Просмотр содержимого документа
«Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 муниципального образования Усть-Лабинский район
Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр»
Проектная деятельность
с детьми младшей группы
Воспитатель: Рубанова Л.С.
2024 – 2025учебный год
Возраст: 3-4 года
Тема: Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр.
Вид проекта – творчески познавательный.
Участники проекта — воспитатель, дети младшей группы, родители.
Продолжительность — долгосрочный (2024 – 2025 учебный год).
Актуальность:
Актуальность данного проекта обусловлена тем, что в настоящее время мы видим, что общение исчезает из жизни детей, оно вытесняется «более важными» делами как компьютерные игры, многочасовые просмотры телепередач и т.д. Поэтому проблема обучения общению, развитие речевой активности детей имеет огромную социальную значимость и актуальность.
Речь помогает детям осознано воспринимать окружающий мир и является средством общения.
Игра - это благоприятное условие для развития речи детей, в игре происходит обогащение словаря, знакомство с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности.
Игра, это ведущий вид деятельности дошкольников, поэтому в ней происходит более интересный способ переработки выражения эмоций, переживаний впечатлений об окружающей жизни, способность мыслить и выражать свои чувства.
Теоретическое обоснование:
Игра, протекающая в коллективе, представляет благоприятные условия для развития речи. В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем во время проведения непосредственно образовательной деятельности.
Игра – это не просто развлечение, это труд ребёнка, его жизнь. В ходе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, своё место в этом мире. В игре ребёнок накапливает знания, умения, навыки, овладевает языком общения, у него развивается речь.
Л.С. Выгодский определил игру, как основную ведущую деятельность в дошкольном возрасте. О большом значении игры, как средства общения, отмечено в работах Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой, Т.И. Маркова.
Для развития речи детей младшего дошкольного возраста целесообразно использовать следующие виды игр:
— Пальчиковые игры. Способствуют развитию мелкой моторики рук, развитию воображения и речи ребёнка.
-Словесные игры. Способствуют обогащению активного и пассивного словаря детей, развитию памяти и расширяют детский кругозор.
-Дидактические игры. Способствуют развитию познавательной деятельности.
-Сюжетно-ролевые игры. Способствуют изучению окружающего мира, жизни и деятельности взрослых и сверстников.
Во время игры активно работают все психические процессы ребёнка: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания и развития. В игре ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает.
Цель: Внедрить в образовательный процесс различные виды игр, для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
Активизировать познавательный интерес, привлекать детей к совместной и самостоятельной игровой деятельности.
Целенаправленно обогащать активный и пассивный словарь детей.
Развивать мелкую моторику рук с использованием пальчиковых игр.
Развивать речь, дикцию, используя стихи, потешки, чистоговорки.
Пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.
Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, умения согласовывать свои действия с другими детьми.
Повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей.
Предполагаемый результат:
Дети активно вступают в речевое общение со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.
Умеют вести диалог с воспитателем, слушать и понимать заданные вопросы, понятно отвечать на них.
Игровые центры пополнены новыми атрибутами: костюмами, масками для игр детей.
У родителей появится интерес к играм и совместной с детьми игровой деятельности.
Чтение сказки «Волк и семеро козлят» с рассматриванием презентации.
●Игра – драматизация
«Волк и семеро козлят»
Д/И «Из какой сказки герой?»
●Консультация «Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности».
●Чтение сказки «Волк и семеро козлят».
3.Заключительный этап.
Апрель-Май
-Чтение сказки «Курочка ряба» с рассматриванием иллюстраций
-Д/и «Сложи картинку»
Пальчиковая игра «Курочка Ряба»
- П/и «Вышла курочка гулять»
- Лепка на тему: « яичко Курочки рябы»
Заключение
Понимая значение игровой деятельности в развитии речи ребёнка дошкольного возраста, я намерена использовать её и дальше в своей работе, создавать условия для развития игровой активности, приобщать детей к различным видам игровой деятельности (дидактическим, подвижным, театрализованным, сюжетно – ролевым), обеспечить её взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
Дошкольный возраст я считаю самый активный и благоприятный для развития речевой активности дошкольников посредством сказкотерапии.
Прямо на глазах видны изменения, происходящие у детей. У них совершенствуется связная речь, используют в своей речи предложения разных видов, расширяется словарный запас слов. На занятиях дети более сосредоточенно слушают. Дети с удовольствием узнают и пересказывают тексты, проявляют творческую активность: придумывают концовку, новые сюжетные повороты, составляют рассказы по картинкам и иллюстрациям, инсценируют отрывки из прочитанных произведений, придумывают сказки, сочиняют загадки.
В результате проделанной работы у воспитанников чётко видны изменения в положительную сторону:
- у дошкольников совершенствуется связная речь, монологическая, речь – рассуждение, используются предложения разных видов, расширяется запас слов, обозначающих названия предметов, действий и признаков;
- дети слушают и слышат сказки, понимают их содержание, эмоционально воспринимают поведение сказочных героев, сопереживают и сочувствуют им;
- отвечают на проблемные вопросы, аргументируют, высказывают своё мнение и делают выводы;
- используют в своей речи средства выразительной интонации;
- узнают и пересказывают тексты сказок, проявляют творческую активность: придумывают концовку, новые сюжетные повороты, составляют рассказы по картинкам и иллюстрациям.
Актуальность моей деятельности невозможна без сотрудничества и взаимодействия с родителями. Родители активно участвовали в образовательном процессе, создавая единство, сотрудничество детского сада и семьи.
Осмыслив результаты своей деятельности, с учетом успехов и проблемы снижения познавательного интереса в качестве усваивания учебного материала и удержании внимания ребенка в процессе занятия, я поняла, что использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание.
Литература
Зацепина М.Б. «Развитие ребёнка в театрализованной
деятельности» обзор программ дошкольного образования «ТЦ Сфера»,2010 (Программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление Доу»).
Шипицина Л.М. «Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками». (для детей от 3 до 6 лет.) – «Детство-Пресс», 2007 г.
Луфт Т.В. «Театр – детям: практические материалы для работы с детьми». ОмИПКРО – 1998 г. Научный редактор Т. А. Чернобай.
Михайленко Н.Я. «Как играть с ребёнком». – М.: Педагогика,1990г.
Козлова С.А. «Дошкольная педагогика»: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. Учеб. Заведений. – 2-е изд.,перераб. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000г.
О.С. Ушакова, Е. М. Струнина «Методика развития речи детей дошкольного возраста».