. Лучшие поделки из бумаги. – Ярославль: Академия развития, 2010.-160с.
10.Рубцова Е. Красивые фигурки из соленого теста. – Ростов н/Д: Владис, 2010. – 240 с.