Проект "В мастерской Деда Мороза" помогает приобщить детей логопедической группы к народным традициям, культуре посредством календарно-обрядовых праздников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "В мастерской Деда Мороза"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №24 «Золотая рыбка»
Проект «В мастерской Деда Мороза»
в группе компенсирующей направленности №5 «Берёзка»
для детей с ОНР III уровня
второй год обучения
Руководитель проекта: учитель-логопед
Пигунова Наталья Ивановна
город-курорт Ессентуки
Актуальность:
Важное место в данном проекте занимает изучение и сохранение традиций празднования Нового года, что помогает удовлетворить познавательный интерес детей к этому празднику. В процессе бесед, интегрированных тематических занятий расширяются знания и представления детей о народном календаре, об обычаях встречи новогоднего праздника, его атрибутики, персонажах .Многообразие, богатство, духовная мудрость жизни наших предков занимают особое место в воспитании ребенка. Проект ориентирован на детей дошкольного возраста и позволяет создать радостную эмоциональную атмосферу в преддверии новогоднего праздника. Проектная деятельность направлена на совместное сотрудничество детей, их родителей, педагогов дошкольного учреждения.
Основная цель:
Приобщение детей к народной культуре посредством календарно-обрядовых праздников.
Задачи:
-Способствовать расширению представлений у детей об общенародном празднике Новогодней елки.
- Обеспечить знакомство с историей возникновения праздника, добиться усвоения умения бережно относиться к праздничным народным традициям и обычаям.
-способствовать развитию у дошкольников интеллектуальную инициативу, организаторские способности, приучать активно участвовать в подготовке к праздника.
-Способствовать развитию речевого общения, обогащению и расширению словаря.
-Способствовать формированию интереса к народному творчеству, любовь к ручному труду.
-Укреплять связи дошкольного учреждения с семьей.
-Побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
-Создать позитивный настрой в преддверии новогоднего праздника.
Тип проекта: исследовательско-творческий.
Продолжительность: короткий (с 1 декабря по 20 декабря.)
Участники проекта:
Дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Этапы работы над проектом:
I этап. Подготовительный.
- Создание развивающей среды.
- Подбор методической и художественной литературы по теме.
- Разработка мероприятий.
II этап. Реализация проекта.
Виды деятельности, формы и содержание работы:
1.Беседа «Что такое Новый год?» (история и традиции встречи праздника).
2.Занятие «В гостях у Деда Мороза»
3.Обрядовая символика и персонажи. Почему праздник проходит вокруг елки? Есть ли на свете Дед Мороз? Об истории Новогодней игрушки.
В процессе бесед, интегрированного тематического занятия расширить знания и представления детей о народном календаре, об обычаях встречи новогоднего праздника, его атрибутики, персонажах.
Раскрыть возможности и творческие способности детей через разнообразные виды деятельности.
Интеграция образовательных областей:
Познание (формирование целостной картины мира);
Продуктивная (конструктивная и исследовательская деятельность). Коммуникация;
Чтение художественной литературы;
Художественное творчество;
Музыка;
Социализация;
Физическая культура;
Труд;
Безопасность.
Подготовительный этап:
- Подбор методической литературы.
- Подбор настольно-печатных игр.
- Приготовление материалов для художественного творчества (цветная бумага, картон, клей, карандаши, гуашь, акварель, восковые мелки, приспособления для рисования нетрадиционными техниками).
- Специально подобранная литература на зимнюю тему, о жизни птиц, животных, насекомых в это время года, растениях, описании природы, труда людей в быту и т.д. (стихи, рассказы, сказки, пословицы и поговорки, загадки).
-Подбор иллюстраций, репродукций картин на зимнюю и новогоднюю темы.
- Подбор презентаций на зимнюю и новогоднюю темы.
- Развитие монологической, диалогической и связной речи детей, обогащение её эпитетами, новыми словами и выражениями.
- Развитие творческих способностей детей.
- Запоминание детьми новых зимних игр и развлечений, умение их применять в самостоятельной игровой деятельности.
- Чтение наизусть стихотворений о зиме, о Новом годе, елочке, Дедушке Морозе
- Вовлечение родителей в творческий процесс работы с детьми, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Продукт проектной деятельности:
- Выразительное чтение стихов о зиме, новогоднем празднике;
- Конкурс «Письмо Деду Морозу» (совместное творчество детей и родителей).
- Рисунки детей на заданные и свободные темы.
- Организация выставки детских рисунков «В гости к нам пришла Зимушка – Зима»;
Познание.
-Способствовать формированию целостной картины мира.
- Наблюдения за изменениями в природе, за красотой зимних деревьев.
