В рамках проекта дети научатся образовывать родственные слова по вопросам педагога, по опорным словам; поупражняются в выделении главного и «лишнего» слов в группе родственных слов; научатся выделять родственные слова из текста; поупражняются составлять предложения с заданными словами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Знакомим детей с родственными словами"»
ПРОЕКТ«ЗНАКОМИМ ДЕТЕЙ С родственными словами»
Подготовила: Саушкина Н.В
Учитель-логопед МБДОУ № 417
Так же, как и у кустов,
Корень слова есть у слов.
Цель: привлечь родителей к совместной с детьми деятельности; доказать им необходимость приобретения детьми знаний и умений по теме «Словообразование: слова-родственники».
Задачи:
- учить образовывать родственные слова по вопросам педагога, по опорным словам; - упражнять в выделении главного и «лишнего» слов в группе родственных слов;
- формировать умение выделять родственные слова из текста; - закреплять умение составлять предложения с заданными словами; - развивать память, внимание, мышление; - развивать мелкую моторику рук, координацию речи и движений, воображение; - привлечь родителей к сотрудничеству с логопедом; - активизировать творческий потенциал родителей.
Вид проекта: краткосрочный.
Участники проекта: учитель-логопед, дошкольники 6-7 лет, их родители.
Материал и оборудование: предметные картинки к слову ЦВЕТ+ОК, речевой и наглядный материал, дидактические игры: «Узнай по описанию» «Найди лишнюю картинку», лото «Цепочка родственных слов», «Зри в корень, игротека по данной теме для родителей; Лэпбук.
Предполагаемый результат проекта: Внутренний продукт:
-дети подбирают и образовывают родственные слова. -родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, вовлекаются в воспитательно-образовательный процесс. Внешние продукты: -изготовление альбомов «Цветочные истории», «Дерево родственных слов»; лото «Цепочка родственных слов», «Зри в корень»; оформление Лэпбука по теме. Реализация проекта.
Подготовительный этап.
Анкетирование родителей («Словообразование: слова-родственники»)
Круглый стол с участием родителей и детей по теме.
Подбор картинок, занимательных стихов, загадок, фотографий, кроссвордов, текстов для занятий с детьми, для оформления ширмы.
Подбор дидактических игр «Найди лишнюю картинку», «Узнай по описанию» и др.; изготовление лото «Цепочка родственных слов».
Создание альбомов «Цветочные истории», «Дерево родственных слов».
Основной этап.
Работа с родителями.
Консультации для родителей на тему: «Какие особенности словообразования есть у детей с общим недоразвитием речи?», «Словообразование: слова-родственники».
Памятка «Раз словечко, два словечко» с упражнениями.
Оформление информационного уголка для родителей «Родственные слова». (Размещение родственных слов и рекомендаций по теме.)
Выставка игр по данной теме.
Участие родителей в итоговом занятии по теме «Цвет+ок. Родственные слова».
Созданы альбомы «Цветочные истории», «Дерево родственных слов»
Развивающая среда группы пополнена дидактическими играми и картотекой: загадки, стихи, тексты, картинки слов-родственников.
В пополнении развивающей среды принимали активное участие родители воспитанников.
Работа с детьми.
Речевые игры и упражнения «Вспомни и повтори», «Чего не стало?» «Найди лишнюю картинку», « Назови лишнее слово», «Ответь на вопрос», «Родственники»
Игра с мячом «Назови родственные слова». Упражнение в словообразовании. Лото «Цепочка родственных слов», «Зри в корень»
Вечер загадок «Угадай, что это?».
Конкурс рисунков «Цветущая весна»
Литературный турнир «Умники и умницы». Придумывание различных вариантов продолжения сказок и рассказов.
Лэпбук: «Доскажи словечко», «Дерево родственных слов», рассказы о цветах.
Малоподвижные игры «Рано солнышко встает…», «Что сделать, чтобы вырос красивый цветок?».
Пальчиковая гимнастика «Цветочек».
Итоговое игровое занятие по теме «Цвет+ок. Родственные слова» с участием родителей.
Оснащение предметно-развивающей среды:
-Оформление Лэпбука «Дерево родственных слов».
-Оформление книги «Цветочные истории» (Рассказы насыщенные родственными словами к слову ЦВЕТ=ОК) .
