Просмотр содержимого документа
«Проект " Здорово быть здоровым"»
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №374 комбинированного вида»
Педагогический проект в подготовительной к школе группе по здоровьесберегающим технологиям
«Здорово быть здоровым»
Воспитатели:
Пешкова Е.Е.
Г. Новосибирск
Цель проекта
Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста, через систему знаний и представлений об окружающем мире, привлечение родителей к решению оздоровительных задач.
Задачи
формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни
повышение активности функций организма и общей работоспособности;
сохранение и укрепление здоровья детей
обеспечение психологического комфорта на протяжении всего времени пребывания в детском саду;
повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.
Реализация проекта предусматривает следующие этапы: 01.10.22-30.05.23
Актуальность проекта
В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, доверительных отношений сотрудников детского сада с родителями. Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка, она собирает в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольные учреждения и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. Таким образом, с одной стороны объединить работу педагогов и родителей, с другой стороны все действия выполнять системно, что в дальнейшем будет способствовать укреплению и развитию здоровья детей.
Проблема
• Низкая двигательная активность.
• Эмоциональное неблагополучие.
• Недостаточное пребывание на свежем воздухе
• Замена двигательной активности сидением перед телевизором и компьютером.
• Нездоровая экология.
Ожидаемый результат –в результате реализации проекта предполагается, что у детей сформируются основы к здоровому образу жизни. Для родителей:
1. Создание цикла консультаций для родителей по сохранению и укреплению здоровья детей.
2. Активное участие в жизнедеятельности группы.
Участники проекта – воспитанники подготовительной группы, логопеды, инструктор по физкультуре, воспитатели, родители.
Вид проекта : Практико-ориентированный
Целевая группа: дети подготовительной группы (6-7 лет), родители, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию.
Подготовительный этап.
• Сбор и систематизация информации по теме
• Проведение опроса среди детей «Что такое здоровье?».
• Консультация для родителей: «Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщение их к здоровому образу жизни».
• Подбор иллюстраций, сюжетно-ролевых игр, дидактических игр по данной теме.
• Подбор художественной литературы по данной теме.
Основной этап
Создание игровых ситуаций:
Сюжетно-ролевые игры: «Больница»,«Доктор Айболит в гостях у ребят», «Аптека».
Дидактические игры: «Полезные и вредные привычки», «Собери картинку», «Азбука здоровья».
Познавательное и речевое развитие:
• Беседа с детьми по темам: «Что такое режим дня ?», «Чтоб здоровым быть всегда, нужно закаляться», «Гигиена тела», «Гигиена рта», «Грязные руки грозят бедой», «Береги зрение с детства», «Чтобы зубы не болели», «Движение вместо лекарств», «Режим дня», «О полезных и вредных привычках», «Почему люди болеют», «Гуляем и играем», «Закаляемся», «Почему случаются опасные травмы», «Опасные домашние предметы».
• Беседа-размышление с детьми «Что такое здоровый образ жизни»
• Чтение рассказов Т.А. Шорыгиной «Про девочку Таню и о её режиме дня», «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит», «Чистота-залог здоровья», «Полезные и вредные привычки».
• Чтение произведений К.И. Чуковского «Мойдодыр», «Айболит».
• Чтение стиха А. Барто «Девочка чумазая».
Рассматривание иллюстраций о здоровом образе жизни.
Просмотр мультфильмов:
• «Мойдодыр», «Айболит»;
• «Смешарики» из серии «Азбука здоровья»: «Распорядок», «Быть здоровым здорово», «Личная гигиена», «Кому нужна зарядка», «Горький вкус справедливости», «Скажи микробам «Нет!», «Если хочешь быть здоров»;«Королева зубная щётка», «Здоровый образ жизни», «Митя и микробус».
Художественно-эстетическое развитие:
• Рисование «Полезные продукты».
• Аппликация «Витамины в банке».
• Лепка «Витаминный вклад»
Физическое развитие:
• Утренняя гимнастика
• Дыхательная гимнастика
• Су-джок терапия и самомассаж
• Пальчиковая гимнастика
• Подвижные и спортивные игры
• Артикуляционная гимнастика
• Закаливание и гимнастика после сна
Спортивные досуги и развлечения с участием родителей: «Будь здоров «Папа, мама, я – спортивная семья»
Работа с родителями :
1.Папки – передвижки «Здоровье – это здорово» «Красивая осанка - здоровая спина», «Значение физической культуры в жизни ребёнка», «Позаботимся о здоровье детских ног», «Роль физических упражнений в развитии детей», «Воспитание навыков здорового образа жизни в семье», «Физическая готовность ребёнка к школе», «Роль физкультурно-игровой среды в психическом воспитании ребёнка»;
2.Фотоколлаж «Наши спортивные достижения»
3. Участие в спортивных мероприятиях
Промежуточный результат
Проведение с детьми спортивного развлечения «Будь здоров»
Оформление выставки рисунков: «Быть здоровым – здорово!»
Изготовление коллажа «Полезные и вредные продукты»
• Результативное участие воспитанников и родителей в спортивном мероприятии, организованном в детском саду
• Проведение Дня здоровья;
Приложение 1.
Картотека артикуляционной гимнастики
1.«Улыбка
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и
верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние
и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
2.«Хоботок»
Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их
подвижность.
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в
таком положении под счёт от 1 до 5-10.
3.«Окошко открывается»
Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
4. «Хоботок» - «Улыбка» -
Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.
5. «Любопытный язычок»
Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.
Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот
остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.
6. «Окошко»
Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.
Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.
7. «Индюк»
Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать
его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связке (уздечки), если
она укорочена.
Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка
на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.
8. «Шлёпаем губами по языку»
Цель: расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па».
9. «Чашечка»
Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
10. «Вкусное варенье»
Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».
11. «Фокус»
Цель: направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край
языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.
12. «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)
Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать
подъем языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.
13. «Покусаем язычок»
Цель: добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.
12. « Мостик»
Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
13 .«Маляр»
Цель: укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад.
14 .«Лошадка»
Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).
15. «Грибок»
Цель: отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука «р». Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
16. «Кучер»
Цель: отрабатывать вибрацию губ и языка, подготавливать артикуляционные органы к произношению «р». Развивать силу выдоха.
Описание: Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы
вибрируют и слышен характерный звук «тпру-у-у»
Приложение. 2
Картотека утренней гимнастики
Сентябрь
Комплекс №1 без предметов
Ходьба в колонне по одному, на носках, руки на поясе; бег в колонне по одному; ходьба и бег врассыпную; ходьба в колонне по одному.
1. И. п. – основная стойка, руки на поясе.
1 – руки в стороны;
2 – руки вверх, подняться на носки;
3 – руки в стороны;
4 – вернуться в исходное положение (6 раз).
2. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки внизу.
1 – руки в стороны;
2 – наклон к правой (левой) ноге, коснуться пальцами рук носков ног;
2 – исходное положение. То же левой ногой (6–7 раз).
