Проект Развитие связной речи через театрализованную деятельность дошкольников
Проект Развитие связной речи через театрализованную деятельность дошкольников
Театрализованная деятельность - один из самых эффективных способов развития речи детей и прояления их творческих способностей, а также та деятельность в которой наиболее ярко проявляется принцип: учить играя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Участники проекта:дети логопедической группы, учитель-логопед, родители, воспитатели
Возраст детей: 5-6 лет
Актуальность проекта
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. Пересказ сказки способствует развитию связной речи детей. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа. Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре, можно использовать в повседневной жизни.
Вопросы, поставленные детям при подготовке к театрализации, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.
ЦЕЛЬ: развитие связной речи и эмоциональности детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности .
Задачи для детей:
Развитие связной речи
Развитие интонационной стороны речи
Закрепление умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, настольный, кукольный);
Использование в речи знакомых элементов сказки: присказка, зачин, концовка.
Задачи для педагогов:
Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и развитию связной речи дошкольников
Активизировать развитие речи детей через театрализованную деятельность
Способствовать созданию сотрудничества и партнерских взаимоотношений с родителями
Ожидаемый результат:
- пополнение театрально-игрового уголка новыми атрибутами, настольными театрами
- пробуждение интереса детей к театральной деятельности
- повышение уровня развития речи, общительности, самооценки детей
- дети научатся передавать характер персонажа мимикой, жестами, интонацией
- вовлеченность родителей в единое пространство «семья – детский сад»
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
Диагностика речи детей логопедической группы
Анкетирование родителей «Речь вашего ребенка»
Приложение 1
Подбор материалов: литературы, словесно-дидактических игр, наглядного пособия, раздаточного и демонстрационного материала.
Составление перспективного плана развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня
Разработка конспектов организованной образовательной деятельности, мероприятий совместной деятельности
Составление картотеки театрализованных игр для детей старшей группы
Приложение 2
Создание развивающей среды в детском саду и дома.
Основной этап:
Проведение бесед, занятий, театрализованных игр, пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, подвижных игр
Приложение 3
Разыгрывание песен, стихов, сценок, сказок при помощи различных видов театра
Игры- имитации и импровизации
Чтение русских народных сказок
Изготовление настольного театра «Колобок», «Три поросенка»
Постановка сказок «Теремок», «Колосок», и др.
Викторина «Наши любимые сказки»
Конкурс рисунков «Мой любимый сказочный герой»
Заключительный этап:
Диагностика речи детей логопедической группы
Анализ проведенной работы и обобщение опыта
Взаимодействие с родителями
Консультации для родителей
Папки-передвижки для родителей
Буклеты
Анкетирование родителей.
Фотоотчет: «Нам некогда скучать, любим в театр дома мы играть».
Оформление выставки: рисование с детьми «Моя любимая сказка».
Конкурс поделок «Мой любимый герой сказки»
Возможные риски
и пути их преодоления
Слабая мотивация участников проекта.
Пути коррекции:внедрение дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых, более интересных форм работы.
Высокая заболеваемость детей, низкое посещение детского сада.
Пути коррекции: периодическое возвращение к уже пройденному материалу.
Отсутствие условий в проведении какого-либо запланированного мероприятия.
Пути коррекции: проведение иного мероприятия, способствующего достижению намеченных целей и реализации поставленных задач.
Приложение 1
Анкета для родителей
«Речь Вашего ребёнка»
1. Достаточно ли понятно для окружающих формулирует свои мысли Ваш ребенок?________________________________________________________
2. Часто ли он использует в разговорах вежливые слова?_______________
3. Умеет ли Ваш ребенок смело высказывать свое мнение?_____________
4. Умеет ли Ваш ребенок внимательно слушать, не перебивая собеседника?