-Картотека загадок, пословиц, поговорок, игр, рассказов по теме.
-Выставка совместных работ детей и родителей.
-Создание альбома «Дерево родственных слов». (Картинки детей на дерево)
Завершающий этап.
-Презентация результатов проекта в форме…
-Обобщение материалов проекта.
-Представление проекта педагогам ДОУ
Участие в проекте педагогов, родителей и дошкольников позволило: - организовать деятельность детей в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями; не только средствами совместного творческого взаимодействиия, формировать у детей представления о родственных словах, но и, используя различные виды деятельности способствовать их всестороннему развитию, повышению самооценки; - родителям принять активное участие в значимом для них процессе развития ребенка; - педагогам совершенствовать профессиональное мастерство. Данный проект может быть реализован как учителем-логопедом, так и воспитателем.
3. Привлечь родителей к совместной с детьми деятельности; доказать им необходимость приобретения детьми знаний и умений по теме «Словообразование: слова-родственники».
Задачи:
Расширить словарь по теме, уточнить семантику слов.
Использовать эти слова в предложениях.
Использовать эти слова в рассказах.
Учить находить «лишнее слово – не подходящее по значению ко всем остальным словам.
Показать родителям необходимость умения детей подбирать родственные слова.
Оборудование:
Предметные картинки родственных слов к слову ЦВЕТ-ОК, для составления предложений; карточки с заданиями для детей, детские рассказы.
Ход встречи:
1.Игра: «Объясни слово»
Родители достают карточки с родственными словами к слову ЦВЕТ из коробочки, а дети объясняют слово.
Цветок - это…растение,
Цветение- это…,
Цветник – это…,
Цветочница – это…. И т.д.
При затруднении детям помогают родители.
2. Игра: «Сложи слово» Цель: учить детей понимать и объяснять сложные слова. Логопед: Дети, объясните, из каких двух слов сложилось слово:
Первые и цветы – первые весенние цветы. Первоцветы.
Цветы и ест – жук, который ест цветы. Цветоед.
Сухой и цвет – цветок, высушенный с помощью его замораживания. Сухоцвет.
Пустой и цветок – цветок, который не приносит плодов. Пустоцвет.
Цветы и выращивает - человек, который выращивает цветы на рассаду, на срезку для букетов, ухаживает за ними, своей работой дарит людям хорошее настроение. Цветовод.
Цветы и любит – человек, который любит цветы. Цветолюб.
При затруднении детям помогают родители.
3. Игра «Составь предложение».
Раздать детям картинки и предложить составить предложения.
На лугу растут красивые цветы.
Цветочница подарила девочке яркий цветок.
Весной в саду происходит бурное цветение.
Пчелы носят в улей цветочный нектар.
Тетя надела на голову цветастую шаль.
Родители помогают детям составлять предложения.
Ребята, вы молодцы!
4. Назвать слово, которое не является родственным к остальным словам.
Цель: учить находить «лишнее слово – не подходящее по значению ко всем остальным словам.
Цветок, цветник, роза, цветной.
Цветение, бутон, цветочница, расцветать.
Родители называют слова, которые являются родственными к словам роза: розочка, розовый, розан, порозоветь, розовенький, розовость, розовощёкий, порозовевший, и бутон: бутончик, бутонный
5.Называние в стихотворении слов-родственников к слову ЦВЕТ+ОК
Цель: учить выделять родственные слова из прослушанного стихотворения.
Цветник
Цветник в нашем парке все лето красив.
В нем праздник цветочный повсюду.
Весной первоцветы здесь нежно цветут.
Букет хризантем осень будит.
Соцветия флоксов нектаром полны,
А рядом анютины глазки.
Ковром разноцветным петунья зовет.
Не клумбы — цветочная сказка!
Как чудо, цветущие розы в саду!
Не зря цветовод их так любит.
В траве земляника лесная цветет,
В цветках пустоцвета не будет.
При затруднении детям помогают родители.
6. Игра «Соберите цветок» из пословиц о цветах. Дети учили пословицы
с родителями дома.
У каждого цветка свой запах.
Хорош цветок, да быстро вянет.
Цветов много в поле, да все не сорвешь.
Цветы что дети, уход любят.
Цветок пока цветет, до тех пор глаз радует.
7. «Перескажи рассказ»
Цель: продолжать находить в тексте и запоминать родственные слова.