6. И. п. – основная стойка, руки на поясе.
1 – прыжком ноги врозь, руки в стороны;
2 – прыжком ноги вместе. Выполняется на счет 1–8.
Ходьба в колонне по одному.
Комплекс №2 (с малым мячом)
Ходьба в колонне по одному; бег между предметами (кубики, кегли или набивные мячи).
1. И. п. – основная стойка, мяч в правой руке.
1 – руки в стороны;
2 – руки вверх, переложить мяч в левую руку;
3 – руки в стороны; 4 – руки вниз (6 раз).
2. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, мяч в правой руке.
1–2 – поворот вправо (влево), ударить мячом о пол;
3–4 – вернуться в исходное положение (6 раз).
3. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, мяч в правой руке. 1 – присесть, ударить мячом о пол, поймать его; 2 – вернуться в исходное положение (5–6 раз).
4. И. п. – стойка на коленях, сидя на пятках, мяч в правой руке. 1–4 – с поворотом вправо (влево) прокатить мяч вокруг туловища (6 раз).
5. Игровое упражнение «Пингвины». Дети стоят по кругу, зажимают мяч между колен и по сигналу воспитателя прыгают на двух ногах, продвигаясь по кругу, как пингвины.
Ходьба в колонне по одному.
Сентябрь
Комплекс 3(с мячом)
«Мяч вверх»
И. п. — стойка ноги на ширине ступни, мяч в обеих руках внизу.
1 — согнуть руки, мяч на грудь;
2 — мяч вверх;
3 — мяч на грудь;
4 — вернуться в исходное положение (8 раз).
Комплекс 4
Построение в шеренгу, колонну, проверка осанки; ходьба в колонне по
одному на носках, руки за головой, на пятках, руки за спину, лѐгкий бег, ходьба.
III. Перестроение в колонну по одному, лѐгкий бег, ходьба
Октябрь
Комплекс 5
Ходьба в колонне по одному с высоким подниманием колен, как петушки, переход на обычную ходьбу; бег в умеренном темпе, ходьба.
1. И. п. – основная стойка, руки на поясе.
1 – шаг вперед правой ногой, руки за голову;
2 – исходное положение. То же левой ногой (6 раз).
2. И. п. – стойка ноги врозь, руки на поясе.
1 – наклон вправо (влево);
2 – исходное положение (6 раз).
3. И. п. – основная стойка, руки на поясе.
1–2 – присесть, руки вперед;
3–4 – вернуться в исходное положение (5–6 раз).
4. И. п. – стойка на коленях, руки на поясе.
1–2 – поворот туловища вправо (влево), коснуться правой рукой пятки левой ноги;
3–4 – вернуться в исходное положение (6 раз).
5. И. п – основная стойка, руки на поясе.
На счет 1–4 прыжки на правой ноге; на счет 5–8 прыжки на левой ноге. После небольшой паузы повторить прыжки.
Ходьба в колонне по одному.
Комплекс 6
Упражнения без предметов
• «Поклонись головой»
И. п.: ноги вместе, руки на поясе
1- наклон головы вперѐд,
2- и. п.
3 – наклон назад,
4 – и.п.
• «Рывки руками»
И. П.: ноги на ширине плеч, руки перед грудью, согнуты в локтях
1- рывок руками перед грудью,
2- поворот вправо, прямые руки развести в стороны, то же влево.
• «Повороты»
И. П.: ноги на ширине плеч, руки на поясе
1- поворот вправо, правую руку за спину, левую – на правое плечо,
2- ИП., то же в левую сторону.
• «Наклоны - скручивания»
И. П.: ноги на ширине плеч, руки на поясе
1- наклон вправо, левая рука над головой тянется вправо, правая - за спиной тянется
влево, 2 – и.п., то же в левую сторону.
• «Стойкий оловянный солдатик»
И. П.: стоя на коленях, руки прижаты к туловищу
1 - отклониться назад, задержаться, 2- и. п.
• «Прыжки»
И. П.: ноги вместе, руки на поясе
В: на счѐт 1 – 8 прыжки на двух ногах на месте.
III. Перестроение в колонну по одному, лѐгкий бег, ходьба
Ходьба и бег в колонне по одному, перешагивая через шнуры (5–6 штук), положенные на расстоянии 40 см один от другого.
1. И. п. – основная стойка, обруч вниз.
1 – обруч вперед;
2 – обруч вверх;
3 – обруч вперед;
4 – вернуться в исходное положение (4–5 раз).
2. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, обруч на груди, хват рук с боков.
1 – поворот туловища вправо (влево), обруч вправо, руки прямые;
2 – вернуться в исходное положение (6 раз).
3. И. п. – основная стойка, хват рук с боков, обруч на груди.
1 – присесть, обруч вынести вперед;
2. – вернуться в исходное положение (5–6 раз).
4. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, обруч внизу.
1 – обруч вверх;
2 – наклон вперед к правой (левой) ноге;
3 – выпрямиться, обруч вверх;
4 – исходное положение (5–6 раз).
5. И. п. – основная стойка около обруча, руки произвольно. Прыжки на двух ногах вокруг обруча в обе стороны в чередовании с небольшой паузой. Повторить 2–3 раза.
Игра «Автомобили».
Комплекс 8
Игровое упражнение «По мостику». Из шнуров или реек выкладывается дорожка (длина 3 м, ширина 25 см). На дорожке ставятся 2–3 кубика. Задание: пройти по мостику, перешагнуть препятствие и не упасть в речку. Бег врассыпную.
1. И. п. – основная стойка, руки вдоль туловища.
1 – руки в стороны;
2 – сгибая руки к плечам, подняться на носки;
3 – опуститься на всю ступню, руки в стороны;
4 – вернуться в исходное положение (5–6 раз).
2. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе.
1 – поворот туловища вправо (влево), правую руку в сторону;
2 – вернуться в исходное положение (6 раз).
3. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, руки вверху.
1–2 – глубоко присесть, руки за голову, сводя локти вперед;
3–4 – вернуться в исходное положение (5–6 раз).
4. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе.
Ходьба и бег в колонне по одному между предметами - змейкой; ходьба и бег врассыпную, ходьба в колонне по одному.
1. И. п. - основная стойка, руки согнуты к плечам. 1 - 4 - круговые движения руками вперед; 5 - 8 - то же назад (5-6 раз).
2. И. п. - стойка ноги врозь, руки за головой. 1 - шаг вправо; 2 - наклониться вправо; 3 - выпрямиться; 4 - исходное положение. То же влево (6 раз).
3. И. п. - стойка ноги врозь, руки на поясе. 1 - руки в стороны; 2 - наклониться к правой ноге, хлопнуть в ладоши за коленом; 3 - выпрямиться, руки в стороны; 4 - исходное положение. То же в левой ноге (4-3 раз).
