Просмотр содержимого документа
«Проектирование образовательной деятельности в современной дошкольной организации»
«Проектирование образовательной деятельности в современной дошкольной организации».
Ориентация современного образования на выбор стратегий поддержки личностного становления каждого ребенка ставит педагогические коллективы дошкольных образовательных организаций перед необходимостью пересмотреть устоявшиеся подходы к организации образовательного процесса. Признание новых целей дошкольного образования должно повлечь за собой трансформацию всех его компонентов. По сути, необходимо заново спроектировать педагогический процесс, отвечающий условиям и требованиям современности.
стратегия педагогического проектирования должна основываться на целях и задачах поддержки личностного становления индивида. Изменению подлежат прежде всего методы воспитания, обучения, развития и формы организации педагогического процесса.
Педагогическое проектирование – одна из важных сторон педагогической деятельности и особенностей педагогической профессии. Оно связано с политикой дошкольной образовательной организации и со стремлением педагога создать для детей такие условия, в которых они могли бы полнее реализовать себя, раскрыть свой внутренний мир, достичь успеха, чувствовали бы себя свободно, комфортно.
Технологически проектирование нацелено на создание системы действий, позволяющей эффективно решить поставленную задачу..
Так, например, разрабатывая образовательную программу, педагог осуществляет проектирование, которое можно представить как определение условий и этапов реализации определенной педагогической модели.
Педагогическое проектированиев настоящее время осуществляется в различных масштабах: образовательные системы разного уровня (федеральные, региональные, муниципальные, содержание образования, педагогические технологии, управление педагогическим процессом, планирование развития организации и др. Проектирование предвосхищает в идеальной форме результаты материально-практической и духовной деятельности. В данном контексте проект можно определить как содержательно обоснованную и документально оформленную инициативу, направленную на достижение образовательных целей в рамках определенного периода времени. Таким образом, проект – это стратегический документ развития какой-либо социальной системы, средство управления, обладающее определенными качествами.
Рассмотрим в качестве примера объекта проектирования образовательный процесс в ДОО, который должен быть сегодня построен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
«Профессиональный портрет»современного педагога представлен в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (далее – профессиональный стандарт).
Функция проектирования включена в описание трудовых функций педагога ДОО, входящих в профессиональный стандарт,в качестве основной:
• педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в ДОО;
• педагогическая деятельность по проектированию и реализации основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ООП ДО).
Таким образом, подчеркивается, что необходимые для реализации данных трудовых действий компетенции являются важной составляющей профессиональной компетентности педагога.
Стадии проектирования образовательного процесса в ДОО
Процесс проектирования образовательногопроцесса в ДОО включает ряд стадий2 Концептуальная стадия состоит из пяти этапов:1. выявление противоречия, 2. формулирование проблемы, 3. определение проблематики, 4. определение цели, 5. выбор критериев.
Концепция проекта включает в себя общие теоретические представления об образовательном процессе, его целях, принципах, содержании, методах, формах, а также о его материально-техническом и учебно-методическом обеспечении как условиях достижения поставленных целей.
В настоящее время в системе дошкольного образования сложилась такая проблемная ситуация, при которой используемые в массовой практике методы работы с детьми, а также формы организации образовательного процесса не соответствуют задаче создания условий для максимального раскрытия индивидуального и возрастного потенциала каждого ребенка.
Описание сути проблемной ситуации позволяет сформулировать проблему – какие формы и методы организации различных видов детской деятельности должны использоваться для решения задач воспитания, обучения, развития дошкольников.
Формулировка цели призвана ответить на вопрос: «Что необходимо сделать для снятия проблемы?». При этом может возникнуть множество идей, из которых нужно выбрать одну, наиболее рациональную, вокруг которой будет построена система работы по решению выявленной проблемы.
Важно отметить, что формулировка целей – очень ответственный этап проектирования педагогической системы, т. к. правильно заданная цель – это половина успеха в решении проблемы. При этом цели педагогических проектов только намечаются и должны корректироваться по мере достижения промежуточных результатов. Целеполагание надо рассматривать как непрерывный динамичный процесс, в котором анализируются сложившиеся ситуации, тенденции и при необходимости осуществляется корректировка целей.
По отношению к педагогическим проектам выделяют ряд критериев оценки их результативности.
Разработка критериального аппарата для оценки эффективности работы системы дошкольного образования на сегодняшний день является одной из актуальнейших проблем. Вопрос о выборе критериев тесно связан с проблемой построения системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов. Разработка подобной системы дает возможность проектирования педагогического процесса на диагностической основе, описания целей, способов выявления их достижения, измерения и оценки степени их реализации. Это позволяет с помощью разработанных диагностических процедур систематически отслеживать эффективность работы на каждом этапе реализации проекта.
Стадия моделирования состоит из трех этапов: построение моделей, оптимизация моделей, выбор модели (принятие решения).
Данная стадия проектирования педагогического процесса связана с созданием модели как ее прообраза. Субъектом процесса моделирования становится педагогический коллектив дошкольной образовательной организации, являющийся, как правило, одновременно его инициатором и одним из пользователей результатов. Объектом проектирования на стадии моделирования является педагогическая система, которую необходимо создать.
При построении модели очень важно определиться с современным тезаурусом, разобраться с принятой трактовкой используемых понятий (образовательные области, сквозные механизмы развития ребенка, виды детской деятельности, формы их организации) и их соотношением в процессе организации образовательной деятельности.
