kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Профессиональное развитие педагогов ДОУ: современные подходы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком.                      Особенностью руководства и управления  на современном этапе является удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагога и обеспечение условий для включения педагога в творческий поиск. Управленческая деятельность, реализуемая на всех уровнях в соответствии с современными требованиями, позволит успешно перейти каждому педагогу к реализации новых образовательных стандартов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Профессиональное развитие педагогов ДОУ: современные подходы»»

«Профессиональное развитие педагогов ДОУ: современные подходы»


Не вызывает сомнения тот факт, что одним из наиболее значимых направлений деятельности в условиях модернизации системы образования является развитие кадрового потенциала. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, креативные и предприимчивые педагоги, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание».

Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком. Только зрелость личностной, профессиональной позиции педагога дошкольного образования обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника и, следовательно, и повышение качества его образования.

Педагогическая компетентность – оценочная категория, характеризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в системе образования, предполагающая наличие профессиональных, психологических и педагогических знаний, умений, профессиональных позиций и установок педагога, требуемых от него профессией.

Можно констатировать существующее конкретное противоречие между требованиями к профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения, проявляющейся в сформированности профессионального сознания, обусловливающего выбор определенной профессиональной позиции, и недостаточно разработанной технологией содействия, необходимым (в связи с новыми образовательными стандартами) личностным и профессиональным перестройкам педагогов дошкольного образования.

Особенностью руководства и управления  на современном этапе является удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагога и обеспечение условий для включения педагога в творческий поиск. Управленческая деятельность, реализуемая на всех уровнях в соответствии с современными требованиями, позволит успешно перейти каждому педагогу к реализации новых образовательных стандартов.

Системой оценивания профессиональной компетентности в современном мире является аттестация руководящих и педагогических работников. Повышение квалификации – это процесс, предполагающий сохранение приобретенной квалификации, а также приведение ее в связи с изменяющейся обстановкой, доведение до уровня, который соответствует деятельности учреждения. Системность и комплексность повышения квалификации обеспечивается структурой ее организации, которая отражена в соответствующем плане работы детского сада.

Однако в современной системе повышения квалификации недостаточно используются возможности теории и практики в определении содержания и принципов формирования профессиональной позиции воспитателя.

На курсах повышения квалификации не ставятся задачи по формированию целостности позиции педагога, приоритетным остается подход, при котором, в большинстве, знания носят больше просвещенческий характер, что в свою очередь, не означает их применения на практике. Требуются углубленные исследования вопросов адаптации научно-теоретических знаний с целью создания на базе дошкольного образовательного учреждения  комплекса условий, содействующих перестройке педагогического сознания воспитателей, что приведет, в свою очередь, к освоению новых личностно профессиональных позиций.

  Активный поиск путей решения данной проблемы в аспекте совершенствования содержания и форм повышения квалификации специалистов дошкольного образования приводит к пониманию того, что в систему дополнительного профессионального образования могут быть «включены» дошкольные учреждения. Образовательная среда ДОУ, как нельзя лучше, обеспечивает перевод полученных знаний в область практических действий, интеграцию личностного и профессионального компонента, что способствует формированию целостности профессиональной позиции как системообразующего фактора процесса повышения квалификации.

Обучение педагогов в условиях ДОУ позволяет эффективно перестроить педагогическую деятельность, с точки зрения, сформированной позиции специалиста. Образовательная деятельность – процесс целесообразной, планомерной и систематической познавательной активности педагога, решающий задачи воспитания и развития личности в соответствии с современными требованиями в той или иной области.