11. Ходите ли Вы с ребенком в детскую библиотеку?_____________________
12. Проявляет ли Ваш ребенок инициативу в беседе, задает ли вопросы собеседникам?______________________________________________________
13. Как Вы считаете, все ли звуки выговаривает Ваш ребенок?_____________
14. Нужна ли Вашему ребёнку помощь логопеда?________________________
15. Всё ли Вы делаете возможное, чтобы речь Вашего ребёнка была чистая, грамотная, культурная?_____________________________________________
Приложение 2
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕЙ ГРУППЫ
Картотека
Игры на мышечное напряжение и расслабление
Паровозики
Круговые движения плечами. Руки согнуты в локтях, пальцы собраны в кулачок. Непрерывное неторопливое круговое движение плечами вверх-назад — вниз-вперед. Локти от корпуса не отводятся. Амплитуда во всех направлениях должна быть максимальной. При отклонении плеч назад напряжение усиливается, локти сближаются, голова отклоняется назад. Упражнение выполняется несколько раз без остановки. Желательно, чтобы движение плеч начиналось вверх и назад, а не вперед т.е. расширяя, а не сужая грудную клетку.
Великаны и гномы
Положив руки на пояс, встать пяточками вместе, носочки отведя в стороны. Не спеша подняться на полупальцы, продолжая держать пятки вместе. После короткой паузы опуститься на всю ступню, не перенося тяжесть на пятки.
Загадки без слов
Цель: развивать выразительность мимики и жестов. Воспитатель созывает детей:
Сяду рядышком на лавку,
С вами вместе посижу.
Загадаю вам загадки,
Кто смышленей — погляжу.
Одна группа детей выбирает картинки, которые могут загадать, не произнося ни слова. Вторая подгруппа в это время располагается в другой части зала.
Дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают, например: ветер, море, ручеек, чайник (если сложно, то: кошку, лающую собаку, мышь и т.д.). Дети второй подгруппы отгадывают. Затем загадывает вторая подгруппа, а отгадывает — первая.
Телефон
Цель:развивать фантазию, диалогическую речь.
Петрушкина загадка:
Поверчу волшебный круг —
И меня услышит друг.
Что ЭТО? (Телефон.)
Петрушка приглашает по два человека от каждой команды. Для каждой пары предлагается ситуация и тема для разговора. Пара составляется из членов противоположных команд.
1. Поздравить с днем рождения и напроситься в гости.
2. Пригласить на спектакль.
3. Вам купили новые игрушки, а вашему другу хочется в них поиграть.
4. Ваш друг (подруга) отнял любимую игрушку, а теперь извиняется. И т.д.
Пантомима
Дети одной команды с помощью пантомимы показывают предмет (поезд, утюг, телефон, гриб, дерево, цветок, пчела, жук, заяц, собака, телевизор, кран, бабочка, книга). Дети другой команды угадывают.
Проговаривание диалога с различными интонациями
Ребенок: Мед в лесу медведь нашел...
Медведь: Мало меду, много пчел!
Диалог проговаривается всеми детьми. Воспитатель помогает найти нужную интонацию.
Игры на РАЗВИТИЕ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Цель: научить детей владеть своим телом, свободно и непринуждённо пользоваться движениями своих рук и ног. Формировать простейшие образно-выразительные умения.
Лисичка подслушивает
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут Котик с Петушком, и подслушивает, о чем они говорят.
Поза: ногу выставить вперед, корпус тела слегка также наклонить вперед.
Выразительные движения: голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо), взгляд направить в другую сторону, рот полуоткрыть.
Жаркое лето. Только прошел дождь. Дети осторожно ступают, ходят вокруг воображаемой лужи, стараясь не замочить ног. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.
Танец розы
Под красивую мелодию (грамзапись, собственный напев) исполнять танец удивительно прекрасного цветка — розы. Ребенок сам придумывает к нему движения.
Внезапно музыка прекращается. Это порыв северного ветра «заморозил» прекрасную розу. Ребенок застывает в любой придуманной им позе.
1. Предложить детям пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.
2. Предложить ребенку от лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).
3. Предложить ловить бабочку или муху от лица различных персонажей.
4. Изобразить прогулку семейства трех медведей, но так, чтобы все три медведя вели себя и действовали по-разному.
Цветочек
Потянуться вверх, напрягая до кончиков пальцев весь корпус («цветочек встречает солнышко»). Затем последовательно уронить кисти («спряталось солнышко, головка цветочка поникла»), согнуть руки в локтях («стебелек сломался»), освободив от напряжения мышцы спины, шеи и плеч, позволить корпусу, голове и рукам пассивно «упасть» вперед и слегка согнуть колени («завял цветочек»).