4. И. п. - лежа на спине, руки прямые за головой. 1 - 2 - поднять правую прямую ногу вперед-вверх, хлопнуть в ладоши под коленом правой (левой) ноги; 3 - 4 - исходное положение (6 раз).
5. И. п. - основная стойка, руки в стороны. 1 - прыжком ноги врозь, хлопок над головой; 2 - исходное положение. На счет 1 – 8 (2-3 раза).
Комплекс 10
I. Построение в шеренгу, колонну, проверка осанки; ходьба и бег врассыпную.
И. п.: пятки вместе, носки врозь, руки внизу.
1- хлопнуть перед грудью прямыми руками,
2- 3 – скользящие движения вверх - вниз,
4- и. п.
• «Повороты с отведением рук в стороны»
И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе.
1 – поворот вправо, развести прямые руки в стороны,
2- и.п., то же влево.
2.И.п.: пятки вместе, носки врозь, руки на поясе.
1- поднять правую ногу, согнутую в колене, хлопнуть под коленом,
2-и. п., то же с левой ноги.
• «Наклоны вперѐд»
И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны.
1- наклониться вперѐд, отвести прямые руки назад, 2 – и.п.
III. Перестроение в колонну по одному, легкий бег, ходьба.
Комплекс 11 (с обручем)
Ходьба и бег в колонне по одному; ходьба и бег врассыпную.
1. И. п. – стойка ноги на ш/с., обруч в правой руке.
1 – махом обруч вперед;
2 – махом обруч назад;
3 – обруч вперед;
4 – переложить обруч в левую руку. То же левой рукой (5–6 раз).
2. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, обруч внизу.
1–обруч вверх;
2 – наклониться вправо (влево), руки прямые;
3 – прямо, обруч вверх;
4 – вернуться в исходное положение (6 раз).
3. И. п. – основная стойка, обруч на груди, руки согнуты.
1–2 – присесть, обруч вперед;
3–4 – исходное положение.
4. И. п. – сидя ноги врозь, обруч в согнутых руках на груди.
1–2 – наклониться вперед, коснуться ободом носка правой ноги;
3–4 – вернуться в исходное положение (5–6 раз).
5. И. п. – основная стойка, руки произвольно, обруч на полу.
Прыжки на двух ногах вокруг обруча на счет 1–7, на счет 8 прыгнуть в обруч. Повторить 2–3 раза.
Игра «Великаны и гномы».
Ходьба в колонне по одному, на сигнал воспитателя: «Великаны!» ходьба на носках, руки вверх, затем обычная ходьба; на сигнал: «Гномы!» ходьба в полуприседе. Ноябрь
Комплекс 12 (с флажками)
Ходьба в колонне по одному. На сигнал педагога: «Пчелки!» дети переходят на бег, помахивая руками, как крылышками, и произносят: «Жу-жу-жу». Ходьба и бег чередуются.
1. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, флажки внизу.
1 – флажки в стороны;
2 – флажки вверх, руки прямые;
3 – флажки в стороны;
4 – исходное положение (5–6 раз).
2. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, флажки внизу.
1 – поворот вправо (влево), флажки в стороны;
2 – вернуться в исходное положение (5–6 раз).
3. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, флажки внизу.
1 – флажки в стороны;
2 – наклон вперед, скрестить флажки;
3 – выпрямиться, флажки в стороны;
4 – исходное положение (5–6 раз).
4. И. п. – ноги на ширине ступни, флажки у плеч.
1–2 – присесть, вынести флажки вперед;
3–4 – исходное положение (5–6 раз).
5. И. п. – ноги слегка расставлены, флажки внизу.
Прыжки на двух ногах на счет 1–8 в чередовании с небольшой паузой.
Ходьба в колонне по одному, помахивая флажками над головой (оба флажка в правой руке).
Декабрь
Комплекс 13
Ходьба в колонне по одному с выполнением упражнений для рук по команде воспитателя (руки в стороны, за голову, на пояс) бег между предметами (кубики, кегли) змейкой.
1. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, кубик в правой руке.
1–2 – поднять руки через стороны вверх, переложить кубик в левую руку;
3–4 – исходное положение (6–7 раз).
2. И. п. – стойка ноги врозь, кубик в правой руке.
1 – руки в стороны;
2 – наклон вперед, положить кубик у носка левой ноги;
3 – выпрямиться, руки в стороны;
4 – наклониться, взять кубик в левую руку. То же левой рукой (4–6 раз).
3. И. п. – стойка ноги на ш/с., кубик в правой руке.
1 – присесть, кубик вперед, переложить в левую руку;
2 – встать, кубик в левой руке (6–7 раз).
4. И. п. – стойка в упоре на коленях, кубик в правой руке.
1 – поворот вправо, положить кубик у носков ног;
2 – выпрямиться, руки на пояс;
3 – поворот вправо, взять кубик;
4 – вернуться в исходное положение, переложить кубик в левую руку. То же влево (по 3 раза).
5. И. п. – основная стойка, руки произвольно, кубик на полу.
Прыжки на правой и левой ноге вокруг кубика в чередовании с небольшой паузой. Выполняется на счет 1–8, повторить 2–3 раза.
Игровое упражнение «Великаны и гномы».
Комплекс 14
Ходьба и бег в колонне по одному, ходьба и бег врассыпную по всему залу.
1. И. п. – основная стойка, руки на поясе.
1 – руки в стороны;
2 – поднимаясь на носки, потянуться, руки вверх;
3 – опуститься на всю ступню, руки в стороны;
4 – исходное положение (6–7 раз).
2. И. п. – стойка ноги врозь, руки внизу.
1 – руки за голову;
2–поворот вправо;
3–выпрямиться;
4–исходное положение. То же влево (6 раз).
3. И. п. – основная стойка, руки вдоль туловища.
1 – присесть, руки вперед, хлопнуть в ладоши;
2 – вернуться в исходное положение (6–7 раз).
4. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе.
1 – мах правой (левой) ногой, хлопок в ладоши под коленом;
2 – исходное положение (6–8 раз).
Ходьба в колонне по одному.
Комплекс 15 (с мячом большого диаметра)
Ходьба в колонне по одному, на сигнал воспитателя: «Аист!» остановиться, поднять согнутую в колене ногу, руки в стороны, продолжение ходьбы. На сигнал: «Лягушки!» остановиться, присесть, положить руки на колени. Бег врассыпную.
1. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, мяч внизу.
1–2 – поднимаясь на носки, поднять мяч вверх;
3–4 – вернуться в исходное положение (6–7 раз).
2. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, мяч в согнутых руках перед собой.
1–2 – поворот вправо (влево), ударить мячом о пол, поймать двумя руками (по 3–4 раза в каждую сторону). Темп произвольный.
3. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, мяч в согнутых руках у груди.
1 – присесть, уронить мяч, поймать его;
2 – вернуться в исходное положение (6–8 раз)
4. И. п. – сидя ноги врозь, мяч внизу.
