Просмотр содержимого документа
«Проектная работа "Кто, если не я?"»
Упавшему помоги встать.
Старому, слабому, слепому помоги перейти дорогу.
И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь.
(Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка).
Краткое содержание проекта:
Гуманное отношение к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию - проявляется в самых разных жизненных ситуациях. В наше время актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить милосердие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного. Духовно-нравственное воспитание, волонтерство учит помогать нуждающимся, без напоминания и подсказки, иногда даже отказываясь от чего-то значимого, интересного для себя.
Проект призван учить детей не проходить мимо тех, кому трудно, делиться своим теплом с теми, кому его не хватает.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Типпроекта: Творческий, познавательный.
Образовательные области:
• Социально коммуникативное развитие;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Художественно-эстетическое развитие;
• Физическое развитие.
Формы работы: игровая, познавательная, продуктивная, сотрудничество с родителями.
Цель проекта:
Воспитание альтруизма, готовности бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь своими интересами; способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.
Задачи проекта:
1. Создать условия для творческой самореализации педагогов, воспитанников, родителей.
2. Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом
качестве человека.
3. Формировать у детей положительного отношения ко всем людям.
4. Поощрять стремление детей совершать добрые поступки.
5. Познакомиться с художественной литературой, пословицами и поговорками о доброте.
6. Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.
7. Воспитывать чувство доброты и уважения к окружающим миру, воспитывать нравственные качества: доброту, уважение, милосердие.
8. Уточнять знания детей об этикете, закреплять правила вежливого общения.
Актуальность
Наша задача не дать иссякнуть маленькому источнику тепла, мягкости, терпения и любви. Дети рано начинают чувствовать любовь и справедливость взрослых, а также сверстников, они чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности и пренебрежения.
Очень важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам, «братьям нашим меньшим» - животным. Что такое милосердие? Само слово говорит само за себя – иметь доброе, милое сердце. Быть готовым всегда помочь кому-нибудь, не посмеяться над чьей-то бедой, а суметь пожалеть, помочь, простить, просто из чувства сострадания и человеколюбия.
Формировать гуманные представления у детей с помощью замечаний, наставлений и порицаний невозможно. Важно воспитывать у детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и радости другого.
В чем же должна проявляться эта способность? В умении относиться к другому как к самому себе, понимать, что другому может быть больно и неприятно, когда его обижают. В готовности прощать нечаянно причиненную боль, извиняться, если виноват. В умении считаться с желаниями и интересами друзей. В чуткости к настроению другого. Мы все стремимся к тому, чтобы наши дети выросли честными, добрыми, отзывчивыми. И очень хочется, чтобы воспитанное в детстве чутье к добру и злу навсегда осталось в человеке.
Проблема:
Многие родители боятся воспитывать детей добрыми и милосердными, особенно мальчиков. Им кажется, что, когда дети вырастут, им будет трудно, они не сумеют дать сдачи. Но опыт показывает, что добрым и милосердным легче жить, потому что их все любят. А злоба сжигает сердце. Эстафета добра и зла бесконечна, и в нашем мире на смену злым детям могут прийти злые внуки. Хорошо ли тогда будет?
А как же? Как научить детей любить, быть добрыми, приходить на помощь?
Сейчас во многих семьях беспроблемная жизнь и большинство детей не знает правды, что в мире есть не только здоровые и красивые люди, но и одинокие, пожилые и беспомощные, дети у которых нет родителей, ветераны, и все они очень нуждаются в нашем с вами внимании и сострадании. Правильно ли, что милосердные дети растут только у милосердных родителей? В основном, да. А как же помочь другим детям?
Что можем сделать мы, педагоги, в условиях детского сада?
Наверное, самым главным в данном воспитательном процессе является вдохновение и пример педагогов и родителей нашего детского сада.
Слово " Волонтер" иностранное, переводится как «доброволец» или «желающий». Это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку.
Этапы проведения проекта.
I этап (подготовительный)
Содержание деятельности:
1. Сбор литературы о добре: стихи, рассказы, загадки, пословицы, поговорки, мирилки.
2. Составление плана реализации проекта.
3. Подбор картин, фотографий, иллюстраций.
4. Подготовка консультаций для родителей.
5. Разработка занятий, определение тематики бесед.