Веревочки
Слегка наклониться вперед, подняв руки в стороны и затем уронив их. Повиснув, они пассивно покачиваются, пока не остановятся. Активно раскачивать руками после падения не следует. Можно подсказать игровой образ: ронять руки, как веревочки.
Пальма
Цель. Напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах.
Ход игры. «Выросла пальма большая-пребольшая»: правую руку вытянуть вверх, потянуться за рукой, посмотреть на руку.
«Завяли листочки»: уронить кисть. «Ветви»: уронить руку от локтя. «вся пальма»: уронить руку вниз. Упражнение повторить левой рукой.
Штанга
Цель. Попеременное напряжение и расслабление мышц плечевого пояса и рук.
Ход игры. Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Потом бросает ее, отдыхает.
Самолеты и бабочки
Цель. Учить детей владеть мышцами шеи и рук; ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке.
Ход игры. Дети двигаются врассыпную, по команде «самолеты» бегают стремительно, вытянув руки в стороны (мышцы рук, шеи и корпуса напряжены); по команде «бабочки» переходят на легкий бег, делая руками плавные взмахи, голова мягко поворачивается из стороны в сторону («бабочка ищет красивый цветок»), кисти, локти, плечи и шея не зажаты.
Упражнение можно делать под музыку.
Кто на картинке?
Цель. Развивать умение передавать образы живых существ с помощью пластических выразительных движений.
Ход игры. Дети разбирают карточки с изображением животных, птиц, насекомых и т.д. Затем по одному передают в пластике заданный образ, остальные отгадывают. На нескольких карточках изображения могут совпадать, что дает возможность сравнить несколько вариантов одного задания и отметить лучшее исполнение.
Игровая ситуация: в море тонет корабль, радист передает радиограмму с просьбой о помощи. Ребенок, сидящий на первом стуле, — «радист», он передает по цепочке хлопками или похлопыванием по плечу определенный ритмический рисунок. Все дети по очереди повторяют его, передавая дальше. Если задание выполнено правильно и последний ребенок — «капитан» спасательного судна точно повторяет ритм, тогда корабль спасен.
Ход игры. Дети сидят на стульях в полукруге и на полу по-турецки с закрытыми глазами. Водящий ребенок придумывает и фиксирует позу, показывая ее первому ребенку. Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего ребенка с позой водящего. Детей обязательно следует поделить на исполнителей и зрителей.
Ход игры. Дети стоят врассыпную — это обезьянки. Лицом к ним — ребенок — посетитель зоопарка, который выполняет различные движения и жесты. «Обезьянки», передразнивая ребенка, точно повторяют все за ним.
В моей Вообразилии, в моей Вообразилии Там царствует фантазия во всем своем всесилии; Там все мечты сбываются, а наши огорчения. Сейчас же превращаются в смешные приключения; Воспитатель достает из волшебного мешка маски «Рак» и «Лягушка». Разыгрывание по ролям мини-сценки «Рак-бездельник».
Ведущий: Жил у речки под корягой Старый рак-отшельник. Был он соня, белоручка, Лодырь и бездельник. Он позвал к себе лягушку:
Рак: Будешь мне портнихой,
Белошвейкой, судомойкой, Прачкой, поварихой.
Ведущий: А лягушка-белогрудка Раку отвечает:
Лягушка: Не хочу я быть служанкой глупому лентяю!
Мини-сценку дети разыгрывают несколько раз различными группами. А затем предлагается придумать и разыграть продолжение диалога. В игру включаются воспитатель и родители.
Воспитатель: Я взмахну своей волшебной палочкой, и вы больше не сможете говорить, а будете только двигаться.
(Звучит текст, дети имитируют движения.)
— Только в лес мы пришли, появились комары.
— Вдруг мы видим: у куста птенчик выпал из гнезда.
«Игра с платком». Предложить ребенку с помощью платка, движений, мимики изобразить: а)бабочку, б) лису, в) принцессу, г) волшебника,
д) бабушку, е) фокусника, ж) больного с зубной болью.
Игры–стихи.
Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.
Ход игры. Комната делится пополам шнуром или чертой. С одной стороны находятся выбранные с помощью считалки «Дедушка и трое—пятеро внучат», с другой стороны — остальные дети и педагог, которые будут загадывать загадки. Договорившись, о чем будет загадка, дети идут к «дедушке» и «внучатам».