  Предполагаем, что образовательная деятельность в условиях перехода ДОУ к реализации новых образовательных стандартов должна быть ориентирована на развитие следующих педагогических умений, а именно: 

  • Исследовательских: умение оценить мероприятие воспитательного характера с позиции требований новых стандартов (родительское собрание, массовое мероприятие, семинар и др.); изучать индивидуальные психологические особенности личности ребенка; провести анализ результативности воспитательно-образовательного процесса, методической работы и др. по итогам года или по отдельному направлению; умение провести самоанализ работы с позиции требований новых образовательных стандартов;

  • Проектировочных: умение разработать сценарий проведения воспитательного мероприятия и др. в соответствии с имеющимися проблемами, возрастными особенностями, современными требованиями в области воспитания в условиях перехода и реализации новых образовательных стандартов; разработать план, программу деятельности на конкретный период времени в соответствии с целями и задачами воспитания и развития детей;

  • Организаторских: умение применять в педагогической практике современные образовательные технологии; современные подходы к воспитательно-образовательной деятельности; умение включить детей в различные виды деятельности, соответствующие их психологическим особенностям и потребностям;

  • Коммуникативных: умение строить и управлять коммуникативным взаимодействием;

  • Конструктивных: умение отбирать оптимальные формы, методы и приемы воспитательной работы; соблюдать принципы (деятельностного подхода) реализации образовательного процесса.

  Несмотря на достижения в теории и практике в области решения проблемы формирования профессионализма педагога, приходится констатировать, что проблема разработки педагогических и организационно-управленческих условий формирования и совершенствования профессиональной компетентности требует особого внимания. Особенно в области разработки механизмов внедрения и управления моделью образовательной деятельности в педагогическом процессе.

  Работа МОУ «Бендерский Детский сад № 15» в режиме развития заставляет переосмыслить и по-новому строить систему управления, привлекая педагогов к разработке, применению и реализации управленческих решений. Требует активного переустройства ранее сложившего опыта работы в сторону изменения основного содержания деятельности и применяемых подходов, построения новой модели взаимодействия.

Первое, что было сделано в ДОУ – создали нормативно-правовые условия, которые позволили педагогам однозначно трактовать приоритеты в организации инновационной деятельности и повышении квалификации. В пакет нормативных документов были включены не только документы республиканского и муниципального уровней, но и документы, разработанные ДОУ, в которых находят свое отражение содержание и основные приоритеты в повышении квалификации педагогов. Это локальные акты ДОУ, были разработаны положения. Положение о творческой группе, по разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования, Положение о комплексно-тематическом планировании, Положение о наставничестве. Разработанные положения, как показала практика, позволили внести ясность и упорядоченность в организации и осуществлении различных аспектов повышения квалификации педагогов в ДОУ.

Примечательно, что вовлечение сотрудников в процесс управления, способствует повышению их профессионального мастерства, развитию инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения. Второе, это создали Центры – добровольное объединение сотрудников заинтересованных во взаимной деятельности и желающих участвовать в разработке того или иного направления, дающие возможность и молодым, начинающим педагогам проявить себя в педагогической деятельности. Основной деятельностью центров является совершенствование воспитательно-образовательного процесса по направлениям, рефлексия качества работы по повышению профессионального мастерства педагогов, а главное – профессиональное продвижение всего коллектива.

Цели и задачи центров:

  1. Реализация государственной политики в области образования.

  2. Вовлечение сотрудников, родителей в решение управленческих задач.

  3. Разработка, внедрение в практику работы ДОУ новых педагогических идей, технологий, программ, обеспечивающих развитие ДОУ.

  4. Повышение профессионального мастерства, активизация инновационной деятельности, творческого потенциала сотрудников ДОУ.   

Каждый центр имеет свою структурно-функциональную схему, выстроенную модель организации педагогического процесса, план работы по своему направлению. Руководят их деятельностью специалисты ДОУ из числа творческой инициативной группы,  которые ответственны за конечный результат. Центры выполняют методические и контрольные функции. На педагогических советах рассматриваются проблемные вопросы по направлениям, заслушиваются результаты работы, представляются наработанные материалы.  

Работа в центрах организуется: 

  • на теоретической основе – осознание идеи, осмысление передовых систем; повышение уровня подготовки педагогов по направлению;

  • диагностической – сбор необходимой информации;

  • методической – изучение имеющего опыта по направлению, выявление передового педагогического опыта дошкольного образовательного учреждения, повышение уровня методической подготовки педагогов;

  • практической – разработка и внедрение новых технологий, проектов, программ, методическое обеспечение по направлениям;

  • аналитической – анализ проблем, обобщение полученных результатов по направлениям, формулирование выводов.