-Привлечение внимания детей к тому, что некоторые деревья долго сохраняют плоды (рябина, ель).
- Наблюдение за птицами в кормушках.
- Систематизировать знания и умения у детей определять свойства снега (пушистый, рыхлый, мягкий, липкий, рассыпчатый и т.д.).
- Вызвать желание познакомиться с зимними праздниками (Новый год, Рождество), приметами зимы.
1.Игры - драматизации по произведениям:
«Зимовье зверей»
«Заюшкина избушка»
2.Дидактические игры:
«Чудесный мешочек»
«Что лишнее?»
«Что перепутал художник?»
«Поможем зверям добраться до норок»
«Кто зимой спит?»
«Продолжи слово»
«Подбери цвет»
Чтение художественной литературы.
-Пословицы, поговорки, загадки о зиме и зимних явлениях.
-Чтение и заучивание стихотворений о зиме и новогоднем празднике; К.Чуковский «Елка»; Е. Карганова «Новогодние пожелания»;В. Кудлачев «Новогодние гости»; Ф. Тютчев «Чародейкою зимою..»; М. С. Есенин «Пороша»; Б. Прохоров «Кормушка»; И. Бунин «Первый снег».
- Чтение рассказов отечественных и зарубежных писателей о зиме и Новом годе А. Усачёв «Дед Мороз из Дедморозовки», «Чудеса в Дедморозовке», П. Бажов «Серебряное копытце», Бр. Гримм «Госпожа метелица».
-Чтение народных сказок «Морозко», «Двенадцать месяцев» (пер. со словацкого С. Маршака), «Снегурочка».
Коммуникация.
-Творческое рассказывание детей по темам: «Мы гуляли на участке», «Зимний лес», «Как мы готовимся к Новому году», «Ёлочка – красавица», « Приключения Деда Мороза в новогоднюю ночь», «Наши добрые дела в природе», «Что будет, если после зимы сразу наступит лето».
-Рассматривание сюжетных картин и составление описательных и повествовательных рассказов по ним.
-Работа над звуковой культурой речи детей.
-Беседы: «О зиме», «Зима глазами художников», «Забота о братьях наших меньших», «Как вести себя в лесу зимой».
-Рассматривание репродукций картин, умение видеть и понимать то, что хотел передать художник: В. Васнецов «Снегурочка», В. Суриков «Взятие снежного городка», А. Саврасов «Зимний пейзаж. И. Бородинский «Лес зимой в снегу».
Физическая культура.
1.Физкультминутки:
«Как зимой нам поиграть», «Ветер дует нам в лицо», «С неба падают снежинки», «Новогодний хоровод», «Новый год», «Деревья в лесу», «Мы на лыжах в лес идем».
Музыка.
- Разучивание песен о зиме, Новом годе.
-«Песня про Деда Мороза»
-«В просторном светлом зале»
Домашнее задание: заучивание стихов, изготовление костюмов к утреннику, оформление группы, подбор музыки, подготовка совместных работ детей и родителей к выставке «Письмо Деду Морозу».
Итог:
Новый год – самый любимый, самый чудесный семейный праздник. Праздник с волшебными превращениями и подарками Деда Мороза. Что за «елка»? Кто придумал – назвать новогоднее представление именем дерева? Дети неплохо разобрались в данных вопросах в ходе реализации проекта «В мастерской Деда Мороза».
В результате данного проекта мы постарались уделить особое внимание
актуальности проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения. Патриотизм в современных условиях – это, прежде всего, преданность своему Отечеству и сохранение культурной самобытности каждого народа. Многообразие, богатство, духовная мудрость жизни наших предков представляют прекрасные возможности в воспитании нравственности у дошкольников. Поэтому мы основную идею проекта строили на идеях народной педагогики. Уделили особое внимание формированию у детей глубинных чувств любви и привязанности к своей культуре, своему народу через разумное, рациональное использование общенародных праздников, основанных на музыкальном фольклоре, устном народном творчестве, традициях и обычаях.
Достигнутые результаты
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. В первую очередь у родителей повысился интерес к проведению совместных мероприятий в детском саду, в совместной деятельности раскрылся творческий потенциал. Повысился уровень профессионального мастерства педагогов в создании условий для раскрытия творческих способностей детей. Пополнилась предметно-развивающая среда в группах. Проводимая работа по внедрению творческого проекта позволила:
- обогатить знания детей по истории, традициям и обычаям проведения нового года;
- совершенствовать умения детей в продуктивной деятельности (рисование, аппликация, ручной труд);
- сформировать социально-коммуникативные качества детей;
- более наглядно продемонстрировать совместную деятельность детей, родителей, педагогов.