Дети: Здравствуй, дедушка седой с длинной-длинной бородой!
Дедушка: Здравствуйте, внучата! Здравствуйте, ребята! Где побывали? Что вы повидали?
Дети: Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!
Дети показывают придуманную загадку. Если «дедушка» и «внучата» дают правильный ответ, дети возвращаются на свою половину и придумывают новую загадку. Если разгадка дана не правильно, дети говорят верный ответ и после слов «Раз, два, три — догони!» бегут за черту, в свой дом, а «дедушка» и «внуки» стараются догнать их, пока те не пересекли спасительной линии. После двух загадок выбираются новые «дедушка» и «внучата».
В загадках дети показывают, как они, например, моют руки, стирают платочки, грызут орехи, собирают цветы, грибы или ягоды, играют в мяч, подметают веником пол, и т.п.
Приложение 3
Беседа 1 «Знакомство с театром»
Цель: Формировать интерес к театру, к театрализованной деятельности.
Задачи:
- расширить знание детей о театре, как о разновидности искусства;
- активизация речи детей через развитие диалогической беседы введение в активный словарь новых слов-понятий (Фойе, софиты);
- закрепить текст стихотворения С. Маршака «В театре для детей»;
- закреплять знание профессий людей, служащих в театре;
- воспитывать культуру общения между детьми, детьми и взрослыми;
- продолжать формировать умение соблюдать правила поведения в театре.
Ход беседы:
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами поговорим о театре. Что же такое театр?
Дети: Театр – это дом, где показывают спектакли, сказки, где танцуют и поют, рассказывают стихи.
Воспитатель: Ребята, а вы были в настоящем театре?
Дети: Нет.
Воспитатель: Как вы думаете, зачем люди ходят в театр?
Дети: Взрослые и дети ходят в театр, чтобы посмотреть спектакль, сказку, послушать музыку, узнать новое, отдохнуть.
Воспитатель: Каждое посещение в театр – это праздник! Слово ТЕАТР пришло к нам из греческого языка и означает «место для зрелищ, зрелище». Но театр – это не только вид искусства, но и здание, куда мы приходим на спектакли. Хотите узнать больше о театре?Дети: Да.Воспитатель: Давайте отправимся в театр. А я буду вашим экскурсоводом. Приглашаю вас на экскурсию! Слайд 1 ЗНАКОМСТВО С ТЕАТРОМ Воспитатель: Театрыбывают разные по жанру: театры, в которых артисты не разговаривают, а поют, и их пение, сценическое действие и поступки согласовываются с музыкой, написанной специально для данной пьесы - это опера.
ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА
ОПЕРА
В опере не говорят, а поют. То, что исполняет оперный певец, называется ария.
Театры, в которых артисты не разговаривают, а танцуют, и все чувства выражаются танцевальными движениями — это балет.
Артисты балета рассказывают зрителям обо всех событиях и отношениях героев друг с другом с помощью танца.
Много замечательных опер и балетов поставлено по сказкам.
Алиса в Стране Чудес
Щелкунчик
Сказка о царе Салтане
ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР
В драматическом театре актеры разговаривают. О героях и событиях драматург рассказывает в пьесе через диалоги. ТЕАТР ЗВЕРЕЙ
Самый старый театр существует в Москве - это театр В. Л. Дурова. «Уголок дедушки Дурова»где выступают животные: бегемот, слон, ворон, пеликан, енот и многие другие.
КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР Есть кукольные театры, где зрители смотрят не на живых артистов, а на управляемых артистами кукол
КУКЛЫ-ПЕРЧАТКИ КУКЛЫ - МАРИОНЕТКИ
ТЕАТР ТЕНЕЙ
ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ
Давайте рассмотрим зрительный зал. Самое главное место в зрительном зале – это сцена, на которой играется спектакль. Саму сцену пока не видно. Она еще закрыта занавесом. Если вы сидите далеко от сцены, вам понадобится театральный бинокль, который можно принести с собой или приобрести в гардеробе.
ПАРТЕР
БЕНУАР
БЕЛЬЭТАЖ
1 ЯРУС
2 ЯРУС
БАЛКОН
ОРКЕСТРОВАЯ ЯМА. Музыкальные оперы и балет, в опере артисты поют, их называют солистами, а помогают им хореографы и оркестр. Оркестром руководит дирижер, чтобы музыканты играли в одном ритме и темпе, А в балете артисты танцуют. В постановке танца им помогает хореограф. Музыканты сидят в оркестровой яме. Оркестровая яма - специальное помещение для оркестра в театре, находящееся перед сценой.