1 – поднять мяч вверх;
2 – наклониться вперед, коснуться мячом пола;
3 – выпрямиться, поднять мяч вверх;
4 – вернуться в исходное положение (5–6 раз).
5. И. п. – лежа на спине, мяч за головой, руки прямые.
Дети распределяются на несколько групп (по 5–6 человек). У одного из игроков мяч большого диаметра, и он перебрасывает его игрокам поочередно (построение – в круг, полукруг, шеренгу).
Комплекс 16
Ходьба в колонне по одному с изменением направления движения по команде воспитателя; бег врассыпную.
1. И. п. – основная стойка, руки вдоль туловища.
1 – руки в стороны;
2 – руки к плечам, пальцы сжать в кулаки;
3 – руки в стороны;
4 – исходное положение (5–6 раз).
2. И. п. – основная стойка, руки на поясе.
1 – шаг правой ногой вправо;
2 – наклон туловища вправо;
3 – выпрямиться;
4 – вернуться в исходное положение. То же влево (5–6 раз).
3. И. п. – стойка ноги врозь, руки за головой.
1 – руки в стороны;
2 – наклон вперед, коснуться пальцами пола;
3 – выпрямиться, руки в стороны;
4 – исходное положение (5–6 раз).
4. И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища.
1–2 – согнуть колени, обхватить руками, прижаться головой к коленям;
3–4 – вернуться в исходное положение (5–6 раз).
5. И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Попеременное сгибание и разгибание ног – велосипед (на счет 1–8), затем пауза и снова повторить серию движений ногами.
6. Игровое упражнение «Пингвины» (прыжки по кругу).
Игра «Угадай, кто позвал»
Дети становятся в круг. В центре круга водящий, он закрывает глаза. Кто-либо из ребят называет водящего по имени (тихим голосом). Если водящий отгадает, кто его позвал, то они меняются местами; если не отгадает, игра повторяется.
Январь
Комплекс 17 (с палкой)
Ходьба в колонне по одному, по мостику (доска или дорожка из шнуров); бег между предметами змейкой. Ходьба и бег чередуются. По одной стороне зала проводится одно задание, а по противоположной – другое.
1. И. п. – основная стойка, палка внизу, хват шире плеч.
1 – палку вверх, потянуться;
2 – сгибая руки, палку положить на лопатки;
3 – палку вверх;
4 – палку вниз, вернуться в и.п. (4–6 раз).
2. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, палка на груди. 1–2 – присесть, палку вынести вперед;
2 – прыжком ноги вместе. На счет 1–8, повторить 2–3 раза.
Игровое упражнение «Великаны и гномы».
Комплекс 18 (с мячом)
Ходьба и бег в колонне по одному; ходьба и бег врассыпную.
1. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, мяч в обеих руках внизу.
1–мяч на грудь;
2 – мяч вверх, руки прямые;
3 – мяч на грудь;
4 – вернуться в исходное положение (6–8 раз).
2. И. п. – стойка ноги врозь, мяч на груди.
1–3 – наклониться вперед и прокатить мяч от одной ноги к другой;
4 – исходное положение (5–6 раз).
3. И. п. – стойка в упоре на коленях, мяч в согнутых руках внизу.
1–2 – садясь на пятки и поворачивая туловище вправо, коснуться мячом пола у правого носка;
3–4 – вернуться в исходное положение. То же влево (4–6 раз).
4. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, мяч внизу.
1 – присесть, мяч вынести вперед;
2 – исходное положение (5–6 раз).
5. И. п. – стойка ноги врозь, мяч в согнутых руках перед собой. Броски мяча вверх и ловля его двумя руками. Выполнение произвольное.
6. И. п. – основная стойка перед мячом, руки вдоль туловища. Прыжки вокруг мяча в обе стороны на двух ногах, на правой и левой ноге, попеременно, в чередовании с небольшой паузой.
Комплекс 19
Ходьба в колонне по одному, на носках, руки на поясе. Бег в колонне по одному, бег врассыпную.
1. И. п. – основная стойка, руки вдоль туловища.
1 – шаг правой ногой вправо, руки за голову;
2 – приставить ногу, вернуться в исходное положение. То же влево (6–8 раз)
2. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, руки на поясе. 1–3 – пружинистые приседания, руки вперед;
4 – вернуться в исходное положение (6–7 раз).
3. И. п. – стойка ноги на ш/п., руки вдоль туловища.
1 – согнуть руки перед грудью;
2 – поворот вправо, руки в стороны;
3 – выпрямиться, руки перед грудью;
4 – исходное положение. То же влево (6 раз)
4. И. п. – основная стойка, руки вдоль туловища.
1 – руки в стороны;
2 – мах правой ногой вперед-вверх, хлопнуть в ладоши под коленом;
3 – опустить ногу, руки в стороны;
4 – исходное положение. То же левой ногой (4–6 раз).
5. И. п. – основная стойка, руки на поясе.
1 – шаг вправо;
2 – наклон вправо;
3 – выпрямиться;
4 – исходное положение. То же влево (6–8 раз).
6. И. п. – основная стойка, руки вдоль туловища.
1–8 прыжки на правой ноге, небольшая пауза и снова на счет 1–8 прыжки на левой ноге. Повторить 2 раза.
Игровое упражнение «Мяч водящему».
Дети распределяются на тройки, один из них водящий. Водящий поочередно бросает мяч игрокам, а те возвращают его обратно. В ходе игры ребята могут меняться местами. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не мешали друг другу.
Ходьба в колонне по одному; ходьба с высоким подниманием колен – лошадки; обычная ходьба; легкий бег – руки в стороны, как птицы.
1. И. п. – о.с., скакалка, сложенная вдвое, внизу.
1–2 – поднимаясь на носки, скакалку вверх;
3–4 – вернуться в исходное положение (6–8 раз).
2. И. п. – стойка ноги врозь, скакалка внизу.
1 – шаг вправо, скакалку вверх;
2 – наклон вправо;
3 – выпрямиться, скакалку вверх;
4 – исходное положение (6–8 раз).
3. И. п. – основная стойка, скакалка внизу.
1–2 – присесть, скакалку вперед;
3–4 – исходное положение (5–7 раз).
4. И. п. – стойка ноги на ш/п., скакалка на плечах.
1 – поворот туловища вправо (влево);
2 – вернуться в исходное положение (6 раз).
5. И. п. – ноги слегка расставлены, скакалка сзади внизу. Прыжки на двух ногах на месте с вращением скакалки вперед в чередовании с небольшой паузой. (Если дети недостаточно хорошо владеют умением прыгать через короткую скакалку, упражнение можно заменить.)
Февраль
Комплекс 21 (с обручем)
Ходьба в колонне по одному; ходьба и бег врассыпную.
1. И. п. – о.с., внутри обруча, руки вдоль туловища.
1 – присесть;
2 – взять обруч хватом с боков и встать, обруч на уровне пояса;
3 – присесть, положить обруч;
4 – встать, вернуться в исходное положение (6 раз).
2. И. п. – стойка ноги врозь, обруч в согнутых руках на груди.
1 – поворот туловища вправо;
2 – исходное положение. То же влево (6–7 раз).
3. И. п. – о.с., обруч вертикально на полу хватом обеими руками сверху.
III. Перестроение в колонну по одному, легкий бег, ходьба.
Комплекс 24 (с мячом)
Ходьба и бег в колонне по одному с изменением направления движения по сигналу воспитателя; ходьба и бег врассыпную.
1. И. п. – стойка ноги врозь, мяч в обеих руках перед собой. Броски мяча вверх (невысоко) в произвольном темпе.
2. И. п. – стойка ноги слегка расставлены, мяч в обеих согнутых руках перед собой. Поворот туловища вправо, бросить мяч о пол, поймать его. То же с поворотом влево (по 3–4 раза в каждую сторону).
3. И. п. – стойка в упоре на коленях, сидя на пятках, мяч перед собой на полу. Прокатить мяч вокруг себя вправо, помогая руками. То же выполнить влево (по 3 раза).
4. И. п. – лежа на спине, ноги прямые, мяч за головой.
1–2 – поднять ноги вверх медленным движением, коснуться их мячом;
3–4 – вернуться в исходное положение (6–7 раз).
5. И. п. – лежа на спине, мяч в обеих руках за головой, руки прямые.
1–2 – повернуться на живот, мяч в обеих руках;
3–4 – повернуться обратно на спину, вернуться в исходное положение (5–6 раз).
6. И. п. – основная стойка, мяч внизу.
1–2 – правую ногу назад на носок, мяч вверх;
3–4 – вернуться в исходное положение.
То же левой ногой (6–7 раз).
Игра «Удочка».
Март
Комплекс 25
Игра «Великаны и гномы».
1. И. п. – о.с., руки согнуты перед грудью ладонями книзу.
1–3 – три рывка руками в стороны;
4 – исходное положение (5–6 раз).
2. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки за головой.
1 – наклон туловища вправо (влево);
2 – вернуться в исходное положение (6–7 раз).
3. И. п. – лежа на спине, ноги согнуты, ступни на полу, руки вдоль туловища.
1–2 – поднять таз, прогнуться, опираясь на ладони;
3–4 – вернуться в исходное положение. То же левой ногой (6–8 раз).
5. И. п. – стойка ноги на ш/п., обруч вертикально за спиной, хват рук с боков.
1 – поворот туловища вправо (влево);
2 – вернуться в исходное положение (6 раз).
6. И. п. – стоя боком к обручу, руки произвольно.
Прыжки вокруг обруча в обе стороны. Повторить 2–3 раза.
Комплекс 27
Построение в шеренгу, колонну, проверка осанки; ходьба и бег в колонне
по одному за первым и последним.
• «Руки вверх»
.И. П.: ноги на ширине плеч, руки опущены вниз.
1 – руки поднять через стороны вверх, хлопнуть в ладоши;
2 – и.п.
• «Голова качается»
И. П.: ноги вместе, руки на поясе
1 – наклон головы вправо;
2 – и.п.;
3 – наклон головы влево;
4 – и.п.
• «Наклоны в стороны»
И. П.: ноги на ширине плеч, руки в стороны.
1 – наклон вправо, левая рука через верх касается правой руки;
2 – и.п. То же в другую сторону (руки не опускать).
• «Наклоны вниз»
И. П.: ноги вместе, руки на поясе
1 – наклон вниз, коснуться руками носков (колени не сгибать);
2 – и.п.
• «Удержи равновесие»
И. П.: ноги слегка расставлены, руки внизу.
1 – 3 – поднять правую ногу, руки в стороны,
2 – и.п.
То же с левой ногой.
• «Прыжки»
И. П.: ноги вместе, руки на поясе.
В: прыжки на двух ногах на месте.
III. Перестроение в колонну по одному, лѐгкий бег, ходьба.
Комплекс 28
Ходьба в колонне по одному, по кругу с поворотом по команде воспитателя; ходьба и бег врассыпную.
1. И. п. – основная стойка, кегли внизу.
1 – кегли в стороны;
2 – кегли вверх;
3 – кегли в стороны;
4 – вернуться в исходное положение (6–7 раз).
2. И. п. – стойка ноги врозь, кегли внизу.
1 – кегли в стороны;
2 – наклон вперед к правой ноге, поставить кегли у носка; 3 – выпрямиться, руки на пояс;
4 – наклониться, взять кегли, вернуться в исходное положение. То же к левой ноге (4–6 раз).
3. И. п. – стоя в упоре на коленях, кегли у плеч.
1 – поворот вправо, поставить кеглю у пятки правой ноги; 2 – поворот влево, поставить кеглю у пятки левой ноги;
3 – поворот вправо, взять кеглю;
4 – поворот влево, взять кеглю (4–6 раз).
4. И. п. – сидя ноги врозь, кегли у груди.
1–2 – наклон вперед, коснуться кеглями пола между носков ног;
3–4 – вернуться в исходное положение (6 раз)
5. И. п. – основная стойка, кегли внизу.
1 – присесть, кегли вынести вперед;
2 – исходное положение (6–7 раз).
6. И. п. – основная стойка, кегли на полу.
Прыжки на правой и левой ноге вокруг кеглей в обе стороны. Повторить 2–3 раза.
Ходьба в колонне по одному.
Апрель
Комплекс 29
Ходьба и бег с перешагиванием через предметы; ходьба и бег врассыпную.
1. И. п. – основная стойка, руки вдоль туловища;
1–2 – поднимаясь на носки, руки через стороны вверх, прогнуться;
3–4 – исходное положение (6–7 раз).
2. И. п. – стойка ноги на ширине ступни, руки за головой.
1–2 – присесть медленным движением, руки в стороны;
3–4 – исходное положение (5–6 раз).
3. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки за спиной.
1 – руки в стороны;
2 – наклониться к правой ноге, хлопнуть в ладоши за коленом;
3 – выпрямиться, руки в стороны;
4 – исходное положение. То же к левой ноге (6 раз).
4. И. п. – стойка в упоре на колени, опираясь ладонями о пол. 1 – поднять правую ногу назад-вверх;
2 – вернуться в исходное положение. То же левой ногой (6–7 раз).
5. И. п. – стойка в упоре на коленях, руки на поясе.
1 – поворот вправо, правую руку вправо;
2 – вернуться в исходное положение. То же влево (4–6 раз).
6. И. п. – основная стойка, руки вдоль туловища.
1 – прыжком ноги врозь, руки в стороны;
2 – прыжком ноги вместе. Выполняется под счет 1–8 (2–3 раза).
Ходьба в колонне по одному.
Комплекс 30 (с палкой)
Ходьба и бег в колонне по одному, ходьба и бег с остановкой по сигналу воспитателя.
1. И. п. – основная стойка, палка внизу.
1 – поднять палку на грудь;
2 – палку вверх;
3 – палку на грудь;
4 – исходное положение (6–7 раз).
2. И. п. – стойка ноги врозь, палка внизу.
1 – палку вверх;
2 – наклон к правой ноге;
3 – выпрямиться, палку вверх;
4 – исходное положение. То же к левой ноге (6 раз).
3. И. п. – основная стойка, палка на плечах.
1–2 – присесть медленным движением, спину и голову держать прямо;
3–4 – исходное положение (5–7 раз).
4. И. п. – лежа на животе, палка в согнутых руках перед собой.
1 – прогнуться, палку вперед-вверх;
2 – вернуться в исходное положение (5–7 раз).
5. И. п. – о.с., палка хватом сверху шире плеч внизу.
1 – прыжком ноги врозь, палку вверх;
2 – прыжком ноги вместе. Выполняется на счет 1–8 (2 раза).
Ходьба в колонне по одному.
Комплекс 31
Ходьба в колонне по одному между предметами; ходьба и бег врассыпную.
2. И. п. – сидя верхом на скамейке, руки на поясе. 1 – руки в стороны; 2 – руки за голову; 3 – руки в стороны; 4 – исходное положение (6–7 раз).
3. И. п. – сидя на скамейке верхом, руки на поясе. 1 – руки в стороны; 2 – наклон вправо (влево); 3 – выпрямиться, руки в стороны; 4 – вернуться в исходное положение (6 раз).
4. И. п. – лежа перпендикулярно к скамейке, ноги прямые, хват руками за края скамейки; 1–2 поднять прямые ноги вверх (рис. 33); 3–4 – вернуться в исходное положение (6–7 раз).
5. И. п. – стоя лицом к скамейке, руки вдоль туловища. 1 – шаг правой ногой на скамейку; 2 – шаг левой ногой на скамейку; 3 – шаг правой ногой со скамейки; 4 – то же левой. Поворот кругом. Повторить упражнение 3–4 раза.
6. И. п. – стоя боком к скамейке, руки произвольно. На счет 1–8 прыжки на двух ногах вдоль скамейки; поворот кругом и повторение прыжков.
7. Ходьба в колонне по одному между скамейками.
Комплекс 32
1. И. п. – основная стойка, руки вдоль туловища.
1 – шаг правой ногой вправо, руки в стороны;
2 – исходное положение. То же левой ногой (6–7 раз).
2. И. п. – ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища.
1–3 – пружинистые приседания, руки вперед;
4 – исходное положение (5–7 раз).
3. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки внизу.
1 – руки согнуть перед грудью;
2 – поворот вправо, руки развести в стороны;
3 – руки перед грудью;
4. – исходное положение. То же в левую сторону (6 раз).
4. И. п. – ноги параллельно, руки вдоль туловища.
1 – руки в стороны;
2 – согнуть правую ногу, положить на колено;
3 – опустить ногу, руки в стороны;
4 – исходное положение. То же левой ногой (6 раз).
5. И. п. – стойка на коленях, руки на поясе.
1–2 – с поворотом вправо сесть на правое бедро;
3–4 – исходное положение. То же влево (по 3 раза).
6. И. п. – основная стойка, руки вдоль туловища.
Прыжки на правой и левой ноге под счет воспитателя 1–8. Повторить упражнение 1–3 раза.
Ходьба в колонне по одному.
Май
Комплекс 33 (с малым мячом)
Ходьба в колонне по одному, выполняя упражнения для рук по сигналу воспитателя – руки в стороны, за голову, на пояс; бег врассыпную.
1. И. п. – основная стойка, мяч в правой руке внизу.
1 – руки в стороны;
2 – руки вверх, переложить мяч в другую руку;
3 – руки в стороны;
4 – исходное положение (6–7 раз).
2. И. п. – стойка ноги врозь, мяч в правой руке.
1 – наклон к правой ноге;
2–3 – прокатить мяч от правой ноги к левой и обратно;
4 – исходное положение. То же к левой ноге (4–5 раз).
3. И. п. – стойка на коленях, мяч в обеих руках.
1–2 – садясь на пятки и поворачивая туловище вправо, коснуться мячом пола;
3–4 – вернуться в исходное положение. То же влево (4–6 раз).
4. И. п. – сидя на полу, мяч зажат между стопами ног, руки в упоре сзади.
1–2 – поднять прямые ноги, стараясь не уронить мяч;
3–4 – вернуться в исходное положение (5–7 раз).
5. И. п. – лежа на спине, мяч в прямых руках за головой.
1–2 – поднять вперед прямые руки и правую ногу, коснуться ее мячом;
3–4 – вернуться в исходное положение. То же левой ногой (6–7 раз).
6. И. п. – ноги слегка расставлены, мяч в правой руке. Ударять мячом о пол правой рукой, ловить мяч двумя руками. Темп произвольный.
Игра «Удочка».
Комплекс 34
Игра «Догони свою пару».
1. И. п. – основная стойка, руки на поясе.
1–2 – поднимаясь на носки, руки через стороны вверх, потянуться;
3–4 – исходное положение (6 раз).
2. И. п. – стойка ноги на ширине плеч, руки за спину.
1 – руки в стороны;
2 – наклон вправо, руки вверх;
3 – выпрямиться, руки в стороны;
4 – вернуться в исходное положение (6 раз).
3. И. п. – стойка на коленях, руки на поясе.
1 – поворот вправо, правой рукой коснуться пятки левой ноги;
2 – вернуться в исходное положение. То же влево (6 раз).
4. И. п. – стойка в упоре на коленях, опираясь на ладони о пол.
1–2 – выпрямить колени, приняв положение упора согнувшись;
3–4 – вернуться в исходное положение (5–6 раз).
5. И. п. – лежа на животе, руки согнуты перед грудью.
1–2 – прогнуться, руки вынести вперед;
3–4 – исходное положение (6–7 раз).
Комплекс 35 (с флажками)
Ходьба в колонне по одному, перешагивая через шнуры. Бег, перешагивая через бруски (или кубики).
4 – исходное положение. То же левой ногой (6–7 раз).
5. И. п. – основная стойка, флажки внизу.
1 – прыжком ноги врозь;
2 – прыжком в исходное положение.
Выполняется на счет 1–8, повторить 2–3 раза.
6. И. п. – основная стойка, флажки внизу.
1 – правую ногу назад на носок, флажки вверх;
2 – вернуться в исходное положение. То же левой ногой (6–7 раз).
Ходьба в колонне по одному.
Комплекс 36
Ходьба в колонне по одному, ходьба в полном приседе, ходьба спиной вперед. Бег в колонне по одному, продолжительный бег. Ходьба. Построение в три колонны.
Основная часть:
1. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища,
4. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на пояс 1 – полуприсед с полуоборотом в право, 2 – вернуться в И.п., 3 – полуприсед с полуоборотом в лево, 4 – И.п.
5. И.п. – стоя, ноги на шире плеч, руки на пояс. 1 – наклон туловища вперед, левой рукой коснуться носка правой ноги, 2 – выпрямиться, и.п., 3 – наклон туловища в перед коснуться правой рукой коснуться носка левой ноги, 4 – вернуться в и.п.
6. И.п. – стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. 1 – поднять правую ногу, согнуть в колене, дотронуться до локтя левой руки, 2 – И.п. , 3 – поднять левую ногу, согнутую в колене, дотронуться до правого локтя.
7. И.п. – стоя, ноги вместе, руки на поясе – подскоки на месте.
Заключительная часть: Ходьба в колонне по одному
Приложение 3. Консультация для родителей «Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщение их к здоровому образу жизни».
Каждый родитель желает видеть своих детей здоровыми, энергичными, веселыми, красивыми и спортивными. Путей к физическому совершенствованию много.
Один из них – воспитание в семье.
Еще в дошкольном возрасте в ближайшем окружении, в частности в семье, закладываются основные качества личности, в сознании ребенка формируется модель семьи, взрослой жизни, которую ребенок подсознательно начинает реализовывать, едва достигнув самостоятельности.
Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того, чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.
Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье.
Семья – главный показатель здорового образа жизни. То, что прививают ребенку с детства в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих. Началом ЗОЖ является воспитание потребности в здоровье.
Формирование здорового организма, умение управлять им, развивать, совершенствовать – вот задачи здорового образа жизни.
От родителей во многом зависит, вырастут ли их дети здоровыми и жизнерадостными или преждевременно разрушат свое здоровье. Поэтому родители должны сами воспринимать философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья. Формируя ЗОЖ ребенка, родители должны привить основные знания, умения и навыки:
Знание правил личной гигиены, гигиены одежды, обуви, помещений;
Умение правильно строить режим дня и выполнять его;
Знание основных правил правильного питания;
Умения взаимодействовать с окружающей средой;
Знание правил сохранения здоровья от простудных заболеваний;
Понимание значения двигательной активности для развития здорового организма
Если родители научат детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если они будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, но и физически.
Приложение 4. Комплекс дыхательной гимнастики
«Дышим тихо, спокойно и плавно»
Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения.
Исходное положение - стоя, сидя, лежа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза закрыть. Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос. Повторить 3-5 раз. Упражнение выполняется бесшумно, плавно.
«Ветер»
Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.
Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот.
Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки. Задержать дыхание на 3-4 секунды. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3-4 раза.
«Пускаем мыльные пузыри»
При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.
Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.
Выдох спокойный через нос с опущенной головой. Повторить 3-5 раз.
«Дровосек»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "ух". Повторить 3-5 раз.
«Каша кипит»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.
«Паровозик»
Цель: формирование дыхательного аппарата. Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 20 секунд.
Приложение 5. Картотека пальчиковой гимнастики
«Осень»
Ветер по лесу летал
Ветер листики считал
(Плавные, волнообразные движения ладонями.)
Вот дубовый,
Вот кленовый
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки
(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
Ветер бросил на тропинку
(Спокойно укладывают ладони на стол.)
«Огород»
Приглашаем народ:
-Заходите в огород!
(Разводят руки в стороны перед собой.)
Проходите между гряд-
(Указательные и средние пальчики обеих рук как ножки «шагают» по столу.)
Там огурчики лежат,
(Изображают огурец: складывают пальчики в форме овала.)
Помидоры висят,
Прямо в рот хотят.
(Складывают пальчики в форме круга.)
Рядом зреет репка
Ни густа, ни редка.
(Складывают пальчики в форме сердечка.)
Наберем мы овощей
Для себя и для друзей.
(Округляют левую руку как лукошко, а правой рукой «кладут» в него воображаемые овощи.)
«Хлеб».
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
( Дети слегка покачивают руками поднятыми вверх. )
А потом обмолотили,
( Постукивают кулаками друг о друга.)
Он в зерно вдруг превратился.
«Компот»
Будем мы варить компот,
(Левую ладошку держать «ковшиком»)
Фруктов нужно много. Вот:
(Указательным пальчиком правой руки «мешают».)
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
(Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)
Варим, варим мы компот.
(Опять «варят» и «мешают».)
Угостим честной народ!
(Руки вытягивают вперед ладошками вверх и разводят в стороны.)
«Апельсин»
Мы делили апельсин;
Много нас, а он один.
Эта долька — для ежа,
Эта долька — для стрижа,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.
(на каждую строчку сжимают пальцы рук в кулак, начиная загибать их с большого)
Он сердит на нас, беда!!!
(бросательное движение правой рукой)
Разбегайтесь кто куда!!!
(прячут руки за спину)
В сад за сливами пошли
Палец сильный и большой (поднять большие пальцы обеих рук) В сад за сливами пошёл, Указательный с порога Указал ему дорогу, (указательный жест указательным пальцем) Средний палец самый меткий — Он срывает сливы с ветки! (средний оттянуть и отпустить) Безымянный подбирает, («подбираем» безымянным) А мизинчик в землю косточки сажает. (мизинец «вдавливаем в землю» круговыми движениями)
«Семья»
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
(Поднимают руки ладошкой к себе и прижимают к груди.)
Это – мама,
Это – я,
Это – бабушка моя,
Это – папа,
Это – дед.
(В соответствии с текстом в определенной последовательности загибают пальчики: сначала безымянный, затем мизинец, указательный пальчик, средний и большой.)
И у нас разлада нет.
(Вытягивают вперед руки ладошками вверх.)
«Тише, тише не шумите»
Этот пальчик хочет спать
(Загибают большие пальчики на обеих руках.)
Этот пальчик лег в кровать
(Загибают указательные пальчики.)
Этот пальчик чуть вздремнул
(Загибают средние пальчики.)
Этот пальчик уж уснул
(Загибают безымянные пальчики.)
Этот крепко-крепко спит
(Загибают мизинчики.)
Тише, тише, не шумите…
(Подносят указательный пальчик к губам.)
Солнце красное взойдет,
Утро ясное придет,
(Поднимают руки и делают «солнышко».)
Будут птицы щебетать,
(Машут сложенными накрест ладонями.)
Будут пальчики вставать!
(Сжимают и разжимают кулачки.)
«Приходили к ёлке»
Приходили к ёлке
(Пальчики рук переплетены, из больших пальчиков–верхушка «ёлочки».)
Зайцы,
(«Ушки» из указательного и среднего пальчика.)
Белки,
(Указательный и средний пальчики чуть согнуть.)
Волки,
(Большие пальчики подняты вверх, указательные согнуты, остальные пальчики прижаты и вытянуты вперед.)
Новый год встречали
(Попеременно хлопают ладошками и сжимают кулачки.)
И подарков ждали.
(Вытягивают вперед руки ладошками вверх.)
Приложение 6 Картотека упражнений с су-джок мячиками
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
( Повторяем слова и выполняем действия с шариком в соответствии с текстом)
«Ежик»
Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик.
Как же взять его?
(Катаем шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение )
«Овощи»
Левая рука:
Вырос у нас чесночок,
(дети разминают указательный)
Перец, томат, кабачок,
(дети разминают средний)
Тыква, капуста, картошка,
(дети разминают безымянный)
Лук и немного горошка.
(дети разминают мизинец)
Правая рука:
Овощи мы собирали.
(дети разминают мизинец)
Ими друзей угощали,
(дети разминают безымянный)
Квасили, ели, солили,
(дети разминают средний)
С дачи домой увозили.
(дети разминают указательный)
Прощай же на год,
Наш друг-огород.
«Зайцы»
На поляне, на лужайке
(катать шарик между ладонями)
Целый день скакали зайки.
(прыгать по ладошке шаром)
И катались по траве,
(катать вперед – назад)
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали,
(прыгать по ладошке шаром)
Но напрыгались, устали.
(положить шарик на ладошку)
Мимо змеи проползали,
(вести по ладошке)
«С добрым утром!» - им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать.
(гладить шаром каждый палец)
«Фрукты».
Этот пальчик – апельсин, он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива, вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос, высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша, просит. «Ну – ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
(дети поочередно разгибают пальчики из кулачка, одевая колечко)
Фрукт для вас и для нас.
(Дети катают шарик по ладошке.)
«Ягоды»
Ягоды – крыжовник, клюква, черника, брусника,
Малина, клубника, шиповник, смородина и земляника
(Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки)
Запомнил ягоды я наконец. Что это значит?
(Поднимают плечи, удивляются)
Я – молодец! Большой палец вытягивают вперед.
Приложение 7. Беседа « Что такое режим дня?»
Цель:
Обобщить знания детей о режиме дня.
Задачи:
Закреплять представления о режиме дня, умении отличать поведение способствующее укреплению здоровья, от поведения, вредного для здоровья.
Убедить в необходимости соблюдать режим дня для сохранения здоровья.
Запреплять умения соотносить разные части суток с собственной деятельностью.
Оборудование: картинки - схемы мытья рук, чистки зубов. «Режим дня» в форме круглых часов со стрелками, игра «Разложи по порядку», материал для аппликации.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, какое у вас сегодня настроение? ( Ответы детей: хорошее, радостное, веселое.)
Воспитатель:
Улыбка - это залог хорошего настроения. Улыбаясь, мы дарим друг другу здоровье и радость. Что еще помогает сохранять хорошее настроение? (Ответы детей: добрые слова, хорошее самочувствие).
(Звучит звонок будильника).
Воспитатель:
- Ребята, да это будильник на часах! А зачем человек придумал часы?
(Ответы детей: чтобы не опоздать. Чтобы знать какое время).
Воспитатель:
Правильно, а еще, чтобы соблюдать режим дня. Что же такое режим дня? Это распорядок. С чего должно начинаться утро? С зарядки, водных процедур, дороги в детский сад. Послушайте рассказ девочки Тани о ее режиме дня.
«Я встаю обычно в семь часов утра. Мама целует меня в щечку и шепчет
на ухо: «С добрым утром, дочка!»
Я открываю глаза, отвечаю маме: «С добрым утром, мамочка!» Встаю и
иду в ванную комнату умываться, обтираться прохладной водой, чистить
зубы.
Потом собираюсь в детский сад.
В детском саду мы с воспитательницей Ириной Анатольевной двадцать
минут делаем зарядку. Затем моем руки с мылом и идем завтракать.
На завтрак обычно мы тратим полчаса. После завтрака занимаемся с
воспитательницей разными делами: рисуем, лепим, готовимся к
праздникам, вырезаем из бумаги, шьем мягкие игрушки. На утренние
занятия отводится час.
После этого мы всей группой идем на прогулку. В час дня возвращаемся с
прогулки и садимся обедать.
После обеда примерно два часа спим.
После сна мы полдничаем. Полдник заканчивается в четыре часа дня.
После полдника играем в разные игры, занимаемся музыкой, танцуем, а
потом снова отправляемся на прогулку.
Гуляем примерно час.
После прогулки ужинаем. А после ужина за мной приходит мама или папа,
и мы идем домой.
За вечерним чаем я обычно рассказываю, как прошел день, чем мы
занимались, что особенно мне понравилось и запомнилось.
Потом я немного смотрю телевизор или играю в компьютерные игры и
ровно в девять часов ложусь спать».
Я знаю, что есть дети, которые думают, что соблюдать режим дня вовсе не
нужно.
Они поздно ложатся спать, засиживаясь перед телевизором или
компьютером, поздно встают утром, чувствуя себя невыспавшимися и
усталыми, не вовремя завтракают, обедают и ужинают, нанося вред своему
здоровью.
Отгадай загадки
Ее мы делаем по утрам, Она бодрость дарит нам. (Утренняя зарядка.)
Мы по часам гуляем, едим, Мы каждый день соблюдаем... (Режим.)
Воспитатель:
- Режим дня - распорядок всех дел и действий, которые тебе нужно совершить в течение дня. Организм человека имеет одну особенность, которую нельзя забывать. Он старается соблюдать свое внутреннее расписание и страдает, когда этот порядок нарушается. Например, ты заигрался во дворе и совсем забыл, что уже время обедать. Как ты узнаешь, что голоден, что ты почувствуешь? ( Ответы детей.)
Воспитатель:
Это организм твой дал сигнал, что пора обедать. Он привык получать пищу в определенное время.
- Как ты узнаешь, что хочешь пить? (Ответы детей)
- Как ты узнаешь, что хочешь спать? (Ответы детей)
Тик- так, Тик-так! (поворачивают руки ладошками к себе, машут ладошками к себе, затем снова качают руками вправо-влево)
Все ребята знать хотят,
Почему часы стучат? («грозят» указательным пальцем правой руки)
Тик-так, Тик-так!
Тик-так, так! (ритмично хлопают в ладоши).
Воспитатель: Если не соблюдать правильный режим дня, нарушать внутренний распорядок, организм рассердится и поссорится с тобой. Ты садишься за стол обедать, а аппетита нет. Все кажется невкусным. Ложишься спать позже обычного времени и заснуть никак не можешь. Пора вставать, а глаза слипаются, руки и ноги не слушаются, голова клонится к подушке.
Вывод такой: необходимо соблюдать правильный режим дня – спать, есть, гулять на улице, играть и заниматься в определенное время. Тогда организму легко работать, и ты будешь чувствовать себя здоровым и бодрым.
Воспитатель: Этот секрет-режим дня. Режим помогает быть дисциплинированными, помогает укрепить здоровье, хорошо и качественно выполнить свои дела и задания. Режим – это когда все твои дела распределены четко по времени в течение дня.
Воспитатель: А теперь я хочу узнать, выполняете ли вы режим дня.(Ответы детей)
Воспитатель: ребята, что нового вы узнали сегодня? ( ответы детей )
Будете ли вы соблюдать режим дня дома ? (ответы детей)