6. Подбор музыкального репертуара.
7. Подбор дидактических, настольных, подвижных и других игр.
8. Подборка материалов для бесед.
II этап (основной) Содержание деятельности:
Реализация перспективного плана с детьми и их родителями;
Образовательная область
Тема, цели и задачи
Познавательное развитие
Беседа «Что такое хорошо, что такое плохо»
Формировать у детей искреннее проявление любви к людям, доброжелательное отношение друг к другу. Быть внимательным и оказывать другим помощь. Убеждать, что доброта приобретается и подкрепляется каждым действием и поступком.
НОД «Спешите делать добро»
Дать первоначальное представление о благотворительности, воспитывать чувство ответственности за живое существо, вызвать желание помочь бездомным животным
Акция «Покормите птиц зимой!»
Познакомить детей с зимующими птицами, воспитывать желание им помощь зимой
Художественно – эстетическое развитие:
Аппликация
«Я подарок маме подарю и скажу, как сильно я ее люблю»
Закреплять умение наклеивать готовые формы, развивать моторику рук, воспитывать желание порадовать самого близкого человека – мамочку
Рисование «Будка для бездомных собак»
Формировать представление о том, где живут насекомые, птицы, животные,вызвать у детей сострадание к животным. Развивать умение детей создавать изображение предметов, состоящих из прямоугольных, квадратных, треугольных частей. Закрепить умение рисовать, используя цветные карандаши, регулировать силу нажима на карандаш, закрашивать, не выходя за контур предмета. Воспитывать бережное отношение к живым существам, природе.
Познакомить детей с музыкальным произведением, развивать слуховую и зрительную память; стимулировать проявление положительных эмоций при исполнении песен.
Акция «Подари улыбку детям!
Нарисовать с детьми рисунки для больных детей и оформить выставку работ в детской поликлинике
Развитие речи
Д/и«Оцени поступок»
Цель: развивать мышление; связную речь; упражнять в установлении причинно-следственных отношений с опорой на сюжетную картинку.
Познакомить детей с пословицами о добре. Рассматривание сюжетных картинок на тему: «Хорошо – плохо»
Цель: развивать внимание, усидчивость; учить детей ясно и четко выражать свою мысль, оценивать поступок, проектировать свое поведение в данной ситуации.
Чтение художественных произведений:
А.Барто «Мы не заметили жука»
Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»?
Э. Успенский «Жил-был один слонёнок»
Е.Благинина «Лягушка»,
В.Осеева «Динка», «Плохо» и другие
Познакомить детей с художественными произведениями, помочь понять содержание произведений
Физическое развитие
Игра с мячом «Кто больше знает вежливых слов»
Цель: упражнять детей в произношении вежливых слов, меткости, ловкости при приеме мяча от воспитателя; воспитывать культуру общения
Комплекс упражнений «Тропинка доброты». формировать у воспитанников потребность в двигательной активности, развивать координацию движений
Социально – коммуникативное развитие
С/ролевая игра «Бюро добрых дел»
Цель: развивать игровой диалог; игровое взаимодействие; воспитывать культуру поведения и общения друг с другом
П/и «Очередь в магазине»
Цель: расширить содержание игровых сюжетов сюжетно-ролевых игр; попрактиковать детей в вежливом поведении в конкретных ситуациях, умение уступать старшим, помогать нести корзинки пожилым людям
Акция «Полечите книгу».
Воспитывать желание помогать взрослым, бережное отношение к книгам
Оформление участка: снежная постройка «Черепаха»
Работа с родителями:
1.Оформить фотовыставку «Кто, если не я?»
2.Выставка в детской поликлинике «Подари улыбку детям!»
3. Консультация для родителей «Как помочь ребенку стать добрым и отзывчивым?»
III этап (заключительный)
Содержание деятельности:
• Подведение итогов проекта;
• Награждение грамотами воспитанников
• Создание презентации по проекту
• Защита проекта педагогическом совете
Результаты работ:
1. Дети начали понимать что такое «зло», «добро», «хороший поступок», «плохой поступок», «добрый человек», «злой человек» .
2. Стали учиться детей договариваться, оказывать друг другу поддержку.
3. Появилось желание помогать другим людям, животным и птицам
4. Повысился активность участия родителей в жизнедеятельности группы.