ЗАНАВЕС
Что же такое театральный занавес? Это полотно, закрывающее сцену от зрительного зала. Спектакль начнется, как только занавес поднимется или раздвинется, так как они бывают раздвижные или поднимающиеся.
ДЕКОРАЦИИ
Декорации для спектакля изготавливаются в цехе по эскизам художников-декораторов.
Декорации для спектакля изготавливаются в живописно-декорационном цехе по эскизам художников.
БУТАФОРИЯ
Бутафория – поддельные, специально изготовляемые предметы скульптуры, мебели, посуды, употребляемые в театральных спектаклях взамен настоящих вещей. Работник театра, изготовляющий предметы бутафории, называется бутафором.
Бутафорскими могут быть посуда, угощение, оружие, мебель.
СОФИТЫ
С помощью софитов осветители могут изобразить на сцене рассвет или закат, вспышки молнии, звездное небо и многое другое.
Звукооператор во время спектакля может включить фонограмму: шум дождя или рокот волн, гул толпы или свист ветра – смотря что в это время происходит на сцене.
Перед спектаклем гример накладывает актерам грим. Опытный мастер может изменить лицо актера до неузнаваемости.
Актерам для спектакля могут понадобиться cамые разные костюмы - и старинные, и современные, и даже cказочные.
Весь костюм должен сначала придумать, а потом нарисовать художник. Затем портные воплотят его идеи в жизнь. Мастера могут так расписать кусок мешковины, что из зала он будет казаться богатой парчой, бархатом или шелком.
-А самый главный человек, который всем спектаклем заправляет, это режиссёр. Он выбирает, какую пьесу ставить, распределяет роли, организует и проводит репетиции и всё, что происходит на сцене.
РЕЖИССЁР
Режиссёр также выбирает, какую пьесу ставить, работает с художником-постановщиком, организует все, что происходит на сцене.
Наконец, спектакль готов, и театр приглашает зрителей. Новый спектакль называется премьерой. Итак, мы с вами – зрители. Спектакль скоро начнется и нам пора отправляться в зрительный зал. Но что это? (Колокольчик) Кто из вас самый внимательный и услышал необычный звук? Это театральный звонок. Всего в театре перед началом спектакля подают три звонка. Третий звонок свидетельствует о том, что спектакль начинается. После третьего звонка в зале гаснет свет. Заходить в зрительный зал после третьего звонка неприлично.
Аплодисменты!
Воспитатель: Вот наша экскурсия и подошла к концу, вам понравилось путешествовать?
Дети: Да.
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось? Давайте вспомним, где мы побывали? Что видели? Молодцы! Вы были внимательны, пора возвращаться в детский сад.
Воспитатель: Ребята, вот мы и познакомились с волшебным театром! Давайте нарисуем с вами сцену для нашего театра. Как вы ее представляете?
Дети рисуют сцену для театра. Расссматривают какие прекрасные сцены получились.
Беседа 2 «История театра»
Задачи:формировать у детей представление об истории театра, видах театра, развивать воображение, восприятие, внимание, диалогическую речь; воспитывать понятие о культуре поведения в театре, интерес к театру, желание его посещать, отражать свои впечатления в сюжетно-ролевой игре.
Воспитатель: Сегодня мне как раз хотелось бы с вами продолжить разговор о театре. Я вам сейчас раздам билеты, согласно которым вы займёте свои места, как в театре, соответственно своему номеру билета.
Дети занимают места за столами.
Воспитатель: Что-то вы уже знаете о театре, что-то узнаете ещё сегодня. Мы сегодня будем наполнять пустую вазу знаниями о театре, для этого у вас на столах стоят чашечки с бусинками, а у меня на столе пустая. И по мере того, как будут пополняться ваши знания, вы будете наполнять бусинками пустую чашу. Ещё у вас на столах лежат подносы, разделённые на три части с условными обозначениями (+, –, ?) – такой трёхчастный дневник, картинки на тарелочках.