Итогом работы становится построение модели– отображение объекта, сконструированного с учетом определенных условий, характерных для каждой конкретной дошкольной образовательной организации. Модель педагогического процесса должна быть представлена в совокупности множества взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность (цели и задачи дошкольного образования; содержание, методы, средства и организационные формы образовательного процесса; его участники). Для того чтобы построить модель, необходимо определить не только содержание названных элементов, но и совокупность связей между ними.
Модели носят нормативный характер, играют роль некоего стандарта, образца, по которому строится образовательная деятельность ДОО и оцениваются ее результаты. В качестве примера модели в нашем случае выступит ООП ДО, разрабатываемая в детском саду.
Приступая к построению модели, педагогическому коллективу прежде всего следует проанализировать и оценить образовательную систему ДОО на предмет соответствия современным требованиям.
При построении модели также необходимо учитывать следующие принципы:
• принцип развивающего обучения (одной из задач обучения является развитие воспитанников);
• принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста;
• сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости знаний;
• принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
• комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
Оптимизация модели как этап проектирования заключается в том, чтобы среди множества возможных вариантов моделей проектируемой системы найти наилучшие в заданных условиях. В рассматриваемом случае – это оптимальный для определенного возраста детей в заданных материально-технических и кадровых условиях комплекс форм и методов организации детских видов деятельности с целью поддержки личностного становления, самореализации дошкольников.
Стадия конструирования представлена следующими этапами: исследование условий внедрения модели, планирование работы по реализации модели, построение образовательной программы.
Основная задача данной стадии заключается в определении конкретных способов и средств реализации выбранной модели в имеющихся условиях. Модель, построенную в соответствии с новыми задачами дошкольного образования, на стадии конструирования необходимо сопоставить с требованиями к условиям ее реализации (к кадровому, материально-техническому, психолого-педагогическому, финансовому обеспечению, к развивающей предметно-пространственной среде, определенными ФГОС ДО.
Необходимо осуществить детальный анализ по каждой группе требований и выявить, какие условия уже имеются в данной дошкольной образовательной организации, какие следует создать, что для этого нужно сделать. Кроме того, важно определить, какие условия необходимо создать дополнительно, исходя из особенностей разработанной в ДОО модели образовательного процесса.
Так, например, при создании кадровых условий следует учитывать, что реализация ООП ДО должна обеспечиваться руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками, а при необходимости – научными и иными работниками, в т. ч. осуществляющими финансовую и хозяйственную деятельность, охрану жизни и здоровья детей. Необходимым условием качественной реализации образовательной программы является ее непрерывное сопровождение педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени реализации в ДОО в целом и (или) в возрастной группе.
В компетенции администрации ДОО по согласованию с другими участниками образовательных отношений (педагогами, родителями) находится определение списка необходимых для эффективной реализации ООП ДО должностей, а также количества ставок привлекаемых специалистов, как в пределах штатного расписания, так и за его рамками, в т. ч. на условиях дополнительной оплаты из внебюджетных средств. Практика работы показывает, что это могут быть педагоги разного профиля, тренеры, инструкторы по лечебной физкультуре, некоторые медицинские работники, научные консультанты, специалисты по закупкам, технологи общественного питания и пр.
В зависимости от особенностей образовательного процесса (например, наличия групп различной направленности, структурных подразделений, специфики контингента детей) возникает необходимость в создании дополнительных кадровых условий. К примеру, они обязательно должны быть созданы для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ, посещающих ДОО. Следовательно, если в дошкольной образовательной организации работает группа компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, то с учетом ее вида в штате ДОО должны быть представлены соответствующие специалисты – учителя-логопеды, учителя-дефектологи, тифло- и сурдопедагоги, педагоги-психологи, при необходимости (например, для детей с ОВЗ по зрению) – ассистенты, оказывающие ребенку необходимую помощь. В группах комбинированной направленности к реализации образовательной программы, адаптированной для детей с ОВЗ, могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию для работы с определенными ограничениями здоровья воспитанников. При включении в группу иных категорий детей, имеющих специальные образовательные потребности, в т. ч. находящихся в трудной жизненной ситуации, в штат может быть включен дополнительный педагогический персонал, имеющий соответствующую квалификацию.
При наличии в дошкольной образовательной организации, например, консультационного пункта для родителей воспитанников детского сада, а также для семей дошкольников, не посещающих ДОО, руководителю стоит предусмотреть возможность привлечения для работы в них, к примеру, социальных работников или педагогов либо направить воспитателей на соответствующие курсы повышения квалификации.
Именно на стадии конструирования разрабатывается (корректируется) ООП ДО – важнейший инструмент, обеспечивающий реализацию современных требований к организации образовательного процесса в детском саду, к выбору и обоснованию комплексных и парциальных программ, к результатам их освоения. Важно отметить, что для руководителей и сотрудников ДОО ценность представляет как сам процесс создания ООП ДО, так и совместная деятельность по ее реализации. В этом случае деятельность приобретает осмысленный и упорядоченный характер, позволяет увидеть перспективы развития как отдельных педагогов, так и коллектива в целом; оценить свои сильные и слабые стороны; качественно подготовиться к различного рода проверкам; более осознанно и целенаправленно управлять дошкольной образовательной организацией.
На стадии технологической подготовки осуществляется подбор рабочих материалов, необходимых для реализации созданного проекта: учебно-программной документации (прежде всего календарный и перспективный планы, методических разработок, программного обеспечения и т. п. Основным этапом этой стадии можно считать разработку перспективных и календарных планов образовательной деятельности в ДОО3.
В профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н, среди трудовых действий педагога особой строкой выделено «планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и (или)дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами».