В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Времена года"»
МБДОУ № 188 «Детский сад компенсирующего вида»
г. Иваново
Организация проектной деятельности детей
в средней группе № 188 «Пчелки»
по теме «Времена года»
подготовила воспитатель:
Щебнева Е.Е.
Тип проекта: познавательно – творческий.
Вид проекта: групповой.
Длительность проекта: долгосрочный (октябрь 2023 – май 2024).
Возраст: 5 – 7 лет
Участники проекта: воспитатель Щебнева Екатерина Евгеньевна, дети подготовительной группы и их родители.
Актуальность темы: В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Большинство современных детей недостаточно общается с природой. ЭКО образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке, селе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Необходимо научить ребенка жить в гармонии с природой, научить оберегать и защищать природный мир.
Цель проекта: формирование начальных представлений о временах года.
Задачи приоритетной образовательной области:
Познавательное развитие:
- формировать познавательный интерес представления об особенностях природы;
- развивать у детей интерес к природе;
- учить бережно относиться к природе.
Задачи в интеграции образовательных областей
Социально-коммуникативное развитие:
- развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
- Развивать эмоциональную отзывчивость.
Речевое развитие:
- Способствовать развитию речевого общения, обогащению и расширению словаря.
-развивать все компоненты устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи) в различных формах и видах деятельности;
Художественно – эстетическое развитие:
- развивать предпосылки ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений художественного слова;
- Развивать творческие способности детей через изготовление поделок, разучивание танцев, стихов, чтение сказок, рассказов, рассматривание картин и иллюстраций.
Физическое развитие:
-развивать координацию движения, крупную и мелкую моторику.
Предпосылки универсальных учебных действий:
Предпосылки личностных УУД:
- использование знаний о временах года;
- формирование познавательной мотивации.
Предпосылки регулятивных УУД:
- формирование умения осуществлять действие по образцу;
- в сотрудничестве с воспитателем, подводить итоги практической деятельности;
- формирование умения правильно держать карандаш.
Предпосылки познавательных УУД:
- учиться обобщать, систематизировать;
- учиться строить речевое высказывание в устной форме.
Предпосылки коммуникативных УУД:
- учиться формулировать собственное мнение;
- приобретение опыта сотрудничества, осуществление совместной познавательной, творческой деятельности в группе.
Планируемый результат проектной деятельности:
1. Лучше научить замечать красоту родной природы.
2. У детей возникло желание отображать увиденное при помощи рисования, лепки.
3. Дети станут чаще прибегать к активной речи, как средству общения и выражения своих чувств.
4. Станут получать удовольствие от заботы об объектах как живой, так и неживой природы.
5. Родители получат новые знания об некоторых методиках проведения целевых прогулок и применят полученные знания на практике.
Этапы проекта:
Подготовительный
постановка проблемы;
обсуждение темы проекта с детьми и родителями;
сбор информации
Материально – технические ресурсы:
компьютер;
Видеоматериалы о временах года;
Наборы для творчества, альбомы, клей, кисти и др
Предварительная работа с детьми:
чтение детских сказок, рассказов, стихов;
Тематическое оформление групповой комнаты.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
1 этап – организационно – диагностический
Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий. Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
2 этап – формирующий
Цель: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, непосредственно реализация самого проекта через работу по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей.
3 этап – обобщающий
Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности экологических знаний детей. Анализ и подведение итогов работы. Третий этап включает в себя презентацию проекта
ФОРМЫ РАБОТЫ
с детьми:
беседы;
занятия;
рассматривание альбомов, картин, иллюстраций;
выставки детских работ по проекту;
дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту;
заучивание стихов, пословиц, поговорок;
творческая речевая деятельность;
утренники, развлечения;
конкурсы;
театрализованная деятельность;
сочинение рассказов и сказок о природе;
видеопросмотры.
с родителями:
беседы и консультации;
дни открытых дверей;
папка-передвижка
конкурсы.
Основной этап – реализация проекта.
Срок реализации
Взаимодействие педагога с детьми
Взаимодействие родителей
с детьми
Взаимодействие педагога
с семьёй
Октябрь
«Осень в гости к нам пришла».
Чтение художественной литературы:
И. Бунин «Листопад»,
сказка «Вершки – корешки».
Беседа: «Осень в гости к нам пришла».
Знакомство с приметами осени.
Наблюдения на прогулках: «Наступила осень – листья пожелтели»
Загадывание загадок.
Аппликация «Осеннее дерево».
Д/игра «Что нам осень принесла».
П/игра «Собери овощи и фрукты».
Разучивание стихотворений об осени.
Сбор гербария
Консультация
«Витамины с грядки»
Ноябрь
«Подготовка к зиме»
Беседа на тему: «Как животные готовятся к зиме». Рассматривание картин зайчиха с зайчатами.
Рассматривание картинок на тему: «Зимующие птицы».
Работа по карте – схеме «Как люди готовятся к зиме».
Беседа «Поздняя осень».
Слушание песни «Первый снег».
Просмотр развивающего мультфильма «Поздняя осень».
Наблюдения на прогулках:«Ветер подул».
Загадывание загадок. Раскрашивание «Зайчик с морковкой».
Лепка «Веточки рябины».
П/игра «Зайка беленький...».
Совместное ухаживание за домашними животными дома.
Папка-передвижка: «Учим ребенка наблюдать за изменениями в природе»
Беседа «Зимние забавы». Дидактические и настольные игры «Зимние слова», «Кто что делает?», «Чудесный мешочек», Сюжетно – ролевые игры: «Собираемся на прогулку».
Эксперимент с водой «Что будет с водой, если вынести на мороз?», «Почему снежинка на ладони тает».
Изготовление открытки к 23 февраля.
Подвижные игры: «На земле снежок лежит», «Остановись возле игрушки».
Детско-родительский рисунок на тему «Волшебница- зима»
Оформление папки – передвижки «Как интересно провести зимой прогулку с ребёнком?»
Итоговая деятельность: Открытка другу с рассказом о зиме
Март
Весна пришла
Наблюдение за состоянием погоды: за небом; за снегом; за деревьями; птицами; за явлениями природы, характерными для наступления весны – сосульки, проталины.
Чтение В.Берестов «Март». Рисование «Вот какие у нас сосульки».
Словесно-речевые игры «Вот пришла весна», «Какие сосульки?»
Речевая подвижные игра «В гости к нам весна пришла»
Беседа родителей с детьми на тему: «Опасный лёд»
Консультация «Чем же занять ребенка на прогулке весной?»
Итоговая деятельность: Изготовление открытки к 8 Марта
Апрель Весенние цветы
Беседа: «Цветы – краса земли». Д/игра «Сложи цветок» (уточнение знаний о строении цветка – стебель, листья цветок).
Наблюдение «Цветы на наших клумбах».
Рисование на асфальте:
«Весенние цветы».
Хороводная игра «Вейся венок». Потешка: «Как по лугу».
Труд: полив цветов.
Аппликация: “Нарядные бабочки”
Раскрашивание раскрасок «Цветы».
Опыт «Нужна ли цветам вода».
Уход за огородом и цветником с детьми дома.
Консультация для родителей о безопасности «Осторожно, весна!»