Вы постарайтесь вспомнить всё, что вы знаете о театре. Выберите соответствующую картинку и положите её в самый большой раздел тарелочки, где стоит знак «+». Затем вы посовещайтесь со своим соседом по столу, обменяйтесь мнением, что он знает о театре. И когда будете готовы отвечать, просигнализируйте мне об этом поднятием рук, сцепленных между собой.
У меня на доске такой же дневник, я его буду заполнять по вашим ответам.
Раздел тарелочки, где стоит знак «–», будем заполнять, когда вы что-то узнаете новое о театре. А раздел, где стоит «?» если вам еще что-то захочется узнать о театре.
Дети работают индивидуально и в парах, сигналят о готовности.
Воспитатель: Что ж, вижу, что все готовы.
Дети рассказывают, что они знают о театре, при этом, за каждый правильный ответ заполняют бусинками пустую чашу на столе воспитателя. В это время воспитатель по ответам детей заполняет в своём дневнике раздел со знаком «+».
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какие театры вы знаете?
Дети называют.
Воспитатель: Я сегодня предлагаю вам попробовать себя в роли артистов. Как вы правильно отметили, театр бывает кукольный, театр юного зрителя, где артисты исполняют роли, театр пантомимы, пальчиковый театр, театр би-ба-бо. Итак, вы сейчас разделитесь на группы. У нас в группе организовано три театра:
1. Театр юного зрителя.
2. Театр пантомимы.
З. Концертный зал.
Воспитатель: Вы подойдите к двери того театра, цвет которой соответствует цвету цифры вашего номера билета.
Дети распределяются на группы.
Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю задания, которое вам надо будет выполнить. Вы между собой договоритесь, кто какую роль или кто какое задание будет исполнять. Когда вы будете готовы, просигнализируйте мне поднятием рук, сцепленных между собой.
– артистам театра юного зрители нужно показать фрагмент сказки «Теремок»; – артистам театра пантомимы показать в движении сказочного героя под соответствующую музыку «Тарантелла», «Баба-Яга»; – артистам, выступающим в концертном зале, исполнить стихотворение Маршака «Тает месяц молодой» или песню «Киска, киска, как дела».
Дети исполняют роль артистов, роль сказочных персонажей, исполняют пантомиму под музыку.
Воспитатель: Вы убедились в том, что артистом стать нелегко, для этого надо изменять голос, говорить с выражением, менять выражение лица, производить какие-либо жесты руками. Этому всему надо долго учиться. Мы сейчас будем учиться некоторым моментам, которые необходимы артисту.
Дети выходят на коврик, присаживаются.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в «Мимический кубик». Кто-либо из вас бросает кубик, вам выпадает фрукт или овощ. Нужно на лице изобразить его вкус.
Проводится игра «Мимический кубик».
Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Веер». Я вам показываю изображение лица, а вам надо произнести фразу «У нас гости» с такой интонацией в голосе, какое настроение вы увидите на изображённом лице. Вот например: испуганно «...».
Воспитатель: А теперь займите свои места в театре. Театр – это общественное место. В нём нужно вести себя культурно. Вы знаете о правилах поведения в театре?
Дети: Да.
Воспитатель: У нас сегодня ещё один гость кукла Таня. Она хочет вас познакомить с правилами поведения в театре.
Воспитатель говорит от имени куклы.
Если ты пришёл в театр, Себя культурно там веди: Не кричи, не шуми, Спокойно ты везде ходи.
К гардеробу подойди, Вежливо ты попроси Пальто у тебя принять. Не забудь же номерок с собою взять.
Когда с родными ты идёшь в театр, Всегда чистый выбирай наряд. Тебе самому приятно, И мальчик, сидящий рядом, тоже будет рад.
Когда артисты будут выступать, Сказку показывать им не мешай. Хлопай им за выступление, Подари букет цветов весенних.
В перерыве, который называется антракт, Не делай ты вот так: Зрителей при выходе локтями не толкай, В буфете не кричи: «Дай, мне дай!».
В зале, где артисты выступают, Не жуют, фантики от конфет на пол не бросают. Сказку запомнить стараются, А после друзьям рассказать её пытаются.
Воспитатель: Сейчас вы узнали о правилах поведения в театре. Найдите у себя в тарелочках карточка с буквой «П» и положите её в раздел вашего дневника, где стоит знак «–». Это то, что вы узнали сегодня на занятии.