При организации деятельности в центрах используются разнообразные формы активного взаимодействия: работа в едином образовательном пространстве; проблемные семинары, семинары – практикумы, эстафеты педагогического мастерства, творческие мастерские, тренинги, дискуссии, мастер – классы, проектную деятельность, конкурсы и другие.

По мере реализации работы в центрах возник следующий круг задач:

  • Определение содержания, форм и методов, сроков реализации образовательной деятельности методической помощи по эффективному управлению профессиональной компетентности педагогов.

  • Определение условий использования в существующей практике оценки профессионального роста педагога системы портфолио.

  Для решения задач по повышению уровня профессиональной компетенции использовались различные формы повышения педагогического мастерства, например:

- Педагогический совет «Качество педагогического планирования образовательной работы в ДОУ»;

- консультации информационного характера «Проектирование компонентов образовательной деятельности на основе комплексно-тематического принципа организации образовательного процесса», «Организация мониторинга в ДОУ» «Комплексное сопровождение ребенка в условиях новых образовательных стандартов»;

- семинар по планированию воспитательно-образовательной деятельности в группах ДОУ в условиях новых образовательных стандартов. Была разработана система требований к содержанию портфолио. Портфолио формируем с каждым педагогом. Содержание варьируется в зависимости от возраста и уровня квалификации педагога, специфики группы, в которой он работает. Наличие такого информационного банка не только способствует росту интеллектуального потенциала, но и стимулирует педагога к осуществлению инновационной деятельности, способствует повышению квалификации педагога, учит презентации своей деятельности.

В ходе реализации примерной основной программы молодые педагоги получают доступ к самым прогрессивным идеям образования и воспитания, информацию о новых педагогических технологиях. Посещая мастер-классы опытных воспитателей, открытые мероприятия, могут на практике увидеть педагогические приемы и применения активных методов воспитания и обучения.

На сегодня, можно отметить, что в ДОУ сложилась система повышения квалификации педагогических кадров, созданы необходимые условия, которые благоприятствуют осуществлению развития педагогической позиции педагогов.

 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Профессиональное развитие педагогов ДОУ: современные подходы»

Автор: Румасова Елена Георгиевна

Дата: 13.03.2016

Номер свидетельства: 305187

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Развитие профессиональной компетентности  воспитателя  ДОУ в условиях внедрения ФГОС  ДО "
    ["seo_title"] => string(96) "razvitiie-profiessional-noi-kompietientnosti-vospitatielia-dou-v-usloviiakh-vniedrieniia-fgos-do"
    ["file_id"] => string(6) "225124"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439418688"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Управленческий проект "Развитие профессиональной компетентности педагогов ДОУ в свете современных подходов и технологий"
    ["seo_title"] => string(138) "upravlienchieskii-proiekt-razvitiie-profiessional-noi-kompietientnosti-piedaghoghov-dou-v-svietie-sovriemiennykh-podkhodov-i-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "305174"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1457880154"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Управленческий проект "Развитие профессиональной компетентности педагогов ДОУ в свете современных подходов и технологий"
    ["seo_title"] => string(140) "upravlienchieskii-proiekt-razvitiie-profiessional-noi-kompietientnosti-piedaghoghov-dou-v-svietie-sovriemiennykh-podkhodov-i-tiekhnologhii-1"
    ["file_id"] => string(6) "305175"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1457880161"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Семинар-практикум для педагогов ДОО «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(80) "seminar_praktikum_dlia_pedagogov_doo_lepbuk_kak_sovremennoe_sredstvo_obucheniia_"
    ["file_id"] => string(6) "572067"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1612198243"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "«Повышение профессиональной компетентности педагогов предшколы в  Республике Казахстан на 2011 -2020 годы» "
    ["seo_title"] => string(117) "povyshieniie-profiessional-noi-kompietientnosti-piedaghoghov-priedshkoly-v-riespublikie-kazakhstan-na-2011-2020-ghody"
    ["file_id"] => string(6) "163087"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422444448"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства