Просмотр содержимого документа
«Проект «Здравствуй, осень золотая!»»
Проект «Здравствуй, осень золотая!»
Тип проекта: познавательный, творческий.
Вид проекта: познавательно-творческий, среднесрочный.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста МБДОУ детский сад № 1 «Колокольчик» группа № 7, воспитатель Дежанова Т. Ю. родители, музыкальные руководители.
- расширять знания ребенка о растительном и животном мире, разнообразии погодных явлений и состоянии природы в период ранней осени;
- формировать интерес к красоте окружающего мира;
- воспитывать нравственные и эстетические чувства дошкольника.
Задачи проекта:
Образовательные:
- расширять представления детей об изменениях, происходящих в природе с приходом осени (растительный и животный мир родного края, погодные явления) ;
- обогащать словарь детей образной лексикой, упражнять в подборе эпитетов, сравнений к заданному слову;
- учить детей чувствовать настроение, выраженное в музыке, поэтическом слове, живописи.
Развивающие:
- развивать воображение, мышление, речь в процессе наблюдения, исследования природных объектов;
- развивать эстетическое восприятие окружающего мира, любознательность;
- развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.
Воспитательные:
- воспитывать экологическую культуру детей;
- воспитывать коммуникативные навыки (свободное общение со сверстниками, педагогом, родителями);
- воспитывать ребенка, как субъект детской деятельности.
Актуальность:
Несмотря на большой интерес психологов, лингвистов и педагогов к проблеме речевого общения и коммуникативной компетентности, она в настоящее время мало разработана и представлена в практике современного дошкольного образования.
В данное время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:
- ухудшение состояния здоровья детей;
- существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
- глобальное снижение уровня речевой культуры общества;
- недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;
- дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.
Основные методические разработки по развитию речи на сегодняшний день в-основном относятся к работе с детьми, имеющими нарушения речи. Работа с детьми, посещающими общеобразовательные дошкольные учреждения, главным образом изучается московской школой исследователей детской речи. Таким образом, нивелируется один из главных постулатов любой коррекционной работы «лучше предупредить, чем исправлять».
Педагог всегда стремится к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, развитии речи, изобразительной деятельности не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.
Речевые умения – это, прежде всего, умение логично выстраивать высказывания, употреблять лексику, грамматические обороты, интонацию; коммуникативные – владение вербальной памятью, умение включаться в разговор, держать диалог, эмоционально откликаться на речь собеседника.
В старшем дошкольном возрасте через речевое общение, познавательную деятельность – нужно помогать ребенку накапливать социальный опыт, развивать коммуникативную компетентность.
В подготовительной к школе группе (седьмой год жизни) важно формировать все стороны речевого развития (лексическую, грамматическую, фонетическую).
Новизна проекта:
- проект позволяет сформировать у детей познавательный интерес к родной природе,
- формируются представления о смене времен года,
- воспитывается чувство красоты, гармонии,
- активизация словаря.
Технологичность: проект доступен и может быть использован воспитателями ДОУ и родителями.
Условия реализации: детский сад, семья.
Пути реализации: взаимодействие всех структур технологического процесса.
Формы:
Посещение парка, леса (по желанию родителей).
Организация НОД по художественно-эстетическому, познавательному, речевому, физическому развитию.
Продукт проектной деятельности:
• Оформление праздничной выставки поделок «Осенний вернисаж»
• Проведение конкурса стихов «Праздник осени»
• Проведение беседы «Смена времен года»
• Оформление открыток для выставки
• Проведение итогового мероприятия «Здравствуй, осень золотая!»
Проведение итогового занятия на тему: «Уходит осень золотая…»
Форма проведения итогового мероприятия:
Праздник «Здравствуй, осень золотая!»
Средства:
Художественное слово (стихи, рассказы, песни, и т. д.).
Прослушивание музыки.
Проведение познавательных бесед с детьми.
Оформление открыток для выставки.
Этапы проекта:.
I. Подготовительный этап: (информационно-накопительный):
1. Определение темы проекта;
2. Формулировка цели и задач;
3. Создание творческой группы;
4. Мониторинг детей и родителей;
5. Подбор литературы;
6. Составление перспективного плана реализации основного плана проекта.
7. Разработка сценария мероприятия;
8. Подбор литературы, музыкальных произведений, презентаций;
9. Подготовка подвижных игр и соревнований.
- изучение познавательной и методической литературы по экологическому воспитанию дошкольников;
- подготовка подборки литературы для детей об осени;
- подготовка оборудования для оформления стенда «Календарь осенних событий» (картинки с изображением растений, животных, природных явлений, которые можно наблюдать на участке детского сада) .
Работа с родителями:
- сбор материала (фотографии, картинки, иллюстрации об осени для создания альбомов и стенгазет «Художественная осень», «Дары осени», «Осенние фантазии»);
- оформление выставки семейных работ по темам: «Осенние сюрпризы», интересные по форме плоды, коряги, листья необычной расцветки, поделки из природного материала;
- организация сбора с детьми природного материала;
- привлечение родителей к помощи в поиске необходимой детям информации;
- «Домашняя мастерская слова»;
- совместное словотворчество детей и родителей (стихи, рассказы, загадки, сказки о природе и т. д.).
Оснащение предметно-развивающей среды:
- выставка совместных работ детей и родителей;
- выставка детского изобразительного творчества по теме «Художественная осень»;
- стенд «Календарь осенних событий»;
- коллекция гербариев осенних листьев и семян деревьев;
- альбом с семейными фотографиями для детей группы «Путешествие в осень».
- изготовление портрета «Октябрь» - рассматривание плаката «Деревья, листья и плоды»
- ведение календаря природы;
Ноябрь
1. Рисование «Золотая осень»;
2. Беседа «Поздняя осень»;
3. Беседа о том, как животные готовятся к зиме - аппликация в технике оригами «Осенний букет»;
- коллективная деятельность (оригами, животные наших лесов);
- изготовление портрета «Ноября»;
- праздник «Здравствуй, осень золотая!»;
-ведение календаря природы.
Речевое развитие:
- обогащение: старинные названия месяцев по народному календарю («златоцвет» - сентябрь, «листопад» - октябрь, «чернотроп» - ноябрь);
- активизация словаря – золотая, красивая, задумчивая, печальная, ранняя, хмурая и т. д.
Планируемые результаты развития интегративных качеств:
Дети эмоционально реагируют на мир природы, принимают заинтересованное участие в образовательном процессе. Дети интересуются новым, неизвестным в окружающем мире, устанавливают элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.
Познавательное развитие:
- пословицы, поговорки, загадки об осени, грибах, ягодах, животных, птицах, явлениях природы;
- чтение и заучивание стихов (А. С. Пушкин, С. Есенин, А.Фет, И. Бунин);
- чтение стихов об овощах, грибах, ягодах;
- чтение энциклопедий о насекомых, животных, птицах, ягодах, грибах;
- чтение русских народных сказок «Колосок», «Вершки и корешки»;
- чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей»;
- чтение книг о природе (В. Бианки, М. Пришвин, К.Ушинский);
- беседы о вреде и опасности ядовитых растений, ягод и грибов;
- беседы о правильном поведении на природе;
- беседы о бережном отношении к растениям, насекомым, птицам, животным;
- уход за растениями в «Уголке природы»;
- уборка участка детского сада от опавших листьев;
- песни: «Пожелтели листья вдруг…», «Дождик», «До свиданья, осень».
Культурно- досуговая деятельность:
- развлечение «День рождения осенних именинников»,
- конкурс чтецов на лучшее стихотворение об осени;
- праздник «Здравствуй, осень золотая!»;
- совместная деятельность детей и родителей. Подбор художественной литературы, открыток на осеннюю тему;
- конкурс поделок из природного материала «Природа и фантазия»;
- фотовыставка «Вот она какая, - осень золотая!».
III. Заключительный этап:
- Презентация результатов проекта в форме итогового занятия на тему: «Уходит осень золотая…»
- выставка совместного творчества детей и родителей на тему: «Осенний вернисаж» (рисунки «Художница осень», поделки из природного материала по русским народным сказкам, коллаж «Осенний лес» (техника «оригами», осенний букет «Гербарий из листьев»)
- подготовка и проведение праздника «Здравствуй, осень золотая!».
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта.
Методическая литература:
Алябьева Е.А. Нравственно-эстетические беседы и игры с дошкольниками. – М.: ТЦ “Сфера”, 2004.
Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. – Волгоград: Учитель, 2007.
Журавлёва В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2011.
Комарова Т.С. Воспитание маленького гражданина: практическое пособие для работников ДОУ. – М.: Аркти, 200
Чумалова Т. “Живой” музей в дошкольном учреждении. // Дошкольное воспитание. 2010. №7 – с.32 – 39.
Скоролупова О. А. Занятия с детьми по теме «Осень» //Дошкольная педагогика. 2009. – №4 – с. 29 – 33.
Щеткин А.В. Театрализованная деятельность в детском саду. //Ребенок в детском саду. 2009. – №5 – с.26 – 32.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
На уровне ребенка:
Появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить, чем интересна осень.
В процессе знакомства со сказками, рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей пополнился словарный запас, дети стали более грамотно изъясняться, с большим удовольствием стали участвовать в коллективной беседе.
У детей появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи об осени, где выражали свои чувства, свое позитивное отношение к окружающему миру. Все это способствовало развитию эстетического сознания детей, формированию их мировоззрения.
Одной из важных составляющих данного проекта является художественно-эстетическое воспитание. Дети ознакомились с художественными произведениями осенней тематики различных направлений искусства – музыки, живописи, поэзии. В ходе проекта дети научились получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, стали более восприимчивы, чувствительны, эмоциональны. Стали более умело передавать свои ощущения в своих рассказах, в рисунках, в музыкально-ритамических движениях.
На уровне педагога:
Повышение качества методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства.
Повышение уровня ответственности педагогов за формирование у детей гармонии чувств.
На уровне родителей воспитанников:
Повышение уровня ответственности родителей за формирование у детей их мировоззрения.