Воспитатель: Хотелось бы вам ещё что-нибудь узнать о театре?
Если дети будут молчать или сомневаться, задать им наводящие ВОПРОСЫ: Как устроен театр изнутри? Как называются места в зале, на балконе? Кто первый создал театр? Какие театры есть в нашем городе Кирове? Как стать артистом?
Воспитатель: Мне очень приятно, что у вас ещё есть вопросы о театре. Ну что ж, об этом мы поговорим в следующий раз. Вы сегодня были очень активны, эмоциональны. И я, благодаря вам, тоже поработала хорошо.
Давайте в конце нашего занятия проведём игру «Найди пару сказочному герою». И если вы все персонажи подберёте верно, то мы сможем прочитать слово вместе с гостями, которое охарактеризует нашу деятельность на этом занятии.
Беседа 3 «Культура поведения в театре»
Цель: познакомить детей с культурой поведения в театре; стимулировать интерес детей к театральному искусству; формировать понятие того, что основной принцип поведения в театре и в любом общественном месте – это ввести себя скромно, не привлекать к себе лишнего внимания, не мешать другим; воспитывать умение правильно вести себя.
Что мы представляем себе, слыша слово «театр»?
Тихое шуршание занавеса, открывающего таинственную глубину сцены? Угасающие огни нарядных люстр и сумрак зрительного зала? Не правда ли, похоже на праздник? Посещение театра и есть маленький праздник. Только чтобы не испортить его ни себе, ни другим, нужно соблюдать некоторые несложные правила:
Приходить в нарядной одежде;
Позаботьтесь, чтобы в руках у вас не было шуршащих пакетов и больших рюкзаков;
Приезжайте в театр минут за 20-30. Этого времени вполне достаточно, чтобы успеть, не спеша раздеться, поправить прическу и занять свои места.
Как правильно пройти к своим креслам:
Для начала найдите ряд, указанный в билете.
Чтобы пройти к своим местам, вам придется побеспокоить уже сидящих. Повернитесь к ним лицом, а спиной к сцене.
Проходя по ряду, извинитесь тихим голосом или кивком головы за причиненное беспокойство.
Если ваши места в середине ряда – приходите в зрительный зал пораньше;
Не стоит ждать 3- го звонка. Если же вы опоздали, нужно обратиться к смотрителю, стоящему у дверей зала. Вам помогут занять до антракта свободные места, или придется постоять;
Если в зале вы увидели знакомых, не стоит махать руками, кричать или громко переговариваться через несколько рядов. Достаточно улыбки или кивка головы;
Заняв места, не следует занимать оба подлокотника. Ваш сосед имеет такое же право опереться, как и вы;
Не стоит сидеть, прильнув друг другу, поскольку нужно помнить о сидящих сзади. Они тоже хотят видеть сцену;
Не рекомендуется приносить в зал шоколад, бутерброды, мороженое, яблоки, конфеты, напитки;
На концерте не подпевайте исполнителю, если он об этом специально не просит - все же люди пришли послушать не ваше пение;
Во время спектакля не разговаривайте даже шепотом и не ищите случайно оброненную вещь – она никуда не денется до перерыва.
Нужно ли соблюдать тишину во время просмотра спектакля?
Соблюдать тишины во время спектакля – главное правило;
Нельзя во время спектакля перешептываться, шаркать ногами, стучать пальцами по подлокотнику кресла – вы отвлекаете не только зрителей, но и актеров;
Перед началом действий отключите мобильные телефоны;
Если вы простужены - воздержитесь от похода в театр: кашель и чихание очень мешает публике и артистам;
Если же вам внезапно стало нехорошо – постарайтесь выйти из зала как можно тише;
Выходить из зала можно только после того, как актеры покинут сцену. Дождавшись, когда опустится занавес, не стоит бегом бежать в гардероб, чтобы получить свою одежду, «пока очередь не набежала». Пять минут вас не спасут, а настроение будет испорчено. К тому же артисты выходят на поклон, и зачастую не один раз. Разве вам неприятно еще раз увидеть актеров, работающих для вас два часа? Поблагодарите их аплодисментами.
Молодцы, ребята. Вы были очень активные, знаете, как нужно вести себя в театре.